ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 Факультет Иностранных языков

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

 

  Работу выполнил: обучающийся 741 группы направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный Язык» Гаранина Алина Александровна __________________________             (подпись)                                           
«Допущена к защите в ГЭК» Заведующий кафедрой ____________________       (подпись) «____» ___________ 20__ г.   Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего методики преподавания иностранных языков Штиглуз Любовь Борисовна _________________________              (подпись)

 

 

Пермь 2019

Содержание

                

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы.. 7

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов. 7

1.2 Понятие кейс-методики. 13

Выводы по первой главе. 23

Глава II. Развитие англоязычной коммуникативной компетенции в старшей школе с использованием кейс-методики. 25

2.1 Цели и содержание обучения английскому языку в старшей школе. 25

2.2 Анализ существующих приемов использования кейс-методики. 29

2.3 Анализ учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. 33

2.4. Разработанный кейс и приемы работы с ним для развития коммуникативной компетенции, их апробация в школе, анализ полученных результатов. 37

Выводы по второй главе. 42

Заключение. 43

Библиографический список. 45

Приложение………………………………………………………………..……..49

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена проблеме использования кейс-методики на уроках английского в старшей школе.

Одним из основных целей обучения английскому языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, другими словами, способности осуществлять межкультурное общение в современном мире.

В то же время, одним из инновационных способов организации обучения является кейс-методика (case-study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению, в процессе которых непосредственно идет формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

Данный метод был разработан в Школе бизнеса Гарвардского университета, которая хорошо известна своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета. Таким образом, всё вышесказанное подтверждают актуальность выбранной темы исследования.

Новизна исследования подтверждается практическими результатами. На основе раздела «Работа» из учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. был разработан и апробирован кейс в ходе второй педагогической практики в школе №11 г. Березники.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку в старшей школе.

Предмет исследования – кейс-методика для развития коммуникативной компетенции  английского языка в старшей школе.

Цель исследования состоит в использовании кейс-методики, направленной на развитие коммуникативной компетенции в старшей школе, на основе определенного учебно-методического комплекта, конкретного раздела и конкретных упражнений.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что если использовать кейс-технология в старшей школе, то это поможет более эффективному обучению и развитию коммуникативной компетенции. У учащихся сохранится интерес и мотивация изучать английский язык, а также повысится уровень владения английским языком в старшей школе, о чем могут свидетельствовать анкеты и графики.

Задачи исследования:

· выявить основные психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;

· изучить основы кейс-методики в обучении английскому языку;

· проанализировать существующие кейсы, разработанные для работы на занятиях английского языка;

· провести анализ учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. с целью выявления количества и содержания существующих упражнений, которые могут быть использованы в кейсе;

· разработать кейс на основе учебно-методического комплекта и провести его апробацию.

Решение поставленных задач обусловило выбор таких методов исследования, как наблюдение учебных процессов, беседы с заместителем директора по учебной работе, изучение научной литературы, анализ учебно-методического комплекта, апробация, синтез и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме использования кейс-методики в старшей школе на уроках английского языка.

Практическая ценность исследования состоит в разработке и применении кейс-методики для развития коммуникативной компетенции в старшей школе и в возможности использования предлагаемых материалов в практической деятельности учителя английского языка.

Структура данной работы представлена введением, в котором обозначены актуальность проблемы, цели и задачи исследования, основной частью, где раскрываются теоретические основы проблемы и приемы развития коммуникативной компетенции в старшей школе на уроках английского языка посредством кейс-методики, заключением, представленным выводами по главам и общими выводами по исследованию, библиографическим списком включающем 31 источник работ отечественных и зарубежных авторов и интернет-ресурсы, и приложение, содержащим разработанный кейс, лист оценивания, а также графики успеваемости и анкеты для учащихся.

 

Понятие кейс-методики

Для работы с кейсами и их использования на уроках английского языка, нужно сперва рассмотреть понятия, классификации и принципы данной методики. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций, другими словами, путем решения кейсов.

