ОАО «Коммунарка» – ведущее предприятие в Беларуси по выпуску кондитерских изделий. Его продукция прекрасно известна не только в нашей стране, но и в странах бывшего СССР, а также странах дальнего зарубежья.
Общая доля рынка кондитерских предприятий, входящих в состав концерна «Белгоспищепром», составляет 56,4%, доля рынка импортных производителей кондитерских изделий, присутствующих на рынке Беларуси, а также производителей, не входящих в состав концерна (КК «Витьба», ИП «Сладушка», СП «Алвеста-М»), – 43,6%. Доля рынка отдельных производителей кондитерской продукции представлена в табл. 2.1.1.
Таблица 2.1.1. Производство кондитерских изделий по предприятиям концерна «Белгоспищепром»
Предприятие | Производство, т. | Реализация в 2006 г., тонн | Уд. вес в производстве, 2006 г. | |||
2005 | 2006 | внутр. рынок | экспорт | продажи | ||
ОАО «Коммунарка» | 21109 | 20223 | 16143 | 4077 | 20220 | 17,4 |
СП ОАО «Спартак» | 28879 | 27622 | 19704 | 7531 | 27235 | 23,8 |
ОАО «Слодыч» | 9571 | 9294 | 9044 | 91 | 9135 | 8 |
ОАО «Красный пищевик» | 15153 | 14321 | 11698 | 3178 | 14876 | 12,3 |
ОАО «Красный мозырянин» | 4405 | 3777 | 2356 | 1387 | 3743 | 3,3 |
ОАО «Ивкон» | 6952 | 7065 | 2350 | 4746 | 7097 | 6,1 |
ОАО «Конфа» | 3655 | 3824 | 3367 | 327 | 3694 | 3,3 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Из данных таблицы 2.1.1. видно, что снижение объемов производства (отрицательный темп роста) кондитерских изделий в 2005 г. наблюдается у таких предприятий, как ОАО «Коммунарка» (96%), СП ОАО «Спартак» (96%), ОАО «Слодыч» (97%), ОАО «Красный пищевик» (94,5%), ОАО «Красный мозырянин» (86%). Увеличение производства в 2006 г. по сравнению с уровнем 2005 г. произошло у ОАО «Ивкон» (102%), у ОАО «Конфа» (105%).
Графически удельный вес продукции предприятий кондитерсокй отрасли в общем объеме производства в Республике Беларусь в 2006 г. представлен на рис. 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Удельный вес продукции предприятий кондитерсокй отрасли в общем объеме производства в Республике Беларусь в 2006 г.
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
В 2006 г. на долю крупнейших предприятий кондитерской отрасли ОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак» пришлось 41,2% выпускаемых кондитерских изделий, тогда как в 2005 г. – 42,1%. По сравнению с 2005 г. этот показатель снизился на 0,9%. Можно говорить о ежегодном увеличении дельных весов в объеме производства продукции таких предприятий, как ОАО «Конфа», ОАО «Ивкон», а также предприятий, не входящих в состав концерна.
Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Коммунарка» связана с инвестиционной деятельностью предприятия, направленной на покупку за пределами Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих к технологическим линиям по переработке молока, в связи с тем, что оборудование данного типа не производится в РБ. Субъектами инвестиционной деятельности во внешнеэкономической сфере являются иностранные лизинговые компании Швейцарии, Австрии. Кредитное финансирование некоторых инвестиционных проектов осуществляется за счет валютных средств банков Республики Польша. На ОАО «Коммунарка» в учетной политике предусмотрен метод определения выручки от реализации по факту отгрузки продукции и при заключении импортных контрактов предусматривается переход права владения по мере отгрузки продукции покупателям. В соответствии с «Положением о порядке контроля за проведением внешнеторговых операций», предприятие представляет в течение 5 рабочих дней после зачисления денежных средств от экспорта товаров в обслуживающий банк документы (контракты, счета, паспорта сделок и др.). В течение 5 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада таможенным органам предоставляется статистическая декларация.
