Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ приведенных показателей свидетельствует о том, что наметилась тенденция к росту объемов производства в стоимостном выражении (в сопоставимых и фактических ценах), увеличению коэффициента использования производственных мощностей, росту выручки и прибыли от реализации, а также рентабельности реализованной продукции. Однако необходимо отметить, что наблюдается снижение выпуска кондитерских изделий в натуральном выражении. В 2005 г. отгрузка продукции составила 22793 тонн, что составляет 98,6% к уровню 2005 г. В общем объеме отгрузки наблюдается снижение продаж более дешевых групп продукции (карамель, драже, ирис, конфеты, глазированные жировой и кондитерской глазурью, конфеты, неглазированные, вафли). По остальным ассортиментным группам наблюдается увеличение объемов продаж. В 2005 г. на внутренний рынок было отгружено 13925 тонн продукции, что составляет 99,8% от уровня 2004 г. Однако темп роста данного показателя в стоимостной выражении составляет 114,6%.

Анализ отгрузки продукции на внешний рынок показывает, что продажи за 2005 г. составили 5293 тонн кондитерских изделий, тогда как в 2004 г. они были 6720 тонн. Уровень продаж на внешний рынок в 2005 г. составил 77% от уровня 2004 г. Ассортимент отгрузок на внешний рынок такой, что 92,7% - карамель, 3,5% - конфеты, глазированные шоколадной глазурью, ирис – 2,3%. Отгрузка шоколада, драже и конфет, неглазированных шоколадной глазурью, незначительны: 0,5; 0,2; и 0,8% соответственно.

Проведение государственной политики в отношении кондитерской отрасли возложено на государственный концерн «Белгоспищепром», в состав которого входят наиболее крупные кондитерские предприятия Беларуси. Концерн устанавливает плановые показатели темпов роста объемов производства, экспортных поставок, а также контролирует их выполнение.

В целом, государство не предоставляет большого количества преференций для кондитерских предприятий страны. К таможенным льготам можно отнести только периодически вводимое снижение до «0» уровня таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования. Налоговыми льготами в силу месторасположения (г. Наровля – территория значительно пострадавшая в результате аварии на ЧАЭС) пользуется только ОАО «Красный мозырянин» по налогообложению прибыли и уплате Чрезвычайного налога.

Среди инвестиционных преференций следует отметить выделение средств из инновационного фонда концерна «Белгоспищепром» для производственной модернизации предприятия. В соответствии с государственной программой модернизации кондитерской промышленности на период до 2010 г. общий объем средств на эти цели планируется в объеме 64,4 млрд.руб, при этом доля участия концерна в финансировании программы предполагается около 25-30%, что позволит предприятию строить внешнеэкономические связи на базе торговли высококачественной продукцией, произведенной на современном технологическом оборудовании.

Органами государственного управления также применяются механизмы защиты внутреннего рынка от конкуренции с иностранными производителями. В качестве подобных мер в период 2005-2006 г. использовались:

- установление обязательных квот приобретения продукции белорусских производителей для торговых сетей республики;

- увеличение налога с продаж (на импортную продукцию) региональными органами государственного управления.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

В последнее время Консультационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) сократил запретительные записки по отношению к странам СНГ, в частности к Республике Беларусь, и обещает вообще снять ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны.

Данная мера позволяет ОАО «Коммунарка» выйти на рынки стран Евросоюза (Германия).

Существенные ограничения на внешнеэкономическую деятельность ОАО «Коммунарка» оказывает то обстоятельство, что до настоящего момента не решен вопрос о вступлении Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). В значительной части это обусловлено внешнеполитическими факторами. Республика Беларусь испытывает серьезное давление со стороны развитых государств в силу того, что проводит самостоятельную и независимую внешнюю и внутреннюю политику, направленную прежде всего на защиту национальных интересов.

Данные методы непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей; регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях и т.д.).