Метод case-study относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель данного метода–проанализировать ситуацию с определёнными условиями совместными усилиями группы  и выработать практическое решение. Окончание процесса – оценка предложенных способов решения кейса и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы, что соответствует возрастным особенностям развития старшеклассников [26].

 Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study: Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). Различие данных школ заключается в том, что в рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая предполагает многовариантность решения проблемы, которая больше подходит для учащихся старших классов [21].

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в группе, проводить анализ кейса, выполнять различные задачи и принимать управленческие решения.

Основные идеи и особенности метода ситуационного обучения достаточно просты.

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В классической схеме преподавания ученики получают не единственное решение, а множество истин, и пытаются ориентироваться в них. Данный метод удовлетворяет потребность к поиску решений, которая является особенностью учеников старших классов.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, то есть происходит сотворчество и сотрудничество ученика и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, а в данном случае идет развитие англоязычной речевой компетенции в старшей школе.

4. Технология метода выражается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального  понимания мира и общества в целом, что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный не эмоциональным изложением материала. Благодаря выражению эмоций, творческой конкуренции и даже элементам борьбы,  хорошо организованное обсуждение кейса стимулирует личностно-эмоциональный характер мышления старшеклассников [7].

Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Другими словами, решение кейсов позволяет развивать коммуникативные навыки в группе и личностно-эмоциональный образ мышления. [20 c.41]

Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны учеников, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала, в том числе и на уроках английского языка; он воздействует на профессионализацию учеников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно он воздействует и на образ мышления преподавателя, позволяя по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал [23].

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле.

- имитация механизмов принятия решения в жизни – вместо заучивания терминов с последующим пересказом, от ученика требуется  не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Разбирая кейс, ученики получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Поэтому чем больше в «багаже» у ученика проанализированных кейсов, тем больше вероятность использования готовых схем решений к сложившейся ситуации, это формирует навыки решения более серьезных проблем, с которыми старшеклассник может столкнуться в будущем [13, c.122-124].

В современной методике обучения иностранным языкам кейс-метод рассматривается как образовательная технология, которая имеет ряд характеристик. Кейс-метод является специфической разновидностью исследовательской технологии, разновидностью проектной технологии, технологией группового обучения, важными элементами которой выступают деятельность в группе (либо подгруппах) и взаимообмен информацией [14, c. 205].

Что касается классификации кейсов, она может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, которые на определенном практическом примере обучают учеников алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации – кейсы, где формируются проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках, прогнозах. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы [2, с.89].

Также заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:

- структурированный (highly structured) “кейс”, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;

- “маленькие наброски” (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания;

- большие неструктурированные “кейсы” (long unstructured cases) объемом до 50 страниц — самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

- первооткрывательские “кейсы” (ground breaking cases), при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики и преподаватели выступают в роли исследователей [2, с.89-90].

В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов и Ю.А Шаранов считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учеников на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время[9 c.5-15]. Но возможность его использования в конкретном классе на уроках английского языка, безусловно, зависит от уровня обученности учащихся данного класса.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учеников некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые, и особенно на уроках английского языка.

Поэтому, на наш взгляд, оптимальным выбором кейсов для работы с учениками старших классов являются иллюстрированные учебные ситуации, в которых проблема сформулирована четко, но имеет множество решений, ученикам предоставляется возможность сделать свой собственный выбор и чей объем не превышает больше 10 страниц, то есть по классификации Н. Федянина и В. Давиденко он будет относиться к маленьким наброскам.

Стоит оговориться, что использование в школах учебно-методических комплектов по иностранному языку, в том числе и английскому, не содержит готовых кейсов. Следовательно, создание кейса – это работа учителя иностранного языка. Поэтому для подготовки целесообразно выделять следующие основные этапы создания кейсов.

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учеников.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса [20].

При создании кейса учитель должен учитывать следующие условия:

- кейс должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком, особенно на английском языке;

- кейс должен быть создан на базе учебно-методического комплекта и содержать заложенный в каждом модуле вокабуляр и грамматические структуры;

- в нем должны быть показаны как положительные примеры, так и отрицательные;

- кейс должен соответствовать потребностям учеников, содержать необходимое и достаточное количество информации;

- текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

На занятиях английского языка решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения [12, с.251].

Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед учениками вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают ученикам вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации учитель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он  управляет разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие [22].

Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого ученики делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, то есть делают презентацию. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, хотя, и позволяет некоторым ученикам минимизировать их учебные усилия, поскольку каждый ученик опрашивается один-два раза за занятие. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки и умения, учит их четко выражать свои мысли. Однако, этот метод менее динамичен, чем Гарвардский метод. В открытой дискуссии организация и контроль участников более сложен.

Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. её целесообразно использовать в том случае, когда ученики обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень её компетентности, который складывается из компетентности её участников. Неподготовленность учеников к дискуссии делает её формальной, превращает в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельное её добывание [10, 64-65]. Сказанное выше необходимо учитывать при использовании кейс-методики на уроках английского языка.

 

Выводы по первой главе

Старший школьный возраст – это особый период, который находится на рубеже между детством и взрослостью и который имеет свои особенности, которые учитывать при обучении английскому языку. Старшеклассники уже не только имеют достаточный запас знаний, но также они проявляют стремление к получению новых знаний и умений.  Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер, то есть они проявляют интерес к тем предметам, которые они считают увлекательными и полезными в будущей жизни и профессии. Также у школьников стоят на первом месте те мотивы, которые связаны с жизненными планами и с самоопределением профессионального плана.  Помимо этого, на первый план встает сфера общения со сверстниками, поэтому на занятиях английского языка особое внимание нужно уделять развитию коммуникативных навыков.

 Одним из современных методов в обучении является метод конкретных ситуаций или case-study.  Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения, где непосредственная цель – проанализировать ситуацию с определёнными условиями и совместными усилиями группы выработать практическое решение.  Данная методика имеет ряд особенностей и преимуществ, в том числе интерактивность и многовариантность решения проблемы. Создание и решение кейсов имеет четкую последовательность, которую необходимо учитывать для достижения успехов в обучении и развитии навыков и умений.

Таким образом, кейс-методику стоит включать в процесс обучения английскому языку в старших классах, так как она соответствует особенностям данной возрастной группы и может решать проблемы коммуникативного плана. Она подразумевает моделирование процессов и механизмов принятия решений, исходя из знаний и опыта учащихся. Процесс решения кейса происходит в условиях поэтапного, многошагового изучения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно при помощи различных средств. В процессе решения кейса участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д. Другими словами, кейсы развивают социальные и коммуникативные навыки. К тому же, проблемы, представленные в кейсах, являются актуальными и способны ориентироваться на профессиональные интересы старшеклассников и развивают различные способности к практической и к познавательной деятельности. В зависимости от уровня знаний учеников и учебно-методических комплектов, учитель иностранно языка может создать кейс любого размера и типа.

 

Выводы по второй главе

В данной главе были рассмотрены цели с содержание английского языка, и пришли к выводу, главной целью иностранного языка является формирование коммуникативной компетентности, необходимой для успешной социализации и самореализации, также у учеников должна быть сформирована целостная система универсальных знаний, умений и навыков. Реализация кейс-методики на уроках английского языка способствует  развитию данной компетенции и раскрывает уже получение знания и умения.

Также было изучено три существующих кейса в рамках английского языка, разработанные российскими преподавателями, которые помогли определить содержание кейсов, ход работы с ними, рекомендации про их применению. Положительные и отрицательные стороны данных кейсов были учтены про написании собственного.

Помимо этого, был проанализирован учебно-методический комплект «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н. и Солоковой И.Е., который, несмотря на задания различных форм и упражнений, способствующих развитию коммуникативной компетенции, отличается однообразием их выполнения и представления ответа. Однако его направленность на подготовку к ЕГЭ и наличие упражнений с проблемными ситуациями, позволяет использовать их как опору для создания кейса.

И наконец, были кратко представлены используемые приемы и апробация кейса во время второй педагогической практики. Его применение на уроке позволило сделать в основном положительные выводы о проделанной работе.

 

 

Заключение

Материал данного исследования, изложенный в обобщенном и систематизированном виде. Несомненно, поможет учителям английского языка в их профессиональной деятельности, а именно в развитии коммуникативной компетенции в старшей школе.

