Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 83 с., 1 рис., 8 табл., 52 источника, 2 приложения.

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММЕРЦИЯ, ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

 

Объектом исследования является ОАО «Коммунарка».

Предметом исследования является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Коммунарка».

Целью работы является изучение факторов, влияющих на развитие внешнеэкономических связей предприятия и разработка на этой основе путей повышения эффективности основных направлений развития внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка».

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.

В процессе работы проведено исследование сущности внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия.

Элементами научной новизны полученных результатов является разработка методологических подходов и конкретных предложений по совершенствованию системы организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Областью возможного практического применения являются производственные предприятия.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия

1.1. Основные понятия и направления внешнеэкономических связей

1.2. Формы межгосударственного сотрудничества и внешне-экономических связей

1.3. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

2. Анализ внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО «Коммунарка»

2.1. Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия

2.2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей

3. Пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия

3.1. Анализ зарубежного опыта организации внешнеэкономических связей

3.2. Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие новых наукоемких технологий и интенсивная сетевая информатизация вкупе предопределили глобализацию экономического пространства. Глобализация образует новый системный уровень мирового хозяйства, где в качестве системообразующих единиц выступают транснациональные корпорации, со своим мировым рынком и подсистемами международного разделения труда. Основными ресурсами глобализации выступают интеллектуальный и финансовый капитал - мобильные ресурсы, не имеющие территориальной привязки. Международная экспансия направлена на рынки дешевой рабочей силы, сырья, сбыта, а также на уход от жесткой фискальной политики.

Формирование национальной экономики Республики Беларусь как независимого государства предполагает активное ее включение в систему мирохозяйственных связей на основе международного разделения труда и равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества. Внешнеэкономические связи устанавливаются субъектами хозяйственной деятельности Республики Беларусь и других государств по поводу их внешнеэкономической деятельности как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность как экономическими методами, так и методами правового, административного и оперативного регулирования. Субъекты хозяйственной деятельность Республики Беларусь все больше включаются в мирохозяйственные связи и развивают внешнеэкономическую деятельность. Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

Отечественные предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.

Вышесказанным, по мнению автора, и обусловлена актуальность настоящего дипломного исследования.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: провести анализ внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и на этой основе разработать пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия.

Исходя из поставленной цели задачами настоящей дипломной работы являются:

- рассмотрение сущности и форм внешнеэкономических связей;

- изучение роли и значения внешнеэкономических связей в экономике;

- рассмотрение механизма регулирования внешнеэкономических связей;

- поиск путей повышения эффективности внешнеэкономических связей на рассматриваемом предприятии.

Структура настоящей дипломной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемым вопросам, в частности таких как Войтихов А.Д., Руденков В.М. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И., Буглай В.Б., Турбан Г.В. и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.

Следует отметить, что рассматриваемые вопросы раскрыты в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.

 

 

Основные понятия и направления внешнеэкономических связей

Прежде всего необходимо уяснить понятие «Внешнеэкономические связи». Под внешнеэкономическими связями понимается совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. [3, с.42].

Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

- внешнюю торговлю;

-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- экономическое и техническое содействие;

- валютно-финансовое сотрудничество.

Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической деятельности [27, с.10].

Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как деятельность субъектов хозяйственной деятельности разных стран, которая основывается на взаимоотношениях между ними и имеет место как на территории страны регистрации субъекта, так и за ее пределами.

Понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» соотносятся между собой как понятия «форма» и «содержание». [9, с.17].

Исторически развитие экономических связей связана со следующими обстоятельствами:

- развитие производительных сил способствовало увеличению масштабов производства, улучшению условий транспортировки. Это создало условия для внешнеторгового обмена;

- развитие крупного машинного производства усилило потребность в сырье, продовольственных товарах для крупных промышленных центров;

- развитие специализированного массового производства потребовало емкого рынка, превышающего национальный спрос на производимые товары;

- внешняя торговля позволила повысить прибыль производителя за счет снижения расходов на сырье, рабочую силу, увеличения объемов производства, использования техники и технологии мирового уровня;

- конкуренция сводит мировые цены до уровня общественно необходимой интернациональной стоимости товара, которая ниже, чем в менее развитых странах, и выше, чем в развитых странах. Поэтому товар развитой страны продается на мировом рынке по цене более высокой, чем на национальном рынке. Страны с низким уровнем развития также могут иметь выигрыш от внешней торговли: на производство товара, полученного по импорту, на национальном предприятии затраты труда были бы большими, чем его затрачено на производство товара, являющегося эквивалентом при обмене на импортируемый товар и произведенной в национальном производстве.

