Особенности усвоения психологических знаний.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует три способа построения учебных программ: линейный, концен трический, спиралевидный

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии) и каждая часть изучается, как правило, только один раз, причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. При линейном способе расположения содержания учебных программ исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Однако на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубокое изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

4.Непрерывность психологического образования и интеграция систем образования в мировом масштабе.

Под понятием система непрерывного образования в отечественной теории и практике понимают комплекс государственных и общественных образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает организационную и содержательную единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной политехнической и профессиональной подготовки каждого человека.

В РБ существует система непрерывного образования. Ее функционирование осуществляется на основе стандартизации всех видов образования и преемственности между образовательными программами.

В настоящее время выделяют следующие виды образования, которые может получить человек: общее, профессиональное и дополнительное.

Общее образование предполагает общетеоретическую подготовку школьников по основам важнейших наук о природе и обществе, а также овладение ими наиболее распространенными умениями и навыками по применению приобретенным знаний на практике. Общее образование делится на следующие уровни:

- дошкольное образование – осуществляется в семье и детских дошкольных воспитательных учреждениях.

- начальное общее образование – ребенок получает после окончания начальной школы.

- основное общее образование – является обязательным для всех детей.

- среднее общее образование – школьники получают после окончания общеобразовательной школы, гимназии, лицея.

Общее образование является основой для получения профессионального и дополнительного образования.

Профессиональное образование обеспечивает удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении своего образования и получение профессиональной подготовки в определенной сфере трудовой деятельности.

Уровни профессионального образования:

- начальное профессиональное образование (получают в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях).

- среднее профессиональное образование (в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах).

- высшее профессиональное образование (в ВУЗах – институтах, университетах, академиях).

В зависимости от специальности человеку присваивается соответствующая квалификация.

В последние годы практикуется многоуровневая подготовка специалистов, широко распространенная в мировой образовательной практике:

- бакалавриат – 4 года обучения, 1 ступень высшего образования.

- магистратура – 2 года обучения, 2 ступень высшего образования.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в аспирантуре (3-4 года обучения; после защиты диссертации присваивается ученая степень кандидата наук) и докторантуре (3 года обучения; после защиты соответствующей диссертации присваивается ученая степень доктора наук).

Дополнительное образование имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей личности и осуществляется в интересах общества и государства.

Важнейшими задачами всех видов образования являются:

- подготовка к дальнейшему образованию (самообразование).

- включение подрастающих поколений в жизнь современного общества (социализация).

- личностное формирование и развитие получающих соответствующее образование (индивидуализация).

 

5.Структура и нормативно-правовое обеспечение психологического образования.

Учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях регламентируется государственными документами: «Законом об образовании в РБ», Государственным образовательным стандартом по специальности, базисным учебным планом, учебными программами.

Государственный образовательный стандарт специальности определяет требования к уровню подготовки специалиста.

На основе государственных образовательных стандартов образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам.

Базисный учебный план содержит распределение учебной нагрузки (дисциплины) и учебное время. Базисный учебный план состоит из двух частей: 1 – инвариантная часть, в которой предусматривается изучение учебных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом (обязательна для всех); 2 – вариативная часть, в которой реализуется региональный компонент образования и составляется учебным заведением (дисциплины по выбору, спецкурсы и спецсеминары).

На основе базисного учебного плана учреждения образования составляют рабочие учебные планы, в которых конкретизируется содержание и учебное время.

Учебный план включает в себя: перечень учебных дисциплин; распределение дисциплин по семестрам и последовательность их изучения; трудоемкость их изучения; формы учебных занятий; виды промежуточной и итоговой аттестации.

На основе учебного плана преподаватель планирует изучение конкретной учебной дисциплины; определяет, в каком учебном семестре она изучается и с какими учебными дисциплинами может быть связана; определяет количество учебных часов на изучение учебной дисциплины и их распределение по формам организации обучения (лекции, практические, семинарские занятия); определяет виды промежуточной (в текущем семестре – зачет, экзамен, контрольная работа) и итоговой аттестации (экзамен, курсовая или дипломная работа, государственный экзамен).