Учитывая, что инвестиционная политика ОАО «Коммунарка» ориентирована на достижение высокого качества продукции на уровне зарубежных стандартов, и в конечном итоге, повышение рентабельности производства, постоянно ведется работа по расширению рынков сбыта не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. В последние годы налажены связи с партнерами из Российской Федерации, Республики Польша, Германии, Голландии.
Рассмотрим динамику реализации кондитерских изделий ОАО «Коммунарка» на внутренний и внешний рынок. (табл.2.1.2 – 2.1.4).
Таблица 2.1.2. Динамика реализации кондитерских изделий ОАО «Коммунарка»
Месяц | Реализовано в 2006 г. | Реализовано в 2005 г. | Динамика % |
Январь | 1299 | 1217 | 106,7 |
Февраль | 1237 | 1426 | 86,7 |
Март | 1768 | 1675 | 105,6 |
Апрель | 1613 | 1549 | 104,1 |
Май | 1790 | 1801 | 99,4 |
Июнь | 1630 | 1851 | 88 |
Июль | 1054 | 1113 | 94,7 |
Август | 1423 | 1542 | 92,3 |
Сентябрь | 1632 | 1718 | 95 |
Октябрь | 2034 | 1688 | 120,4 |
Ноябрь | 2382 | 2540 | 93,8 |
Декабрь | 2363 | 2767 | 85,4 |
Итого | 20220 | 20887 | 96,8 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Таблица 2.1.3. Динамика реализации кондитерских изделий ОАО «Коммунарка» на внутренний рынок
Месяц | Реализовано в 2006 г. | Реализовано в 2005 г. | Динамика % |
Январь | 864 | 880 | 98,2 |
Февраль | 1008 | 986 | 102,2 |
Март | 1161 | 1218 | 95,3 |
Апрель | 1084 | 1077 | 100,6 |
Май | 1244 | 1198 | 103,8 |
Июнь | 1261 | 1269 | 99,4 |
Июль | 780 | 856 | 91,1 |
Август | 1206 | 1053 | 114,5 |
Сентябрь | 1483 | 1147 | 129,3 |
Октябрь | 1 727 | 1 341 | 128,8 |
Ноябрь | 2138 | 2 170 | 98,5 |
Декабрь | 2191 | 2397 | 91,4 |
Итого | 16 143 | 15 592 | 103,5 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Таблица 2.1.4. Динамика реализации кондитерских изделий ОАО «Коммунарка» на внешний рынок
Месяц | Реализовано в 2006 г. | Реализовано в 2005 г. | Динамика % |
Январь | 435 | 337 | 129,2 |
Февраль | 229 | 439 | 52,2 |
Март | 607 | 457 | 132,9 |
Апрель | 529 | 472 | 112,1 |
Май | 546 | 603 | 90,5 |
Июнь | 369 | 583 | 63,3 |
Июль | 274 | 257 | 106,4 |
Август | 217 | 489 | 44,4 |
Сентябрь | 148 | 571 | 26 |
Октябрь | 307 | 346 | 88,7 |
Ноябрь | 244 | 370 | 65,9 |
Декабрь | 172 | 370 | 46,5 |
Итого | 4 077 | 5 294 | 77 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Данные таблиц 2.1.2 – 2.1.4 свидетельствуют о значительном снижении объемов реализации продукции ОАО «Коммунарка» на внешнем рынке. Объем реализации продукции ОАО «Коммунарка» на внешнем рынке в 2006 г. составил лишь 75,3 % от уровня 2005 г. Также стоить отметить увеличение доли продукции реализуемой на внутреннем рынке, при общем снижении объемов реализации на 3,2 % , объем реализации на внутреннем рынке увеличился на 3,7%.
За период январь-декабрь 2006 г. на экспорт отгружено 4077 т. кондитерских изделий, что составило 77,0 % к аналогичному периоду прошлого года.
Далее рассмотрим структуру экспорта продукции предприятия в разрезе государств (табл.2.1.5.).
Как видно из данных табл. 2.1.5., экспорт продукции ОАО «Коммунарка» за период 2005-2006 гг. осуществлялся в 9 государств. Основная часть экспортируемой продукции была поставлена в Российскую Федерацию. Вторым по величине потребителем экспортируемой продукции ОАО «Коммунарка» является США, где реализация кондитерской продукции осуществляется через представительство фабрики. В целом следует отметить тенденцию к снижению объема экспортных поставок в 2006 г. по отношению к предыдущему году, хотя по отдельным государствам (Латвия, Израиль, Германия и Молдавия) отмечается рост экспорта.