- вывоз капитала ведет к расширению внешнеэкономического оборота (поставки средств производства на сооружаемые производства за рубежом, вывоз готовой продукции).

Современными предпосылками развития экономических связей мирового хозяйства являются:

1. Научно-технический прогресс. Сегодня каждая страна не в состоянии своими силами использовать все достижения научно-технической революции, поэтому важно объединять усилия стран в этом направлении.

2. Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни, международного разделения труда, экономической интеграции, мирового рынка. Эти процессы ведут к формированию элементов мирового интернационального производства, способствуют возникновению и развитию новых структурных звеньев в системе экономических связей мирового хозяйства.

3. Функционирование различных форм собственности в странах-партнерах, а также на международном уровне. Эта предпосылка отражает процессы, которые происходят в постсоциалистических странах [37, с.24].

Наряду с объективными материальными предпосылками и экономическими факторами на развитие системы экономических связей мирового хозяйства влияют субъективные политические условия. К ним, прежде всего необходимо отнести определенные ограничения и льготы, которые представляют государства своим партнерам по внешнеэкономической деятельности, экономические санкции, которые устанавливаются отдельными странами либо международными организациями (ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд) к отдельным странам.

Методологическим подходом к изучению сущности и содержания системы внешнеэкономических связей должны стать положения о том, что, во-первых, эти связи образуют систему международных экономических отношений, а, во-вторых, что экономические отношения каждого общества проявляются как интересы. Выявление и уяснение интересов, которые реализуются в международных экономических отношениях, дает возможность выделить различные уровни и группы субъектов внешнеэкономической деятельности, выявить движущие силы развития их связей, проанализировать современное состояние внешнеэкономических связей РБ.

Экономические интересы - это объективные мотивы деятельности людей, которые отражают их отношения по поводу формирования и движения материальных условий производства и реализации его целей. Экономические интересы возникают, развиваются и отмирают. Предметом нашего рассмотрения есть система экономических интересов мирового хозяйства.

В этой системе выделяются две подсистемы - национальных экономических интересов и интернациональных экономических интересов. Между ними существует диалектическая взаимосвязь. Подсистема национальных экономических интересов действует в рамках каждой страны. В обобщенном виде она может рассматриваться как органическая совокупность экономических отношений по поводу формирования и движения национальных условий общественного производства и реализации его целей. Национальные экономические интересы отдельных стран участвуют в формировании интернациональных экономических интересов и испытывают на себе влияние последних.

Интернационализация хозяйственной жизни приводит к формированию системы международных хозяйственных отношений, а соответственно, и интернациональных экономических интересов.

Национальные экономические интересы каждой отдельной страны выступают определяющими по отношению к интернациональным. Они обуславливают конкретные направления действия системы интернациональных интересов.

Структура подсистемы национальных экономических интересов достаточно сложная. Она включает государственные интересы страны в рамках мирового хозяйства; государственные интересы в национальных рамках; интересы в национальных рамках на различных уровнях общественного производства. В последнем случае речь идет об экономических интересах земель, штатов (в федеральных государствах); народностей (например, крымско-татарского населения); социальных групп (например, интеллигентная); специальностей (например, авиадиспетчеры); территориально-хозяйственных единиц (например, Одесская область и г. Одесса); регионов (например, Донбасс, Западная Беларусь, Причерноморье); отраслей общественного производства (например, угольная промышленность, морской транспорт); объединений, ассоциаций и т.д.

Кроме того, существует и временной горизонт функционирования экономических интересов, которые можно рассматривать как долгосрочные, перспективные, текущие и др. [32, с.49].

При всем разнообразии указанных выше национальных экономических интересов всем им присущ общий системообразующий признак. Им является субъект общественного производства. Прежде всего это государство, фирма, корпорация, банк, предприятие, а также менеджеры и отдельные работники общественного производства. Экономические интересы, которые возникают между ними выражают, соответственно, интересы общества, коллектива, личности. Они не всегда могут совпадать.

Подсистема интернациональных экономических интересов отражает экономические отношения по поводу формирования и движения тех элементов общественного производства, которые охвачены интернациональными связями. Главными агентами субъектов международных экономических отношений выступают государства мирового содружества. Именно на международном уровне согласовываются стратегические экономически интересы партнеров относительно развития перспективных направлений экономического, научно-технического сотрудничества.

Предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, организации, товарищества как субъекты международных экономических отношений выражают два вида интернациональных экономических интересов: интернациональный экономический интерес страны, в которой они функционируют и свои интересы микроуровня в международной сфере.