Кроме этого необходимо должное внимание уделить тенденциям развития рынка кондитерских изделий, так владение данной информацией является ключевым моментом в планировании, организации, развитии и совершенствования внешнеэкономических связей.

Российский рынок кондитерских изделий, активно развивавшийся в последние годы, по мнению аналитиков, перешел в стадию насыщения По прогнозам, темпы роста рынка Российской Федерации (в стоимостном выражении) в этом году составят около 1% против 3,17% в 2006 году и 6,63% - в 2005 году. В этом году объем рынка составит 12,1 млрд. долл.США (2609 тыс.тонн) против $10,48 млрд. долл.США (2586 тыс. тонн) в 2006 году. В 2008 году объем рынка может возрасти до 13,2 млрд. долл.США (2638 тыс. тонн). Основную долю на нем - 55% занимают мучнистые изделия. На весовые конфеты приходится 13%, на шоколадные плитки - 8%. Потребление кондитерских изделий в России в 2006 году возросло до 18 кг. на человека в год. [23, с.12].

Принимая во внимание, что экспорт ОАО «Коммунарка» в Российскую Федерацию в 2006 г. составил 3917 т., доля рынка, занимаемого предприятием составляет около 1,5%. Соответственно в данном направлении существуют значительные резервы роста экспорта и развития внешнеэкономических связей.

Говоря о перспективах продвижения продукции ОАО «Коммунарка» необходимо учитывать то обстоятельство, что в настоящее время на нем наметились тенденции к монополизации. В последние годы был создан холдинг «Объединенные кондитеры». В настоящее время холдинг «Объединенные кондитеры» владеет контрольными пакетами акций АО «Красный Октябрь», АО «Рот-Фронт», АО «Кондитерский концерн «Бабаевский», а также 25 региональными кондитерскими фабриками и 40 торговыми домами. В управлении холдинга «Объединенные кондитеры» находится около 3000 торговых марок. В период до 2009 года на маркетинг и модернизацию производства холдинг планирует потратить 250 млн. долларов и выйти на лидирующие позиции по объемам производства и продаж в Российской Федерации. [23, с.13].

Создание подобных структур существенно усложняет деятельность на рынке более мелких производителей, так как концентрация производства позволяет существенно снизить величину расходов на маркетинг, содержание товаропроводящей сети, затраты на содержание аппарата управления и т.д.. Все вышеуказанные факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию по сравнению с конкурентами.

Мировые тенденции развития кондитерского рынка наиболее полно отражаются ведущей в мире кондитерской выставке «ISM», г.Кельн, Германия. Выставка «ISM» - бизнес-платформа для кондитерской промышленности мировых производителей кондитерских изделий. Для более чем 1500 поставщиков, представивших свою продукцию на международной кондитерской выставке «ISM» в 2007 г. результаты оказались очень позитивными. Компании, принявшие участие в выставке, были едины в оптимистичной оценке своих перспектив в бизнесе. Многочисленные поставщики вновь сфокусировались на продукции высшего качества, что было по достоинству оценено закупщиками. «ISM» - единственная выставка, которая целенаправленно соединяет спрос и предложение и делает это в целях развития немецкого, и международного рынка кондитерских изделий в целом [21, с. 8].

В заключение вопроса следует сказать, что среди условий и факторов, влияющих на внешнеэкономические связи ОАО «Коммунарка» выявлено, что существуют как положительные, так и отрицательные.

Среди отрицательных факторов, влияющих на внешнеэкономические связи можно выделить то, что Республика Беларусь не является членом ВТО, слабо интегрирована в систему внешнеэкономических отношений с Евросоюзом и испытывает серьезную конкуренцию с крупнейшими региональными производителями кондитерской продукции.

Среди положительных факторов можно выделить расширение географии поставок продукции ОАО «Коммунарка», прогнозирование аналитиками дальнейшего увеличения емкости зарубежных рынков кондитерских изделий.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.