Теоретические и методологические основы анализа эффективности работы предприятия розничной торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы анализа эффективности работы предприятия розничной торговли

1.1 Сущность и значение коммерческой работы на предприятии розничной торговли

1.2 Показатели эффективности коммерческой работы предприятия

1.3 Методы оценки качества продукции и управления ассортиментом.      

2. Оценка управления ассортиментом и качеством продукции ООО «Росинка» магазин «Березка»

2.1 Общая характеристика предприятия.

2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия

2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом и качеством на предприятии ООО «Росинка» магазин «Березка»

3. Направления совершенствования деятельности по управлению ассортиментом и качеством продукции предприятия

3.1 Повышение доходности продаж в результате управления ассортиментом выпуска продукции ООО «Росинка» магазин «Березка»

3.2 Совершенствование деятельности ООО «Росинка» магазин «Березка» в сфере управления качеством продукции

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

 

В условиях рыночной экономики произошло окончательное признание огромной роли и значения коммерческой работы. Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу. Существовавшие раньше административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределенческими функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания. Так же распределялись фонды. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено директивами сверху.

 Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой ответственности материальной и финансовой сторон за выполнение принятых обязательств. Под коммерческой деятельностью следует понимать деятельность торгового предприятия, направленную на получение максимальной прибыли на основе изучения спроса на избранном сегменте рынка, налаживание хозяйственных связей, создание торгового ассортимента товаров с соответствующим уровнем цен и качества, а также создание условий для реализации этих товаров и получения прибыли от всех других видов деятельности.

В данном случае коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическим отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики, в процессе обмена товарами, услугами, научно-технической информации, средствами производства, сырьем и т.д. и ведут к развитию договорных отношений между ними.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре.

Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что в настоящее время значительно возрастает роль анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности предприятий, поиск новых хозяйственных связей и оптимизация затрат и, соответственно, получение прибыли.

Анализ коммерческой деятельности необходим на любом предприятии - государственном, совместном, акционерном или основанном на иной форме собственности.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является исследование в теоретическом аспекте проблем анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

- изложены сущность и значение коммерческой деятельности предприятия;

- исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дана оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия и разработаны направления по их совершенствованию.

Для выполнения выпускной квалификационной работы использованы данные статистической и бухгалтерской отчетностей предприятия за 2005-2007 гг.

Объектом исследования является ООО «Росинка» магазин «Березка» находящаяся по адресу Эгерский бульвар, 47. Предмет исследования ассортимент и качество продукции.

Методологической основой послужили труды ученых (Панкратов Ф.Г. Раицкий К.А. Кравченко Л.И. Абрютина М.С. и т.д.), статьи и публикации за 2005-2007 год («Российская газета», «Деловой вестник»).

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Рис.2.1. Организационная структура ООО «Росинка» магазин «Березка»

 

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическими процессами. Сюда входят директор, товаровед, старший продавец.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены товаровед, старший продавец, старший кассир.

Товаровед смотрит товарные остатки и на их основе оформляет заказ на поставку продукции. Следит за работой продавцов.

Старшие кассиры принимают от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Старший продавец организует работу склада, следит за поставками, отпуском товаров со склада.

Основной персонал – это продавцы-консультанты, продавцы-кассиры и операторы учета товаров.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят подсобные рабочие (грузчики), уборщицы, фасовщики.

На работников предприятий розничной торговли возложена материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.

 

Рис.2.2. Среднесписочная численность работающих на ООО «Росинка» магазин «Березка»

Договор о полной материальной ответственности заключается с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности, непосредственно связанные с хранением, обработкой, перевозкой и продажей (отпуском) ценностей.

В ОАО «Росинка» магазин «Березка» такой договор заключен со всеми работниками.

 

Рис. 3.1. Матрица оценки интегрального результата финансового состояния предприятия розничной торговли

 

С помощью матрицы можно выявить основные резервы дальнейшего повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия посредством роста коэффициента рентабельности использования его активов за счет оптимизации отдельных экономических и финансовых показателей в перспективе.

Исходя из данных ООО «Росинка» за 2006 год определяется рентабельность оборота общественного питания как отношение прибыли к объему оборота розничной торговли. Этот показатель характеризует величину прибыли в расчете на 1 руб. оборота розничной торговли:

 

Rорт = Чистая прибыль / Оборот розничной торговли=334,3/8582,3 = 0,04.

 

Определяем рентабельность активов предприятия как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме всех активов предприятия. Этот показатель показывает, какую прибыль обеспечивает 1 руб.инвестированного капитала:

 

Ra = Чистая прибыль / Совокупные активы = 334,3 / 1062 = 0,315.

