Основные функции деятельности преподавателя психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Преподаватель психологии в своей деятельности реализует следующие основные функции: обучающую, воспитательную, организаторскую и исследовательскую. При этом следует учесть, что в работе преподавателей вузов одну из важнейших ролей играет исследовательская функция, в то время как в средних специальных учреждениях ее выполнение преподавателями не является обязательным; более важным является выполнение воспитательной, методической функций наряду с обучающей.

Особенностью профессии преподавателя психологии в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика является не только наличие психологических знаний, но и умений их преподавать.

Преподаватель психологии, должен быть разносторонне образованным человеком, эрудированным в различных областях психологических знаний и других наук; должен хорошо знать преподаваемый предмет; уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и методы обучения, уметь доступным образом объяснять учебный материал, уметь мотивировать студентов на усвоение учебного материала; обладать требовательностью к студентам, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, педагогическим тактом, наблюдательностью, развитой эмпатией; владеть логикой, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями; быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

10.Уроки и самостоятельные работы по психологии.

В зависимости от дидактической цели можно выделить различные типы урока:

Уроки изучения нового материала – обеспечение восприятия и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Видами уроков изучения нового материала могут быть: урок-лекция, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы, смешанный урок.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков – осуществление повторения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизация; формирование умений и навыков применения знаний в стандартной и измененной ситуации, развитие самостоятельности, контроль за ходом изучения нового учебного материала. Видами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: урок самостоятельная работа, урок-лабораторная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар.

Уроки обобщения и систематизации знаний - усвоение знаний в их системе по теме, разделу, учебной дисциплине. Видами уроков обобщения и систематизации знаний могут быть: урок самостоятельная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы.

Уроки проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков, рефлексии деятельности – определение уровня усвоения знаний, умений и навыков, комплексного их применения, систематизации и обобщения, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней. Видами уроков проверки являются: урок-контрольная работа, урок-семинар, урок с выполнением разноуровневых заданий в тестовой форме, урок устного опроса, урок-коллоквиум, урок решения задач, урок-зачет, экзамен.

Комбинированный урок – на данном уроке решаются следующие дидактические задачи: проверка домашнего задания и повторение пройденного, объяснение нового учебного материала, закрепление и применение новых знаний.

Методика подготовки и проведения уроков

Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планом. Учитель отбирает информацию для конкретного урока. Учитель определяет формы организации проверки домашнего задания, учитывая при этом максимальную активность всех учащихся. При изложении новой информации учитываются способы объяснения, направленные на развитие активности учащихся при усвоении и осмыслении знаний, при их закреплении; определяется содержание и объем домашнего задания.

В целостном учебном процессе большое значение имеет самостоятельная работа студентов и учащихся. Функциями самостоятельной работы являются:

1. Функция закрепления психологических знаний и умений

2. Функция расширения и углубления знаний

3. Функция усвоения умений практической психологической работы

4. Функция освоения умений использования знаний для решения прикладных задач

5. Функция освоения умений психологического исследования

6. Функция освоения умений самопознаний и саморазвития

7. Функция освоения умений практической психологической работы

Основным видом самостоятельной работы по психологии является самостоятельное чтение учебников, первоисточников, конспектов, что необходимо при подготовке к урокам, семинарам, практическим занятиям, при написании рефератов, выполнении курсовых и дипломных работ, при подготовке к экзаменам и зачетам. С целью развития умений чтения преподаватель может рекомендовать различные задания: составление подробного плана раздела, параграфа; поиск ответов на заранее поставленные вопросы; подготовка ответов на заранее поставленные вопросы, связанные с анализом, обобщением информации; составление краткого конспекта текста; составление резюме прочитанного; составление опорной структурно-логической схемы прочитанного.

Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям как вид самостоятельной работы по психологии включает не только изучение литературы, но и другие задания: подбор примеров, решение психологических задач, проведение несложных психологических опытов, описание результатов наблюдений и самонаблюдений. Широко используется подготовка рефератов. Важным видом самостоятельной работы по психологии является подготовка к зачетам и экзаменам. Особенностью данной работы является систематизация знаний и умений, их обобщение и повторение. Важным показателем уровня развития умений самостоятельной работы по психологии является подготовка курсовых и дипломных работ.

Практика студентов по психологии представляет собой сочетание организационного руководства и самостоятельной деятельности. Функциями практики являются:

1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

2. Обучения навыкам решения практических задач.

3. Формирование профессиональной позиции психолога, освоение профессиональной этики.

4. Знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

Основными видами практики являются: учебная, производственная и преддипломная.

Учебная практика направлена на ознакомление с деятельностью психолога и выработку определенных профессиональных умений. Содержание учебной практики определяется программами учебного заведения. Она может быть ознакомительной, диагностической.

Производственная практика направлена на овладение профессиональными умениями и навыками. Она может быть по профилю специальности, научно-педагогической, научно-исследовательской.

Преддипломная практика проводится на завершающем этапе профессиональной подготовки после освоения программ теоретического и практического обучения.

16.Ролевые позиции преподавателя психологии во взаимодействии со студентами.

В процессе педагогической деятельности преподаватель в силу специфики преподаваемой дисциплины – психологии – может выступать в различных ролевых позициях во взаимодействии со студентами: «преподаватель – специалист в своей области» (уважение к преподавателю и большая дистанция в общении, формальное общение); «преподаватель – психотерапевт» («использование» преподавателя для решения личных проблем студентов и их знакомых); «преподаватель - верный друг» (доброжелательность и неформальное общение с преподавателем); «преподаватель - пример для подражания во всем» («обожание», идеализация преподавателя); «преподаватель - объект насмешек» (добрые или грубые насмешки); «преподаватель – полицейский» (контроль и опека со стороны преподавателя). Часто преподаватель психологии гибко сочетает в своей деятельности различные ролевые позиции при качественном выполнении основных педагогических функций.

Методы обучения психологии.

Методы обучения - способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. По источнику получения знаний и умений выделяют словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы обученияиспользование слова (устного, письменного) при передаче знаний. Достоинством словесных методов является передача большого объема информации за небольшой отрезок времени. Словесные устные методы обучения характеризуются сочетанием слова, процесса речевого общения с невербальными средствами общения (мимика, жесты), возможностью получения своевременной обратной связи от студентов и учащихся, активизацией восприятия и понимания информации слушателями. Словесными устными методами обучения являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия. Словесные письменные методы обучения предполагают использование печатного слова, что характеризуется большей скоростью восприятия информации, чем устные методы.

Словесные устные и письменные методы обучения разделяются на монологические и диалогические.

Устный монологический метод обучения предполагает монолог преподавателя по определенной теме (объяснение, рассказ). Используется в основном на лекциях.

Письменный монологический метод предполагает работу студентов и учащихся с литературой (монографии, статьи, инструкции).

Устный диалогический метод основан на организации диалогического взаимодействия преподавателя и студентов, дискуссию. Достоинством данного метода обучения является стимулирование активности студентов и учащихся, развитию критического мышления и понимания содержания, что повышает прочность и осознанность усвоения информации. Диалогическим методом обучения является эвристическая беседа. В ходе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся, с помощью тщательно продуманных вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию выводов.

Групповая дискуссия как диалогический метод обучения предполагает вовлечение студентов и учащихся в обсуждение различных точек зрения на проблему, развивает понимание позиции собеседника, аргументацию собственной точки зрения.

Письменный диалогический метод может быть реализован при обучении с помощью Интернета и электронной почты, использования опорных конспектов лекций.

Наглядные методы обучения предполагают использование в качестве средств обучения образов (зрительных, слуховых, тактильных). Выделяют следующие виды наглядности: предметную, изобразительную, словесную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов (приборы и их макеты, демонстрационный эксперимент, психологический опыт).

Изобразительная наглядность – это демонстрация изображений предметов, явлений, процессов. Изобразительная наглядность бывает художественной, символической, текстовой.

Художественная изобразительная наглядность предполагает использование фотографий, картин, кино- и видеофильмов и позволяет отобразить объект или ситуацию во всех деталях.

Схематическая (символическая) изобразительная наглядность - это использование изображений, в которых отражаются существенные признаки, характеристики, связи объектов, процессов или явлений (таблицы, схемы, диаграммы, графики).

Текстовая изобразительная наглядность – это написание на доске или демонстрация с помощью других средств (мультимедиа, ТСО) текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух (основных терминов, имен ученых, дат, основных тезисов лекции).

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме.

Практические методы обучения - это организация практической деятельности учащихся и студентов в процессе обучения, направленной на решение учебной задачи и формирование умений и навыков.

Моделирование психологических экспериментов позволяет на практике продемонстрировать определенные психологические закономерности при изучении любой психологической дисциплины и освоить методику психологического эксперимента как важное профессиональное качество специалиста-психолога.