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет базовую учебную программу и рабочую учебную программу. Если по данной учебной дисциплине разработана и утверждена в Министерстве образования типовая учебная программа, то базовая учебная программа не составляется. Базовая (типовая) учебная программа  является официальным документом, в котором отражаются требования государственного образовательного стандарта и на основе которого преподаватель строит процесс обучения. 

Рабочая учебная программа является документом, в котором описывается распределение тем базовой учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

7.Компоненты современной стратегии психологического образования. Цели обучения и принципы преподавания психологии.

Цели обучения психологии:

Преподавание психологии студентам, обучающимся по спе циальности «психология». Преподавание психологии направлено на обучение психологическим знаниям и умениям, формирование навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.

Преподавание психологии студентам, обучающимся по специаль ностям, работа которых непосредственно связана с людьми.  Преподавание психологии в этом случае направлено на обучение психологическим знаниям и умениям, необходимым данным специалистам для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета. Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию. Преподавание психологии направлено на обучение основам психологических знаний, па формирование общей психологической культуры, на повышение уровня общего образования. Психология изучается как один учебный предмет или в рамках комплексной учебной дисциплины совместно с педагогикой. Объем учебного времени, отводимого на его изучение, небольшой.

Преподавание психологии вне рамок учеб ных программ. Существует большой круг психологических курсов практического характера, которые проводятся вне учебных планов высших или средних учебных заведений. Это, например, курсы повышения квалификации практических психологов по каким-либо направлениям практической психологической работы; психологическое просвещение разных категорий людей, которое проводят психологи — ученые и практики.

 Преподавание психологии в рамках послевузовского п рофессионального образования по различным научным специальностям. Основной задачей является подготовка научно-педагогических кадров по научным специальностям, поэтому  включается преподавание педагогических и психологических дисциплины. Психология обычно изучается в рамках курса «Психология высшего образования».

Преподавание психологии в рамках средней (полной) об щеобразовательной школы Преподавание психологии направлено на овладение учащимися системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. На старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации: естественнонаучной, гуманитарно-филологической, социально-экономической, физико-математической, технико-технологической, художественно-эстетической и др. Психология в этих программах может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся.

Преподавание психологии в начальной и основной школе. Психология как отдельный учебный предмет редко изучается, однако элементы психологических знаний, так или иначе, используются в других предметах, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера. Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями в целях их использования для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Принципы обучения — это научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.

1. Принцип научности - изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказана.

2. Принцип системности - учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине; необходимо показать взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом.

3. Принцип единства рационального и эмоционального – необходимо сформировать у студентов и учащихся осознание цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, а также сформировать непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам, что повысит эффективность обучения.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро ванного обучения психологии – психология в силу специфики своего предмета  должна изучаться, с одной стороны, объективно и беспристрастно, а с другой – на основе самопознания, интереса и личностной значимости отдельных дисциплин и тем для каждого студента, учащегося.

5. Принцип единства теоретического и практического знания – в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логическое обоснование, и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.

6. Принцип доступности – в преподавании психологии необходимо соотносить содержание и методы обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. При этом, в обучении необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

7. Принцип наглядности - при обучении психологии необходимо использовать органы чувств и образы. Важнейшее значение имеют зрительные образы, так как зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.

8. Принцип активности - в обучении необходимо создавать условия для проявления самостоятельной активности студентов, что повысит эффективность усвоения знаний.

9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой - психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся.

10. Обучение психолог ии должно носить развивающий характер – в преподавании психологии необходимо использовать активные методы обучения, способствующие познавательному развитию студентов и учащихся, необходимо учитывать влияние содержания психологических знаний, личности преподавателя на развитие личностных качеств.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.