СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………………………………………… | 3 |
Раздел 1 Теоретические основы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в российской пенсионной системе ……... | 7 |
1.1 Место пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в российской пенсионной системе……… | 7 |
1.2 Особенности источников права, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов……………….. | 11 |
1.3 Правовые принципы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов…………………………………………….. | 14 |
1.4 Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов……………….. | 16 |
Раздел 2 Особенности правоприменительной практики пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов……………… | 23 |
2.1 Должностные инструкции сотрудника, ведающего вопросами пенсионного и социального обеспечения, обслуживания, помощи и страхования………………………………………………………………… | 23 |
2.2 Проблемы взаимодействия МВД РФ с органами исполнительной власти, негосударственными фондами, общественными организациями ведающими вопросами социальной поддержки и помощи……………………………………………………… | 29 |
2.3 Внутренние локальные нормативно-правовые акты организации (приказы, распоряжения, инструкции, регламенты) регулирующие вопросы назначения льгот и компенсационных выплат. | 31 |
2.4 Правоприменительная и судебная практика в МВД………….. | 35 |
Заключение………………………………………………………………….. | 41 |
Список использованных источников…………………………………….. | 43 |
Приложение А Виды социальных рисков | 48 |
Приложение Б Государственная система социального обеспечения….. | 49 |
Приложение В Размер пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы | 50 |
Приложение Г Размеры пенсионного обеспечения по потери кормильца…………………………………………………………………… | 51 |
Введение
Среди субъектов социальной защиты и социального обеспечения особое место занимают правоохранительные органы.
Служба в полиции является особым видом государственной службы, а сами полицейские относятся к отдельной социальной группе в обществе.
Служба в полиции является особым видом государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере она отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку. Но главное отличие правоохранительной службы заключается в повышенном риске гибели правоохранителя, нанесения вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и (или) социального положения, как самого правоохранителя, так и членов его семьи.
Риск материальной необеспеченности правоохранителя и членов его семьи может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели правоохранителя, но и прекращения служебных отношений. Поэтому одним из главных условий службы в полиции является ее гарантированное социальное обеспечение со стороны государства.
Социальное обеспечение правоохранителей направлено на компенсацию лицам, проходившим службу в полиции, и членам их семей социальных рисков, обусловленных особенностями правоохранительной деятельности.
Важнейшей составной частью общей системы социального обеспечения правоохранителей и членов их семей является пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение имеет особое значение для правоохранителей. Выбирая правоохранительную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение является одним из важнейших аспектов привлекательности правоохранительной службы, который влияет на комплектование кадрового состава соответствующих «правоохранительных» структур государства, где официально предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества и государства, можно утверждать, что от них зависит правоохранительная, а, значит, и национальная безопасность Российской Федерации в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения правоохранителей зависит, в конечном итоге, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.
Сказанное выше в полной мере определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу пенсионного обеспечения правоохранителей в Российской Федерации на примере Отдела полиции ОМВД Российской Федерации по г. Находке.
Предметом исследования выступает порядок и условия предоставления пенсионного обеспечения правоохранителей.
Целью исследования является проведение анализа в сфере пенсионного обеспечения (России, выявление существующих проблем в указанной сфере).
Достижение поставленной цели исследования обусловило решение следующих задач:
‒ раскрыть теоретические и правовые основы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации;
‒ провести анализ структуры пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органах на примере Отдела полиции ОМВД Российской Федерации по г. Находка;
‒ выявить основные проблемы практической реализации отдельных видов пенсионного обеспечения правоохранителей и определить возможные пути их решения;
Научную и теоретическую основу исследования составили труды ведущих специалистов в области изучения социального обеспечения: В.П. Галаганов, К.В. Добромыслов, Д.Н. Ермаков, Т.Е. Зерчанинова, И.В. Игнатенко, В.Н. Родина, Н.В. Тютюнов и другие.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и другие. В исследовании использовались различные подзаконные акты, особое место среди которых занимают постановления Правительства РФ. Большое значение при проведении исследования имеют и приказы Министерства внутренних дел.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы судебной практики, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Структуру исследования составили такие элементы как введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Заключение
Таким образом, в рамках исследования, целью которого было проведение анализа в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов можно сделать следующие выводы.
Пенсионное обеспечение является формой выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение отдельных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Особую категорию граждан в системе социального обеспечения занимают военнослужащие, а также приравненные к ним сотрудники органов внутренних дел.
Систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей составляют их денежное довольствие (основное и дополнительное), страхование их жизни и здоровья, пенсионное обеспечение, разнообразные льготы (жилищные, в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам и т.д.).
Государством прилагаются достаточно серьезные усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности военнослужащих (членов их семей) и сотрудников органов внутренних дел, чтобы поднять престиж военной и правоохранительной службы, сделать их почетными.
Наиболее распространенным, социально значимым и проблемным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение правоохранителей.
Пенсионное обеспечение является одной из главных составляющих современной социальной политики российского государства, а пенсия выступает важнейшей социальной гарантией и инструментом материального обеспечения граждан с ограниченными по возрасту и здоровью возможностями.
