Анализ существующих приемов использования кейс-методики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кейс-методика является универсальной интерактивной технологией, которая может быть использована в различных учебных дисциплинах, в том числе на занятиях английского языка. Хотя на данный момент нет учебно-методических комплектов, включающих в себя кейсы, но уже существует ряд разработок, созданных учителями английского языка. Они позволяют осваивать содержание учебной программы по английскому языку в процессе творчества и познания, основанного на интересах учеников и целях учителя. Рассмотрим и проанализируем 3 существующих кейса для работы на занятиях английского языка.

Первый кейс под названием «Путешествие в Нью-Йорк» разработан Злобенко О. В. и основан на учебно-методическом комплекте FOR REAL Pre-intermediate. Ситуация кейса заключается в том, что ученики берут на себя роль сотрудников туристической фирмы. Они должны организовать поездку в Нью-Йорк для определенной группы людей. На основе доступной и найденной информации,  они  должны предложить подходящие варианты размещения и проведения досуга.

Кейс предоставляется учащимся в ходе занятия. На его изучение, ознакомление с ним отводится около 10 минут времени занятия.

Группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из которых представляет собой туристическую фирму. Каждой подгруппе предлагается кейс для подробного изучения. Кейс содержит информацию о группе туристов, о возможных вариантах размещения, о достопримечательностях Нью-Йорка. Задачей каждой подгруппы является изучение материалов кейса и обсуждение возможных вариантов его решения.

Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена представлению вариантов маршрутов, разработанных подгруппами. В рамках итоговой части преподаватель организует процедуру оценки предложенных подгруппами вариантов решений. Критерии оценивания разрабатываются на основе учета требований к поездке, а также с точки зрения целесообразности посещения выбранных достопримечательностей. Кроме того, представление решения оценивается и с языковой точки зрения[24].

Основным преимуществом данного кейса является то, что он не имеет единого ответа. Благодаря  многовариантности решений, группы получают уникальные ответы для данной ситуации. Также кейс имеет раздел Useful language, где содержатся полезные выражения для выступления. Они способствуют развитию коммуникативной компетенции, и помогают ученикам составить монологическую речь, независимо от их уровня знаний.

К недостаткам кейса можно отнести тот факт, что ученикам может не хватить личного опыта или знаний, особенно того, что касается достопримечательностей и развлечений в Нью-Йорке. На наш взгляд, помимо информации в учебнике, кейс должен содержать раздел, посвященный интересным местам в Нью-Йорке, который бы давал дополнительную информацию и расширял кругозор учеников. Также, в разработке кейса не указано, по каким критериям оценивается работа каждого участника в группе.

Следующий кейс называется «Visitors from China», автор Щербатых Л.Н., который основан на теме Business language.Ситуация описывает приезд  Mr. Chung и Mr. Wong в компанию Toyworld, задача учеников как комитета по планированию – организовать их визит и продумать вопросы, связанные с проживанием, едой, культурой и прочим.

Кейс состоит из 10 вопросов для обсуждения в группе, схемы сотрудников, работающих в компании, 3 заданий, которые они должны выполнить в виде планов и таблиц, вопросов, касающихся проживания и транспорта и письменного задания, где группа должна написать электронное письмо Mr. Chung.[19]

Данный кейс создан для учеников старшей школы и предъявляет высокие требования к уровню их подготовки. К положительным сторонам кейса можно отнести разнообразие заданий, которые тренируют как и устную, так и письменную речь. Также учитель предоставляет свободу в выборе решений кейса, другими словами, старшеклассники опираются на личные знания, умения и навыки. Данный кейс развивает языковую, речевую и социокультурную, компетенции, что соответствует стандартам ФГОС.

С другой стороны, автор не указывает роль учителя в решении кейса и критериев для оценки заданий. Несмотря на развернутые и подробные задания, ученикам может не хватить материала для работы с кейсом. В частности, для написания электронного письма нужно учитывать специальную лексику, правила и пунктуацию, которая может быть представлена в таблицах, заготовках и деловых словарях. Также данный кейс не учитывает разные уровни знаний учеников, во время решения кейса может возникнуть ситуация. Когда ученики не смогут ответить на вопросы, опираясь на личный опыт и знания. Поэтому основной проблемой кейса является недостаточное количество вспомогательного материала при большом объеме заданий.

