Наблюдение как основной метод ознакомления с природой                   детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основу воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составит его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов работы с дошкольниками по их экологическому воспитанию.

Путь познания человеком окружающей действительности проходит стадии от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него — к практике. И именно поэтому наглядные методы играют значимую роль в организации процесса ознакомления с окружающим миром. Рассматривая вопрос использования наглядных методов в системе работы с дошкольниками, необходимо ориентироваться на специфические особенности их возраста, а именно — на наглядный характер мышления детей. Психологами доказано, что для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).

Правильно построенное обучение дошкольников, отмечает Н. Н. Поддьяков, как решение задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы, включает: 1) создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных объектов и явлений, а также зависимостей, которые существуют в мире природы; 2) такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах и уже на этой основе происходит их осмысление.

Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, является наблюдение.

Наблюдение — это метод познания, с помощью которого в контролируемых условиях исследуется явление или процесс. Наблюдение — это целенаправленное восприятие. Слово «восприятие» как сущностная основа наблюдения означает, что поскольку человек обладает пятью сенсорными системами (анализаторами), то и наблюдать можно всеми органами чувств. Иными словами, люди наблюдают не только глазами (это наиболее распространённое заблуждение, делающее синонимами слова «наблюдение» и «наглядность»), но и ушами, языком, носом, пальцами.

Наблюдение выделяет из окружающей среды лишь значимые или существенные признаки, помогающие отличить данный природный объект от всех остальных, в том числе и весьма похожих на него. С учётом сделанного замечания наблюдение можно назвать умением видеть.

В новейшем психолого-педагогическом словаре наблюдение также определяют как преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Наблюдению как важнейшему методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания.

Наблюдение — это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Дидакты говорят о нём как о методе ознакомления детей с природным окружением. Психологи предлагают рассматривать наблюдение как один из психических процессов, а также говорят о наблюдении как об одном из видов познавательной деятельности.

Как метод, наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включённое в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного.

Если мы говорим о методе наблюдения, то огромное значение в плане результативности его применения имеет деятельность педагога.

Именно воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход, что обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого объекта или предмета.

Метод наблюдения даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет большое значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Во время наблюдений развивается речь ребёнка. Следствием всего этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.