Технико-экономическая характеристика предметной области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В настоящее время все большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые виды ее представления.

Вот только некоторые из преимуществ, которые дает использование вычислительной техники при работе организации:

· возможность оперативного контроля над достоверностью информации;

· уменьшение числа возможных ошибок при генерировании производных данных;

· возможность быстрого доступа к любым данным;

· возможность быстрого формирования отчетов;

· экономия трудозатрат и затрат времени на обработку информации.

Все эти преимущества в данный момент оценены многими организациями, поэтому, сегодня наблюдается процесс бурного развития специализированных информационных систем и внедрения их в работу различных учреждений.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить и современную школу.

Информатизация образования – одно из ключевых направлений развития учреждения. Обеспечивает возможности использования в образовании современных информационных средств, повышение эффективности традиционных процессов обучения, воспитания, управления образованием, а также задачам развития содержания образования, технологий образовательного процесса и свойств образовательной среды школы.

Такая организация как Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ) №12 с углубленным изучением отдельных предметов» содержит огромный банк данных и поэтому очевидна необходимость создания автоматизированной информационной системы для работы с этой информацией.

Но, так как охватить весь объем информации данной организации (в школе учатся 1250 учеников, работают 137 сотрудников – из них более 80 человек педагогического персонала) в рамках дипломного проекта просто невозможно, то целью данного дипломного проекта будет являться разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ). Представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационно и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, таких как:

· провести детальный анализ и дать технико-экономическую характеристику предметной области – МОУ СОШ №12 г. Сургута, и конкретно её структуре – отделу по предоставлению платных дополнительных услуг;

· рассмотреть существующую технологию обработки информации и выявить ее недостатки;

· сформулировать цели и назначение автоматизированного варианта решения комплекса задач (постановка задач);

· выбрать технологию проектирования и технического, программного, информационного, а также технологического обеспечения;

· дать характеристику входной, справочной и результатной информации;

· провести анализ состояния защиты данных в ИС;

· обосновать проектное решение по экономической эффективности.

Вся информация собирается и обрабатывается именно за данным рабочим столом пользователя. Следовательно, АРМ любого информационного работника должен удовлетворять двум целям:

1. АРМ должен быть адаптирован на конкретного работника. Это значит, что конкретный сотрудник АРМа использует его как инструментарий для решения своих задач без дополнительного изучения способов и методов использования этого АРМа.

2. Проблемная ориентация АРМа на задачи пользователя. То есть все информационные технологии, запрограммированные в АРМе должны адекватно отражать все шаги информационных технологий без ЭВМ. Должна быть функциональная полнота шагов и полное информационное соответствие реальных и машинных документов.

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

· полнота функционального отображения всех функций и операций;

· простота выполнения этих операций;

· наличие помощи;

· отображение всего документооборота;

· наличие сопровождения;

· полная автоматизация всех процессов по обработке информации.

Разрабатываемая Информационная система должна будет сократить время, затрачиваемое специалистом по предоставлению ПДОУ на поиск, обработку требуемой для работы информации. Также сократится время на формирование выходных документов. Система хранения и поиска информации позволит быстро найти требуемый документ.

Система позволит получать достоверные данные, необходимые специалисту для работы, осуществлять планирование и мониторинг качества учебного процесса. А также освободит специалиста от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов.

 



Аналитическая часть

 

Основной целью аналитической части является определение путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. В частности в процессе анализа выявляются объективные факторы, предопределяющие возможность совершенствования системы, ее функции и структуры объекта, документооборота и алгоритмов обработки данных, определяются цели функционирования организации, пути и методы их достижения. Предпроектное обследование организации ставит своей задачей проведение системного описания исследуемого объекта, диагностический анализ системы управления, существующей на организации, исследование потоков информации и подготовку технического задания на разработку автоматизированного рабочего места. Основной целью предпроектного обследования является определения путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. Программа проведения предпроектного обследования, последовательность его этапов зависят от целей, задач, условий функционирования системы управления обследуемой организации. Конечным результатом предпроектного обследования является выбор задачи управления, разрешающей наиболее существенную, первоочередную проблемную ситуацию, разработка технического задания на разработку комплекса работ по решению данной задачи.