Субъектами экономических интересов мирового хозяйства выступают и международные хозяйственные организации, объединения, совместные предприятия.

Среди субъектов международных экономических интересов мирового хозяйства можно выделить и межгосударственные экономические организации (например, Международный валютный фонд). Согласованные в таких организациях экономические интересы партнеров становятся общими. Их интернациональные экономические интересы проявляются и в сотрудничестве со странами, которые не входят в состав этих организаций, и с другими международными экономическими организациями.

К субъектам экономических интересов мирового хозяйства принадлежат также интеграционные объединения государств мирового содружества (например, Европейский Союз, Латиноамериканская экономическая система). В них интернациональный интерес направлен на достижение высшего мирового уровня развития каждой страны-члена.

Уяснение состава субъектов подсистемы интернациональных экономических интересов дает возможность определить структуру самой подсистемы. Ее составляют экономические интересы отдельных государств при выполнении ими хозяйственных функций на международном уровне; экономические интересы национальных предприятий, объединений, товариществ, организаций, которые выступают участниками взаимных хозяйственных связей между странами-партнерами; экономические интересы международных хозяйственных организаций, объединений, товариществ, совместных предприятий, которые функционируют как на двусторонней, так и на многосторонней основе; экономические интересы отдельных групп государств, которые являются участниками специализированных межгосударственных хозяйственных организаций; экономические интересы государств интеграционного объединения.

Интернациональные экономические интересы также могут быть долгосрочными, стратегическими и краткосрочными.

С учетом особенностей формирования, проявлены и действия интернациональные экономические интересы составляют три группы:

1) Материальные интересы. Они четко прослеживаются на поверхности экономических явлений и выявляются, прежде всего, во взаимных хозяйственных связях стран-партнеров, национальных предприятий, объединений, ведомств, министерств;

2) Интернациональные экономические интересы, которые возникают в международных хозяйственных организациях, межгосударственных экономических организациях, совместных предприятий. Установление и реализация этих интересов проходит в два этапа. Сначала осуществляется процесс согласования интересов участников общности, потом формируется единый интернациональный экономический интерес;

3) Интернациональные экономические интересы интеграциональных объединений государств мирового содружества. Носителями этих интересов выступает каждая страна-участник объединения. [34, с.161].

Структурные элементы системы экономических интересов, которые действуют как на национальном, так и на интернациональном уровнях, характеризуются определенной субординацией. В Рамках национальных государств процесс субординации имеет больше выраженную директивную форму, в подсистеме интернациональных экономических интересов - индикативный, рекомендательный характер. Индивидуальные экономические интересы членов международного хозяйственного объединения подчиняются принятым принципам и нормам хозяйственной деятельности, которая удовлетворяет их общие материальные интересы.

Экономические интересы мирового хозяйства являются движущей силой, источником развития экономических связей. Они находятся во взаимодействии и постоянно сталкиваются. Эта нестыковка интересов и выступает противоречием в экономических явлениях, которое дает толчок для их развития. Процесс разрешения противоречий фактически означает согласование взаимных интересов партнеров и в то же время возникновение противоречивых интересов на новом уровне.

Основой внешнеэкономических связей является международное разделение труда. Это высший уровень общественного разделения труда, связанный с выходом труда за рамки воспроизводственного хозяйственного комплекса отдельной страны. Оно означает специализацию отдельных государств на определенных видах производственной деятельности, тех или иных отраслях, изделиях или услугах, которая обуславливает необходимость обмена результатами производства, научно-технической деятельностью, товарами, т.е. международную мировую торговлю.

Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве двух процессов в производстве: расчленения и объединения. Производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные обособленные одна от другой фазы, концентрируется на отдельных стадиях производства, на определенных территориях в отдельных странах. Одновременно происходит объединение отделившихся производств, устанавливается взаимодействие между ними.

Следует различать три основных типа международного разделения труда:

1. Общее - это разделение по сферам производства (добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий. Такая специализация делит страны экспортеры-импортеры на индустриальные, сырьевые, аграрные.

2. Частичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта. Диверсификация есть увеличение видов и наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт.

3. Единичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства. [31, с.84].

Три типа международного разделения труда могут сочетаться.

Под влиянием международного разделения труда экономические связи между странами переходят от традиционной торговли к международной специализации и кооперированию производства, совместного строительства предприятий, совместной эксплуатации предприятий на международных условиях. Создаются международные хозяйственные организации.

Следует отметить, что международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют существо международного разделения труда.