Таблица 2.1.5. Экспорт продукции ОАО «Коммунарка» в разрезе государств.
Страна | Реализовано в 2006 г., т. | Реализовано в 2005 г., т. | Динамика, % |
Россия | 3917,0 | 5164,0 | 75,6 |
Тайвань | - | 0,1 | - |
Латвия | 5,0 | 1,6 | 312,5 |
США | 52,0 | 103,0 | 50,5 |
Израиль | 22,0 | 18,0 | 127,8 |
Германия | 4,0 | 1,0 | 400,0 |
Азербайджан | 35,0 | - | - |
Грузия | 19,0 | - | - |
Молдавия | 23,0 | 7,0 | 328,6 |
ВСЕГО | 4077 | 5294,7 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Структура экспорта по видам продукции представлена в табл.2.1.6. Как видно из данных табл.2.1.6., основной продукцией, поставляемой на экспорт, является карамель.
Таблица 2.1.6. Структура экспорта продукции ОАО «Коммунарка» во видам изделий
№ п/п | Наименование продукции по основной номенклатуре изделий | Объемы реализа-ции, т. | Удель-ный вес, % | Объемы реализа-ции, т. | Удель-ный вес, % | Отгрузка кондитерских изделий, % |
2006г. | 2005г. | 2006г. к 2005г. | ||||
1 | Карамель | 3782 | 18,7 | 4574 | 21,9 | 82,7 |
2 | Драже | 7 | 0,0 | 14 | 0,1 | 50,0 |
3 | Ирис | 93 | 0,5 | 277 | 1,3 | 33,6 |
4 | Конфеты глазиров. Шоколадн. глазурью | 141 | 0,7 | 161 | 0,8 | 87,6 |
5 | Конфеты не глазиров. шоколад. глазурью | 32 | 0,2 | 244 | 1,2 | 13,1 |
6 | Шоколад и шоколадн. изделия | 21 | 0,1 | 24 | 0,1 | 87,5 |
7 | Какао-порошок | 2 | 0,0 | 1 | 0,0 | 200,0 |
| ВСЕГО | 4077 | 20,2 | 5294 | 25,3 | 77,0 |
Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка».
Основной причиной, которая обусловила снижение объемов экспорта продукции ОАО «Коммунарка» в 2006 г. является изменение объемов и структуры спроса на рынке Российской Федерации – рост доходов привел к увеличению потребности в кондитерских изделиях преимум-класса, основная доля поставок которых осуществляется из развитых государств Европы.
Росту объемов реализации в Латвии, Германии, Израиле и Молдавии, а также осуществлению поставок в новые регионы - Азербайджан и Грузию способствовала целенаправленная работа специалистов отдела продаж и отдела внешнеэкономической деятельности по поиску и установлению партнерских отношений с новыми покупателями.
В 2006 году с целью создания эффективной товаропроводящей сети и повышения конкурентоспособности кондитерской продукции, ОАО «Коммунарка» планирует продвигать свою продукцию на Российском рынке кондитерских изделий через созданное г. Москве общество с огораниченной ответственностью Белкондитер», деятельность которого должна охватить все регионы Российской Федерации. ООО «Белкондитер» начал свою работу в марте 2006 года. Все заключенные договора с 01.01.2006 г. между ОАО «Коммунарка» и резидентами Российской Федерации согласно установленного графика в течение 2006 г. будут переведены на сотрудничество с ООО «Белкондитер». Данное сотрудничество имеет ряд преимуществ в вопросах уплаты НДС, возможности отгрузки со склада в г. Москва. За март-декабрь 2006 г. ООО «Белкондитер» отгружено 2 951,3 т. продукции предприятия.