Последний выбранный кейс был разработан Отт И. Ю. и посвящен актульной проблеме, связанной с мобильными устройствами. За несколько дней до урока студентам озвучивается тема занятия «Mobile devices: which are best?». Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой. Учитывая то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными. Это позволит им высказывать свое мнение, дискутировать, так как они будут подготовлены в языковом плане. Также обучающиеся должны провести социальный опрос на тему «Какие мобильные устройства вы используете?», привести доводы «за» или «против» использования того или иного мобильного устройства.

Кейс содержит в себе социальный опрос на тему «Mobile devices: which are best?”, материал для сравнения использования мобильных устройств для последующего представления результатов в виде диаграммы, статью на тему: «Планшет в современной жизни - необходимость или излишество?» и 2 видеофильма: «Планшет или смартфон?» и «Планшет или ПК?»[27].

Среди преимуществ этого кейса можно ответить различного материалы для работы, наличие мультимедийных средств и актуальная проблема кейса, что позволяет в полной мере проявить ученикам свои личные знания и опыт. Также для объективности были приведены критерии оценивания и разбалловка, которая позволяет поставить ученику справедливую оценку за работу на занятии.

Однако, данный кейс не дает готовых моделей ведения дискуссии, из-за чего у учеников могут возникнуть проблемы при построении ответа и диалога при ответе на вопросы. Также представленные тексты и видео в кейсе на русском языке, что препятствует использованию походящих лексический и грамматических конструкции во время дискуссии.  

Проанализировав данные кейсы, можно сказать, что они отвечают главным целям кейс-методики и имеют ряд достоинств и недочетов. Полученная информация впоследствии будет использована при разработке собственного кейса, что поможет избежать ряд уже допущенных ошибок и взять сильные стороны кейсов за основу.

 

2.3 Анализ учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н., Солоковой И.Е.

В настоящее время для обучения английскому языку существует большое количество учебно-методических комплектов, как отечественных, так и зарубежных авторов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одной из основных целей в обучении иностранным языками является развитие коммуникативной компетенции для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [1, с. 7]. Также стоит отметить, что в старших классах огромную роль играет подготовка к ЕГЭ, ведь от их результатов зависит будущее выпускников и их дальнейшая карьера.

Поэтому при использовании кейс-методики нужно учитывать тот факт, что кейс должен опираться на учебно-методический комплект и соответствовать образовательным стандартам.

Для анализа учебно-методического комплекта в старшей школе был выбран «State Exam Maximiser» авторов Солововой Е.Н. и Солоковой И.Е.. По данному учебнику работают со старшими классами при подготовке к ЕГЭ в школе, где проходила педагогическая практика.

Представленные в данном пособии материалы подготовлены с учетом действующей спецификации ЕГЭ, требований Государственных образовательных стандартов для полной средней школы по иностранным языкам, а также с учетом перспектив развития ЕГЭ на 2009 г.

Материалы пособия готовят учащихся к выполнению заданий, представленных в устной и письменной части экзамена. При этом спектр заданий пособия «State Exam Maximiser» шире, чем спектр заданий, которые были использованы в ЕГЭ в период с 2000 до 2006 года, и ориентированы на перспективы развития ЕГЭ.

В данном пособии использованы различные типы аутентичных текстов, которые соответствуют требованиям спецификации ЕГЭ и Государственного образовательного стандарта для полной средней школы.

Тематика заданий соответствует кодификатору ЕГЭ, составленному на основе Государственного образовательного стандарта для полной средней школы. Упражнения развивают все языковые навыки и речевые умения, необходимые для успешной сдачи выпускных школьных и вступительных в вуз экзаменов по английскому языку. Уровни сложности отдельных заданий устной и письменной части соотносимы с соответствующими уровнями Совета Европы и уровнями, определенными в ЕГЭ (базовый уровень — А2, повышенный уровень — В1, высокий уровень — В2), что дает возможность успешно подготовиться к выполнению заданий любого уровня сложности.

