Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры республики - Россия, Германия, Польша, США, Великобритания и другие.
Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.
Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает множество проблем. Поэтому сегодня не только важно знать и успешно применять на практике знания в области внешнеэкономической деятельности, но и изучать передовой опыт зарубежных компаний в данной области.
Большой интерес в области представляет изучение опыта внешнеэкономической деятельности России и Китайской народной Республики (КНР), что в значительной степени объясняется высокими темпами развития товарооборота между этими государствами.
В КНР стремятся интенсивно развивать экспортное производство, наладить выпуск продукции, обладающей конкурентоспособностью и приносящей быстрые и высокие валютные доходы. Совершенствование товарной структуры внешней торговли проявлялось и в повышении удельного веса в экспорте готовой продукции, и в импорте зарубежной техники. Благодаря росту импорта техники и технологии удается решать задачи насыщения внутреннего рынка, роста технического потенциала страны.
Рассмотрим некоторые основные показатели внешнеэкономической деятельности КНР в 2006 году.
Общий объем импорта и экспорта КНР достиг в 2006 году рекордного уровня за 20 лет реформ и составил 474,3 млрд. долларов США, то есть увеличение по сравнению с 2000 годом на 31,5%, в том числе: экспортные операции выполнены на сумму 249,2 млрд. долларов США, увеличение на 27,8%; импортные операции - на сумму 225,1 млрд., увеличение на 35,8%. Годовой внешнеторговый баланс достиг 24,1 млрд. долларов США.
Ежегодное увеличение внешнеторгового оборота за 20 лет реформ составляло в среднем более 10 %.
В 2006 году у Китая было 10 основных торговых партнеров: Япония, США, страны ЕЭС, Гонконг, Монголия, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Россия и Канада. Импорт их таких стан, как Монголия, Корея и Россия увеличился более чем на 40%, а Японии - превысил средний уровень.
Среди экспортных товаров КНР в 2006 году продукция машиностроения и энергетики выполнена на сумму 105,3 млрд. долларов США, то есть увеличение по сравнению с 2000 годом на 36,9%, что составило 42,3% общего объема экспорта. Экспорт высокотехнологической продукции составил 37 млрд. долларов США, то есть увеличение на 50%. Импорт сырья составил 46,7 млрд. долларов США, увеличение на 74,1%. С 91% до 140% возрос импорт сырой нефти, соевых бобов и других сырьевых материалов, превысив экспорт оборудования и высокотехнологической продукции на 30% [11, с.301].
Согласно вышеприведенным показателям результатов внешнеэкономической деятельности КНР в 2006 году, Россия входит в десятку основных партнеров этой страны, а возрастание импорта сырьевых материалов связано с увеличением доли экспорта нашей страны в Китай.
Основные особенности внешнеэкономических связей России и Китая. В настоящее время в числе внутренних факторов оптимизации баланса торгово-экономических интересов России и Китая необходимо учитывать следующие аспекты общности и специфики наших стран, которые способствуют или, наоборот, затрудняют реализацию на практике известной концепции взаимодополняемости их экономических комплексов.
К основным элементам общности можно отнести:
- переходный характер экономики - от планово-административной зависимости производителя от государства к регулируемой государством рыночной форме соединения и движения факторов производства;
- исторические предпосылки плодотворного в целом экономического сотрудничества;
- большую протяженность общей границы и вытекающие из этого торгово-транспортные, коммуникативные и другие возможности.
Элементы специфики России в сравнении с Китаем:
- сокращение экспортного потенциала в результате дезинтеграции СССР;
- недостаточно современная по основной массе составляющих, невыгодная структура российского экспорта, характеризующаяся, в частности, стратегией экспорта энергоносителей и других невосполнимых природных ресурсов, сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью;
- сложное состояние российской инвестиционной сферы не позволяет без поддержки извне своевременно внедрять современные технологии в производство и выпускать в массовом порядке конкурентную продукцию;
- перенасыщенность российского рынка импортными потребительскими товарами, отсутствие достаточного государственного стимулирования отечественного производителя.
