Методика обучения предметным, словесным,                                настольно-печатным играм природоведческого характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе ознакомления дошкольников с природой используются такие виды дидактических игр как предметные, словесные, настольно-печатные игры.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:

1. Учить находить предметы по сходству.

2. Находить предметы по слову-названию.

3. Выделять отдельные признаки растений.

4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.

5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и т.д.).

6. Находить целое по части.

7. Находить по описанию.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:

1. Находить предметы с помощью одного анализатора (на ощупь, по вкусу, по запаху).

2. Находить целое по части и часть по целому.

3. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринятые не только зрительно, но и осязанием.

4. Группировать предметы по месту их произрастания.

5. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложняется тем, что признаки, лежащие в основе группировки, нельзя воспринимать чувственным путем.

6. Составлять целое из частей. Данная задача требует от детей знания внешнего вида и частей растений. Например, листья и плоды, наземные и подземные части растений.

7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить, дети должны узнавать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.

Предметные игры природоведческого содержания делятся на:

- игры для ознакомления детей с овощами и фруктами («Найди, что покажу», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Вершки и корешки», «Созрело - не созрело» и др.)

- игры по ознакомлению с комнатными растениями («Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю» и др.)

- игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками («Найди листок, какой покажу», «Найди свой дом», «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам» и др.)

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний детей о признаках тех или иных предметов и явлений природы, классификации, систематизации и обобщения знаний о природе, развития внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.

Словесные игры условно можно подразделить на 4 группы:

1 группа. Словесные игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений природы. Например, игра «Отгадай-ка», в процессе которой педагог или ребенок описывает предмет или явление природы, все остальные отгадывают.

2 группа. Словесные игры, которые используются для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять предметы природы, делать правильные умозаключения. Например, игра «Так бывает или нет?», в процессе которой детям предлагается послушать ситуацию и ответить на вопрос: так бывает или нет. Или игра «Закончи предложение», когда детям предлагается закончить предложение, начатое педагогом или другим ребенком.

3 группа. Словесные игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы природы по различным признакам. Например, игра «Назови одним словом». Игра «Найди лишнее слово» - детям предлагается выслушать названия четырех предметов и явлений природы, назвать лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

4 группа. Словесные игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления, выдержку. Например,  в процессе игры «Повтори-ка!» один из играющих называет какое-либо растение или животное, следующий игрок повторяет это слово и добавляет свое название. Третий называет два предыдущих и добавляет свое. Побеждает тот, кто без ошибки повторит больше названий. В игре «Летает – не летает» ведущий быстро и четко произносит слова, а дети должны имитировать полет или хлопать в ладоши, когда ведущий называет того кто летает.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, парные картинки и т.д. В этих играх уточняются, систематизируются, классифицируются представления детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Особенности настольно-печатных игр: Игры традиционно сопровождаются словом, которое либо претворяет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Данные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются чаще в повседневной жизни. Для детей младшего дошкольного возраста выбираются игры, в которых картинки с изображениями овощей, фруктов, животных подбираются попарно или на общую карту. Для старших дошкольников выбираются игры, в которых дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.