Вывод: Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристика объекта и системы управления и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д.

Раздел написан на основании результатов преддипломной практики, обзора нормативно-справочной документации, базы данных норм и правил и информации из сети Internet.

 

Постановка задач

 

Формализация расчетов

Формализованное моделирование осуществляется по определенным правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам строчные буквы. Экономический показатель выражается в виде совокупности обозначений. Взаимосвязи показателей представляются в виде формул. Совокупность формул отражает инфологическую модель решения задачи.

При разработке отчета «Данные по задолженности» за основу принимаем табеля учета посещаемости детей. В отчет включаем следующие колонки:

– идентификационный номер ученика;

– Ф.И.О. ученика;

– остаток на начало периода (месяц);

– сумма начислений за определенный период времени (месяц);

– сумма внесенной оплаты (через банк);

– остаток на конец периода (долг (–), переплата (+)).

Стоимость предоставленной услуги вычитываем по следующей формуле:

S=(SC1* KC1)+ (SC2* KC2)+ (SCi* KCi)

SC – стоимость одного часа;

KS – количество часов в месяц (посещенных учеником).

Например: ученик 3 класса Скворцов Андрей заключил договор на три услуги:

– мир логики;

– секреты орфографии;

– занимательная арифметика.

По условиям договора количество предоставляемых услуг по каждому предмету – четыре часа в месяц. Но, допустим, Андрей болел с 12 числа по 21 текущего месяца и у него выпало некоторое количество занятий, которые приходились на дни болезни.

Следовательно,

S=(36,25*4)+(36,25*3)+(36,25*3)

Стоимость предоставленной услуги за определенный месяц равна 362 рубля 50 копеек.

Далее вся суммы, вносимые в колонки начислений и оплаты, суммируются с данными, уже имеющимися в данной строке данной колонки.

Чтобы рассчитать сумму долга (переплаты), надо к остатку на начало прибавить начисления и отнять внесенную оплату.

Разрабатываемая АРМ должна быть гибкой, т.е. настраиваемой на различные модификации.

Проектная часть

 

2.1 Техническое задание

Общие сведения.

Полное наименование системы

Автоматизированное рабочее место специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг.

Наименование предприятия – заказчика системы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургут.

Перечень документов, на основании которых создается система

Основанием для разработки системы является задание на дипломный проект, нацеленный на автоматизацию деятельности по приему, хранению и предоставлению информации по платным дополнительным образовательным услугам.

Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы

Система должна быть создана к 25.02.2009 г. Дата начала проектирования – 25.08.2008 г.

Требования к системе

Требования к системе в целом

Требования к структуре и функционированию системы

Структурная схема автоматизированного рабочего места приведена на следующем рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Структурная схема АРМ

Общефондовый файл-сервер FS содержит все базы данных системы:

· База данных потребителей;

· База данных исполнителей;

· База данных прейскурантов;

· База данных запросов;

· База данных отчетов.

Все информационные базы защищены от несанкционированного доступа.

Подсистема «Ввод документов» должно поддерживать получение информации в электронном виде или на бумажных носителях (с последующим переводом их в электронную форму). Имеет доступ к базам данных потребителей, исполнителей и отчетов.

Подсистема «Прием запросов от заказчиков» должно обеспечивать регистрацию полученного от заказчика запроса (по остаткам) и проверку возможности данного заказчика на получение запрашиваемой информации. Имеет доступ к базам данных потребителей и прейскурантов. В роли заказчика по условиям договора выступают родители учеников (потребителей).

Подсистема «Ведение баз данных» должно обеспечивать своевременное обновление баз данных в соответствии с вновь поступающими данными. Имеет доступ ко всем базам данных.

Подсистема «Подготовка стандартных отчетов» должно обеспечивать своевременное уведомление пользователя о том, какие отчеты необходимо сдать в ближайшие три дня, а также должно поддерживать составление стандартных отчетов и предоставление их в соответствующие организации в электронной форме или на бумажных носителях. Имеет доступ ко всем базам данных.

