Показатели | Годы | Отклонение | Темп изменения, % 2007г. от 2006г. | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2007г. от 2006г. | 2007г. от 2005г. | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Среднесписочная численность работников, чел. | 26 | 24 | 33 | 9 | 7 | 137,5 |
2.Расходы на оплату труда, тыс. руб. | 634,3 | 853,5 | 1036,5 | 183,0 | 402,2 | 121,4 |
3.Выручка от реализации, тыс. руб. | 2343,5 | 2769,1 | 8582,3 | 5813,2 | 6238,8 | В 3,7 раза |
4.Издержки обращения, тыс. руб. | 1148,0 | 1689,1 | 1894,8 | 205,7 | 746,8 | 165,0 |
5.Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | -551,0 | -990,1 | 334,3 | - | - | - |
6.Средняя заработная плата за: | ||||||
год, тыс. руб. | 24,4 | 35,5 | 31,4 | -4,1 | 7,0 | 88,4 |
месяц, руб. | 2033 | 2958 | 2616 | -342,0 | 583,0 | 88,4 |
7.Производительность труда, тыс. руб. | 90,1 | 115,4 | 260,1 | 144,7 | 170,0 | в 2,9 раза |
8.Доля расходов на оплату труда в издержках обращения, % | 55,2 | 50,5 | 54,7 | 4,2 | -0,5 | 108,3 |
9.Уровень расходов на оплату труда, в % к выручке | 27,1 | 30,8 | 12,1 | -18,7 | -15,0 | 44,6 |
10.Прибыль в расчете на: | ||||||
1 работника, тыс. руб. | - | - | 10,1 | - | - | - |
1 р. расходов на оплату труда, руб. | - | - | 0,323 | - | - | - |
Так как расходы на оплату труда персонала за счет сокращения средней заработной платы уменьшились, то из издержек высвободилось 136,5 тыс. руб. Вследствие ввода 9 человек дополнительно потребовалось 319,5 тыс. руб. Следовательно, общая сумма дополнительных средств на оплату труда составила 183 тыс. руб.
2007 г. к 2006 г.:
∆ РОТ (∆Ч) = ∆ Ч*СЗП0 = (+9)*35,5= +319,5 тыс. руб.
∆ РОТ (∆СЗП) = ∆СЗП*Ч1 =(- 4,1)*33 = - 136,5 тыс. руб.
∆ РОТ = 319,5 + -136,5 = 183,0тыс. руб.
По сравнению с 2005 годом численность увеличилась на 7 человек, и вследствие этого фактора расходы на оплату труда возросли на 170,8 тыс. руб. Дополнительные средства потребовались на повышение средней заработной платы на 583 рубля в месяц (рост заработной платы на 28,7 % потребовал дополнительно 231,4 тыс. руб.).
2007 г. к 2005 г.:
∆ РОТ (∆Ч) = ∆ Ч*СЗП0 = (+7)*24,4= +170,8 тыс. руб.
∆ РОТ (∆СЗП) = ∆СЗП*Ч1 =(+7)*33 = +231,4 тыс. руб.
∆ РОТ = 170,8 + 231,4 = 402,2 тыс. руб.
- в 2007 г. наметилась тенденция роста оборота розничной торговли и роста расходов на оплату труда. По сравнению с 2006 г. темпы роста расходов на оплату труда возросли на 21,4 %, а с 2005 г. – на 63,4 %. Оборот розничной торговли растет более стремительными темпами ( за оба года – более чем в 3 раза), что повлияло на снижение уровня расходов на оплату труда с 27,1 %, 30,8 % до 12,1 % к объему деятельности;
- доля расходов на оплату труда в издержках обращения в 2007 г. составила 54,7%, увеличившись незначительно, на 4,2 % по сравнению с 2006 г. Но по сравнению с 2005 г. она снизилась на 0,5 тыс. руб. Снижение доли расходов на оплату труда следует расценивать как положительный итог работы предприятия;
Производительность труда растет благодаря росту объему продаж. Рост производительности труда благоприятно влияет на повышение заработной платы. (см. Приложение 2)
С точки зрения формирования объема деятельности влияние изменения производительности труда и численности распределилось следующим образом:
2007 г. к 2006 г.:
∆ ОРТ(∆ПТ) = ∆ПТ*Ч1 = (144,7)*33 = 4775,1 тыс. руб.