Международная специализация производства - это такая форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, отделение в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Она может быть предметная (изготовление готовых продуктов), подетальная (изготовление компонентов продуктов) и технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Международная кооперация производства - это форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но взаимосвязанных между собой процессах производства.

Основными признаками международного производственного кооперирования являются следующие:

- предварительное согласование сторонами условий совместной деятельности;

- координация деятельности предприятий-партнеров в определенной сфере;

- наличие как субъектов производственного кооперирования фирм из разных стран;

- закрепление в договоре главных объектов кооперирования (готовых изделий, компонентов продуктов и соответствующей технологии);

- распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление среди них производственной специализации;

- взаимная или односторонняя поставка товаров для реализации производственных программ в рамках кооперирования [28, с.45].

Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности.

 

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОММУНАРКА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы. На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.

Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одним из важнейших факторов развития национальной экономики как на современном этапе, так и в будущем.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

- внешнюю торговлю;

-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- экономическое и техническое содействие;

- валютно-финансовое сотрудничество.

Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической деятельности.

Важной составной частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на этапе рыночной экономики, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь необходимо тесно увязывать с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть адекватно решены ни политические ни социально-экономические проблемы.

В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного развития своих производительных сил является использование тех выгод, которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации общественного производства па основе научно-технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэкономических связях как второстепенной сфере.

Внешнеэкономическому комплексу отводится активная, преобразующая роль, он становится важной неотъемлемой частью экономики Республики Беларусь. Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноценный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, усиления роли и влияния Республики Беларусь в мировой экономике и политике.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности: Учебник. М.: МЦУПЛ, 1999.

2. Баканов А., Жулего Л. Антидемпинговые меры против стран с нерыночной экономикой. // ЭКОВЕСТ. – 2003. № 3-4. с. 637-667.

3. Балаков П. Международные торговые отношения и расчеты. М., 1994.

4. Банданов П.М. Опыт США в регулировании импорта. Мировая экономика и международные отношения. 1991. №10.

5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М: Финансы и Статистика, 2001.

6. Вабищевич С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: монография. –Мн.: МНО, 2005.

7. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. Юридический справочник. А.Н. Козырин. М.: Новый юрист, 1998.

8. Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика: Тезисы лекций. / под ред. В.К. Матюшевской. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.

9. Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность. Мн.: Равноденствие, 2005.

10. Гончарова О. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле. Российский Экономический Журнал. 1994. № 8.

11. Гурков А.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: Инфра-М, 2007.

12. Давыденко Е.Л., Матюшевский В.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь. Мн.: Армита-маркетинг, менеджмент. 1998. 76 с.

13. Дадалко В.А. Международные экономические отношения. Мн: Армита-Маркетинг, 2000.

14. Дадалко В.А., Максимович О.Е. Особенности формирования и пути развития внешнеэкономической политики РБ. – Мн.: Армита-маркетинг, 2000.

15. Дайнеко А.Е. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. – Мн.: Амалфея, 1999.

16. Елисеев И.В. Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 236 с.

17. Закон Республики Беларусь. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2007.

18. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2007.

19. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Мн: ООО «МИСАНТА», 1998. – 296 с.

20. Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения. 1997. - 411с.

21. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 3. с.6-12.

22. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 11. с.15-21.

23. Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао. 2007. № 12. с.11-14.

24. Круглов А.С. и др. Основы таможенного дела, М.: РИО РТА, 1996. – 310 с.

25. Лисневский И.В. Таможенно-тарифное регулирование в РБ: Научно-практическое пособие. – Мн: БИП-С, 2002.

26. Матюшевская В.К. и др. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, - Мн.: 1993. 95 с.

27. Международный бизнес. СПб., 2006.

28. Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: МЭиМО, 1994 г., № 7.

29. Мочерный С. Основы экономической теории. Тернополь 1993 г.

30. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. М.: ИНФРА-М, 1999. 314 с.

31. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 1992.

32. Основы международной торговли. Киев, BHV. 1995.

33. Портер, М: Конкуренция М., 2006.

34. Портер, М. Конкурентная стратегия. М., 2007.

35. Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики. – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2001. – 335 с.

36. Руденков В.М. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. –Мн.: МГЭИ, 2005.

37. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. – М.: Маркетинг, 2006. 110 с.

38. Синецкий Б.И. Внешнеторговые операции: организация и техника. - М.: Международные отношения, 1987.-112 с.

39. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. –Гродно: Гродненский ф-л НИСЗ, 1998. 309 с.

40. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М., 1996.

