Формы межгосударственного сотрудничества и внешнеэкономических связей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной целью изучения данного вопроса является овладение понятиями, терминами и существенными положениями, позволяющими уяснить виды внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

 Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.

Экспорт (невидимый) - операции по купле-продаже различных услуг, оказываемых морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом по перемещению грузов и пассажиров других стран; осуществлению страховых и кредитных операций; сдаче в аренду машин и оборудования, а также недвижимого имущества за рубежом; организация иностранного туризма. Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные организации. Как экспорт может засчитываться продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, расположенным и действующим на территории страны-экспортера вне зависимости от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу.

Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Замещение импорта - замена на внутреннем рынке ранее импортированных товаров выпуском новой отечественной продукции или расширение объема ранее производимых в стране товаров. Замещение импорта происходит естественно и постепенно по мере становления и укрепления национальной экономики [37, с.26].

Предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности. В том числе: производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и других. Некоторые из названных видов услуг требуют более детального рассмотрения.

Посреднические услуги. Посредничество осуществляется лицами, которые не являясь представителями, выступают хотя и в интересах поручителя, но от собственного имени. К таким лицам закон относит коммерческих посредников, конкурсных управляющих при банкротстве и т.п., а также лиц, уполномоченных на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представляя интересы обеих сторон, коммерческий посредник лишь содействует заключению сделки путем нахождения лиц, заинтересованных в ее заключении, но сам сделок не совершает, т.е. не становится стороной подготовленной им сделки. Посредники с такого рода ограниченными функциями именуются в германском праве маклерами, англо-американском - брокерами, во французском - куртье.

Независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров с коммерческой точки зрения относятся к торговым посредникам.

Посредник-комиссионер - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров комиссии с продавцами или покупателями товаров (комитентами) подыскивает контрагентов и заключает контракты от своего имени, но за счет комитентов. Важным условием договоров комиссии являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, качественным характеристикам товара, срокам поставок, гарантий и т.д.

Посреднику-комиссионеру обычно поручают выполнение широкого круга дополнительных обязательств, таких как изучение рынка, создание сбытовой сети и сети технического обслуживания, ведения рекламы и т.д. За заключение сделок и выполнение дополнительных обязательств посредник получает вознаграждение чаще всего в виде процентов с сумм заключенных контрактов.

Посредник-представитель (простой посредник) - это физическое или юридическое лицо, которое по договорам с продавцами и покупателями (принципалами) подыскивает им контрагентов. Принципалы самостоятельно ведут переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и исполняют контракты от своего имени и за сой счет. В некоторых случаях принципал и посредник договариваются о включении в соглашение обязательства последнего (посредника) гарантировать выполнение рекомендованным контрагентом конкретных обязательств, в т.ч. обязательств по платежам. Такие обязательства называются делькредере.

Посредник-поверенный - это физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивают им контрагентов и заключают с ними контракты от имени и за счет доверителей. Подписанные контракты передаются доверителям для исполнения. Важным условием договоров поручения являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, по качественным характеристикам товаров, срокам поставки, гарантий и т.д.

Посредник-консигнатор - это разновидность посредника-комиссионера, который сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом (продавцом) на склад посредника в соответствии с подписанным между ними консигнационным соглашением. Право собственности на товар сохраняется за консигнантом до его реализации. Система консигнации обычно применяется при сбыте товаров серийного и массового характера.

Консигнационное соглашение всегда подписывается на срок, в течение которого посредник обязуется сбыть определенное количество товара, поставляемого консигнантом на склад посредника. Товар, не реализованный посредником, в течение установленного срока может быть возвращен консигнанту [7, с. 230].

Консигнатор обычно занимается предпродажной доработкой товаров для повышения их конкурентоспособности на рынке.

Посредник-дистрибьютор - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), занимающееся перепродажей товаров продавцов покупателям. Дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет (становится его собственником) и перепродает их покупателям также от своего имени и за свой счет. Посредник-дистрибьютор отличается от простого покупателя или продавца товаров тем, что связан со своим торговым партнером посредническим соглашением, которым определена номенклатура товаров, очерчен регион его деятельности и которое может включать такие обязательства посредника, как изучение рынка, создание сбытовой сети, выполнение предпродажной доработки товаров и технического обслуживания сбываемой продукции, ведение рекламы и т.д. Вознаграждение дистрибьютора образуется за счет разницы цен закупки и реализации товаров. Оно покрывает все издержки посредника и обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

Законом «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» предусматривается такой ее вид как организация и осуществление деятельности в области аукционной торговли, проведения международных торгов. В международной практике имеет место биржевая торговля.

Биржевая торговля - это торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж. В настоящее время через биржи осуществляется не менее 20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами.

На биржах продаются без предварительного осмотра стандартные партии товаров определенного (базисного) сорта. Примерно 5-10 % сделок на биржах совершается на реальный товар, 90-95 % составляют срочные (фьючерсные) сделки . В результате сделок на реальный товар продавцы обязаны поставить товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи.