Организационные основы внешнеторговой деятельности определяются прежде всего порядком осуществления внешнеторговых операций, их документальным оформлением. Внешнеторговая деятельность сопровождается большим количеством документов, которые получили название внешнеторговых. К таковым относят документы по подготовке отдельных видов сделок (экспортных, импортных, бартерных и т.д.), коммерческие документы, документы по платежно-банковским операциям, страховые документы, транспортные документы, таможенные документы. Документами по подготовке отдельных видов сделок являются лицензии, разрешения и т.д. Внешнеторговая деятельность предприятий Республики Беларусь связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. Методология бухучета валютных операций регламентируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 78 от 17.07.2000 года.
Движение валютных средств и проведение операций в иностранной валюте регулируется государством. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какие операции подлежат валютному контролю и регулированию, необходимо обратиться к двум основным документам:
1. Указу Президента Республики Беларусь № 7 от 4 января 2000 года «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»,
2. Положением «О порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций».
В этих документах определены основные субъекты и операции, связанные с движением валюты.
Поступление денежных средств от экспорта товаров осуществляется только на счета экспортеров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, а расчеты по внешнеторговым контрактам, предусматривающим импорт товаров должны производиться со счетов импортеров. Юридические лица должны обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Возникающие при проведении переоценки имущества и обязательств курсовые разницы относятся на расходы и доходы будущих периодов, а их списание - на финансовые результаты деятельности предприятия в размере не более 10 % фактической себестоимости реализованной продукции.
Основным принципом работы предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции. В современных условиях необходимо точно знать, что нужно потребителю и уделять этому большое внимание.
С момента основания и по сегодняшний день, при производстве кондитерских изделий на предприятии используют только натуральное, экологически чистое сырье. Весь процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на фабрике, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. На предприятии действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям стандарта СТБ ИСО 9001 – 2001 г. и система ХАССП (так называется международная система анализа рисков и критических контрольных точек). Внедрение этой системы гарантирует безопасность выпускаемой продукции на всех уровнях, подтверждает ее конкурентоспособность и открывает более широкие возможности для сбыта на внешнем рынке. Следующим этапом в развитии предприятия станет внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ИСО14000. ОАО «Коммунарка» включена в республиканскую программу технического переоснащения предприятий кондитерской отрасли.
Фабрика постоянно совершенствует и модернизирует свое производство, внедряет современные технологии. Обновляется и оптимизируется ассортимент, выпускаются новые сорта кондитерских изделий.
Управление маркетинговой деятельностью в ОАО «Коммунарка» занимается отдел маркетинга и рекламы (ОМиР). Отдел маркетинга и рекламы является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора по продажам по продвижению продукции.
Приоритетной целью маркетинговой деятельности в 2007 г. явился выход на новые рынки ближнего зарубежья.
Основными задачами отдела маркетинга и рекламы являются:
- разработка плана маркетинговой деятельности предприятия;
- проведение маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий, изучение новых рынков сбыта;
- изучение и анализ ценовой и ассортиментной политики конкурентов;
- подготовка и участие в выставках, ярмарках, презентациях, дегустациях, рекламных акциях;
- внесение предложений по совершенствованию дизайна упаковки и новым направлениям по органолептическим показателям качества продукции;
- планирование рекламных кампаний с целью продвижения продукции на рынке кондитерских изделий.
ОАО «Коммунарка» давно работает на рынке и уже сформировало определенную базу поставщиков. Однако, в постоянно меняющихся условиях работы, необходимо искать новые, возможно более выгодные, варианты.
Основными критериями для выбора поставщиков являются:
- качество сырья;
- ценовой фактор;
- условия оплаты;
- условия поставки.
Информацию о поставщиках специалисты отдела закупок могут найти в журналах: «Оптом и в розницу», «Снабженец», а также в бизнес–каталогах, сети и в сети Интернет.
Продвижением продукции на рынки занимается отдел продаж и отдел маркетинга и рекламы.
Основные цели коммуникационной политики ОАО «Коммунарка»:
- увеличение объемов продаж и максимизация прибыли предприятия;
- удержание лидирующих позиций на отечественном рынке;
- увеличение доли на зарубежных рынках;
- завоевание новых рынков;
- формирование благоприятного имиджа в глазах потребителей.