Библиографический список

1. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

2. Байбородова Л. В. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии – 2016. – 258 с.

3. Березин С.В, Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков. – 2005. – 224 с.

4. Биболетова М.З., Садомова Л.В., Щепилова А.В. Примерные программы среднего (полного) общего образования: иностранный язык 10-11 классы. ФГОС. — 2012. — 392 с.

5. Бирюков В.В Использование кейс-технологии при обучении английскому языку. Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя иностранного языка : материалы II общеуниверситет. семинара ; Минск, 2015. – 176 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

7. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? //Обучение за рубежом, №7, – 2000. – 216 с.

8. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. М.: Харвест, —2002. — 896 с.

9. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.  —2006г. —190 с.

10. Лисина М.И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1960.– № 5.

11. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. – 2018. – 163 с.

12. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study / учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2014 – 208 c.

13. Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций). - Молодой учёный, 2013. - № 9 (56). - 469 с.

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – с. 256.

15. Соловова Е.Н, Солокова И.Е State Exam Maximizer. Английский язык. Подготовка к экзаменам. Pearson: Longman, – 2007 – 224 c.

16. Социальная психология развития. Книга для учителя. – 2016. – 560 с.

17.  Челышева И.В. Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста // Электронный научный журнал «Вопросы науки и образования». – 2018. –225 с.

18. Читао И.А. Психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. – 2006.  –№2 – 280 с.

19. Щербатых Л.Н. Метод CASE STUDY в обучении английскому языку старшеклассников //Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки – №4 – 2013. – 235-240 с.

20. Boehrer, J. and M. Linsky. Teaching with Cases: Learning to Question. / New Directions for Teaching and Learning, No. 42. Jossey-Bass Inc.- 1990

 

Интернет источники

21. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга.  – URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/ (дата обращения 23.05.2019).

22. Гришакина О.П Метод case study (разбор конкретных ситуаций): как один из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий [Электронный ресурс] // Профессиональная инициатива – URL: http://www.profesiniciative.ru/index.php/master1/81-metod-case-study-razbor-konkretnykh-situatsij-kak-odin-iz-variantov-primeneniya-v-praktike-obrazovaniya-sovremennykh-pedagogicheskikh-tekhnologij (дата обращения 24.05.2019).

23. Долгоруков А.А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Национальный институт "Высшая школа управления" –URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения 23.05.2019).

24. Злобенко О.В. Использование кейс-технологии на уроке английского языка как путь формирования стратегий смыслового чтения учащихся в основной школе [Электронный ресурс] – URL: https://ozlobenko.nethouse.ru/page/1113250 (дата обращения 23.05.2019).

25. Колесникова Н.А. Условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС: Кейс-технология [Электронный ресурс] // Российское просвещение – URL: https://rosprosvet.ru/material/pub_950/ (дата обращения 24.05.2019).

26. Кривошеева И.О. Использование видеоматериалов для обучения
английскому языку учащихся старших классов
общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/10399-Ispolzovanie_videomaterialov_dlya_obucheniya_angliyskomu_yazyku_uchashchikhsya_starshikh_klassov_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.html (дата обращения 24.05.2019).

27. Отт И.Ю. Использование современного метода case study при изучении иностранного (английского) языка. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-sovremennogo-metoda-case-study-pri-izuchenii-inostrannogo-angliyskogo-yazika-3229284.html (дата обращения 23.05.2019).

28. Family is more important than work [Электронный ресурс] // YouTube

URL: https://www.youtube.com/watch?v=QwYmq-asRjw (дата обращения 23.05.2019).

29. Tips for Having a Happy Family and Successful Career [Электронный ресурс] // TriNet Blog  – URL: https://www.trinet.com/hr-insights/blog/2016/4-modern-day-tips-for-having-a-happy-family-and-successful-career-without-losing-your-mind (дата обращения 22.05.2019).

30. Working to Live or Living to Work? [Электронный ресурс] // YouTube –URL: https://www.youtube.com/watch?v=TNRldP18bH8 (дата обращения 24.05.2019).