Подсистема «Подготовка отчетов для заказчиков» должно обеспечивать быстрый поиск данных по запросам заказчиков, а также поддерживать составление отчетов заказчикам в стандартизованном виде. Имеет доступ к базам данных потребителей и прейскурантов.

При поступлении от потребителя договора специалист по ПДОУ в подсистеме «Ввод документов» заполняет базу данных отчетов и базу данных потребителей, и сообщение о вновь поступившей информации передается на подсистему «Ведение баз данных». Специалист заполняет необходимые базы данных на основе вновь поступившей информации.

При поступлении запроса на определенную информацию от заказчиков данные о нем принимается на подсистему «Прием запроса от заказчика». По внесенной информации встроенная подпрограмма системы проверяет возможность данного заказчика на получение запрошенной информации. При положительном ответе запрос передается на подсистему «Подготовку отчетов для заказчиков», где производится поиск необходимых данных и формирование отчета.

За три дня до наступления срока сдачи стандартного отчета специальная подпрограмма системы уведомляет специалиста (оператора) в подсистеме «Подготовка стандартных отчетов» о необходимости формирования отчета. Далее данный отчет формируется, проверяется и выдается в электронном виде или на бумажном носителе.

АРМ специалиста по предоставлению ПДОУ должна быть совместима со специализированными программами для отправки и получения сообщений по электронной почте, т. к. должна быть возможность получения новой информации и предоставления запрашиваемых данных и отчетов через Internet. По тем же причинам подсистемы «Ввод документов», «Подготовка стандартных отчетов», «Подготовка отчетов для заказчиков» и «Прием запросов от заказчиков» должны иметь постоянный выход в Internet.

Также подсистема «Ввод документов» должен быть снабжен сканером и специализированными программами для распознавания текста для перевода информации с бумажных носителей в электронную форму.

Подсистемы «Подготовка стандартных отчетов» и «Подготовка отчетов для заказчиков» должны быть снабжены принтером для возможности предоставления отчетов в печатном виде.

Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

Система предназначена для специалиста по предоставлению ПДОУ в МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов. Для работы с системой пользователю необходимы базовые знания ПК и образование не ниже среднего профессионального.

Режим работы персонала с системой – 9:00 – 17:00

Показатели назначения

Система предназначена только для данной организации и должна иметь возможность перераспределения обязанностей или расширения при изменении организационной структуры организации – заказчика.

Требования к надежности

Должна обеспечиваться наработка на отказ не менее 500 часов работы в режиме реального времени. Надежность системы возможно обеспечить профилактическим обслуживанием и резервированием. Требуется высокая надежность технических средств и программного обеспечения.

Требования к безопасности

Требования к безопасности определяются документацией завода-изготовителя технических средств, действующими правилами электробезопасности и пожарной безопасности.

Требования к эргономике и технической эстетике

В целях оптимизации информационного взаимодействия с техническими средствами должны быть выполнены следующие эргономические требования:

· рациональная компоновка технических средств на рабочих местах;

· оптимальное кодирование входной информации;

· рациональная организация диалогового режима работы.

Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

Требования к необходимым площадям для размещения технических средств АРМ зависят от типа ЭВМ. Площади для размещения персонала и технических средств, параметры сетей электроснабжения должны соответствовать Строительным нормам и правилам.

Количество и квалификационный состав обслуживающего персонала определяется в зависимости от типа технических средств в соответствии с требованиями завода-изготовителя и действующими нормативными документами.

Обслуживание технических средств АРМ осуществляется в соответствии с действующими технологическими процессами в организации с периодичностью, установленной заводами-изготовителями технических средств и согласовывается с фирмами, осуществляющими ремонт и профилактическое обслуживание системы.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Защита информации в АРМ от случайных угроз должна осуществляться путем копирования информации каждые сутки.

Доступ к базам данных должен быть защищен паролями, устанавливаемыми администратором баз данных для конкретных пользователей, что обеспечит защиту передаваемой и хранимой информации от изменения, копирования и уничтожения.

Не должны допускаться неавторизованные попытки доступа к файлам системы и базам данных.

Должен вестись журнал ошибок и действий, угрожающих безопасности информации, таких как попытки несанкционированного доступа.