Система коммуникации включает в себя следующие основные и вспомогательные элементы:
1) реклама (в прессе, на радио и телевидении, наружная, печатная, в местах продаж) и рекламные мероприятия;
2) PR (общественные отношения);
3) стимулирование сбыта (дегустации, рекламные акции, ценовые скидки);
4) участие в выставках.
Программа рекламных мероприятий ОАО «Коммунарка» включена в бизнес-план предприятия. При выборе того или иного элемента системы коммуникации отдел маркетинга и рекламы руководствуется рядом факторов:
- целевая аудитория, степень ее покупательской готовности;
- преследуемые цели;
- величиной запланированных денежных средств (см. табл.2.1.7.);
- особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов.
Таблица 2.1.7. План затрат на маркетинг и рекламу.
Статья затрат | 2006 г, руб. | 2007 г, руб. |
Выставки | 170 000 000 | 250 000 000 |
Конкурсы | 15 000 000 | 20 000 000 |
Дегустации и рекламные акции | 20 000 000 | 40 000 000 |
Реклама в периодических изданиях (статьи, макеты, сеть Интернет) | 45 000 000 | 90 000 000 |
Реклама на ТВ | 130 000 000 | 320 000 000 |
Реклама в метро | 10 000 000 | 30 000 000 |
Прочие рекламные материалы | 90 000 000 | 200 000 000 |
Маркетинговые исследования | 25 000 000 | 50 000 000 |
ИТОГО | 500 000 000 | 1 000 000 000 |
Примечание. Источник: Данные бизнес-плана ОАО «Коммунарка» на 2006-2007 гг.
Необходимо отметить, что бюджет затрат на маркетинг и рекламу в 2007 г. планируется в 2 раза больше.
Увеличение импорта, повышение активности конкурентов при продвижении продукции на белорусском рынке обуславливает необходимость проведения комплексных коммуникационных мероприятий со стороны ОАО «Коммунарка». Рекламная деятельность ОАО «Коммунарка» включает следующие направления:
1. Реклама на телевидении (каналы ОНТ, БТ, СТВ) и по радио.
2. Наружная реклама, реклама в метро, наземном транспорте.
3. Реклама в периодических изданиях (газетах, журналах, каталогах), таких как журнал «Пищевая промышленность», «Экспорт и импорт», «ПРОМ», «Горизонты»; газеты «Гастроном», «Комсомольская правда», «Минский курьер», «Советская Белоруссия» каталог «Бизнес-Беларусь 2005 г.», «Беларусь 21 век 2005 г.», «ПартнерИнфоПресс», «Минск» и т.д.).
4. Печатная реклама (каталоги продукции, буклеты, плакаты, календари, листовки и т.д.).
5. Реклама на сувенирной продукции (ручки, ежедневники, конверты и т.д.).
6. Реклама в Интернет (сайт ОАО «Коммунарка»).
7. Реклама в торговых точках г. Минска (рекламные вывески, фирменные стойки, держатели для карамели и т.д.)
Технология организации рекламной деятельности состоит из следующих этапов:
1.Изучается предложение на рынке рекламных услуг
2.Отбирается несколько наиболее интересных предложений, рассылается техническое задание на изготовление рекламы (рекламной продукции)
3.Изучаются высланные коммерческие предложения по следующим пунктам:
- стоимость;
- условия оплаты;
- сроки изготовления (размещения) и условия поставки.
4. Выбирается одно наиболее выгодное рекламное предложение, заключается договор.
PR-деятельность ОАО «Коммунарка» включает в себя следующие направления:
- партнерство с различными программами («Ваше лото», «Большой завтрак»);
- участие в конкурсах «Выбор года», «Лучший продукт года», «Брэнд года»;
- размещение в периодических изданиях, на сайтах, фирменных рекламных имиджевых статей, формирующих благоприятный образ фабрики «Коммунарка» в глазах потребителей.
