Используемые классификаторы и системы кодирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификаторы представляют собой систематический свод, перечень каких-либо объектов, позволяющий находить каждому их них свое место, и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Назначение классификатора состоит в следующем:

· систематизация наименований кодируемых объектов;

· однозначная интерпретации одних и тех же объектов в различных задачах;

· возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;

· возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;

· возможность поиска и обмена информацией между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами;

· экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.

Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

· международные – стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

· межгосударственные – классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т.д.

· национальные, или межотраслевые – классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;

· отраслевые – классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

· системные – классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной автоматизированной системе и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.

В классификаторах применяется два метода классификации: иерархический и фасетный.

Под иерархическим методом классификации понимается метод, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации. При этом основанием деления служит некоторый выбранный признак. Совокупность получившихся группировок при этом образует иерархическую древовидную структуру в виде ветвящегося графа, узлами которого являются группировки

Выбор последовательности признаков зависит, прежде всего, от характера информации. При построении классификации выбор последовательности признаков зависит от вероятности обращения к тому или иному признаку. При этом наиболее вероятным обращениям должны соответствовать высшие уровни классификации.

Основными преимуществами иерархического метода является большая информационная емкость, традиционность и привычность применения, возможность создания для объектов классификации мнемонических кодов, несущих смысловую нагрузку.

Значительным недостатком иерархической классификации является слабая гибкость структуры, обусловленная фиксированным основанием деления и заранее установленным порядком следования, не допускающим включение новых объектов и классификационных группировок. Таким образом, при изменении состава объектов классификации и характеристик с помощью классификационных задач, требуется коренная переработка всей классификационной схемы.

Фасетный метод классификации подразумевает параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом не предполагается жёсткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Классификационные группировки образуются путем комбинации значений, взятых из соответствующих фасетов. Последовательность расположения фасетов при образовании классификационной группировки задается фасетной формулой. Количество фасетных формул определяется возможными сочетаниями признаков.

Основным преимуществом классификации с использованием фасетного метода является гибкость структуры ее построения. Изменения в любом из фасетов не оказывают существенного влияния на все остальные. Большая гибкость обуславливает хорошую приспособляемость классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых она создается. При фасетной классификации появляется возможность агрегации объектов и осуществления информационного поиска по любому сочетанию фасетов.

Недостатками фасетного метода классификации являются неполное использование емкости, нетрадиционность и иногда сложность применения.

Выбор между этими двумя методами зависит от особенностей конкретной предметной области. Существуют следующие требования для выбранной системы классификации:

· достаточная емкость и необходимая полнота, которые гарантируют охват всех объектов классификации в заданных границах;

· оправданная глубина;

· обеспечение возможности решения комплекса задач различного уровня;

· возможность расширения множества классифицируемых объектов и

внесения необходимых изменений в структуры классификации;

· обеспечение возможности сопряжения с другими классификациями однородных объектов;

· обеспечение простоты ведения классификатора.

В данной системе после выполнения всех расчетов формируется файл данных по задолженности в соответствии с тем, какой расчет выполняется. Для кодирования данного файла было определено несколько признаков классификации. Среди них дата создания документа, вид расчета, наименование заказчика. Так как в организации (МОУ СОШ) ПДОУ предоставляются в рамках утвержденного прейскуранта и отличаются от обязательной образовательной программы, то в список признаков классификации был включен вид предоставляемой услуги. После анализа структуры была выбрана комбинированная система кодирования. На рис. 2.4 показана структура кодируемого элемента.

 

ХХХХХХ. Х.Х.Х. ХХ.

Суффикс.

Вид данных.

Вид предоставляемой услуги.

Заказчик.

Дата создания документа.

Рисунок 2.4 – Описание кодируемого элемента

 

Дата создания документа.

Формат: ДД ММ ГГ.

Например: 090209 – 9 февраля 2009 г.

Заказчик.

Формат: 0 – 3.

0 – дошкольники (подготовительные курсы);

1 – ученики начальных классов (1–4 кл.);

2 – ученики среднего звена (5–8 кл.);

3 – ученики старшего звена (9–11 кл.).

Вид предоставляемой услуги.

0 – разное (психология, философия, хореография и т.д.);

1 – русский язык;

2 – литература;

3 – математика;

4 – геометрия;

5 – физика;

6 – информатика;

7 – английский язык.

Вид данных.

1 – данные о стоимости услуг по договору;

2 – данные с учетом посещаемости и оплаченных сумм.

 

Суффикс – номер отчета по порядку за день.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.