Политика организации по безопасности информации должна соответствовать Федеральному закону информации, информатизации и защите информации.

Требования по сохранности информации при авариях

Сохранность информации в системе должна обеспечиваться при различного рода авариях, отказах технических средств, сбоях питания. Полное восстановление информации в базах данных должно происходить в течении суток с момента отказа системы. Для этого целесообразно проводить резервное копирование информации из баз данных на дополнительные носители каждые сутки в конце рабочего дня.

Требования к защите от влияния внешних воздействий

Специальных требований не накладывается.

При эксплуатации технических средств должно быть обеспечено соблюдение требований завода – изготовителя к параметрам внешней среды.

Требования к патентной чистоте

Проектные решения разрабатываемого АРМ не содержат сведения, которые могут быть признаны изобретениями или открытиями.

Требования по стандартизации и унификации

В АРМе специалиста по предоставлению ПДОУ должны использоваться стандартные учетные и отчетные документы, международные и всесоюзные классификаторы технико-экономической информации.

Должно быть предусмотрено создание единых транспортных интерфейсов для графической и алфавитно-цифровой информации.

В АРМ предусмотрено применение стандартных пакетов прикладных программ (ППП) с целью снижения трудоемкости разработки и сопровождения системы и повышения надежности функционирования.

В качестве ППП предполагается использовать:

· стандартные ППП для организации СУБД типа MS Access, InterBase;

· стандартные ППП для подготовки документации, типа MS Excel, MS Word;

· стандартные ППП для создания и поддержки локальных вычислительных сетей, типа NETWARE.

Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

Система предусматривает решение взаимосвязанных задач оперативного управления, учета, информационного обслуживания и принятия решений на базе автоматизированного рабочего места.

Перечень функций и задач с указанием назначения, входной, выходной информации и периодичности решения представлен в таблице 2.1 (приложение А).

Данная структура обеспечивает автоматизацию и быстрый обмен информацией.

Требования к видам обеспечения

Математическое обеспечение

В качестве математического обеспечения используются стандартные алгоритмы, методики и модели.

Информационное обеспечение

В состав информационного обеспечения должны войти следующие классификаторы и нормативы:

· классификатор видов предоставляемых услуг;

· классификатор стандартных отчетов;

· классификатор видов потребителей;

· классификатор единиц измерения услуг;

· классификатор стадий предоставления услуг;

· классификатор организаций, утвердивших

положения по предоставлению ПДОУ;

· классификатор причин изменения предоставления услуг;

Основные требования к составу и форме входных документов:

· простота и удобство заполнения и переноса на машинные носители;

· возможность получения официальных отчетных данных.

Основным требованием, предъявляемым к технологии сбора информации является то, что все действия с потребителем должны быть зафиксированы в базах данных.

Лингвистическое обеспечение

Система не предусматривает специальных языковых средств. Диалоговый режим работы должен обеспечить ввод и обработку информации в естественном для персонала виде за исключением администратора системы.

Программное обеспечение

Программное обеспечение должно быть выполнено на языках высокого уровня и обеспечивать функционирование системы в режиме реального времени.

Организационное обеспечение

В структуре МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов организационных изменений не предусмотрено.

При вводе системы в эксплуатацию необходимо провести обучение персонала работе с данной системой.

2.1.5 Состав и содержание работ по созданию системы

Предпроектное обследование объекта:

· изучение организационной структуры;

· изучение информационных потоков;

· изучение существующих технологий обработки информации;

· изучение входных и выходных документов;

Проектирование:

· разработка организационного обеспечения;

· разработка информационного обеспечения;

· разработка программного обеспечения;

· разработка технического обеспечения.

Тестирование:

· разработка методики испытаний;

· проведение тестирования;

· корректировка.

Ввод в эксплуатацию:

· опытная эксплуатация;

· анализ результатов опытной эксплуатации;

· корректировка организационного, информационного и программного обеспечения;

· ввод в эксплуатацию.

Функциональное обеспечение

 

Основанием для начала работы специалиста по ПДОУ является утвержденный прейскурант. Далее с началом учебного года в сентябре идет сбор заявок со стороны потребителей (заказчиков), т.е. подписанные родителями заявки учеников на посещение определенных учебных дисциплин.

