Одним из важных элементов системы пенсионного обеспечения выступает подсистема нормативных правовых актов, рассмотрение которой с точки зрения системного подхода было осуществлено ранее. Необходимость изучения источников права, касающихся норм, условий и порядка пенсионирования сотрудников правоохранительных органов связана с уяснением особенностей характера и механизма правового регулирования, установления возможных пределов, оптимальных способов и форм воздействия права на общественные отношения, складывающиеся в данной сфере жизнедеятельности общества.
Источник права ‒ достаточно разработанная категория юридической науки. Традиционно источник права понимается в материальном и формальном смысле. В качестве источников права в материальном смысле называются материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативных правовых актов, а также правовой системы в целом, что подчёркивает взаимозависимость правовой системы и общественно ‒ политической среды, которая и выступает естественной движущей силой и своеобразным «материальным» источником по отношению к первой. Источник права в формальном смысле представляет собой исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Именно в формальном смысле чаще всего в юридической литературе и используется термин «источник права» или «форма права», т. к. речь идет о внешней форме выражения и закрепления норм права.
Источниками права социального обеспечения принято называть различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
Классификация источников права социального обеспечения проводится по различным основаниям. Акты выделяются по юридической силе и органам, их принявшим; по сфере действия различаются акты общего характера и специального характера, также возможно разделение источников права социального обеспечения на первичные и вторичные, по видам социального обеспечения различаются, соответственно, акты о пенсиях, пособиях, социальном обслуживании, социальной помощи.
Применительно к источникам права, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, необходимо обратить внимание на следующие особенности:
- данное законодательство в целом соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, причём как по формальным признакам (внешнее не противоречие международным нормам), так и фактически, т. е. законодательно закреплённый уровень обеспечения гарантирует «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь» (ст. 7 Конституции РФ;
- отсутствие одного всеобъемлющего нормативного правового акта, охватывающего все вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Необходимо признать, что первоначально таким актом служил Закон РФ от 12 февраля 1993 г., О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, но с последующим расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет и пр., указанный закон перестал играть таковую роль, что, безусловно, нетерпимо с точки зрения эффективности правового регулирования, т. к. по сути, однотипные отношения регулируются по-разному;
- пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов регулируется исключительно федеральными нормативными правовыми актами с доминирующей ролью федеральных законов;
- источникам права, регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, присуща стабильность, и в первую очередь, принципиальным положениям законодательства о пенсионном обеспечении. Так, на протяжении действия Закона РФ, О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. в него были внесены изменения и дополнения 8 законами, самым принципиальным из которых был Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ от 28 ноября 1995 года, т. к. им были сняты ограничения с размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Остальные изменения и дополнения были направлены исключительно на повышение уровня пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей, устранение противоречий и приведение терминологии в соответствие с реалиями (наименование органов власти, осуществляющих пенсионное обеспечение и пенсионное регулирование.
При рассмотрении источников права, регулирующих вопросы пенсионирования сотрудников правоохранительных органов, автор будет исходить из их деления по юридической силе и органам их принявшим. По этому основанию выделяются:
‒ международные правовые акты Организации Объединенных Наций и ее органов, прежде всего Международной Организации Труда;
‒ международные договоры и соглашения РФ; в) Конституция РФ;
‒ федеральные законы;
‒ указы Президента РФ;
‒ постановления Правительства РФ;
‒ нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти;
‒ особую группу источников составляют акты судебных органов власти.
Право каждого человека на социальное обеспечение признается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в СССР. (ст.9).
1.3 Правовые принципы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов
Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Принципами службы в органах внутренних дел являются:
‒ обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
‒ на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам семьи имущества;
‒ на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Подводя итоги выше сказанного, можно сделать следующие выводы.
Пенсионное обеспечение является формой выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение отдельных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Особую категорию граждан в системе пенсионного обеспечения занимают военнослужащие, а также приравненные к ним сотрудники органов внутренних дел.
Систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей составляют их денежное довольствие (основное и дополнительное), страхование их жизни и здоровья, пенсионное обеспечение, разнообразные льготы (жилищные, в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам и т.д.).
Основными социальными гарантиями сотрудников органов внутренних дел выступают денежное содержание, жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение, страховые гарантии, вещевое и продовольственное обеспечение, пенсионное обеспечение, иные социальные гарантии.
Таким образом, государством прилагаются достаточно серьезные усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности военнослужащих (членов их семей) и сотрудников органов внутренних дел, чтобы поднять престиж военной и правоохранительной службы, сделать их почетными.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 511.