Повышение доходности продаж в результате управления ассортиментом выпуска продукции ООО «Росинка» магазин «Березка»
Комплексный экономический анализ деятельности предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.
Механизм экономического обоснования объема и структуры основных показателей предприятия включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.
Планирование на предприятии является неотъемлемой частью анализа его деятельности, служит своего рода ориентиром и целью его работы.
В матричную модель для проведения комплексного экономического анализа целесообразно включать следующие показатели:
- ресурсы – площадь торгового зала, среднесписочная численность работников;
- затраты – общая сумма издержек обращения;
- результаты – прибыль, оборот розничной торговли.
Матричный метод при проведении комплексного экономического анализа позволяет дать обобщающую оценку эффективности не только деятельности ООО «Росинка» в целом, но и отдельных ее сторон, в частности финансовой.
Интегральная оценка финансового состояния ООО «Росинка» магазин «Березка» в 2006 году с помощью матричного метода основана на использовании модели Дюпона.
В соответствии с моделью Дюпона коэффициент рентабельности всех используемых активов предприятия определяется произведением коэффициента рентабельности реализации продукции на коэффициент оборачиваемости всех используемых активов:
Ra = R орт * К оа,
где Ra — коэффициент рентабельности общей суммы активов;
R орт — коэффициент рентабельности оборота розничной торговли;
К оа - оборачиваемость общей суммы активов.
Для интерпретации результатов интегральной оценки финансового состояния предприятия может быть использована специальная матрица (рис. 3.1.).
Рост коэффициента оборачиваемости активов |
| |
Низкое значение коэффициента рентабельности активов (при низком значении Rооп и низком значении Коа) | Среднее значение коэффициента рентабельности активов (при низком значении Rооп и высоком значении Коа) | Рост коэффициента рентабельности оборота розничной торговли |
Среднее значение коэффициента рентабельности активов (при высоком значении Rооп и низком значении Коа) | Высокое значение коэффициента рентабельности активов (при высоком значении Rооп и высоком значении Коа) |
Рис. 3.1. Матрица оценки интегрального результата финансового состояния предприятия розничной торговли
С помощью матрицы можно выявить основные резервы дальнейшего повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия посредством роста коэффициента рентабельности использования его активов за счет оптимизации отдельных экономических и финансовых показателей в перспективе.
Исходя из данных ООО «Росинка» за 2006 год определяется рентабельность оборота общественного питания как отношение прибыли к объему оборота розничной торговли. Этот показатель характеризует величину прибыли в расчете на 1 руб. оборота розничной торговли:
Rорт = Чистая прибыль / Оборот розничной торговли=334,3/8582,3 = 0,04.
Определяем рентабельность активов предприятия как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме всех активов предприятия. Этот показатель показывает, какую прибыль обеспечивает 1 руб.инвестированного капитала:
Ra = Чистая прибыль / Совокупные активы = 334,3 / 1062 = 0,315.
Этот же показатель можно рассчитать как произведение рентабельности оборота розничной торговли на коэффициент оборачиваемости активов:
Ra = Rорт * Коа = (Чистая прибыль / Оборот розничной торговли)*
*( Оборот розничной торговли / Совокупные активы) = (334,3/ 8582,3) * (8582,3 / 1062) = 0,315.
Определяем рентабельность собственного капитала как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:
R ск = Чистая прибыль / Собственный капитал = 334,3 / 434 = 0,770.
При анализе необходимо учесть следующее: если предприятие использует только собственные средства, то рентабельность активов и рентабельность собственного капитала будут одинаковы. На анализируемом предприятии активы составляют 1062 тыс. руб., а собственным капиталом они покрываются только в объеме 434 тыс. руб. Следовательно, у ООО «Росинка» есть и собственные, и заемные средства. В этом случае при определении рентабельности активов, которые формируются за счет собственных и заемных средств, необходимо рассчитать мультипликатор как отношение совокупных активов к собственному капиталу:
М = Совокупные активы / Собственный капитал = 1062 / 434 = 2,447.
Тогда рентабельность собственного капитала можно определить следующим образом:
RCK = Ra * M = 0,315 * 2,447 = 0,770.
В итоге получаем формулу, позволяющую проанализировать причины, влияющие на динамику рентабельности собственного капитала (формула Дюпона):
Ra = R орт * К оа* М. (30)
Следовательно, если в процессе анализа выяснилось, что рентабельность собственного капитала уменьшилась, то необходимо выяснить, за счет чего это произошло: либо за счет снижения общей рентабельности товарооборота, либо за счет менее эффективного управления активами предприятия (Коа), либо за счет изменения структуры капитала (мультипликатор).