Некоторые проблемные особенности Китая, имеющие отношение к рассматриваемому предмету:
- демографическая проблема: перенаселенность, избыточность трудовых ресурсов, в частности, в граничащих с РФ районах;
- ресурсно-сырьевая проблема, которая подталкивает Китай к импорту сырья и продукции его переработки из России;
- проблема интенсификации экономического роста, высокие темпы которого пока достигаются преимущественно на экстенсивной основе, при низкой производительности живого труда, высокой энерго - и фондоемкости продукции;
- проблема качества экспортируемой продукции, неполного соответствия ее мировым стандартам.
Заинтересованность КНР в развитии внешнеэкономических связей с Россией связана со следующими обстоятельствами:
- ужесточение позиции некоторых стран Запада по поводу условий передачи Китаю ноу-хау и высокотехнологичного оборудования;
- известным ценовым фактором относительно низкой себестоимости российской наукоемкой продукции по сравнению с западной;
- рядом технологических преимуществ российского оборудования перед западным на китайском рынке.
Известной особенностью российско-китайских внешнеэкономических связей в 90-е годы явилась вольная или невольная минимизация централизованной межправительственной торговли Россией, что в принципе можно рассматривать как, одно из негативных проявлений чрезмерного дерегулирования государством всей экономики РФ в переходный период. Торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и КНР развиваются главным образом за счет межрегиональной, пограничной «челночной» и других форм децентрализованной торговли, на которую во второй половине 90-х годов в среднем приходилось не менее 80% взаимного товарооборота. [11, с.303].
При этом значительную массу торговых операций на китайском рынке со стороны России осуществляют многочисленные самостоятельные разобщенные предприятия и мелкие фирмы, не располагающие ни сколько-либо значительной товарной номенклатурой, ни компетенцией в области специфики рынка в КНР и китайского менталитета. Такого рода экспортеры нередко руководствуются краткосрочными интересами получения сиюминутной выгоды, конкурируют друг с другом, ведя торговлю российскими товарами по демпинговым ценам явно ниже мирового уровня.
Подобная практика наносит существенный финансовый и моральный ущерб России. Страдают порой и китайские партнеры, далеко не уверенные в качестве товаров из РФ и стран СНГ, правовой защищенности заключенных контрактов и надежности конкретных сделок.
Выход фирмы на внешнеэкономический уровень может осуществляться в различных формах - экспортная торговля, создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос производства, проведения НИОКР, разработки маркетингового комплекса в другие страны и т.д. Выбор рациональной формы интернационализации бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и конкретных условий деятельности на родине и за рубежом. Целесообразно привести таблицу выбора предпочтительного этапа выхода фирмы на внешнеэкономический уровень в зависимости от целей фирмы и условий ее деятельности (Приложение А).
Таким образом взаимодействие субъектов хозяйствования в области внешнеэкономической деятельности должно производиться с учетом не только сложившейся практики, но и в обязательной степени должны быть учтены региональные особенности рынка, культурные традиции населения, проживающего в целевом регионе, особенности организации и ведения бизнеса, а также особенности национального менталитета.
3.2 Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»
Как уже было выявлено ранее, внешнеэкономические связи ОАО «Коммунарка» представлены экспортными операциями и совместным предпринимательством, а также участием в международных выставках.
В современных условиях хозяйствования, стремительного развития мировой торговли, процессов глобализации этого явно недостаточно. Поэтому очевидно, что необходимо предпринять значительные усилия по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия. При этом основными критериями поиска и развития путей совершенствования внешнеэкономических связей должны быть следующие:
- поддержание и развитие партнерских отношений с уже сложившимися поставщиками сырья и материалов, а также потребителями продукции ОАО «Коммунарка», формирование и достижение стратегических целей в области совместной деятельности;
- поиск и привлечение новых поставщиков и потребителей продукции за рубежом;
- расширение географии поставок, выход на новые рынки;
- выявление и использование резервов в используемой на сегодня рекламной деятельности на зарубежных рынках;
- создание товаропроводящей сети в государствах и регионах, где продукция предприятия будет пользоваться спросом;
- создание совместных предприятий и (или) производств;
- диверсификация структуры товарного экспорта в зависимости от востребованности продукции ОАО «Коммунарка» и имеющихся в наличии технологий по производству кондитерской продукции;
- освоение новых форм внешнеэкономических связей (организация дилерской сети, предоставление прав по использованию торговой марки).