По результатам собранных заявок делается анализ. После этого составляется учебный план, тарификация и издается приказ на внутреннее совмещение учителей.

Потом заключаются договора с потребителями (заказчиками) и исполнителями (преподавателями) на предоставление платных дополнительных образовательных услуг.

После того, как уже заключены договора и услуги оказываются, каждый месяц составляются табеля учета посещаемости детей и табеля рабочего времени учителей. На основании договоров и табелей производится расчет стоимости предоставляемых ПДОУ.

На рисунках 2.2–2.3 представлена функциональная модель «как должно быть» автоматизированного рабочего места специалиста по ПДОУ.

 


Рисунок 2.2 – Функциональная модель TO–BE

Деятельность специалиста по ПДОУ

 

Рисунок 2.3 – Декомпозиция функциональной модели TO–BЕ деятельности специалиста по ПДОУ

 




Информационное обеспечение

 

Основные положения

Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы.

Информационное обеспечение должно удовлетворять пользователя по своей упорядоченности, точности, достоверности и своевременности представления информации для решения поставленных задач, а также однозначности и удобства ее восприятия всеми потребителями.

Информационное обеспечение имеет адресность и требуемую детализацию, в соответствии с уровнем иерархии подразделений, интегрированную организацию процессов передачи и преобразования информации (информационную увязку всех специальных функций и задач диспетчерских служб, однократный ввод первичных данных и их комплексное использование для решения задач управления).

Свойства объектов имеют возможность оформляться в виде сложной структуры, ссылающейся на другие объекты и хранящей историческую последовательность значений.

Структура данных Системы обеспечивает расширяемость по номенклатуре и свойствам новых объектов.

Система обеспечивает поддержку иерархической структуры типов объектов, реализующей механизм наследования свойств объектов.

Совокупность информационных массивов Системы организована в виде баз данных на машинных носителях.

Все подсистемы АРМ «Деятельность специалиста по предоставлению ПДОУ» получают все необходимые данные из других подсистем АРМ «Деятельность специалиста по предоставлению ПДОУ» в удобном для использования виде и передают также в удобном для других подсистем виде. Данные совместимы по содержанию, системе кодирования, формату и форме представления информации как получаемой, так и выдаваемой компонентами АРМ.

Система имеет механизм регистрации событий, который связывает изменение свойств объектов, вызванное каким-либо внешним событием, с последующей реакцией системы на это событие.

Форма представления выходной информации АРМ «Деятельность специалиста по предоставлению ПДОУ» согласована с заказчиком (пользователем) системы.

При разработке форм выходных документов (отчетов) максимально использованы документы унифицированных ведомственных форм документации. При разработке форм выходных документов в выходных документах АРМ применялись термины и сокращения общепринятые в данной предметной области и согласованные с заказчиком системы.

Структура процесса сбора, обработки и передачи данных в АРМ соответствует процессам, которые выполняются на рабочих местах.

Внутримашинная информационная база представляет собой физически реализованную базу данных. Носителем данных является жесткий диск, на котором находится СУБД. Доступ к данным осуществляется посредством SQL-запросов к СУБД.

Основные принципы построения внутримашинной информационной базы:

· информационный массив накапливается и хранится в реляционной базе данных;

· проектирование таблиц осуществляется с принципами построения и организации реляционных баз данных;

· уменьшение избыточности данных не должно приводить к усложнению доступа и уменьшению скорости обработки информации.

Во внутримашинной информационной базе осуществляется контроль целостности данных с помощью бизнес-правил, то есть процедур, применяемых к элементам БД в качестве ограничения целостности.

На этапе ввода происходит сопоставление типов вносимых данных с типом поля БД, а также проверка на допустимые значения.

 

Технологическое обеспечение

Программное обеспечение

Общие положения. Структурная схема использования комплекса задач

Программное обеспечение (ПО) – совокупность программ для реализации целей и задач АРМ, функционирующее на комплексе технических средств АРМ. ПО – конкретная работающая версия математического обеспечения. Главная цель ПО – обеспечение максимально эффективного и удобного для пользователя уровня общения с ЭВМ.