41. Таможенная статистика внешней торговли РБ: Информационный бюллетень. – Мн.: Белтаможсервис, 2004.

42. Таможенный кодекс Республики Беларусь. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2007.

43. Толкачёв: Международная экономика. М., 2000.

44. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: Мн: Вш.шк., 1999.

45. Филькевич В.М. Формирование государственных приоритетов Республики Беларусь во внешнеэкономичесой деятельности. Мн.: Амалфея, 1999.

46. Филипенко А. Добыть и сберечь. Политика и час. 1995. № 2.

47. Финансовое право: Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М.: Новый юрист, 1998.

48. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №12.

49. Шмитгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ.-М.: Юрид. лит., 1993. 512 с.

50. Экспортно-импортные операции. Рекомендации и документы. Мн., 1994.

51. Экономика стран СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития. – М: Финансы и Статистика, 2001.

52. Юрик В. Беларусь и постсоциалистические экономики: изменение внешней торговли в переходном периоде. Мн.: ИПМ, 2002.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Итоговая матрица SWOT

 

Возможности Угрозы  
1. Рост потребления кондитерских изделий на внутреннем рынке 2. Перспектива роста сегмента-премиум 3.  Ввод государством квот на кондитерские изделия 4. Возрастание значения репутации, имиджа, бренда 5. Программа по техническому переоснащению 6.Правительственная поддержка 1. Неплатежи организаций системы Белкоопсоюза 2. Увеличение прогнозных показателей со стороны «Белгоспищепрома» 3. Выпуск конкурентами шоколада класса премиум 4. Рост таможенных пошлин на экспорт кондитерских изделий 6. Рост налогов и социальных выплат
Сильные стороны 1. Хорошая репутация на рынке 2. Производство шоколадных конфет с начинками 3. Высокое качество изделий 4. Многочисленные награды – подтверждение качества и конкурентоспособности продукции 5. Наличие фирменных магазинов 6. Участие в международных выставках 7. Постоянное обновление ассортимента 8. Внедрение системы управления качеством на предприятии - Высокое качество изделий и хорошая репутация на рынке создают предпосылки для выхода на сегмент-премиум. - Многочисленные награды и участие в международных выставках укрепят имидж предприятия и привлекут потенциальных потребителей. - Внедренная система управления качеством параллельно с реализацией программы по техническому переоснащению позволит выпускать новую современную конкурентоспособную продукцию на внутренний и зарубежный рынки.   - Рост налогов и социальных выплат не должны отразиться на качестве продукции и достижении стратегических целей. - Предприятие должно быть готово к выходу конкурентов на привлекательный и растущий сегмент-премиум, необходимо активно использовать свои преимущества: хорошую репутацию, высокое качество изделий. - Увеличение прогнозных показателей может создать проблему затоваривания складов, поэтому необходимо оказывать влияние на решения «Белгоспищепрома».
Слабые стороны 1. Дублирование ассортимента других кондитерских предприятий 2. Отсутствие в ассортименте шоколада с различными начинками и наполнителями 3. Слабая коммуникационная политика 4. Схожесть в оформлении коробок шоколадных конфет с др. производителями - Рационализация ассортимента под потребности потребителя с учетом роста потребления кондитерских изделий рынке. - Выделение наиболее прибыльных и популярных ассортиментных позиций для выхода с ними на зарубежный рынок. - Ввод квот будет стимулировать торговлю к реализации отечеств. продукции и устранения проблему дублирования - Учитывая возрастание значения имиджа, необходимо усилить коммуникационную политику для поддержания имиджа предприятия 1. Наличие крупных производителей-конкурентов, имеющих в распоряжении значительные финансовые ресурсы 2. Вытеснение с внешних рынков в силу незначительной доли объемов продаж на них. 3. Рост цен на энергоносители, сырье и материалы для производства продукции.

 

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 83 с., 1 рис., 8 табл., 52 источника, 2 приложения.

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММЕРЦИЯ, ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

 

Объектом исследования является ОАО «Коммунарка».

Предметом исследования является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Коммунарка».

Целью работы является изучение факторов, влияющих на развитие внешнеэкономических связей предприятия и разработка на этой основе путей повышения эффективности основных направлений развития внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка».

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.

В процессе работы проведено исследование сущности внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия.