Систему пенсионного обеспечения правоохранителей и членов их семей составляют такие необходимые денежные выплаты, как пенсия по выслуге лет, по инвалидности, а также по потери кормильца.
Порядок и условия назначения указанных видов пенсии правоохранителям и членам их семьи зависит, главным образом, от вида проходимой службы, что в свою очередь, определяет нормативную базу назначения выплат.
Государством предусмотрены все необходимые виды материальных выплат в рамках пенсионного обеспечения правоохранителям и членам их семей, определяющиеся повышенными условиями опасности правоохранительной службы. Однако не всегда эти выплаты являются адекватными в денежном эквиваленте, а также существуют и некоторые проблемы правового характера их получения, что связано с отсутствием единой нормативной базой.
Одним из оптимальных решений рассмотренных выше проблем, считается необходимость совершенствования нормативной базы пенсионного обеспечения правоохранителей и членов их семей, в частности, принятие единого нормативного акта для всех категорий правоохранителей, который бы, в свою очередь, установил бы единую базу для исчисления пенсионных выплат им.
Приложение А
(обязательное)
Рисунок А.1 Виды социальных рисков
Приложение Б
(обязательное)
Рисунок Б.1 Государственная система социального обеспечения
Приложение В
(обязательное)
Таблица В.1 Размер пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы
Категории инвалидов | При наличии I группы инвалидности | При наличии II группы инвалидности | При наличии III группы инвалидности |
Причина – военная травма | 300 % | 250 % | 175 % |
Причина - заболевание, полученное в ходе службы | 250 % | 200 % | 150 % |
Приложение Г
(обязательное )
Таблица Г.1 Размеры пенсионного обеспечения по потери кормильца
Причина гибели военнослужащего | Размер пенсионной выплаты | Размер пенсии в 2018 г. |
По призыву (размер зависит от социальной пенсии) | ||
В результате военной травмы | 200 % | 9919,70 рублей |
В результате заболевания, полученного в ходе службы | 150 % | 7439,78 рублей |
По контракту (процент от суммы денежного довольствия военнослужащего) | ||
В результате военной травмы | 50 % | - |
В результате заболевания, полученного в ходе службы | 40 % | - |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………………………………………… | 3 |
Раздел 1 Теоретические основы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в российской пенсионной системе ……... | 7 |
1.1 Место пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в российской пенсионной системе……… | 7 |
1.2 Особенности источников права, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов……………….. | 11 |
1.3 Правовые принципы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов…………………………………………….. | 14 |
1.4 Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов……………….. | 16 |
Раздел 2 Особенности правоприменительной практики пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов……………… | 23 |
2.1 Должностные инструкции сотрудника, ведающего вопросами пенсионного и социального обеспечения, обслуживания, помощи и страхования………………………………………………………………… | 23 |
2.2 Проблемы взаимодействия МВД РФ с органами исполнительной власти, негосударственными фондами, общественными организациями ведающими вопросами социальной поддержки и помощи……………………………………………………… | 29 |
2.3 Внутренние локальные нормативно-правовые акты организации (приказы, распоряжения, инструкции, регламенты) регулирующие вопросы назначения льгот и компенсационных выплат. | 31 |
2.4 Правоприменительная и судебная практика в МВД………….. | 35 |
Заключение………………………………………………………………….. | 41 |
Список использованных источников…………………………………….. | 43 |
Приложение А Виды социальных рисков | 48 |
Приложение Б Государственная система социального обеспечения….. | 49 |
Приложение В Размер пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы | 50 |
Приложение Г Размеры пенсионного обеспечения по потери кормильца…………………………………………………………………… | 51 |
Введение
Среди субъектов социальной защиты и социального обеспечения особое место занимают правоохранительные органы.
Служба в полиции является особым видом государственной службы, а сами полицейские относятся к отдельной социальной группе в обществе.
Служба в полиции является особым видом государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере она отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку. Но главное отличие правоохранительной службы заключается в повышенном риске гибели правоохранителя, нанесения вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и (или) социального положения, как самого правоохранителя, так и членов его семьи.
Риск материальной необеспеченности правоохранителя и членов его семьи может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели правоохранителя, но и прекращения служебных отношений. Поэтому одним из главных условий службы в полиции является ее гарантированное социальное обеспечение со стороны государства.
Социальное обеспечение правоохранителей направлено на компенсацию лицам, проходившим службу в полиции, и членам их семей социальных рисков, обусловленных особенностями правоохранительной деятельности.
Важнейшей составной частью общей системы социального обеспечения правоохранителей и членов их семей является пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение имеет особое значение для правоохранителей. Выбирая правоохранительную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение является одним из важнейших аспектов привлекательности правоохранительной службы, который влияет на комплектование кадрового состава соответствующих «правоохранительных» структур государства, где официально предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества и государства, можно утверждать, что от них зависит правоохранительная, а, значит, и национальная безопасность Российской Федерации в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения правоохранителей зависит, в конечном итоге, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.