∆ ОРТ (∆Ч) = ∆Ч *ПТ0 =(+9)*115,4 = 1038,1 тыс. руб.
∆ ОРТ = 4775,1 + 1038,1 = 5813,2 тыс. руб.
2007 г. к 2005 г.:
∆ ОРТ (∆ПТ) = ∆ПТ*Ч1 = (170,0)*33 = 5610,0 тыс. руб.
∆ ОРТ (∆Ч) = ∆Ч *ПТ0 =(+7)*90,1 = 632,6 тыс. руб.
∆ ОРТ = 5610,0 + 632,6 = 6238,8 тыс. руб.
По сравнению с 2005 годом оборот был повышен в основном за счет интенсивного фактора – производительности труда – на 92,8 %. Такая же тенденция наметилась и за последний год (на 88,3 %). За последний год за счет повышения производительности труда на 144,7 тыс. руб. оборот увеличился на 4775,1 тыс. руб. По сравнению с 2005 годом - на 170 тыс. руб. оборот увеличился на 5610 тыс. руб. Увеличение численности персонала на 9 человек привело к дополнительному увеличению объема деятельности на 1038,1 тыс. руб. За счет экстенсивного фактора по сравнению с 2005 годом оборот возрос на 632,6 тыс. руб.
В то же время уровень оплаты труда персонала ООО «Росинка» магазин «Березка», несмотря на успешное выполнение приоритетных задач, остается одним из самых низких по системе и по данным официальной статистики увеличивается отставание от средней величины по региону. Эффект от увеличения среднесписочной численности на эффективность работы предприятия оказывает положительное влияние на финансовый результат.
Таким образом, оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом в отчетном году увеличился на 5813,2 тыс. руб. и на 6238,8 тыс. руб. по сравнению с предшествующим.
Выполнение плана и динамика оборота розничной торговли зависят от обеспеченности ресурсами, правильности их распределения и использования.
По данным таблицы, представленной в Приложении 3 очевидно, что исследуемое предприятие в 2007 году полностью оснащено ресурсами (был приобретен компьютер стоимостью 19800 руб.).
В 2007 году предприятие располагало совокупными ресурсами на сумму 2286,8 тыс. руб. За год стоимость ресурсов увеличилась на 315,9 тыс. руб. или на 16 %. По сравнению с 2005 годом изменение было более существенным и составило 1028,4 тыс. руб. или 81,7 %.
За все исследуемые годы оборотные средства и расходы на оплату труда занимают практически равные доли в совокупном объеме ресурсов. В отчетном году наметилась тенденция к увеличению оборотных средств – самой мобильной части ресурсов - за счет все растущей дебиторской задолженности, формирования крупных сумм на запасы предприятия.
Постоянно возрастают расходы на оплату труда, однако в 2005 г. они составили 50,4% от общего объема ресурсов, но в 2007г. их удельный вес в общей структуре уменьшился на 5,1 п. п.
Прямо пропорционально объему деятельности возрастает и ресурсоотдача. В отчетном году она была максимальна – 3,8 тыс. руб., увеличившись в 2,7 раза за счет роста выручки и ресурсов.
Что касается ресурсорентабельности, то можно отметить, что рентабельной работа предприятия была только в 2005 году, так как она составила 14,6 %. Предприятие получило прибыль 334,3 тыс. руб. В 2006 и 2007 годах наблюдается существенный убыток. Наметившиеся тенденции характеризуют предприятие с положительной стороны. Оно стремится повышать прибыль, соответственно, работать рентабельно. ООО «Росинка» магазин «Березка» в полной мере обеспечено ресурсами, объемы деятельности растут, повышая ресурсоотдачу.
Проведя анализ факторов, повлиявших на размер основного показателя деятельности ООО «Росинка» магазин «Березка», можно сделать вывод, что за оба года оборот розничной торговли возрастает за счет интенсивного фактора – ресурсоотдачи (92,3 % и 69,2 % по сравнению с 2006 и 2005 годами соответственно).