Элементами научной новизны полученных результатов является разработка методологических подходов и конкретных предложений по совершенствованию системы организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Областью возможного практического применения являются производственные предприятия.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия

1.1. Основные понятия и направления внешнеэкономических связей

1.2. Формы межгосударственного сотрудничества и внешне-экономических связей

1.3. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

2. Анализ внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО «Коммунарка»

2.1. Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия

2.2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей

3. Пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия

3.1. Анализ зарубежного опыта организации внешнеэкономических связей

3.2. Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие новых наукоемких технологий и интенсивная сетевая информатизация вкупе предопределили глобализацию экономического пространства. Глобализация образует новый системный уровень мирового хозяйства, где в качестве системообразующих единиц выступают транснациональные корпорации, со своим мировым рынком и подсистемами международного разделения труда. Основными ресурсами глобализации выступают интеллектуальный и финансовый капитал - мобильные ресурсы, не имеющие территориальной привязки. Международная экспансия направлена на рынки дешевой рабочей силы, сырья, сбыта, а также на уход от жесткой фискальной политики.

Формирование национальной экономики Республики Беларусь как независимого государства предполагает активное ее включение в систему мирохозяйственных связей на основе международного разделения труда и равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества. Внешнеэкономические связи устанавливаются субъектами хозяйственной деятельности Республики Беларусь и других государств по поводу их внешнеэкономической деятельности как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность как экономическими методами, так и методами правового, административного и оперативного регулирования. Субъекты хозяйственной деятельность Республики Беларусь все больше включаются в мирохозяйственные связи и развивают внешнеэкономическую деятельность. Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

Отечественные предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.

Вышесказанным, по мнению автора, и обусловлена актуальность настоящего дипломного исследования.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: провести анализ внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и на этой основе разработать пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия.

Исходя из поставленной цели задачами настоящей дипломной работы являются:

- рассмотрение сущности и форм внешнеэкономических связей;

- изучение роли и значения внешнеэкономических связей в экономике;

- рассмотрение механизма регулирования внешнеэкономических связей;

- поиск путей повышения эффективности внешнеэкономических связей на рассматриваемом предприятии.

Структура настоящей дипломной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемым вопросам, в частности таких как Войтихов А.Д., Руденков В.М. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И., Буглай В.Б., Турбан Г.В. и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.

Следует отметить, что рассматриваемые вопросы раскрыты в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.

 

 

Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия

 

Основные понятия и направления внешнеэкономических связей

Прежде всего необходимо уяснить понятие «Внешнеэкономические связи». Под внешнеэкономическими связями понимается совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. [3, с.42].

Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

- внешнюю торговлю;

-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- экономическое и техническое содействие;

- валютно-финансовое сотрудничество.

Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической деятельности [27, с.10].

Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как деятельность субъектов хозяйственной деятельности разных стран, которая основывается на взаимоотношениях между ними и имеет место как на территории страны регистрации субъекта, так и за ее пределами.

Понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» соотносятся между собой как понятия «форма» и «содержание». [9, с.17].

Исторически развитие экономических связей связана со следующими обстоятельствами:

- развитие производительных сил способствовало увеличению масштабов производства, улучшению условий транспортировки. Это создало условия для внешнеторгового обмена;

- развитие крупного машинного производства усилило потребность в сырье, продовольственных товарах для крупных промышленных центров;

- развитие специализированного массового производства потребовало емкого рынка, превышающего национальный спрос на производимые товары;

- внешняя торговля позволила повысить прибыль производителя за счет снижения расходов на сырье, рабочую силу, увеличения объемов производства, использования техники и технологии мирового уровня;

- конкуренция сводит мировые цены до уровня общественно необходимой интернациональной стоимости товара, которая ниже, чем в менее развитых странах, и выше, чем в развитых странах. Поэтому товар развитой страны продается на мировом рынке по цене более высокой, чем на национальном рынке. Страны с низким уровнем развития также могут иметь выигрыш от внешней торговли: на производство товара, полученного по импорту, на национальном предприятии затраты труда были бы большими, чем его затрачено на производство товара, являющегося эквивалентом при обмене на импортируемый товар и произведенной в национальном производстве.

- вывоз капитала ведет к расширению внешнеэкономического оборота (поставки средств производства на сооружаемые производства за рубежом, вывоз готовой продукции).

Современными предпосылками развития экономических связей мирового хозяйства являются:

1. Научно-технический прогресс. Сегодня каждая страна не в состоянии своими силами использовать все достижения научно-технической революции, поэтому важно объединять усилия стран в этом направлении.

2. Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни, международного разделения труда, экономической интеграции, мирового рынка. Эти процессы ведут к формированию элементов мирового интернационального производства, способствуют возникновению и развитию новых структурных звеньев в системе экономических связей мирового хозяйства.