 

Этот же показатель можно рассчитать как произведение рентабельности оборота розничной торговли на коэффициент оборачиваемости активов:

 

Ra = Rорт * Коа = (Чистая прибыль / Оборот розничной торговли)*

 *( Оборот розничной торговли / Совокупные активы) = (334,3/ 8582,3) * (8582,3 / 1062) = 0,315.

 

Определяем рентабельность собственного капитала как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:

 

R ск = Чистая прибыль / Собственный капитал = 334,3 / 434 = 0,770.

При анализе необходимо учесть следующее: если предприятие использует только собственные средства, то рентабельность активов и рентабельность собственного капитала будут одинаковы. На анализируемом предприятии активы составляют 1062 тыс. руб., а собственным капиталом они покрываются только в объеме 434 тыс. руб. Следовательно, у ООО «Росинка» есть и собственные, и заемные средства. В этом случае при определении рентабельности активов, которые формируются за счет собственных и заемных средств, необходимо рассчитать мультипликатор как отношение совокупных активов к собственному капиталу:

 

М = Совокупные активы / Собственный капитал = 1062 / 434 = 2,447.

 

Тогда рентабельность собственного капитала можно определить следующим образом:

 

RCK = Ra * M = 0,315 * 2,447 = 0,770.

 

В итоге получаем формулу, позволяющую проанализировать причины, влияющие на динамику рентабельности собственного капитала (формула Дюпона):

 

Ra = R орт * К оа* М. (30)

 

Следовательно, если в процессе анализа выяснилось, что рентабельность собственного капитала уменьшилась, то необходимо выяснить, за счет чего это произошло: либо за счет снижения общей рентабельности товарооборота, либо за счет менее эффективного управления активами предприятия (Коа), либо за счет изменения структуры капитала (мультипликатор).

В формуле Дюпона показатели могут быть выражены как в коэффициентах, так и в процентах.

Использование различных подходов при проведении комплексного экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность торгового предприятия, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы.

Перейдем к рассмотрению конкретного процесса построения матричной модели планирования объема закупа хлебной и молочной продукции на основе данных ООО «Росинка» магазин «Березка».

Реализация хлеба и молока за день составляет максимально и минимально соответственно:

а) хлеб – 60 ед. и 40 ед.;

б) молоко – 70 ед. и 55 ед.

Ежедневные затраты предприятия зависят от объема закупа продукции и равны в среднем 5,3 тыс. руб.

Отпускная средняя цена: Себестоимость:

а) хлеб – 9 руб.; а) хлеб – 6,5 руб.;

 б) молоко – 14,5 руб. б) молоко – 12 руб.

С помощью матричной модели требуется рассчитать ежедневный объем закупа ООО «Росинка» магазин «Березка» обоих видов товаров так, чтобы прибыль от реализации была максимальной при неизменном размере затрат.

Для этого составим табл. 3.1.


Таблица 3.1


Структура матричной модели

 

Max, шт.

Min, шт.

Отпускная цена, руб. Себестоимость, руб.

П1

60

40

9

6,5

П2

70

55

14,5

12

 

Для построения платежной матрицы по данным табл. 3.1 производятся следующие вычисления:

1.1. Элемент а11 – прибыль от максимальной реализации хлеба и молока за 1 день:

а) себестоимость:

 

60*6,5+70*12 = 1,230 тыс. руб.

 

б) общие затраты:

 

1,230+5,3=6,530 тыс. руб.

 

в) выручка:

 

60*9+70*14,5=1,555 тыс. руб.

 

г) прибыль от максимальной реализации хлеба и молока за 1 день:

 

1,555-1,230 =0,325 тыс. руб.

а11 = 0,325 тыс. руб.

 

1.2. Элемент а12 - прибыль от максимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:

а) себестоимость:

60*6,5+70*12 = 1,230 тыс. руб.

 

б) общие затраты:

 

1,230+5,3=6,53 тыс. руб.

 

в) выручка:

 

60*9+55*14,5=1,337 тыс. руб.

 

г) прибыль от максимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:

 

1,337-6,530= - 5,193 тыс. руб.

а12 = - 5,193 тыс. руб.

 

2.1. Элемент а21- прибыль от минимальной реализации хлеба и максимальной реализации молока:

а) себестоимость:

 

60*6,5+55*12 = 1,050 тыс. руб.

 

б) общие затраты:

 

1,050+5,3=6,350 тыс. руб.

 

в) выручка:

 

40*9+70*14,5=1,375 тыс. руб.

г) прибыль от минимальной реализации хлеба и максимальной реализации молока:

 

1,375-6,350= -4,975 тыс. руб.

а21 = -4,975 тыс. руб.

 

2.2. Элемент а22- прибыль от минимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:

а) себестоимость:

 

60*6,5+55*12 = 1,050 тыс. руб.

 

б) общие затраты:

 

 1,050+5,3=6,350 тыс. руб.

 

в) выручка:

 

40*9+55*14,5=1,187 тыс. руб.