2007г. к 2006 г.:
∆ ОРТ(РО) = ∆РО * рес1 = (+2,348) * 2286,8 = 5369,4 тыс. руб.
∆ ОРТ (рес) = ∆рес * РО0 = (+315,9) * 1,404 =443,8 тыс. руб.
∆ ОРТ = 5369,4 + 443,8 = 5813,2 тыс. руб.
2007г. к 2005 г.:
∆ ОРТ (РО) = ∆РО * рес1 = (+1,890) * 2286,8 = 4322,1 тыс. руб.
∆ ОРТ (рес) = ∆рес * РО0 = (+1028,4) * 1,862=1916,7 тыс. руб.
∆ ОРТ = 4322,1 + 1916,7 = 6238,8 тыс. руб.
Укрепление ресурсного потенциала предприятия стало экстенсивным фактором увеличения объема оборота (прирост оборота за счет ресурсного фактора – увеличения ресурсов – составил 7,7 % и 30,7 % соответственно).
Таким образом, ООО «Росинка» магазин «Березка» укрепило ресурсный потенциал. Это позволило расширить объем деятельности, повысить доходы. Однако должной отдачи от использования ресурсов предприятие пока не получило, имеются резервы и возможности повышения ресурсоотдачи за счет более эффективного использования трудовых ресурсов.
Торговая деятельность ООО «Росинка» магазин «Березка» характеризуется, прежде всего, показателями оборота розничной торговли.
Оборот розничной торговли выражает экономические отношения, возникающие при реализации товаров.
Одним из основных показателей, характеризующий оборот розничной торговли является ассортиментная структура. Ассортиментная структура характеризует уровень благосостояния населения. Дадим подробную характеристику структуре ассортимента ООО «Росинка» магазин «Березка»
По данным таблицы, представленной в Приложении 4 можно сделать вывод, что преобладающую долю на конец 2007 года занимают следующие виды продуктов: мясо и птица (24,1 %), овощи (7,8 %), цельномолочные продукты (5,3 %), кондитерские изделия (5,0 %), картофель (7,4 %), рыба (3,8 %).
Кроме кондитерских изделий в магазине повысился спрос на колбасные изделия (в 2,4 и 2,9 раза по сравнению с 2006 и 2005 годами соответственно), но удельный вес снизился с 1,6 до 1,2 п. п. Реализация молочных продуктов также растет (кефир, йогурт, мороженое – в 1,7 и 2,1 раза), хотя их доля в совокупном объеме снижается (на 4,4 п. п.)
Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине «Березка», является ассортиментный перечень.
В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе.
Ассортиментные перечни разрабатываются на год. При необходимости в течение года в них можно вносить соответствующие изменения.
Ассортимент продукции строго контролируется руководством розничной сети.
Магазин обязан поддерживать полную ассортиментную линейку продукции, поставляемой головной базой магазина «Березки» ООО «Росинка». Также имеется цех по производству полуфабрикатов и салатов «Столовая», что находится по адресу Хузангая, 4. Продукцию же других поставщиков магазин размещает согласно коммерческим соглашениям. С коммерческим отделом оговариваются конкретные места выкладки товаров (полки, стеллажи), дополнительные места выкладки, (стойки, паллеты, фирменные холодильники) на определенный срок. Такие контракты подписаны с компаниями: Кока-кола, Крафт Фудс, Хайнекен, производителями сигарет и т.д. Политика формирования ассортимента хлебной и молочной продукции в основном базируется на взаимозачетах с оптовыми компаниями. Так, молочные поставщики «Березка» помимо ООО «Юнимилк» - это ООО «Ядринмолоко, Вурнара СОМ ООО ТД.
В розничной сети ООО «Росинка» магазин «Березка» существует практика четкого разделения полочного пространства на основе коммерческих соглашений. Так, полочное пространство тортов разделено между ООО «Смак», ООО «Чебоксарский хлебозавод», ИП Кириллова «Сластена», Диана и Махаон.
Так же поделено полочное пространство между пивными брендами.