3. Функционирование различных форм собственности в странах-партнерах, а также на международном уровне. Эта предпосылка отражает процессы, которые происходят в постсоциалистических странах [37, с.24].

Наряду с объективными материальными предпосылками и экономическими факторами на развитие системы экономических связей мирового хозяйства влияют субъективные политические условия. К ним, прежде всего необходимо отнести определенные ограничения и льготы, которые представляют государства своим партнерам по внешнеэкономической деятельности, экономические санкции, которые устанавливаются отдельными странами либо международными организациями (ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд) к отдельным странам.

Методологическим подходом к изучению сущности и содержания системы внешнеэкономических связей должны стать положения о том, что, во-первых, эти связи образуют систему международных экономических отношений, а, во-вторых, что экономические отношения каждого общества проявляются как интересы. Выявление и уяснение интересов, которые реализуются в международных экономических отношениях, дает возможность выделить различные уровни и группы субъектов внешнеэкономической деятельности, выявить движущие силы развития их связей, проанализировать современное состояние внешнеэкономических связей РБ.

Экономические интересы - это объективные мотивы деятельности людей, которые отражают их отношения по поводу формирования и движения материальных условий производства и реализации его целей. Экономические интересы возникают, развиваются и отмирают. Предметом нашего рассмотрения есть система экономических интересов мирового хозяйства.

В этой системе выделяются две подсистемы - национальных экономических интересов и интернациональных экономических интересов. Между ними существует диалектическая взаимосвязь. Подсистема национальных экономических интересов действует в рамках каждой страны. В обобщенном виде она может рассматриваться как органическая совокупность экономических отношений по поводу формирования и движения национальных условий общественного производства и реализации его целей. Национальные экономические интересы отдельных стран участвуют в формировании интернациональных экономических интересов и испытывают на себе влияние последних.

Интернационализация хозяйственной жизни приводит к формированию системы международных хозяйственных отношений, а соответственно, и интернациональных экономических интересов.

Национальные экономические интересы каждой отдельной страны выступают определяющими по отношению к интернациональным. Они обуславливают конкретные направления действия системы интернациональных интересов.

Структура подсистемы национальных экономических интересов достаточно сложная. Она включает государственные интересы страны в рамках мирового хозяйства; государственные интересы в национальных рамках; интересы в национальных рамках на различных уровнях общественного производства. В последнем случае речь идет об экономических интересах земель, штатов (в федеральных государствах); народностей (например, крымско-татарского населения); социальных групп (например, интеллигентная); специальностей (например, авиадиспетчеры); территориально-хозяйственных единиц (например, Одесская область и г. Одесса); регионов (например, Донбасс, Западная Беларусь, Причерноморье); отраслей общественного производства (например, угольная промышленность, морской транспорт); объединений, ассоциаций и т.д.

Кроме того, существует и временной горизонт функционирования экономических интересов, которые можно рассматривать как долгосрочные, перспективные, текущие и др. [32, с.49].

При всем разнообразии указанных выше национальных экономических интересов всем им присущ общий системообразующий признак. Им является субъект общественного производства. Прежде всего это государство, фирма, корпорация, банк, предприятие, а также менеджеры и отдельные работники общественного производства. Экономические интересы, которые возникают между ними выражают, соответственно, интересы общества, коллектива, личности. Они не всегда могут совпадать.

Подсистема интернациональных экономических интересов отражает экономические отношения по поводу формирования и движения тех элементов общественного производства, которые охвачены интернациональными связями. Главными агентами субъектов международных экономических отношений выступают государства мирового содружества. Именно на международном уровне согласовываются стратегические экономически интересы партнеров относительно развития перспективных направлений экономического, научно-технического сотрудничества.

Предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, организации, товарищества как субъекты международных экономических отношений выражают два вида интернациональных экономических интересов: интернациональный экономический интерес страны, в которой они функционируют и свои интересы микроуровня в международной сфере.

Субъектами экономических интересов мирового хозяйства выступают и международные хозяйственные организации, объединения, совместные предприятия.

Среди субъектов международных экономических интересов мирового хозяйства можно выделить и межгосударственные экономические организации (например, Международный валютный фонд). Согласованные в таких организациях экономические интересы партнеров становятся общими. Их интернациональные экономические интересы проявляются и в сотрудничестве со странами, которые не входят в состав этих организаций, и с другими международными экономическими организациями.

К субъектам экономических интересов мирового хозяйства принадлежат также интеграционные объединения государств мирового содружества (например, Европейский Союз, Латиноамериканская экономическая система). В них интернациональный интерес направлен на достижение высшего мирового уровня развития каждой страны-члена.