Выполнение психодиагностических заданий, психологических тестов используется для развития психодиагностических умений психолога, а также в качестве средства самопознания.

Решение психологических задач как практический метод обучения способствует закреплению теоретических знаний и их применению на практике.

Упражнения как практический метод обучения способствует формированию и закреплению умений и навыков студентов и учащихся.

Деловые игры и групповые дискуссии используются для развития коммуникативных и профессиональных умений.

По характеру познавательной деятельности студентов и учащихся в процессе обучения выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в сообщении педагогом готовой информации и ее восприятии, осмыслении и запоминании студентами и учащимися. Данный метод эффективен при изучении сложных для усвоения студентами тем. Однако он не способствует развитию умений использования полученных знаний, самостоятельности и активности.

Репродуктивный метод состоит в повторении учащимися и студентами определенных учебных действий по образцу, заданному преподавателем, что обеспечивает формирование умений и навыков.

Проблемный метод обучения связан с использованием проблемных ситуаций как ситуаций столкновения с неизвестным для студентов и учащихся и последовательным их разрешением.

Частично-поисковый метод (эвристический) состоит в определении преподавателем последовательной системы учебных задач, самостоятельное пошаговое решение которых студентами и учащимися позволяет разрешить общую учебную проблему.

Исследовательский метод состоит в творческом применении знаний студентами и учащимися и направлен на формирование опыта самостоятельной научно-исследовательской работы.

На основе анализа различных видов познавательной деятельности студентов и учащихся (ассоциативная, формальная, неформальная) и необходимости развития различных форм мышления В.Я.Ляудис выделяет группу активных методов обучения психологии:

Методы программированного обучения связаны с уточнением и операционализацией целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения обеспечивают развитие мотивации и способов мыслительной деятельности студентов и учащихся, их включение в проблемную ситуацию и ее разрешение.

Методы интерактивного обучения связаны с организацией и управлением процессом человеческих взаимодействий и отношений в ходе коллективных дискуссий, учебно-ролевых игр, организации диалогов и полилогов между участниками групп.

В ходе организации деятельности студентов и учащихся преподавателем создаются ситуации для развития рефлексии учащихся и студентов, что приводит к формированию экспертной психологической реальности. Этому процессу способствуют деятельностно-рефлексивные методы обучения психологии.

Демонстрационный эксперимент (психологический опыт) как метод обучения отражает специфику психологии как экспериментальной науки и позволяет объективировать (актуализировать) проявления различных форм психики (психических процессов, свойств и состояний человека).

Метод анализа ситуаций как метод обучения связан с использованием ситуаций из практики и их обсуждением и разрешением в интерактивной форме учащимися или студентами.

Вместе с тем, в методике преподавания психологии активно используются учебно-воспитательные ситуации как тип взаимосвязи в совместной учебной деятельности. Предметом управления в учебно-воспитательном процессе выступает целостная учебная ситуация.

Использование приборов и приборов-моделей в изучении психологических дисциплин позволяет исследователю (студенту) глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений и свойств. В.М. Бехтерев разработал несколько приборов для изучения рефлексов человека (рефлексометр). Совместно с медиками разработан прибор полиграф (детектор лжи), принцип действия которого основан на связи психики с физиологией. В социальной психологии используются приборы-модели, позволяющие изучить такие феномены межличностных отношений в процессе совместной деятельности, как лидерство, избирательность межличностных отношений, сплоченность, мотивацию, психологический климат (Приборы «Интегратор», «Стрессор», «Арка»).

Использование материалов эмпирических исследований выступают убедительной иллюстрацией теоретических положений и являются примером организации и проведения психологического исследования.

Использование кинофильмов и видеоматериалов способствует установлению связи психологической науки с жизнью, практикой; выступает иллюстрацией закономерностей проявления психики в различных ситуациях; позволяет обсудить проблему этики психолога. Фильмы показывают явления в движении, изменении, в них может быть наглядно показан процесс, что невозможно в статичной наглядности.

Схематизация и табулирование представляют собой использование схем, таблиц и графиков при изучении отдельных тем в психологии, что позволяет актуализировать процесс мыслительной деятельности, как при построении, так и при декодировании схемы. Схема, таблица выступают в качестве материальной основы психического образа, придавая ему лаконичность и сжатость при сохранении содержания.

Использование программ компьютерного (бланкового) контроля (самоконтроля и самообучения) позволяет преподавателю проверить качество усвоения основных понятий темы, а студентам сконцентрировать на них внимание, проверить свои знания, а также закрепить их и скорректировать.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 368.