Участники срочных сделок не преследуют цель продавать или приобрести товар. Срочные сделки на 80 % совершаются в целях спекуляции и на 20 % - в целях страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменений цен на товары.

Срочные сделки состоят из двух этапов: первого - приобретения или продажи контрактов на стандартные партии товаров (приобретение или продажа фьючерса) и через некоторое время второго - обратной операции (офсетной) соответственно по продаже или приобретению таких же партий товаров. В специальные расчетные дни лица, от имени и за счет которых совершены срочные сделки (игроки), предъявляют в расчетную кассу биржи два контракта на приобретение и на продажу в разное время одних и тех же партий товара (или наоборот - на продажу и приобретение). Касса биржи выплачивает им (или взымает с них) суммы, отражающие изменения цен между первым и вторым этапами срочной сделки, т.е. игроки или выигрывают, или проигрывают.

Продажа и приобретение товара на бирже осуществляется брокерами по поручению и за счет клиентов. Часть сделок брокеры осуществляют от своего имени и за свой счет.

Аукционная торговля, в отличие от биржевой, - это продажа реального товара со строго индивидуальными свойствами. Аукционными товарами выступают в международной торговле пушнина, немытая шерсть, табак, чай, пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.п.

Аукцион - это способ продажи некоторых товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляются для осмотра. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, реже потребителям, получая прибыль от разницы цен. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров (например, выделка сырых шкурок). [7, с.34].

Аукционы оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от поставщиков товары сортируются по партиям (лотам), от каждой из них отбирается образец. Лоты со сходным качеством товара объединяются в стринги. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог и рассылает его возможным покупателям.

Аукционный торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и отправной цены. Покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых аукционах в качестве отправной объявляют наивысшую цену, а затем снижают ее, пока один из покупателей не выражает согласия купить данный товар по этой цене. Известные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Калькутте, Коломбо.

Одним из наиболее распространенных методов современной торговли является размещение заказов через международные торги.

Торги (торговля тендерами) - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях. В процессе торгов сделка не заключается, а лишь определяется будущий контрагент.

Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решение о передаче заказов.

В современной международной практике применяются открытые и закрытые торги. В открытых торгах имеют возможность принимать участие все желающие фирмы, выкупив у тендерных комитетов условия торгов. Приглашения к участию в закрытых торгах рассылаются устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Получив такие приглашения, продавцы также выкупают условия торгов у тендерных комитетов. Закрытые торги обычно проводятся на сооружение сложных промышленных объектов или на выполнение специальных работ, требующих высокой квалификации и использования высоких технологий. Различают также гласные и негласные, международные и национальные торги.

Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласования экономических интересов всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки позиций - по общему фонду, кадровой политике, способам управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение технических, инвестиционных и коммерческих рисков.

Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах: обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и их реализации, концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические и хозяйственные организации различных видов, совместные и смешанные предприятия, свободные экономические зоны в различных модификациях.

Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» как особый ее вид выделяет создание совместных предприятий различных форм и видов. Принципиальными особенностями сотрудничества участников совместных предприятий являются:

- соединение собственности партнеров и образования на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств совместного предприятия;

- совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции и услуг;

-  раздел части прибыли совместного предприятия между партнерами;

- совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия [17].

Типичными комбинациями взаимодополняющих элементов, которые кладутся местным и иностранным партнером в основу совместного предприятия являются:

- научно-технические решения плюс оборудование (промышленная технология) для их производственной реализации;

- право пользования природными ресурсами принимающей страны плюс технология их эффективной переработки;

- производственные площади, рабочая сила, инфраструктура принимающего партнера плюс инвестируемая технология сборки и комплектующие изделия для выпуска продукции;

- вторичные ресурсы плюс оборудование для их коммерческой утилизации;

- результаты маркетингового анализа, элементы владения местным рынком (реклама, торговая сеть и т.п.) плюс технология и финансирование, ресурсы для организации производства.

Наиболее типичными являются следующие формы совместных предприятий: акционерная компания, общество с полной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью.

Привлекательность принимающей страны для создания совместных предприятий и других видов совместного предпринимательства определяется следующими основными элементами, объединяемым понятием «инвестиционный климат»:

- характер законодательства об иностранных инвестициях, включая вопрос о гарантиях защиты и репатриации прибыли и инвестиций;

- наличие запасов природного сырья;

- наличие квалифицированной рабочей силы;

- степень развития производственной инфраструктуры, в особенности транспорта, средств связи;

- наличие энергетических ресурсов;

- емкость местного рынка, наличие платежеспособного спроса на товары и услуги;

- характер внутреннего хозяйственного механизма, возможность свободных рыночных отношений с другими товаропроизводителями;

- конвертируемость местной валюты, гарантии вывоза прибыли в твердой валюте из страны [24, с.247].