Запасы сырья и товаров создаются на предприятиях розничной торговли в целях обеспечения их бесперебойной производственно-торговой деятельности.
Так, фактический запас всех продуктов на конец 2007 г. составляет 386,2 тыс. руб. Фактический оборот за год – 8582,3 тыс. руб. Значит, запасы в днях оборота составят 16,2 дня:
386,2 * 360/8582,3 = 16,2 дня.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия розничной торговли. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость оборота сырья и покупных товаров.
В ходе анализа товарных запасов необходимо выявить причины их изменений, отклонений в структуре, выяснить, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос населения, обеспечивают бесперебойную работу всех подразделений предприятия.
В таблице, в Приложении 5 представлены данные по средним товарным запасам и их товарооборачиваемости за 2005 – 2007гг.
2007 г. к 2006 г.:
∆ТО(ТЗ) = (ТЗ1/ООПодн) – ТО0 = (386,2/23,8) – 30,3 = - 14,1 дней;
∆ТО(ООПодн) = ТО1 – (ТЗ1/ООПодн) = 16,2 – (386,2/23,8) = 0 дней;
∆ТОобщ. = - 14,1 + 0 = - 14,1 дней.
2007 г. к 2005 г.:
∆ТО(ТЗ) = (ТЗ1/ООПодн) – ТО0 = (386,2/23,8) – 12,2 = 4 дней;
∆ТО(ООПодн) = ТО1 – (ТЗ1/ООПодн) = 16,2 – (386,2/23,8) = 0 дней;
∆ТОобщ. = 4 + 0 = 4 дня.
По данным таблицы в Приложении 5, можно сделать вывод, что сумма товарных запасов выросла. Так, на конец 2007 года она составила 386,2 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 153,4 тыс. руб. и на 306,9 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом. Наблюдается общее ускорение товарооборачиваемости на 14 дней по отношению к 2006 году, что привело к высвобождению средств, вложенных в запасы, на 336,1 тыс. руб. в 2007 году (- 14,1 * 8582,3/360) и замедление на 4 дня – к 2005 году, которые потребовали дополнительного вклада в запасы 95,4 тыс. руб. (- 4 * 8582,3/360). Из проведенных расчетов можно сделать вывод, что за все анализируемые годы на изменение товарооборачиваемости (на ускорение на 14 дней и замедление на 4 дня) на 100 % повлияло увеличение товарных запасов, а не увеличение однодневнего оборота. Ускорение оборачиваемости свидетельствует об эффективности управления запасами на предприятии. Практически по всем товарным группам в 2005 году преобладает ускорение товарооборачиваемости (мясо, колбаса, молоко, кондитерские изделия). По сравнению с 2006 годом ускорилась товарооборачиваемость хлеба, масла, сахара. Это связано с повышением спроса на эти продукты и с оптимальными запасами на складе. Эта тенденция положительно сказывается на торгово-производственной деятельности предприятия и приводит к сокращению потребности в дополнительных оборотных средствах, вкладываемых в сырье и товары, сокращению товарных потерь, издержек по хранению и минимизации доходов. Основанием для завоза товаров в магазин «Березка» служит заявка. Она составляется по установленной форме либо через торгового представителя организации либо через звонок непосредственно в отдел сбыта предприятия. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. В исследуемый магазин товары доставляются транспортом поставщика в указанный срок.
Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничную сеть магазинов «Березка» ООО «Росинка» с головной базы называемый Распределительным центром (РЦ) — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок магазинов в согласованные сроки.
Товарные запасы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи оборота розничной торговли:
ТЗн + П = Р + ТЗк, (29)
где ТЗн, к – товарные запасы на начало, конец периода,
П – поступления,
Р – реализация.
П = Р + ТЗк – ТЗн
П 2006 = 3260,4 + 85,0 – 95,9 = 3247,7 тыс. руб.
П 2007 = 3919,4 + 249,2 – 85,0 = 4083,6 тыс. руб.
Комплексная увязка показателей оборота ООО «Росинка» за 2005-2007гг. представлены в табл. 2.8.
Таблица 2.8.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.