В формуле Дюпона показатели могут быть выражены как в коэффициентах, так и в процентах.
Использование различных подходов при проведении комплексного экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность торгового предприятия, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы.
Перейдем к рассмотрению конкретного процесса построения матричной модели планирования объема закупа хлебной и молочной продукции на основе данных ООО «Росинка» магазин «Березка».
Реализация хлеба и молока за день составляет максимально и минимально соответственно:
а) хлеб – 60 ед. и 40 ед.;
б) молоко – 70 ед. и 55 ед.
Ежедневные затраты предприятия зависят от объема закупа продукции и равны в среднем 5,3 тыс. руб.
Отпускная средняя цена: Себестоимость:
а) хлеб – 9 руб.; а) хлеб – 6,5 руб.;
б) молоко – 14,5 руб. б) молоко – 12 руб.
С помощью матричной модели требуется рассчитать ежедневный объем закупа ООО «Росинка» магазин «Березка» обоих видов товаров так, чтобы прибыль от реализации была максимальной при неизменном размере затрат.
Для этого составим табл. 3.1.
Таблица 3.1
Структура матричной модели
| Max, шт. | Min, шт. | Отпускная цена, руб. | Себестоимость, руб. |
П1 | 60 | 40 | 9 | 6,5 |
П2 | 70 | 55 | 14,5 | 12 |
Для построения платежной матрицы по данным табл. 3.1 производятся следующие вычисления:
1.1. Элемент а11 – прибыль от максимальной реализации хлеба и молока за 1 день:
а) себестоимость:
60*6,5+70*12 = 1,230 тыс. руб.
б) общие затраты:
1,230+5,3=6,530 тыс. руб.
в) выручка:
60*9+70*14,5=1,555 тыс. руб.
г) прибыль от максимальной реализации хлеба и молока за 1 день:
1,555-1,230 =0,325 тыс. руб.
а11 = 0,325 тыс. руб.
1.2. Элемент а12 - прибыль от максимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:
а) себестоимость:
60*6,5+70*12 = 1,230 тыс. руб.
б) общие затраты:
1,230+5,3=6,53 тыс. руб.
в) выручка:
60*9+55*14,5=1,337 тыс. руб.
г) прибыль от максимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:
1,337-6,530= - 5,193 тыс. руб.
а12 = - 5,193 тыс. руб.
2.1. Элемент а21- прибыль от минимальной реализации хлеба и максимальной реализации молока:
а) себестоимость:
60*6,5+55*12 = 1,050 тыс. руб.
б) общие затраты:
1,050+5,3=6,350 тыс. руб.
в) выручка:
40*9+70*14,5=1,375 тыс. руб.
г) прибыль от минимальной реализации хлеба и максимальной реализации молока:
1,375-6,350= -4,975 тыс. руб.
а21 = -4,975 тыс. руб.
2.2. Элемент а22- прибыль от минимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:
а) себестоимость:
60*6,5+55*12 = 1,050 тыс. руб.
б) общие затраты:
1,050+5,3=6,350 тыс. руб.
в) выручка:
40*9+55*14,5=1,187 тыс. руб.
г) прибыль от минимальной реализации хлеба и минимальной реализации молока:
1,187-6,350= - 5,163 тыс. руб.
а22 = - 5,163 тыс. руб.
Таким образом, в итоге может быть составлена следующая матрица (рис. 3.1.):
0,325 | -5,193 |
-4,975 | -5,163 |
Рис. 3.2. Платежная матрица для планирования оптимального запаса
Исходя из проведенных расчетов, можно сделать следующий вывод: наибольшую прибыль при затратах 5,3 тыс. руб. (0,325 тыс. руб.) исследуемое предприятие получит при реализации 130 ед. хлебной и молочной продукции за день (выручка от реализации – 1,555 тыс. руб.) и убыток (-5,163 тыс. руб.) при продаже 95 ед. хлебной и молочной продукции (выручка от реализации – 1,187 тыс. руб.).
Использование различных подходов при проведении комплексного экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность предприятия, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы.
Далее будут проведены расчеты основных показателей эффективности коммерческой деятельности и описаны организационно-технологические мероприятия по совершенствованию коммерческой работы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.