2.1 Цели и содержание обучения английскому языку в старшей школе
Старшая школа является заключительной в процессе овладения учащимися иноязычной речью. Уровень навыков и умений устной и письменной речи, достигнутый в основной школе, должен быть повышен. Большое внимание на этом этапе обучения уделяется устной речи, которое приобретает качественно новое развитие относительно содержательности, большей естественности, правильности и информативности. Одной из основных ролей в процессе обучения иностранному языку на этом этапе отводится чтению. Тексты для чтения должны быть сложными по сравнению со средним этапом обучения, что также нужно учитывать при составлении и применении кейсов на занятиях английского языка.
При обучении чтению, формируют умение ученика читать общественно-политические тексты с целью получения полной и основной информации, а также умение посмотреть и выбрать необходимую статью. Обучаясь письму, учащиеся должны овладеть умением составлять план, тезисы к устному сообщению, писать аннотации и резюме прочитанного, составлять рефераты, а также делать письменные сообщения в пределах требований к монологической речи в 5 — 11-х классах.
Разнообразие интересов, формирование профориентации делают необходимым дальнейшее усиление индивидуализации обучения английскому языку. Повышение чувства ответственности, сознательного отношения к учебе открывает большие возможности для организации самостоятельной работы, для стимулирования потребности в самообразовании. Самостоятельная работа над языком должна готовить учащихся к самостоятельному «доучиванию» и совершенствованию овладения английским языком, а именно: развивать в них умение работать со справочной литературой, иностранным текстом, техническими средствами. Так в старшей школе становится еще более актуальным сочетание индивидуальной, парной и групповой работы, где учитель выступает в роли партнера, организатора, режиссера, сценариста и тому подобное.
Для старшеклассников характерен более высокий уровень коммуникативного развития: они хорошо владеют морфологическими и синтаксическими аспектами иностранного языка, их речь обладает связностью, логичностью и последовательностью. В речи старшеклассников проявляются умения анализировать, делать выводы, прогнозировать. Все эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения иностранному языку, особенно при применении кейс-методики [25].
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Также, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение иностранному языку должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение иностранного языка к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность умений написания текстов по различным темам на иностранных языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним [1, с.7-10].
На наш взгляд, кейс-методика соответствует этим требованиям и формирует вышеперечисленные навыки и умения в старшей школе.
В процессе изучения английского языка, согласно Примерным программам, реализуются следующие цели:
- дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- социокультурная компетенция – увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний;
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках, личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; социальная адаптация учащихся, формирование качеств гражданина и патриота.[4, с. 35-36]
Учитывая изложенное, можно констатировать следующие особенности организации учебного процесса по изучению иностранного языка в старшей школе: последовательное осуществление коммуникативно-познавательного обучения, связанного с повышением содержательности речи учащихся, использование приемов, побуждающих к выражению личного отношения к проблемам, которые обсуждаются; целенаправленная реализация принципа индивидуализации обучения, ориентированного на использование иностранного языка в будущей практической деятельности школьников, широкое применение видов и форм самостоятельной работы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.