Вирт (в духе Парка) рассматривает социологию как одновременно общую и специальную науку:
(1) Социология как общая наука — это познание человека, поскольку он ведет групповой способ существования. Она дает общее видение «природы человека и социального порядка». Она не имеет своего предмета и релевантна для всех наук о человеке (в том числе социальных).
(2) Социология как специальная наука имеет предметное содержание, однако оно в силу исторических обстоятельств лишено внутренней связности. — Это предметное содержание складывается по остаточному принципу: охватывает аспекты социальной жизни, еще не охваченные другими науками. Сюда входят несколько специальных дисциплин, изучающих одну и ту же социальную жизнь под разными углами зрения:
a) демография и человеческая экология;
b) изучение социальной организации;
c) социальная психология и изучение коллективного поведения.
(3) Связность и нераздельность общей и специальной социологии.
Теория как «часть всего, что мы делаем»
Вирт отвергает абстрактное теоретизирование как специальный вид деятельности: Вирт versus Парсонс (рецензия Вирта на «Структуру социального действия» в ASR, 1939).
Для социологии Вирта (и социологии, как Вирт ее понимает) характерны:
— вплавление абстрактных предпосылок и схем (как «угла зрения») — в т.ч. ценностей, интересов, допущений, понятий — в любую содержательную исследовательскую работу;
— активизм: ценностная (практическая) заданность исследовательских усилий;
— значимость непосредственного опыта: глубокая включенность в социальные процессы (участие) как необходимая предпосылка адекватного социологического познания.
Ср.: Р.Э. Парк и его ориентация на понимание, практически релевантное знание, а не на объективный взгляд со стороны. — Единство «теории» и «практики».
«Теория – это аспект всего, что мы делаем, а не совокупность знаний, отдельная от исследований и практики».
Общая «схема соотнесения»
Основные понятия: «социальное взаимодействие», «социальная группа», «сообщество», «общество». — Своеобразие интерпретации этих понятий, в сравнении со стандартными учебниковыми значениями.
1) Взаимодействие = фундаментальный процесс в формировании человеческой природы и социального порядка: индивиды создают социальный порядок своими действиями, а эмерджентные продукты их действий (обладающие свойствами, не сводимыми к свойствам произведших их индивидов), оказывают, в свою очередь, формирующее воздействие на человеческие личности.
Этот процесс соединяет в себе процессы поддержания и изменения социального порядка и процессы формирования и изменения личностей.
Снятие дихотомии «индивид versus общество»; уход от спора между реалистами и номиналистами.
2) Во взаимодействии создаются, сохраняются и распадаются социальные группы. Под «социальными группами» подразумеваются любые совокупности индивидов, которые могут мыслиться как сплоченные и обладающие единством.
Выделяются два источника «сплочения» и «единства»:
(а) взаимосвязь «симбиотического» характера;
(б) «консенсус».
3) Каждая группа может быть рассмотрена, в зависимости от характера объединяющих ее связей, как «сообщество» и как «общество». — Тот или другой тип связности может быть преобладающим. — (Ср.: Тённис.)
Тенденция развития социальных групп «от сообщества к обществу»: общий контекст для рассмотрения динамики человеческих групп в любых пространственных и временных масштабах. — В контексте этой тенденции Вирт трактует многие групповые образования:
— «сообщество»;
— «гетто»;
— «регион»;
— «город»;
— вплоть до «мирового сообщества» и «мирового общества».
Прототип сообщества: небольшая территориально ограниченная локальная группа, в которой заключен весть круг жизненных связей ее членов. — В этом случае границы «сообщества» и «общества» совпадают. — Предполагается случай полной изоляции.
Разрушение этого совпадения через выход тех или иных человеческих связей за пределы ранее изолированной единицы. — Дезорганизация, аномия, развитие: высвобождение личности из-под власти локальных обычаев; бреши в групповом консенсусе; ослабление социального контроля и регуляции поведения.
Современность: характерна утрата совпадения разных типов социальных взаимосвязей в пространстве: несовпадение границ, заключающих в себе эти взаимосвязи (экологические, экономические, технологические, политические, культурные, моральные). — Человек принадлежит к множеству социальных групп (кругов связей и взаимодействий), и они относительно независимы друг от друга.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.