Для повышения технического и технологического уровня, экономики страны, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами является предпринимательская деятельность, связанная с представлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности и аналогичная деятельность за рубежом национальных субъектов внешнеэкономических связей.

Формы этой деятельности могут быть различны:

1. Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности. Лицензионное соглашение - это внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) представляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии. Объектом лицензии, как правило, является патентное изобретение, монопольное право на которое закреплено законодательно и подтверждено выдаваемым государственным ведомством патентов.

2. Предоставление «ноу-хау» и технического опыта. «Ноу-хау» (дословно «знаю как») - обобщающий термин для различных «секретов производства», полностью или частично конфиденциальных знаний, сведений технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу или фирме, их получившим. Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии.

3. Предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин и оборудования, полученных за счет закупки, аренды, лизинга и др.

4. Промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин и оборудования.

5. Оказание инжиниринговых услуг, к которым относятся подготовка технико-экономических обоснований, проектов; консультации; строительный, инвесторский и технический надзор; кратко- и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологии.

6. Передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации.

7. Передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества.

Студенту следует обратить внимание на то, что продажа лицензий и «ноу-хау» - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которыми обладает ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами эти знания как монопольный товар. В результате цена «ноу-хау» определяется не затратами труда на получение соответствующих знаний, а соотношение спроса и предложения на них и является монопольной ценой.

Инжиниринговые услуги - воспроизводимые, т.е. на рынке таких услуг налицо множество агентов, а стоимость услуг определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство.

Инжиниринговые услуги как особая форма производственной деятельности имеет ряд особенностей:

1. Инжиниринг непосредственно воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (например, проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя (например, обучение специалистов, управление процессом строительства объекта).

2. Инжиниринговые услуги связаны в конечном счете с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации материальных благ и услуг (например, выполняются проектные работы по созданию банка, жилищного комплекса, но сама деятельность банка, эксплуатация жилья не является сферой инжиниринга).

3. Инжиниринговые услуги носят коммерческий характер, т.е. становятся объектом купли-продажи, труд, затраченный на инжиниринг, не влияет на стоимость произведенной продукции на предприятии, которому были предоставлены инжиниринговые услуги. [43, с.359-360].

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представлена широким спектром видов, охватывает всю систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, включенных в сферу международного разделения труда и нашедших закрепление во внешнеэкономических связях.

Республика Беларусь в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.

К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Республикой Беларусь и другими странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Республика Беларусь устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В Республике Беларусь информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через узел в НИИ Автоматизированных систем. Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно–технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:

- справочно–информационное обслуживание;

- научно–исследовательские и проектные работы по созданию и освоению средств современной информационной технологии;

- научно–методическое обеспечение развития, координация деятельности ее подсистем.

Интеграция в области информатики между странами Западной и Восточной Европы приобретает новые организационные виды (двусторонние и многосторонние проекты и соглашения).

Примером многостороннего международного сотрудничества в области информатики является новый проект Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям. Развивающиеся мировой и европейской интеграционные процессы формируют новые политические и экономические условия вхождения Республики Беларусь в единое мировое экономическое и информационное пространство. Данную задачу необходимо решать с учетом сохранения единого информационного пространства на территории Республики Беларусь. Эта ситуация определяет новые, довольно жесткие требования к информационным и телекоммуникационным системам и технологиям, обеспечивающим интеграционные процессы. Важную роль во внешнеэкономических связях Республики Беларусь с зарубежными странами играет торговля [43, с.364].

К началу 90-х г. внешняя торговля оказалась в трудном положении. В структуре экспорта продолжали превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства. Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы, включая Восточноевропейский регион. Все же современное состояние внешнеэкономических связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, и прежде всего машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами. Либерализация и переориентация внешнеэкономических отношений Республики Беларусь облегчили ее доступ в международные экономические структуры к финансовым ресурсам Запада. Укрепились контакты с государствами «семерки», ЕС, МВФ и др. Торговые связи с западными странами стали основным каналом в реализации экспортной продукции и получения потребительских товаров. В то же время возросла экономическая, особенно кредитная, зависимость Республики Беларусь от стран.

Одной из главных задач во внешнеторговых отношениях Республики Беларусь со странами ближнего зарубежья является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота. Импорт товаров в Республику Беларусь из стран СНГ в последнее время возрастает. Это является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты, продовольствие. Особый интерес у иностранных компаний вызывают предприятия оборонного комплекса.

Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран. Место и роль приграничной торговли в системе внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития ПТ ее приоритетной функцией является содействие в решении социально-экономических задач регионального развития.

Сводные экономические зоны (СЭЗ). Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать их хозяйственную деятельность. Внешнеторговые льготы – предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, - снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций.

В заключение вопроса следует заметить, что в настоящее время сложилось множество форм внешнеэкономических связей в различных сферах сотрудничества: в производстве, торговле, транспорте, информационных услугах.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.