В пособии широко используется русский язык. Выбор русского языка преследует следующие цели:

• снятие возможных языковых трудностей и предотвращение неточности понимания текста инструкций и стратегий выполнения заданий;

• понимание универсальности использования данных стратегий при общении на любом языке, формирование алгоритма эффективной коммуникации на любом языке, включая родной;

• в условиях национального экзамена по иностранному языку, использование родного языка в качестве языка инструкций создает необходимость быстрого переключения с одного языка на другой, что требует определенного навыка.

Каждый раздел данного пособия можно рассматривать как автономный модуль, что дает возможность различных моделей использования предложенных материалов. Возможно как последовательное изучение всех разделов, так и изучение одного из разделов пособия как автономного элективного курса.

Выбор последовательности и глубины изучения материалов данного пособия будет определяться спецификой учебной ситуации, потребностями учащихся и возможностями конкретного учебного заведения. [15]

Для анализа был выбран четвертый раздел «Работа», так как педагогическая практика проходила во время работы 10-го класса над этим разделом. В цикле присутствуют задания различного типа для развития коммуникативной компетенции. Всего в данном разделе учебником предлагается 10 заданий, из них 7 заданий подразумевают развернутый ответ на вопрос с аргументами, основанный на знаниях и личном опыте. Другими словами, 70% заданий могут быть использованы для создания кейса.

Каждый раздел учебно-методического комплекта «State Exam Maximiser» начинается с устной разминки, где нужно отвечать на вопросы, основываясь на информации из учебника или опыта ученика, основных заданий, где повторяется и тренируется как старая, так и новая лексика, связанная с темой раздела, и заданий экзаменационного типа, которые соотносятся с заданиями устной части ЕГЭ.

В данном цикле предложены следующие задания, которые можно включить в кейс по данной теме:

· Указать плюсы и минусы выбранной профессии;

· Заполнить таблицу профессий, выбрать ту, в которой ученики видят себя в будущем, и аргументировать свой выбор;

· Расположить по важности критерии при выборе работы, сравнить свой выбор с партнером, подвести общие итоги;

· Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрации из учебника, аргументировать свой ответ;

· Составить список вопросов для собеседования на работу, опросить партнера, сделать выбор, подходит ли он на данную кандидатуру;

· Прочитать газетные статьи, ответить на вопросы, аргументируя их;

· Выбрать одну из предложенных тем, подготовиться к ней, используя заметки, лексику, информацию из предыдущих заданий, обсудить тему в классе.

Остальные три задания имеют больший упор на лексику и грамматику, однако их они могут быть полезны ученикам при работе с кейсом в качестве вспомогательного материала. 

Также стоит отметить, что в данном учебно-методическом комплекте имеются ключи, по которым ученики вместе с учителем могут сверять ответы на задания и найти полезную информацию, так, например, в ключах по данному разделу есть объяснение различий между словами и выражениям, связанными с карьерой и профессией. Это снимает языковые трудности, а также помогает составить грамотную речь при ответах на вопросы и обсуждения с учителем и учениками.

Изучив учебно-методический комплект «State Exam Maximiser», можно прийти к выводу, что он содержит достаточный процент заданий, которые развивают коммуникативную компетенцию и которые могут быть использованы в кейс-методике. Упражнения отличаются разнообразием и помогают подготовиться к ЕГЭ, в особенности к устной части. Некоторые задания ориентированы на личное мнение учеников, их интересы учеников и профессиональное самоопределение, что соответствует психологическим особенностям данной возрастной группы. Однако в то же время большинство из заданий сводятся к развёрнутому ответу на вопрос, что может вызвать у учеников усталость и снижение интереса при работе на уроке. На наш взгляд, данный раздел может быть использован в качестве опоры для создания кейс, так как его тема в очень актуальна для учеников старшего класса, и он содержит достаточно материала, с которым можно работать на этапах до, при подготовке и во время работы с кейсом. 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 241.