ПО АРМ должно разрабатываться для решения основных задач, стоящих перед специалистом, применительно к имеющимся техническим средствам, с учетом изложенных выше особенностей информационного обеспечения.

В связи с тем, что при решении задачи используется технология обработки информации в режиме диалога, взаимодействие пользователя с программой можно представить в виде схемы диалога.

Диалог, реализованный в программе, относится к типу менюориентированных диалогов. Схема диалога представляет собой общую конструкцию диалога, т.е. требуемую последовательность обмена данными между пользователем и системой. В верхнем уровне схемы располагается главное меню, инициирующее задачу, затем происходит разветвление различной степени в зависимости от числа вариантов ответа пользователя на запрос ЭВМ или возможных реакций ЭВМ на конкретные сообщения.

С помощью модуля меню Главное меню осуществляется доступ к пяти основным пунктам меню:

· составление реестра договоров;

· составление табелей учета рабочего времени;

· составление табеля учета рабочего времени;

· формирование выходных форм;

 



Дерево функции задач

 

Дерево функций задачи «Деятельность специалиста по предоставлению ПДОУ» соответствует сценарию диалога задачи и показывает структуру диалога пользователя с программой: все возможные варианты выбора пунктов меню с их обозначениями, которые будут использоваться при описании технологического процесса задачи.

 

Информационная безопасность

 

Экономическое обоснование

Исходные данные

Исходные данные по заработной плате персонала, расценкам и нормативным коэффициентам приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8– Исходные данные

№п/п

Наименование показателей

Условное обозначение

Единица

Измерения

Значения показателей

До внедрения После внедрения 1 З /п огранизатора ПДОУ 31 руб. 9 000 7 000 2 З /п специалисту ПДОУ 32 руб. 12 000 10 000 3 З /п учителям начального звена 33 руб. 25 000 25 000 4 З /п учителям среднего звена 34 руб. 30 000 30 000 5 З/п программиста 35 руб. - 8 000 6 Стоимость электроэнергии 36 руб 0,83 0,83 7 Коэффициент отчислений F % 26 26 8 Норм. коэффициент приведения затрат к единому году Ен – – 0,25 9 Время на разработку Т мес. – 6

Заключение

 

В процессе работы над дипломным проектом была поставлена цель разработки системы «Автоматизированное рабочее место специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг». Данная система разрабатывалась для МОУ СОШ №12 г. Сургута на основе проведенного анализа рынка подобных программных продуктов. При этом не было выявлено ни одного подобного существующего программного продукта, что еще раз показало актуальность темы.

Приступая к автоматизации рабочего места специалиста по предоставлению ПДОУ, было произведено предпроектное обследование для учёта особенностей и требований. Рассмотрена существующая технология обработки информации и выявлены ее недостатки; сформулированы цели и назначение автоматизированного варианта решения комплекса задач; формализованы расчеты; произведен выбор технологии проектирования и технического, программного, информационного, а также технологического обеспечения. Было разработано информационное и программное обеспечение комплекса задач, которые позволяют сократить трудоемкость выполняемых работ и стоимостные затраты на их выполнение.

Информационная система была разработана на основе бесплатного программного обеспечения Microsoft Access, что значительно снизило стоимость разработки.

Система автоматизации позволила управлять процессом предоставления услуг, включая оформление договоров, ведение табелей и другие мероприятия. Была разработана новая отчетная форма «Данные по задолженности», которая позволяет ускорить процесс начислений и, следовательно, уменьшить количество должников, а в итоге – увеличивать прибыль внебюджетных средств.

Внедрение данной разработки позволило:

· повысить качество и точность расчетов;

· сократить время на составление и проверку отчетной документации;

· сократить время на поиск требуемой информации;

· сократить время на формирование документов.

В планах дальнейшего развития системы поддержка как можно большего количества данных по потребителям, интеграция с бухгалтерскими программными средствами, которыми работает, что позволит без каких либо затрат поддерживать в актуальном состоянии базу данных.