Как видно, спектр возможных направлений достаточно широк. Поэтому широкомасштабное развитие внешнеэкономическое деятельности по многим направлениям, требующее больших затрат материальных, финансовых, трудовых и иных видов ресурсов представляется нецелесообразным. Необходимо среди многообразия возможных вариантов развития внешнеэкономических связей отобрать те направления, которые представляются наиболее реальными и достижимыми. При этом следует выделить спектр критериев, которым должны отвечать пути совершенствования внешнеэкономической деятельности. Таковыми критериями являются: увеличение объемов производства, обеспечение роста поступлений валютной выручки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление конкурентных позиций на выбранных рынках и в выбранных регионах, сокращение издержек на производство продукции. Самыми главными критериями эффективности выбора того или иного пути должны стать увеличение рентабельности производства и реализации продукции а также рост прибыли. Именно прибыль является основным конечным результатом всех направлений финансово-хозяйственной деятельности, основным источником финансовых ресурсов предприятия.
При этом крайне важным при определении новых регионов и рынков сбыта продукции ОАО «Коммунарка» представляется использование успехов внешней политики Республики Беларусь по установлению и развитию прочных отношений в торгово-экономической сфере (Российская Федерация, Китай, Иран, Венесуэла, Куба). Как видно, география внешнеполитических успехов очень широка и охватывает различные регионы и даже континенты. Необходимым условием при этом также является четкое сегментирование рынка и определение целевой ниши, которую собирается осваивать ОАО «Коммунарка». Все это требует разработки долгосрочной маркетинговой стратегии по продвижению продукции ОАО «Коммунарка» на внешние рынки. Решения, принимаемые в пользу того или иного варианта развития внешнеэкономических отношений должны быть взвешенными и обоснованными.
Выбор оптимальных путей развития внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка» необходимо начинать с анализ сильных и слабых сторон предприятия и продукта, а также с анализа внешней среды. Для первичного анализа деятельности предприятия используется матрица SWOT. Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура от первых букв английских слов: Strength (сила), Weak (слабость), Opportunity (возможности), Threat (угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Метод SWOT дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями. Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения стратегии фирмы [19, с.148].
Для анализа по данному методу необходимо сформулировать примерный набор характеристик, положительное заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон ОАО «Коммунарка», а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.
Необходимо отметить, что особенностью производства шоколадных изделий является использование старых советских рецептур и торговых марок. С одной стороны, это является преимуществом, поскольку в этих рецептурах предусмотрено использование только натуральных сырьевых компонентов, и торговые марки пользуются популярностью. С другой стороны, предприятие испытывает трудности в области патентного законодательства и недостаточно гибко реагирует на изменения предпочтений потребителей.
Слабые стороны предприятия связаны с ассортиментом и коммуникационной политикой:
- дублирование ассортимента других кондитерских предприятий;
- отсутствие в ассортименте шоколада с различными начинками и наполнителями;
- слабая коммуникационная политика;
- схожесть в оформлении коробок шоколадных конфет с др. производителями.
Учитывая сильные и слабые стороны предприятия, можно определить основные направления деятельности для удержания сильных сторон и использования возможностей извне, а также определить «оборонительные» действия для минимизации неблагоприятных обстоятельств. Оценка возможностей предприятия и направления их использования представлены в Приложении Б.
Таким образом, для завоевания новых рынков необходимо воспользоваться правительственной поддержкой и поддержкой концерна «Белгоспищепром», а также хорошей репутацией на рынке и высоким качеством изделия. Работа ОАО «Коммунарка» должна быть прежде всего ориентирована на удовлетворение потребностей рынка.
Награды и участие в международных выставках позволяют предприятию заключать новые контракты, налаживать деловые связи, находить новые рынки сбыта.
Главные недостатки ОАО «Коммунарка» связаны с товарным ассортиментом и организацией коммуникационной политики, поэтапное и последовательное устранение которых позволит рационализировать ассортимент и усилить коммуникационную политику для усиления конкурентных позиций на зарубежных рынках. В связи с этим снова обратимся к информации, полученной со всемирно известной выставки ISM.