Продукция фабрики «Коммунарка неизменно высокого качества и соответствует мировым стандартам. Это обуславливает постоянное участие компании в различных профессиональных выставках и конкурсах. Ежегодно ОАО «Коммунарка» принимает участие в различных выставках, проводимых как в Беларуси, так и за рубежом. Среди них самыми крупными являются следующие:
- «ПродЭкспо» г. Минск;
- «ПродЭкспо» г. Москва;
- «World Food» г. Москва;
- «SIAL» г. Париж ;
- «All candy» г. Чикаго;
- «ISM» г. Кельн и т.д.
Участие в выставках является источником поиска потенциальных клиентов со всего мира, возможностью отследить наиболее сильных конкурентов, изучить цены на их продукцию, узнать о новинках на рынке кондитерских изделий, упаковочных материалов, оборудования для пищевой промышленности.
Для достижения высокого конечного результата особое внимание уделяется выбору самой выставки. При этом обращают внимание на такие сведения, как ее авторитет в выставочном мире (наличие знаков международных, национальных или отраслевых выставочных организаций), количество участников (отечественных и зарубежных), участие авторитетных фирм отрасли, количество посетителей, размер закрытых и открытых площадей, место и время проведения, ценовые показатели (тарифы на аренду площади и услуги, условия платежа). На выбор выставки также влияет и информация о самом организаторе выставки.
В ходе работы выставки особое внимание уделяется мероприятиям по привлечению посетителя на стенд: размещение рекламы за пределами стенда, раздачу информации о фирме на территории выставки, проведение дегустаций.
В 2006 г. была подана заявка на регистрацию в Белгоспатент (НЦИС) торговых марок карамели, шоколадных конфет, упаковки ОАО «Коммунарка» на территории Республики Беларусь, а также международные заявки на регистрацию торговых марок ОАО «Коммунарка» на территории РФ, США, Израиля, Германии (см. Приложение А).
Продукция ОАО «Коммунарка» удостаивается многочисленных наград и дипломов не только в рамках Беларуси, но и в других странах.
При заключении договоров ОАО «Коммунарка» использует тендеры. На предприятии редко происходит нарушение договорных обязательств. Однако в практике работы предприятия имеет место такое нарушение как несоответствие качества поставляемого сырья рецептуре выпускаемой продукции, несоответствие ГОСТ или нормативным документам.
Динамика импорта сырья и материалов, используемых в производстве кондитерских изделий приведена в табл. 2.1.8.
Как видно из табл. 2.1.8., ряд необходимых для производства сырья и материалов приобретается за границей, в том числе в Российской Федерации, странах СНГ и странах дальнего зарубежья. Общий объем импорта в 2006 г. составил 9784,3 тыс. долл.США.
Таблица 2.1.8. Объемы импорта основных видов продукции в натуральном выражении за 2006 г. ОАО «Коммунарка»
Наименование продукции
| Импорт | ||
Коли-чество,т. | Сумма, тыс.долл. США | В % к соотв. периоду прошлого года | |
1. Какао-бобы, всего: | 3155,0 | 6332,0 | 102,4 |
в т.ч. страны дальнего зарубежья | 3155,0 | 6332,0 | 102,4 |
2. Патока, всего: | 2741,3 | 857,3 | 98,5 |
в т.ч. страны дальнего зарубежья | 2741,3 | 857,3 | 98,5 |
3. Орех, всего: | 521,3 | 1686,2 | 102,4 |
в т.ч. страны дальнего зарубежья | 492,9 | 1568,3 | 167,1 |
страны СНГ | 28,4 | 117,9 | 13,3 |
из них Россия | 28,4 | 117,9 | 13,3 |
5. Бумага, всего: | 97,9 | 163,9 | 67,9 |
страны СНГ | 97,9 | 163,9 | 67,9 |
из них Россия | 97,9 | 163,9 | 67,9 |
5. Крой коробок, всего: | 169,8 | 744,9 | 65,5 |
в т.ч. страны дальнего зарубежья | 134,7 | 627,3 | 64,4 |
страны СНГ | 35,1 | 117,6 | 56,6 |
из них Россия | 33,0 | 95,6 | 53,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таким образом, на рассматриваемом предприятии структура внешнеэкономических связей представлена торговыми экспортно-импортными операциями по приобретению необходимых для производства сырья и материалов, и поставке в страны СНГ и дальнего зарубежья продукции собственного производства.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.