Получен условный экономический эффект от разработки в размере 75600,00 рублей в год. Срок окупаемости составляет 9,5 месяцев.

Дипломный проект выполнен мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них в списке литературы.

 



Список использованной литературы

1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник.–М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с.

3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Москва, МГУЛ, 2003.–212 с.

4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Изд.3-е–СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.-496 с.

5. Конев И.Р., Беляев А.В. Информационная безопасность предприятия.–СПб.:БХВ-Петербург, 2003.–752 с.:ил.

6. Клочков Г.А. Информационные технологии на базе ACCESS: Учебное пособие. // Сургут: Сургутский филиал Московской академии предпринимательства, 2004. – 60 с.

7. Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

8. Методические указания к дипломному проектированию // Под ред. Анисимов В.А, Денисов В.В., Клочков Г.А., Курчеева Г.И., Ходусов Н.В.-Сургут: Сургутский филиал Московской академии предпринимательства, 2008 – с.

9. Официальный сайт МОУ СОШ №12 г. Сургута http://school12.admsurgut.ru/

10. Общероссийские классификаторы http://www.aup.ru/docs/klasif/okok1.htm

11. Программное обеспечение ACCESS: http://access.nm.ru/

12. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование ЭИС // М.: Мир, 2003. – 168 с.

13. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник для вузов / Под ред. Тельнова Ю.Ф. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.

14. Сайт http://www.moya-shkola.ru/

15. Сайт http://www.km-school.ru/r1/versions.asp

16. Сайт http://manager-edu.mcfr-ep.ru/material/default.aspx? catalogid=23

17. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.

18. Трубилин И.Т., Семенов М.И., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Финансы и статистика, 2005.

19. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

20. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 2003.

Введение

 

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В настоящее время все большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые виды ее представления.

Вот только некоторые из преимуществ, которые дает использование вычислительной техники при работе организации:

· возможность оперативного контроля над достоверностью информации;

· уменьшение числа возможных ошибок при генерировании производных данных;

· возможность быстрого доступа к любым данным;

· возможность быстрого формирования отчетов;

· экономия трудозатрат и затрат времени на обработку информации.

Все эти преимущества в данный момент оценены многими организациями, поэтому, сегодня наблюдается процесс бурного развития специализированных информационных систем и внедрения их в работу различных учреждений.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить и современную школу.

Информатизация образования – одно из ключевых направлений развития учреждения. Обеспечивает возможности использования в образовании современных информационных средств, повышение эффективности традиционных процессов обучения, воспитания, управления образованием, а также задачам развития содержания образования, технологий образовательного процесса и свойств образовательной среды школы.

Такая организация как Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ) №12 с углубленным изучением отдельных предметов» содержит огромный банк данных и поэтому очевидна необходимость создания автоматизированной информационной системы для работы с этой информацией.

Но, так как охватить весь объем информации данной организации (в школе учатся 1250 учеников, работают 137 сотрудников – из них более 80 человек педагогического персонала) в рамках дипломного проекта просто невозможно, то целью данного дипломного проекта будет являться разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ). Представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационно и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, таких как:

· провести детальный анализ и дать технико-экономическую характеристику предметной области – МОУ СОШ №12 г. Сургута, и конкретно её структуре – отделу по предоставлению платных дополнительных услуг;

· рассмотреть существующую технологию обработки информации и выявить ее недостатки;

· сформулировать цели и назначение автоматизированного варианта решения комплекса задач (постановка задач);

· выбрать технологию проектирования и технического, программного, информационного, а также технологического обеспечения;

· дать характеристику входной, справочной и результатной информации;

· провести анализ состояния защиты данных в ИС;

· обосновать проектное решение по экономической эффективности.

Вся информация собирается и обрабатывается именно за данным рабочим столом пользователя. Следовательно, АРМ любого информационного работника должен удовлетворять двум целям:

1. АРМ должен быть адаптирован на конкретного работника. Это значит, что конкретный сотрудник АРМа использует его как инструментарий для решения своих задач без дополнительного изучения способов и методов использования этого АРМа.