31. You can’t have a happy family life and a successful career at the same time. Do you agree? [Электронный ресурс] // Bayt.com Specialties – URL: https://www.bayt.com/en/specialties/q/15233/you-can-t-have-a-happy-family-life-and-a-successful-career-at-the-same-time-do-you-agree/ (дата обращения 23.05.2019).

 



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 Факультет Иностранных языков

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

 

  Работу выполнил: обучающийся 741 группы направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный Язык» Гаранина Алина Александровна __________________________             (подпись)                                           
«Допущена к защите в ГЭК» Заведующий кафедрой ____________________       (подпись) «____» ___________ 20__ г.   Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего методики преподавания иностранных языков Штиглуз Любовь Борисовна _________________________              (подпись)

 

 

Пермь 2019

Содержание

                

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы.. 7

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов. 7

1.2 Понятие кейс-методики. 13

Выводы по первой главе. 23

Глава II. Развитие англоязычной коммуникативной компетенции в старшей школе с использованием кейс-методики. 25

2.1 Цели и содержание обучения английскому языку в старшей школе. 25

2.2 Анализ существующих приемов использования кейс-методики. 29

2.3 Анализ учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. 33

2.4. Разработанный кейс и приемы работы с ним для развития коммуникативной компетенции, их апробация в школе, анализ полученных результатов. 37

Выводы по второй главе. 42

Заключение. 43

Библиографический список. 45

Приложение………………………………………………………………..……..49

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена проблеме использования кейс-методики на уроках английского в старшей школе.

Одним из основных целей обучения английскому языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, другими словами, способности осуществлять межкультурное общение в современном мире.

В то же время, одним из инновационных способов организации обучения является кейс-методика (case-study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению, в процессе которых непосредственно идет формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

Данный метод был разработан в Школе бизнеса Гарвардского университета, которая хорошо известна своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета. Таким образом, всё вышесказанное подтверждают актуальность выбранной темы исследования.

Новизна исследования подтверждается практическими результатами. На основе раздела «Работа» из учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. был разработан и апробирован кейс в ходе второй педагогической практики в школе №11 г. Березники.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку в старшей школе.

Предмет исследования – кейс-методика для развития коммуникативной компетенции  английского языка в старшей школе.

Цель исследования состоит в использовании кейс-методики, направленной на развитие коммуникативной компетенции в старшей школе, на основе определенного учебно-методического комплекта, конкретного раздела и конкретных упражнений.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что если использовать кейс-технология в старшей школе, то это поможет более эффективному обучению и развитию коммуникативной компетенции. У учащихся сохранится интерес и мотивация изучать английский язык, а также повысится уровень владения английским языком в старшей школе, о чем могут свидетельствовать анкеты и графики.

Задачи исследования:

· выявить основные психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;

· изучить основы кейс-методики в обучении английскому языку;

· проанализировать существующие кейсы, разработанные для работы на занятиях английского языка;

· провести анализ учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е. с целью выявления количества и содержания существующих упражнений, которые могут быть использованы в кейсе;

· разработать кейс на основе учебно-методического комплекта и провести его апробацию.

Решение поставленных задач обусловило выбор таких методов исследования, как наблюдение учебных процессов, беседы с заместителем директора по учебной работе, изучение научной литературы, анализ учебно-методического комплекта, апробация, синтез и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме использования кейс-методики в старшей школе на уроках английского языка.

Практическая ценность исследования состоит в разработке и применении кейс-методики для развития коммуникативной компетенции в старшей школе и в возможности использования предлагаемых материалов в практической деятельности учителя английского языка.

Структура данной работы представлена введением, в котором обозначены актуальность проблемы, цели и задачи исследования, основной частью, где раскрываются теоретические основы проблемы и приемы развития коммуникативной компетенции в старшей школе на уроках английского языка посредством кейс-методики, заключением, представленным выводами по главам и общими выводами по исследованию, библиографическим списком включающем 31 источник работ отечественных и зарубежных авторов и интернет-ресурсы, и приложение, содержащим разработанный кейс, лист оценивания, а также графики успеваемости и анкеты для учащихся.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 312.