Уяснение состава субъектов подсистемы интернациональных экономических интересов дает возможность определить структуру самой подсистемы. Ее составляют экономические интересы отдельных государств при выполнении ими хозяйственных функций на международном уровне; экономические интересы национальных предприятий, объединений, товариществ, организаций, которые выступают участниками взаимных хозяйственных связей между странами-партнерами; экономические интересы международных хозяйственных организаций, объединений, товариществ, совместных предприятий, которые функционируют как на двусторонней, так и на многосторонней основе; экономические интересы отдельных групп государств, которые являются участниками специализированных межгосударственных хозяйственных организаций; экономические интересы государств интеграционного объединения.

Интернациональные экономические интересы также могут быть долгосрочными, стратегическими и краткосрочными.

С учетом особенностей формирования, проявлены и действия интернациональные экономические интересы составляют три группы:

1) Материальные интересы. Они четко прослеживаются на поверхности экономических явлений и выявляются, прежде всего, во взаимных хозяйственных связях стран-партнеров, национальных предприятий, объединений, ведомств, министерств;

2) Интернациональные экономические интересы, которые возникают в международных хозяйственных организациях, межгосударственных экономических организациях, совместных предприятий. Установление и реализация этих интересов проходит в два этапа. Сначала осуществляется процесс согласования интересов участников общности, потом формируется единый интернациональный экономический интерес;

3) Интернациональные экономические интересы интеграциональных объединений государств мирового содружества. Носителями этих интересов выступает каждая страна-участник объединения. [34, с.161].

Структурные элементы системы экономических интересов, которые действуют как на национальном, так и на интернациональном уровнях, характеризуются определенной субординацией. В Рамках национальных государств процесс субординации имеет больше выраженную директивную форму, в подсистеме интернациональных экономических интересов - индикативный, рекомендательный характер. Индивидуальные экономические интересы членов международного хозяйственного объединения подчиняются принятым принципам и нормам хозяйственной деятельности, которая удовлетворяет их общие материальные интересы.

Экономические интересы мирового хозяйства являются движущей силой, источником развития экономических связей. Они находятся во взаимодействии и постоянно сталкиваются. Эта нестыковка интересов и выступает противоречием в экономических явлениях, которое дает толчок для их развития. Процесс разрешения противоречий фактически означает согласование взаимных интересов партнеров и в то же время возникновение противоречивых интересов на новом уровне.

Основой внешнеэкономических связей является международное разделение труда. Это высший уровень общественного разделения труда, связанный с выходом труда за рамки воспроизводственного хозяйственного комплекса отдельной страны. Оно означает специализацию отдельных государств на определенных видах производственной деятельности, тех или иных отраслях, изделиях или услугах, которая обуславливает необходимость обмена результатами производства, научно-технической деятельностью, товарами, т.е. международную мировую торговлю.

Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве двух процессов в производстве: расчленения и объединения. Производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные обособленные одна от другой фазы, концентрируется на отдельных стадиях производства, на определенных территориях в отдельных странах. Одновременно происходит объединение отделившихся производств, устанавливается взаимодействие между ними.

Следует различать три основных типа международного разделения труда:

1. Общее - это разделение по сферам производства (добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий. Такая специализация делит страны экспортеры-импортеры на индустриальные, сырьевые, аграрные.

2. Частичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта. Диверсификация есть увеличение видов и наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт.

3. Единичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства. [31, с.84].

Три типа международного разделения труда могут сочетаться.

Под влиянием международного разделения труда экономические связи между странами переходят от традиционной торговли к международной специализации и кооперированию производства, совместного строительства предприятий, совместной эксплуатации предприятий на международных условиях. Создаются международные хозяйственные организации.

Следует отметить, что международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют существо международного разделения труда.

Международная специализация производства - это такая форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, отделение в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Она может быть предметная (изготовление готовых продуктов), подетальная (изготовление компонентов продуктов) и технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Международная кооперация производства - это форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но взаимосвязанных между собой процессах производства.

Основными признаками международного производственного кооперирования являются следующие:

- предварительное согласование сторонами условий совместной деятельности;

- координация деятельности предприятий-партнеров в определенной сфере;

- наличие как субъектов производственного кооперирования фирм из разных стран;

- закрепление в договоре главных объектов кооперирования (готовых изделий, компонентов продуктов и соответствующей технологии);

- распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление среди них производственной специализации;

- взаимная или односторонняя поставка товаров для реализации производственных программ в рамках кооперирования [28, с.45].

Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.