2. Проблемная ориентация АРМа на задачи пользователя. То есть все информационные технологии, запрограммированные в АРМе должны адекватно отражать все шаги информационных технологий без ЭВМ. Должна быть функциональная полнота шагов и полное информационное соответствие реальных и машинных документов.

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

· полнота функционального отображения всех функций и операций;

· простота выполнения этих операций;

· наличие помощи;

· отображение всего документооборота;

· наличие сопровождения;

· полная автоматизация всех процессов по обработке информации.

Разрабатываемая Информационная система должна будет сократить время, затрачиваемое специалистом по предоставлению ПДОУ на поиск, обработку требуемой для работы информации. Также сократится время на формирование выходных документов. Система хранения и поиска информации позволит быстро найти требуемый документ.

Система позволит получать достоверные данные, необходимые специалисту для работы, осуществлять планирование и мониторинг качества учебного процесса. А также освободит специалиста от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов.

 



Аналитическая часть

 

Основной целью аналитической части является определение путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. В частности в процессе анализа выявляются объективные факторы, предопределяющие возможность совершенствования системы, ее функции и структуры объекта, документооборота и алгоритмов обработки данных, определяются цели функционирования организации, пути и методы их достижения. Предпроектное обследование организации ставит своей задачей проведение системного описания исследуемого объекта, диагностический анализ системы управления, существующей на организации, исследование потоков информации и подготовку технического задания на разработку автоматизированного рабочего места. Основной целью предпроектного обследования является определения путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. Программа проведения предпроектного обследования, последовательность его этапов зависят от целей, задач, условий функционирования системы управления обследуемой организации. Конечным результатом предпроектного обследования является выбор задачи управления, разрешающей наиболее существенную, первоочередную проблемную ситуацию, разработка технического задания на разработку комплекса работ по решению данной задачи.

Вывод: Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристика объекта и системы управления и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д.

Раздел написан на основании результатов преддипломной практики, обзора нормативно-справочной документации, базы данных норм и правил и информации из сети Internet.

 

Технико-экономическая характеристика предметной области

МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов – государственное, некоммерческое учреждение. Создано на основании решения исполнительного комитета Сургутского городского Совета народных депутатов от 30.08.1979 г. №183 «Об открытии общеобразовательной средней школы №12».

Основными целями Учреждения являются:

· формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения основных общеобразовательных программ;

· адаптация обучающихся к жизни в обществе;

· освоение обучающимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне не ниже государственного образовательного стандарта;

· воспитание патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни.

Свою деятельность школа ведет на основании лицензии Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры №184901 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, свидетельства о государственной аккредитации серии АА №064168. Профессиональная ответственность школы застрахована в СК «Югория», полис страхования №001536141.

МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов является одним из авторитетных образовательных учреждений города Сургута. Использует уникальный опыт, накопленный в результате многолетнего плодотворного сотрудничества с Сур ГУ, Сур ГПУ.

В 1996, 1998, 1999 годах школа получала звание лауреата Всероссийского конкурса «Школа года».

Школа имеет высококвалифицированный педагогический состав: 38 учителей высшей категории, 24 – первой категории, 24 – второй квалификационной категории. Среди школьников – победители и призеры городских, окружных, всероссийских олимпиад, обладатели дипломов I, II, III степени научной программы молодых исследований «Шаг в будущее».

Школа подготовила 10 выпускников, награжденных золотой медалью, 12 выпускников, награжденных серебряной медалью.

Генеральная цель программы развития школы – создание условий для обеспечения и сопровождения процессов самоопределения и саморазвития, учащихся через личностно ориентированное образование.

Для реализации этой цели апробируется технология саморазвития личности школьника, создаются и внедряются курсы «Самосовершенствование личности», проводится дидактическое обеспечение индивидуализации и профилизации процесса обучения.

Уже в течение многих лет школа работает в направлении профилизации процесса обучения. Это классы повышенного уровня обучения, классы с углубленным изучением отдельных предметов, технологический профиль обучение в учебно-производственном комплексе (УПК). Для этого имеются определенные условия. Наиболее соответствующие их них: кадровый потенциал, учебно-материальное обеспечение, учебно-техническая база – для создания таких профилей, как гуманитарный, физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.