Как и в предыдущие годы, в 2007 г. выставку ISM посетили более 30 тысяч посетителей из более чем 150 стран, причем более 60% гостей выставки приехали из-за рубежа. При этом в 2007 г. к большому числу посетителей из стран Евросоюза прибавилось существенное количество посетителей из стран Восточной Европы. Также наблюдается рост заинтересованности из Центральной и Южной Америки, Северной Африки и Среднего Востока. В настоящее время поставка продукции ОАО «Коммунарка» в данные регионы не производится, поэтому представляется целесообразным активизировать маркетинговые усилия по продвижению продукции предприятия в эти регионы.
На рынке шоколада класса «люкс» сегодня как никогда важны натуральные ингредиенты и страна производства, поэтому ISM превращается в место встречи ведущих мировых производителей шоколада, которые завоевывают покупателей высоким содержанием какао в своих продуктах и необычным сочетанием в них специй. Они предлагают покупателям самостоятельно оценить, каким вкусным может быть темный шоколад, когда в него добавлены такие ингредиенты, как масло тыквенных семян, сельдерей, бальзаминовый уксус, оливки, горчица и кофе. А пеперони или перец чили считаются уже почти традиционными добавками в шоколад. [21, с.10].
Информация о мировых тенденциях в кондитерской промышленности в обязательном порядке должна быть учтена при формировании ассортиментного перечня продукции, выпускаемой на экспорт.
Учитывая ранее выделенные сегменты, цели ценовой политики предприятия, а также его конкурентоспособность, предлагается в системе маркетинга ОАО «Коммунарка» применять следующие стратегии ценообразования – дифференцированное и конкурентное.
Среди стратегий дифференцированного ценообразования ОАО «Коммунарка» наибольший эффект должны принести следующие:
- ценовая стратегия проникновения на рынок, основанная на установлении первоначально относительно низкой цены на товар, приводящей на какое-то время к потере прибыли;
- ценовая стратегия сезонной скидки. Данная стратегия основана на особенностях спроса различных категорий покупателей в зависимости от времени года и применяется для стимулирования покупательского спроса и выражается в снижении цены на кондитерские изделия вне сезона их продажи (например, в летний период скидки на шоколад).
- ценовая стратегия скидки на втором рынке, основанная на том, что цена на одну и ту же кондитерскую продукцию при его продаже на новом рынке устанавливается ниже, т.е. со скидкой.
Выбор той или иной стратегии предприятию необходимо .производить исходя из оценки приоритетов в деятельности предприятия на конкретном рынке. При этом политика руководства в установлении цен на конкретном рынке должна учитывать возможность использования смешанных стратегий ценообразования.
Реализуя намеченные направления по продвижению продукции ОАО «Коммунарка» необходимо учитывать, что внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым товарам, их сопровождению, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами-производителями преобладанием рынка-покупателя, т.е. заметным превышением предложений над спросом.
Концепция маркетинга ОАО «Коммунарка» должна основываться на том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использования рабочей силы, а также сбыта базируется на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений и перспективе. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынка нет. И в том, и в другом случае используются схожие методы, средства, приемы и принципы маркетинговой деятельности.
Также необходимо учитывать региональные особенности рынка, культурные традиции населения, проживающего в целевом регионе, особенности организации и ведения бизнеса, а также особенности национального менталитета.
В заключение вопроса следует повторить, что основными направлениями совершенствования внешнеэкономической деятельности ОАО «Коммунарка» должны стать поиск новых зарубежных поставщиков сырья и материалов с целью повышения качества и снижения цены выпускаемой продукции, привлечение потребителей продукции на новых рынках, создание собственной товаропроводящей сети. Кроме этого перспективным направлением представляется передача прав использования торговой марки предприятия либо создание новых торговых марок совместно с производителями и (или) возможными дилерами продукции ОАО «Коммунарка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы. На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.
Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одним из важнейших факторов развития национальной экономики как на современном этапе, так и в будущем.
Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:
- внешнюю торговлю;
-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- международное научно-техническое сотрудничество;
- экономическое и техническое содействие;
- валютно-финансовое сотрудничество.
Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической деятельности.
Важной составной частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на этапе рыночной экономики, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.
Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь необходимо тесно увязывать с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть адекватно решены ни политические ни социально-экономические проблемы.
В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного развития своих производительных сил является использование тех выгод, которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации общественного производства па основе научно-технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэкономических связях как второстепенной сфере.
