Case-study на английском языке рекомендуется применять на старшей ступени обучения, так как ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, так как сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.[5, с. 16]
Апробация кейс-методики проходила в 10-ом классе школы №11 города Березники во время второй педагогической практики в период с 5 ноября по 30 декабря 2018 года. В группе было 12 старшеклассников, из них трое – отличники, один учился на тройки, остальные – хорошисты (Смотреть Приложение 3). Данная группа была собрана специально для углубленного изучения английского, так как в следующем учебном году эти ученики планировали сдавать ЕГЭ по английскому языку.
Во время практики занятия проходили по учебно-методическому комплекту «State Exam Maximiser» как по базовому учебнику, дополнительно использовались мультимедийные средства, тексты, тестовые задания и другие материалы. Всего было охвачено 3 раздела из учебника, один из которых под названием «Работа» стал основой для создания кейса.
Данный раздел был выбран по нескольким причинам. Во-первых, данная тема является одной из актуальных для старшеклассников, так как уже упоминалось, в этот возрастной период их интересы имеют профессиональную ориентацию (Подробнее смотреть в 1.1). Задумываясь о будущей профессии, ученики могут иметь четкий план своих действий для достижения своих целей. Более того, многие ученики углубленно изучают английский и собираются сдавать ЕГЭ по этому предмету, так как он является обязательным предметов при поступлении в вузы на определенные дисциплины. Во-вторых, работа и карьера подразумевает вопросы, связанные с бизнесом, что в свою очередь является истоком кейс-методики, а значит проблемы и ситуации, представленные в этом разделе можно использовать в кейсах. В третьих, выбранная тема является одной из основных на ЕГЭ, и задания, связанные с профессиями или карьерой могут быть, как и устной, так и в письменной части. Не менее важным фактором являлось то, что данный раздел был заключительным для педагогической практики. Это позволило подвести итоги так и данной цикла, так практики в целом, выявить сильные и слабые стороны группы и сравнить результаты с началом.
До начала работы с кейсом на протяжении всего периода обучения данного класса были проведены различные приемы, которые впоследствии использовались во время решения кейса. Например, учениками предлагалось ответить на опросы, связанные с их будущей профессией в парах и мини-группах, затем они должны были рассказать о своих партнёрах их выборе. Данный прием приобщал учеников к парной или групповой работе, давал возможность выслушать и запомнить ответ партера и тренировать монологическую и диалогическую речи. Также на основе одного из упражнений, ученики в группах расставляли определенные критерии и аргументировали выбор всей группы. Данный прием основан на обучении в сотрудничестве, так как ученики должны уметь выслушивать друг друга и уметь находить компромисс, более того, расставляя приоритеты, они развивают навыки анализа, классификации и аргументации ответа.
Исходя из представленной ранее классификации кейсов (Подробнее в 1.2), для занятия английского языка был создан учебный кейс типа short vignetts. На наш взгляд, в отличие от остальных больших кейсов, «небольшой набросок» может замотивировать учащегося, не теряя его мотивацию интерес при чтении кейса. Также нужно учитывать, что старший класс имеет большой объем заданий и по другим предметам, поэтому работа с кейсом не должна занимать много времени.
Кейс основан на задании экзаменационного типа №4 из раздела «Работа» учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» на странице 44. Оно предлагает взять на выбор одну из тем и подготовить речь и обсудить её в группе. Название кейса совпадает с темой и называется “What is more important: personal life and family or successful career?” Ситуация кейса повествует о Mr. Smith, который имеет хорошую семью и работу, но из-за проблем в жизни ему приходится сделать выбор между этими двумя важными вещами. Чтобы помочь решить данную ситуацию, к материалам кейса прилагаются ссылки на дополнительные ресурсы: блоги «Tips for Having a Happy Family and Successful»[29] и «You can’t have a happy family life and a successful career at the same time. Do you agree?»[30], а также видео «Working to Live or Living to Work?»[31] и «Family is more important than work»[28]. В дополнение, к кейсу прилагались модели выражений, которые могут быть использованы для выступления, задавания вопросов, согласия с другими учениками (Смотреть Приложение 5).
