Задачи, предполагающие воспроизведение знаний:
1.1. Задачи на узнавание. 1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий). 1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.). 1.4. Задачи на воспроизведение текста.
Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:
2.1. Задачи на определение фактов (измерение, решение простых задач и т. п.). 2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень). 2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности. 2.4. Задачи на анализ и синтез. 2.5. задачи на сравнение и различение. 2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация). 2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ). 2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обобщение. 2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам
Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах). 3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.). 3.3. Задачи на индукцию. 3.4. Задачи на дедукцию. 3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верности, верификация). 3.6. Задачи на оценку.
Задачи, предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказываний:
4.1. Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.). 4.2. Задачи на составление доклада, отчета и т. д. 4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д.
Задачи, предполагающие продуктивное мышление:
5.1. Задачи на применение на практике. 5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций. 5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов. 5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных.
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления. 5.6. Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач. 5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов. 5.8. Групповые решения проблем с открытой структурой.
Рефлексивные задачи:
6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания. 6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик. 6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста (разных типов научного текста). 6.4. Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем. 6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач. 6.6. Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации.
Преподавание психологии в начальной и основной школе. Психология как отдельный учебный предмет редко изучается, однако элементы психологических знаний, так или иначе, используются в других предметах, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера. Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями в целях их использования для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Принципы обучения — это научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.
1. Принцип научности - изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказана.
2. Принцип системности - учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине; необходимо показать взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом.
3. Принцип единства рационального и эмоционального – необходимо сформировать у студентов и учащихся осознание цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, а также сформировать непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам, что повысит эффективность обучения.
4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро ванного обучения психологии – психология в силу специфики своего предмета должна изучаться, с одной стороны, объективно и беспристрастно, а с другой – на основе самопознания, интереса и личностной значимости отдельных дисциплин и тем для каждого студента, учащегося.
5. Принцип единства теоретического и практического знания – в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логическое обоснование, и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.
6. Принцип доступности – в преподавании психологии необходимо соотносить содержание и методы обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. При этом, в обучении необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
7. Принцип наглядности - при обучении психологии необходимо использовать органы чувств и образы. Важнейшее значение имеют зрительные образы, так как зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.
8. Принцип активности - в обучении необходимо создавать условия для проявления самостоятельной активности студентов, что повысит эффективность усвоения знаний.
9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой - психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся.
10. Обучение психолог ии должно носить развивающий характер – в преподавании психологии необходимо использовать активные методы обучения, способствующие познавательному развитию студентов и учащихся, необходимо учитывать влияние содержания психологических знаний, личности преподавателя на развитие личностных качеств.
Методы обучения психологии.
Методы обучения - способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. По источнику получения знаний и умений выделяют словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы обучения – использование слова (устного, письменного) при передаче знаний. Достоинством словесных методов является передача большого объема информации за небольшой отрезок времени. Словесные устные методы обучения характеризуются сочетанием слова, процесса речевого общения с невербальными средствами общения (мимика, жесты), возможностью получения своевременной обратной связи от студентов и учащихся, активизацией восприятия и понимания информации слушателями. Словесными устными методами обучения являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия. Словесные письменные методы обучения предполагают использование печатного слова, что характеризуется большей скоростью восприятия информации, чем устные методы.
Словесные устные и письменные методы обучения разделяются на монологические и диалогические.
Устный монологический метод обучения предполагает монолог преподавателя по определенной теме (объяснение, рассказ). Используется в основном на лекциях.
Письменный монологический метод предполагает работу студентов и учащихся с литературой (монографии, статьи, инструкции).
Устный диалогический метод основан на организации диалогического взаимодействия преподавателя и студентов, дискуссию. Достоинством данного метода обучения является стимулирование активности студентов и учащихся, развитию критического мышления и понимания содержания, что повышает прочность и осознанность усвоения информации. Диалогическим методом обучения является эвристическая беседа. В ходе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся, с помощью тщательно продуманных вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию выводов.
Групповая дискуссия как диалогический метод обучения предполагает вовлечение студентов и учащихся в обсуждение различных точек зрения на проблему, развивает понимание позиции собеседника, аргументацию собственной точки зрения.
Письменный диалогический метод может быть реализован при обучении с помощью Интернета и электронной почты, использования опорных конспектов лекций.
Наглядные методы обучения предполагают использование в качестве средств обучения образов (зрительных, слуховых, тактильных). Выделяют следующие виды наглядности: предметную, изобразительную, словесную.
Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов (приборы и их макеты, демонстрационный эксперимент, психологический опыт).
Изобразительная наглядность – это демонстрация изображений предметов, явлений, процессов. Изобразительная наглядность бывает художественной, символической, текстовой.
Художественная изобразительная наглядность предполагает использование фотографий, картин, кино- и видеофильмов и позволяет отобразить объект или ситуацию во всех деталях.
Схематическая (символическая) изобразительная наглядность - это использование изображений, в которых отражаются существенные признаки, характеристики, связи объектов, процессов или явлений (таблицы, схемы, диаграммы, графики).