Внешнеэкономическому комплексу отводится активная, преобразующая роль, он становится важной неотъемлемой частью экономики Республики Беларусь. Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноценный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, усиления роли и влияния Республики Беларусь в мировой экономике и политике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности: Учебник. М.: МЦУПЛ, 1999.
2. Баканов А., Жулего Л. Антидемпинговые меры против стран с нерыночной экономикой. // ЭКОВЕСТ. – 2003. № 3-4. с. 637-667.
3. Балаков П. Международные торговые отношения и расчеты. М., 1994.
4. Банданов П.М. Опыт США в регулировании импорта. Мировая экономика и международные отношения. 1991. №10.
5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М: Финансы и Статистика, 2001.
6. Вабищевич С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: монография. –Мн.: МНО, 2005.
7. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. Юридический справочник. А.Н. Козырин. М.: Новый юрист, 1998.
8. Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика: Тезисы лекций. / под ред. В.К. Матюшевской. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.
9. Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность. Мн.: Равноденствие, 2005.
10. Гончарова О. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле. Российский Экономический Журнал. 1994. № 8.
11. Гурков А.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: Инфра-М, 2007.
12. Давыденко Е.Л., Матюшевский В.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь. Мн.: Армита-маркетинг, менеджмент. 1998. 76 с.
13. Дадалко В.А. Международные экономические отношения. Мн: Армита-Маркетинг, 2000.
14. Дадалко В.А., Максимович О.Е. Особенности формирования и пути развития внешнеэкономической политики РБ. – Мн.: Армита-маркетинг, 2000.
15. Дайнеко А.Е. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. – Мн.: Амалфея, 1999.
16. Елисеев И.В. Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 236 с.
17. Закон Республики Беларусь. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2007.
18. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2007.
19. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Мн: ООО «МИСАНТА», 1998. – 296 с.
20. Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения. 1997. - 411с.
21. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 3. с.6-12.
22. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 11. с.15-21.
23. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 12. с.11-14.
24. Круглов А.С. и др. Основы таможенного дела, М.: РИО РТА, 1996. – 310 с.
25. Лисневский И.В. Таможенно-тарифное регулирование в РБ: Научно-практическое пособие. – Мн: БИП-С, 2002.
26. Матюшевская В.К. и др. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, - Мн.: 1993. 95 с.
27. Международный бизнес. СПб., 2006.
28. Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: МЭиМО, 1994 г., № 7.
29. Мочерный С. Основы экономической теории. Тернополь 1993 г.
30. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. М.: ИНФРА-М, 1999. 314 с.
31. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 1992.
32. Основы международной торговли. Киев, BHV. 1995.
33. Портер, М: Конкуренция М., 2006.
34. Портер, М. Конкурентная стратегия. М., 2007.
35. Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики. – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2001. – 335 с.
36. Руденков В.М. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. –Мн.: МГЭИ, 2005.
37. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. – М.: Маркетинг, 2006. 110 с.
38. Синецкий Б.И. Внешнеторговые операции: организация и техника. - М.: Международные отношения, 1987.-112 с.
39. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. –Гродно: Гродненский ф-л НИСЗ, 1998. 309 с.
40. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М., 1996.
41. Таможенная статистика внешней торговли РБ: Информационный бюллетень. – Мн.: Белтаможсервис, 2004.
42. Таможенный кодекс Республики Беларусь. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2007.
43. Толкачёв: Международная экономика. М., 2000.
44. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: Мн: Вш.шк., 1999.
45. Филькевич В.М. Формирование государственных приоритетов Республики Беларусь во внешнеэкономичесой деятельности. Мн.: Амалфея, 1999.
46. Филипенко А. Добыть и сберечь. Политика и час. 1995. № 2.
47. Финансовое право: Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М.: Новый юрист, 1998.
48. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №12.
49. Шмитгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ.-М.: Юрид. лит., 1993. 512 с.
50. Экспортно-импортные операции. Рекомендации и документы. Мн., 1994.
51. Экономика стран СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития. – М: Финансы и Статистика, 2001.
52. Юрик В. Беларусь и постсоциалистические экономики: изменение внешней торговли в переходном периоде. Мн.: ИПМ, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.