Апробация кейса происходила в несколько этапов, за неделю перед занятием ученики на уроке заполняли анкету, чтобы узнать, насколько ученики знакомы и заинтересованы данной методикой (Смотреть приложение 1). Далее ознакомились с кейсом, его проблемой, и делятся на две группы. Затем им объяснили принцип и ход работы с кейсом, ученики должны были дома снова ознакомиться ситуацией и материалами кейса и обсудить его решение в своей группе. Также они должны были опросить своих друзей и родственников, что для них важнее: семья или карьера и вывести общие результаты группы во время выступления. Помимо предложенных материалов, ученики могли опираться на собственный опыт и использовать записи из тетрадей, упражнения из учебника, слова и выражения из словарей и тому подобное. В кейсе также было прописано, что группа может выступать с презентацией или дополнительными мультимедийными средствами.
На следующем занятии группы представляли свои решения кейса. В презентации они описывали своё решение ситуации, приводили аргументы в её пользу и опровергали контраргументы. Затем они показывали результаты своих опросов и объясняли, согласуется ли мнение опрашиваемых с их группой или нет. Затем они выслушивали и отвечали на вопросы второй группы, которые у них возникали в ходе выступления. Учитель выслушивал речи групп, задавал интересующие вопросы, подводил итоги обсуждения кейса и оценивал работу каждого ученика по специальному листу оценивания (Смотреть приложение 6).
По результатам занятия, за свою работу и выступления шесть учеников получили пятерки, двое – четверки (Смотреть Приложение 4). Одну из этих четверок получил тот ученик, который в среднем получал удовлетворительные оценки. Успешность можно объяснить тем, что работая и готовясь в группе, ученики помогали друг другу и старались преодолевать трудности вместе. Остальные четыре ученика отсутствовали на занятии, и по словам группы, в работе не участвовали. Во время презентации группы смогли презентовать решения данного кейса, выразить свои собственную точку зрения и дополнить свои слова актуальным материалом. Даже слабые ученики смогли высказаться и поделиться своим опытом. Однако, что касается ответов на появлявшиеся вопросы, то у учеников возникали трудности при построении неподготовленной речи. Другим отрицательным фактором послужило то, что часть учеников не принимала никакого участия в решении кейса, что можно объяснить отсутствием навыков работы в сотрудничестве и проблем с школьной дисциплиной. Результаты первого опроса показали, что ученики не были знакомы с данной методикой, она у них ассоциируется со словами «расследование» и «поиск», и им было интересно учиться по кейсам, так как им интересны новые подходы к обучению. По сложившимся обстоятельствам, преподаватель данной группы не мог присутствовать на занятии, поэтому учащиеся были опрошены после занятия (Смотреть Приложение 2). В целом, ученикам понравилось занятие, так как данный подход был не совсем привычным, многие отметили, что кейс – это ситуация, которую можно решить разными способами и при этом можно обращаться к собственными знаниям и опыту. Также ученики ответили. Что хотели бы данную методику на других занятиях, потому что им понравилось обсуждать проблему в команде и готовить совместно презентации.
Выводы по второй главе
В данной главе были рассмотрены цели с содержание английского языка, и пришли к выводу, главной целью иностранного языка является формирование коммуникативной компетентности, необходимой для успешной социализации и самореализации, также у учеников должна быть сформирована целостная система универсальных знаний, умений и навыков. Реализация кейс-методики на уроках английского языка способствует развитию данной компетенции и раскрывает уже получение знания и умения.
Также было изучено три существующих кейса в рамках английского языка, разработанные российскими преподавателями, которые помогли определить содержание кейсов, ход работы с ними, рекомендации про их применению. Положительные и отрицательные стороны данных кейсов были учтены про написании собственного.
Помимо этого, был проанализирован учебно-методический комплект «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н. и Солоковой И.Е., который, несмотря на задания различных форм и упражнений, способствующих развитию коммуникативной компетенции, отличается однообразием их выполнения и представления ответа. Однако его направленность на подготовку к ЕГЭ и наличие упражнений с проблемными ситуациями, позволяет использовать их как опору для создания кейса.
И наконец, были кратко представлены используемые приемы и апробация кейса во время второй педагогической практики. Его применение на уроке позволило сделать в основном положительные выводы о проделанной работе.
Заключение
Дата: 2019-07-30, просмотров: 228.