Текстовая изобразительная наглядность – это написание на доске или демонстрация с помощью других средств (мультимедиа, ТСО) текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух (основных терминов, имен ученых, дат, основных тезисов лекции).
Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме.
Практические методы обучения - это организация практической деятельности учащихся и студентов в процессе обучения, направленной на решение учебной задачи и формирование умений и навыков.
Моделирование психологических экспериментов позволяет на практике продемонстрировать определенные психологические закономерности при изучении любой психологической дисциплины и освоить методику психологического эксперимента как важное профессиональное качество специалиста-психолога.
Выполнение психодиагностических заданий, психологических тестов используется для развития психодиагностических умений психолога, а также в качестве средства самопознания.
Решение психологических задач как практический метод обучения способствует закреплению теоретических знаний и их применению на практике.
Упражнения как практический метод обучения способствует формированию и закреплению умений и навыков студентов и учащихся.
Деловые игры и групповые дискуссии используются для развития коммуникативных и профессиональных умений.
По характеру познавательной деятельности студентов и учащихся в процессе обучения выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в сообщении педагогом готовой информации и ее восприятии, осмыслении и запоминании студентами и учащимися. Данный метод эффективен при изучении сложных для усвоения студентами тем. Однако он не способствует развитию умений использования полученных знаний, самостоятельности и активности.
Репродуктивный метод состоит в повторении учащимися и студентами определенных учебных действий по образцу, заданному преподавателем, что обеспечивает формирование умений и навыков.
Проблемный метод обучения связан с использованием проблемных ситуаций как ситуаций столкновения с неизвестным для студентов и учащихся и последовательным их разрешением.
Частично-поисковый метод (эвристический) состоит в определении преподавателем последовательной системы учебных задач, самостоятельное пошаговое решение которых студентами и учащимися позволяет разрешить общую учебную проблему.
Исследовательский метод состоит в творческом применении знаний студентами и учащимися и направлен на формирование опыта самостоятельной научно-исследовательской работы.
На основе анализа различных видов познавательной деятельности студентов и учащихся (ассоциативная, формальная, неформальная) и необходимости развития различных форм мышления В.Я.Ляудис выделяет группу активных методов обучения психологии:
Методы программированного обучения связаны с уточнением и операционализацией целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения обеспечивают развитие мотивации и способов мыслительной деятельности студентов и учащихся, их включение в проблемную ситуацию и ее разрешение.
Методы интерактивного обучения связаны с организацией и управлением процессом человеческих взаимодействий и отношений в ходе коллективных дискуссий, учебно-ролевых игр, организации диалогов и полилогов между участниками групп.
В ходе организации деятельности студентов и учащихся преподавателем создаются ситуации для развития рефлексии учащихся и студентов, что приводит к формированию экспертной психологической реальности. Этому процессу способствуют деятельностно-рефлексивные методы обучения психологии.
Демонстрационный эксперимент (психологический опыт) как метод обучения отражает специфику психологии как экспериментальной науки и позволяет объективировать (актуализировать) проявления различных форм психики (психических процессов, свойств и состояний человека).
Метод анализа ситуаций как метод обучения связан с использованием ситуаций из практики и их обсуждением и разрешением в интерактивной форме учащимися или студентами.
Вместе с тем, в методике преподавания психологии активно используются учебно-воспитательные ситуации как тип взаимосвязи в совместной учебной деятельности. Предметом управления в учебно-воспитательном процессе выступает целостная учебная ситуация.
Использование приборов и приборов-моделей в изучении психологических дисциплин позволяет исследователю (студенту) глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений и свойств. В.М. Бехтерев разработал несколько приборов для изучения рефлексов человека (рефлексометр). Совместно с медиками разработан прибор полиграф (детектор лжи), принцип действия которого основан на связи психики с физиологией. В социальной психологии используются приборы-модели, позволяющие изучить такие феномены межличностных отношений в процессе совместной деятельности, как лидерство, избирательность межличностных отношений, сплоченность, мотивацию, психологический климат (Приборы «Интегратор», «Стрессор», «Арка»).
Использование материалов эмпирических исследований выступают убедительной иллюстрацией теоретических положений и являются примером организации и проведения психологического исследования.
Использование кинофильмов и видеоматериалов способствует установлению связи психологической науки с жизнью, практикой; выступает иллюстрацией закономерностей проявления психики в различных ситуациях; позволяет обсудить проблему этики психолога. Фильмы показывают явления в движении, изменении, в них может быть наглядно показан процесс, что невозможно в статичной наглядности.
Схематизация и табулирование представляют собой использование схем, таблиц и графиков при изучении отдельных тем в психологии, что позволяет актуализировать процесс мыслительной деятельности, как при построении, так и при декодировании схемы. Схема, таблица выступают в качестве материальной основы психического образа, придавая ему лаконичность и сжатость при сохранении содержания.
Использование программ компьютерного (бланкового) контроля (самоконтроля и самообучения) позволяет преподавателю проверить качество усвоения основных понятий темы, а студентам сконцентрировать на них внимание, проверить свои знания, а также закрепить их и скорректировать.
Задачи, предполагающие воспроизведение знаний:
1.1. Задачи на узнавание. 1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий). 1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.). 1.4. Задачи на воспроизведение текста.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 668.