Сказанное выше в полной мере определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу пенсионного обеспечения правоохранителей в Российской Федерации на примере Отдела полиции ОМВД Российской Федерации по г. Находке.
Предметом исследования выступает порядок и условия предоставления пенсионного обеспечения правоохранителей.
Целью исследования является проведение анализа в сфере пенсионного обеспечения (России, выявление существующих проблем в указанной сфере).
Достижение поставленной цели исследования обусловило решение следующих задач:
‒ раскрыть теоретические и правовые основы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации;
‒ провести анализ структуры пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органах на примере Отдела полиции ОМВД Российской Федерации по г. Находка;
‒ выявить основные проблемы практической реализации отдельных видов пенсионного обеспечения правоохранителей и определить возможные пути их решения;
Научную и теоретическую основу исследования составили труды ведущих специалистов в области изучения социального обеспечения: В.П. Галаганов, К.В. Добромыслов, Д.Н. Ермаков, Т.Е. Зерчанинова, И.В. Игнатенко, В.Н. Родина, Н.В. Тютюнов и другие.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и другие. В исследовании использовались различные подзаконные акты, особое место среди которых занимают постановления Правительства РФ. Большое значение при проведении исследования имеют и приказы Министерства внутренних дел.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы судебной практики, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Структуру исследования составили такие элементы как введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Раздел 1 Теоретические основы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов
1.1 Место пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов в российской пенсионной системе
В процессе осуществления экономических, политических, социальных преобразований одним из главных стабилизирующих направлений деятельности государства выступает обеспечение правопорядка, как непременного условия реализации экономических реформ, защиты прав и свобод человека и гражданина. Охрана правопорядка как функция, вытекающая непосредственно из потребностей общества в целом, в демократическом государстве модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Со спецификой деятельности этих органов связана и повышенная государственная, в том числе и социальная, защита, как сотрудников этих органов, так и членов их семей, отличная от государственной защиты обычных государственных служащих. При этом меры государственной защиты содержатся как в нормативных правовых актах, касающихся особенностей прохождения службы в конкретном органе, осуществляющем правоохранительную деятельность, так и в нормативных правовых актах, распространяющихся на сотрудников и работников различных правоохранительных органов.
Выполнение указанной функции обеспечивается всей системой государственных органов.
Выделяют различные виды социальных рисков в зависимости от влияния на трудоспособность человека (Приложение А).
Существование социальных рисков предопределяют для государства создание для своих граждан эффективной системы государственного социального обеспечения.
Пенсионное обеспечение выступает формой материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основаниями для пенсионного обеспечения являются: соответствующий возраст, инвалидность, смерть кормильца (для нетрудоспособных членов его семьи, длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. В научной и учебной литературе оно формулируется по-разному.
В некоторых источниках определяется как форма распределения, гарантирующая гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца.
В других система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством.
По сути это совокупность общественных отношений, складывающиеся между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам медицинской помощи, пенсий, различных пособий и других видов обеспечения при наступлении таких жизненных обстоятельств, которые могут повлечь за собой утрату или снижение здоровья, и т.д.
Сущность пенсионного обеспечения проявляется в его функциях.
Одной из основных функций пенсионного обеспечения является экономическая функция, реализация которой позволяет решать задачи, формирующие содержание социальной политики государства. К их числу относятся:
– распределение на справедливых началах части валового внутреннего продукта с целью воздействия на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (например, пенсий, пособий, социальных выплат и т.д.) при наступлении социальных рисков, определенных законом;
– гарантированность достаточного уровня пенсионного обеспечения с целью поддержания покупательского спроса, необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств, существования которых являются пенсионные выплаты;
– создание эффективного механизма аккумуляции финансовых средств, которых необходимо для выполнения обязательств государства в целях реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение;
– усиление обусловленности объема правомочий в сфере пенсионного обеспечения трудовой деятельностью человека.
Политическая функция пенсионного обеспечения обуславливает поддержание стабильности в обществе, где имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Посредством политической функции государство реализовывает основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно пенсионное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.
Демографическая функция социального обеспечения подразумевает его на демографические процессы, которые происходят в обществе. С одной стороны, состояние пенсионное обеспечения зависит от демографической структуры населения и характера демографических процессов, с другой стороны, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы.
Социально-реабилитационная функция социального обеспечения направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
В России различают государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение является частью системы пенсионного обеспечения, и представляет собой форму солидарной помощи населению, осуществляемую за счет средств государственного бюджета.
Государственная система социального обеспечения включает несколько подсистем (Приложение Б).
Государственное социальное страхование представляет собой систему созданных государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Указанный вид помощи предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и т.д.), денежных выплат (пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального само обеспечения или коллективного взаимообеспечения. Такую систему социального обеспечения принято называть негосударственной системой.
Таким образом, пенсионное обеспечение выступает элементом социальной политики государства, направленным на материальное обеспечение определенных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
В России существует государственная и негосударственная система пенсионного обеспечения. В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения включает подсистемы социального страхования, социальной помощи и государственного обеспечения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 712.