г) прибыль от минимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:

 

1,187-6,350= - 5,163 тыс. руб.

а22 = - 5,163 тыс. руб.

 

Таким образом, в итоге может быть составлена следующая матрица (рис. 3.1.):

 


0,325

-5,193

-4,975

-5,163

Рис. 3.2. Платежная матрица для планирования оптимального запаса

 

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать следующий вывод: наибольшую прибыль при затратах 5,3 тыс. руб. (0,325 тыс. руб.) исследуемое предприятие получит при реализации 130 ед. хлебной и молочной продукции за день (выручка от реализации – 1,555 тыс. руб.) и убыток (-5,163 тыс. руб.) при продаже 95 ед. хлебной и молочной продукции (выручка от реализации – 1,187 тыс. руб.).

Использование различных подходов при проведении комплексного экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность предприятия, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы.

Далее будут проведены расчеты основных показателей эффективности коммерческой деятельности и описаны организационно-технологические мероприятия по совершенствованию коммерческой работы.

 

Заключение

 

Коммерческая деятельность – широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Данная выпускная квалификационная работа была написана на материалах ООО «Росинка» магазин «Березка».

По результатам проведенного анализа параметров деятельности ООО «Росинка» магазин «Березка» за 2005-2007 гг. можно отметить, что оборот розничной торговли в 2007 г. растет высокими темпами по сравнению с предыдущим.

Это объясняется, прежде всего, расширением хозяйственных связей.

Предприятие полностью обеспечено ресурсами, намечены тенденции к ускорению оборачиваемости.

За 2007 г. оборот розничной торговли увеличился в 3,7 раз по сравнению с предыдущим годом и составил 8582,3 тыс. руб. В 2007 г. предприятие работало рентабельно и получило прибыль в размере 334 тыс. руб. Рентабельность к обороту равна 3, 8%.

Проанализировав SWOT-анализ торгового предприятия ООО «Росинка» магазин «Березка» было выявлено следующее:

- на предприятие отрицательно воздействует: неблагоприятная демографическая ситуация, рост безработицы, замедление темпов развития экономики;

 интегрированная оценка влияния внешних факторов показывает, что деятельность предприятия на рынке соответствует чуть более средней оценке;

- к сильным сторонам деятельности предприятия по сравнению с конкурентами относится: выгодное расположение, удобные торговые площади, относительно стабильный персонал, репутация и история работы на рынке;

- к слабым сторонам деятельности относятся: более слабое, чем у конкурентов управление, маркетинг, инновационная деятельность, обязательства перед собственным оптовым подразделением.

На основе сделанных выводов предлагаются направления усовершенствования ведения коммерческой деятельности предприятия.

Проведенный анализ показателей эффективности деятельности предприятия позволил выделить направления ее повышения:

- необходимо рационально использовать оборотные средства за счет формирования доверительных отношений с партнерами, позволяющими осуществлять сделки на частичном или полном доверии без немедленного привлечения финансовых ресурсов;

- продолжать практику заключения взаимовыгодных договоров с поставщиками товаров, строго соблюдая договорную и платежную дисциплину с учетом взаимовыгодных интересов, что позволит повысить качество поступающей продукции, появиться возможность предусмотреть изменения ситуации и своевременно внести коррективы в деятельность магазина «Березка»;

- целесообразно проведение инвентаризации товарных запасов, в целях нормализации оборотных средств;

С целью повышения материальной заинтересованности работников в конечных результатах деятельности, а также усиления мотивационной функции зарплаты на предприятии рекомендуется использовать более прогрессивные системы оплаты - по расценкам от доходов, от объема деятельности, по коэффициенту оплаты труда.

Главным направлением улучшения финансово-экономических показателей деятельности предприятия является увеличение объемов деятельности предприятия, расширение ассортимента реализуемой продукции.

Подробно рассмотрев ассортимент, предлагаемый магазином «Березка», можно сделать вывод, что необходимо улучшать ассортимент кондитерской продукции.

В результате продажи печений и вафель «Акконд» выручка предприятия в 2008 г. может возрасти на 91,2 тыс. руб. (25руб.*10 кг.*365дн.).

Обновить ассортимент салатов, добавить в ассортиментный перечень десертные блюда и разнообразные виды пицц, что приведет к увеличению объема оборота. Так, реализация пиццы собственного производства приведет к увеличению оборота к концу года в среднем на 98,6 тыс. руб. (18 руб.*15шт.*365 дн.).

Имеются возможности по увеличению реализации полуфабрикатов для домашнего питания (пельмени, котлеты, голубцы от столовой). Примерная сумма выручки от реализации полуфабрикатов в 2008 г. может составить: пельмени – 273,7 тыс. руб. (25руб. * 30шт. * 365 дн.), котлеты домашние-131,4 тыс. руб. (6руб. * 60шт. * 365дн.), голубцы –40,2 тыс. руб. (11руб. * 10шт. * 365дн.).

На основе изучения спроса потребителей планируемый объем хлебобулочной продукции магазина составит 109 500 условных единиц. (произведение прогнозируемой среднесуточной продажи хлеба – 300 штук и 365 дней).

Таким образом, в 2007 г. планируемый оборот хлеба Дарницкого (ОАО «Хлеб») по цене 11 руб. – 109 500 штук. Оборот по реализации составит 1204,5 тыс. руб.

 Магазин «Березка» относится к предприятиям, которые обслуживают определенный контингент клиентов. Исходя их численности потребителей из расчета 700 чел. в день при средней цене молока «Село Луговое» 0,5 л 14 руб., коэффициента потребления, составляющего – 2,5 и дней – 365 в 2007 г. общая реализация составит 638,8 тыс. штук (700 * 2,5 * 365), объем реализации составит 8942,5 тыс. руб.

Объем реализации сдобно-булочной продукции по средней цене 4,7 руб. в 2008 году составит 1200,9 тыс. руб. (700 * 4,7 * 365).

Продажу новой продукции необходимо стимулировать проведением мероприятий рекламно-информационного характера.

Исходя из предполагаемых доходов и расходов ООО «Росинка» магазин «Березка» может получить прибыль в размере 989,2 тыс. руб. (2860,7 – 1871,5), что к предполагаемому обороту составляет 9,3 % (989,2/10674,2*100).

На основе плановых показателей рассчитана точка безубыточности (такой объем деятельности, при котором прибыль равна нулю) на 2008 год:

Тб 2007= И пост./(УВД – УИ пер.)*100 = 1116,0/(26,8 – 7,1)*100 = 5665,0 тыс. руб.

Т.о., для безубыточной работы в 2008 году предприятие должно увеличить объем деятельности до 5665,0 тыс. руб.

Решение вышеназванных проблем может позволить повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия и укрепить рыночные позиции.

 

 

Список использованной литературы

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы анализа эффективности работы предприятия розничной торговли

1.1 Сущность и значение коммерческой работы на предприятии розничной торговли

1.2 Показатели эффективности коммерческой работы предприятия

1.3 Методы оценки качества продукции и управления ассортиментом.      

2. Оценка управления ассортиментом и качеством продукции ООО «Росинка» магазин «Березка»

2.1 Общая характеристика предприятия.

2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия

2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом и качеством на предприятии ООО «Росинка» магазин «Березка»

3. Направления совершенствования деятельности по управлению ассортиментом и качеством продукции предприятия

3.1 Повышение доходности продаж в результате управления ассортиментом выпуска продукции ООО «Росинка» магазин «Березка»

3.2 Совершенствование деятельности ООО «Росинка» магазин «Березка» в сфере управления качеством продукции

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

 

В условиях рыночной экономики произошло окончательное признание огромной роли и значения коммерческой работы. Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу. Существовавшие раньше административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределенческими функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания. Так же распределялись фонды. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено директивами сверху.

 Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой ответственности материальной и финансовой сторон за выполнение принятых обязательств. Под коммерческой деятельностью следует понимать деятельность торгового предприятия, направленную на получение максимальной прибыли на основе изучения спроса на избранном сегменте рынка, налаживание хозяйственных связей, создание торгового ассортимента товаров с соответствующим уровнем цен и качества, а также создание условий для реализации этих товаров и получения прибыли от всех других видов деятельности.

В данном случае коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическим отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики, в процессе обмена товарами, услугами, научно-технической информации, средствами производства, сырьем и т.д. и ведут к развитию договорных отношений между ними.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре.

Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что в настоящее время значительно возрастает роль анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности предприятий, поиск новых хозяйственных связей и оптимизация затрат и, соответственно, получение прибыли.

Анализ коммерческой деятельности необходим на любом предприятии - государственном, совместном, акционерном или основанном на иной форме собственности.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является исследование в теоретическом аспекте проблем анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

- изложены сущность и значение коммерческой деятельности предприятия;

- исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дана оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия и разработаны направления по их совершенствованию.

Для выполнения выпускной квалификационной работы использованы данные статистической и бухгалтерской отчетностей предприятия за 2005-2007 гг.

Объектом исследования является ООО «Росинка» магазин «Березка» находящаяся по адресу Эгерский бульвар, 47. Предмет исследования ассортимент и качество продукции.

Методологической основой послужили труды ученых (Панкратов Ф.Г. Раицкий К.А. Кравченко Л.И. Абрютина М.С. и т.д.), статьи и публикации за 2005-2007 год («Российская газета», «Деловой вестник»).

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Теоретические и методологические основы анализа эффективности работы предприятия розничной торговли

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.