Теоретические основы отбора содержания знаний о природе                      для детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные задачи экологического воспитания                                   детей дошкольного возраста

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Методика обучения детей дошкольного возраста                  элементам спортивных игр

Спортивные игры рекомендуется осваивать с детьми старшей группы, так как спортивные игры:

- это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;

- это игры, требующие подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;

- каждая спортивная игра требует конкретной техники.

Методика обучения сюжетным играм с природными материалами              для формирования конкретных представлений о природе у ребенка

Николаева С.Н. и Комарова И.А. для активизации игровой самостоятельной деятельности дошкольников предлагали использовать сюжетные игры.

Сюжетные игры с природными материалами являются самым доступным и естественным способом формирования конкретных представлений о природе. Педагог через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой природы в процессе игр с её объектами на полисенсорной основе помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Играя, например, с водой, дошкольники замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху.  В этом дети убеждаются, совершая одинаковые движения рукой в воздухе и в воде.

Организация игр с природными материалами проходит три этапа:

1. этап - игры, направленные на познание свойств;

2. этап - игры, направленные на изменение состояния природных материалов;

3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.

Игры с водой – «Туча», «Ты неси, неси река», «Тише воды», «Буря в

стакане», «Ловись рыбка, большая и маленькая», «Тонет не тонет», «Была вода, и нет воды», «Попробуй удержать»

Игры со снегом и льдом – Игры «Печатание на снегу», «Хождение по следам», «Рисуем следами».

Игры с песком – Например, игра «Дождик из песка», «Горы из песка», «Ветер дует на песок», «Дождь идет», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Угощения», «Секреты дождевого червячка», «Секреты подводного царства», «Всплывет – не всплывет».

 

 

Методика обучения подвижным играм                                                              в процессе ознакомления с природой

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием движениям животных, например, «Мыши и кот», «Волки и овцы», «Гуси-лебеди» «Цапли и лягушки», подражанием движениям и звукам, издаваемым животными, например, «У медведя во бору», их образу жизни, поведению, например, «Наседка и цыплята», «Спящий пес», отражением явлений неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мороз», отражением существующих взаимосвязей в природе, Например, в игре «Кошки-мышки» именно кот ловит мышей, «Цапли и лягушки» - цапли ловят лягушек, «Волк и овцы» - овцы убегают от волка.

 

Требования к оборудованию уголка природы:

1. Учёт возможностей познавать детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные должны вызвать и удерживать еще не очень устойчивое внимание детей.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных;

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского сада. Размещая обитателей в уголке природы необходимо учитывать их биологические особенности и потребности. Одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом кол-ве солнечного света, другие (например, узумбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты ТО, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в д\с можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

 

 

Требования к организации труда в природе.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

- В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

- Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

- Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.

- Трудовая деятельность должна быть регулярной, воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

- Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

- Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Содержание знаний о животных, доступных детям младшего,        среднего и старшего дошкольного возраста

Животные – постоянные обитатели уголка природы.

Защитные насаждения

Для защиты участка учреждения дошкольного образования от улиц и дорог на его границе создаются плотные полосы из деревьев и кустарников. Такие защитные насаждения украсят участок и надежно защитят от ветра, пыли, шума, выхлопных транспортных газов и копоти. В нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» записано, что по внешнему периметру

земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной 5 м. Обычно растения в живой изгороди высаживают в один ряд: это проще и дешевле, но двурядная посадка лучше она плотнее и, кроме того, дает возможность получить более прочную и более красивую изгородь. Посадка деревьев и кустарников в три ряда применяется в тех случаях, когда требуется создать защитные полосы, например, если участок дошкольного учреждения выходит на магистраль, в

межквартальный или внутриквартальный проезд.

Вертикальное озеленение

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Оно заключается в декорировании вьющимися растениями фасадов зданий, балконов, оград, арок, в создании цветочных пирамид, колонн. Вертикальное озеленение дает возможность увеличить площадь под зелеными насаждениями, изолировать друг от друга площадки

различного назначения, затенить места для занятий детей, защитить их от ветра. Для вертикального озеленения широко используются виноград, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, ипомея, настурция).

Газон – это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Он служит фоном, на котором располагаются остальные элементы как растительные, так художетсвенно-архитектурные. Его можно использовать для озеленения возле цветника, бассейна, беседки. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снижает возбуждение, дает отдых утомленному зрению. Виды: цветущий газон (мавританский и пестроцветный); злаковый газон (партерный и луговой).

Огород

В зависимости от величины земельного участка и количества детей огород может быть общим для всех групп и отдельным для каждой из них. Место для него выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. На огороде разбивают грядки длиной 2,5-3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, выращивания

рассады и т.д. Ширину грядки следует делать не больше 70 см, чтобы дошкольники могли во время работы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Расстояние между грядками – 50-60 с, а ширина главных дорожек огорода – 1 м.

Для выращивания на участке следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, интересны для наблюдения.

Для детей младшего дошкольного возраста подбирают культуры, у которых семена и луковицы достаточно крупные, чтобы дети могли сажать их сами, например, лук, горох, бобы, редис.

Для детей среднего дошкольного возраста подбирают те же овощные культуры, что и в младшей группе, однако, для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно садить разные сорта лука, салата, редиса.

Для детей старшего дошкольного возраста подбирают разнообразные культуры: зеленые культуры (щавель, укроп, салат, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин,

любисток и т.д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная), плодовые (кабачок, тыква, огурец, томат), корне- и клубнеплодные (морковь, редис, свекла, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль сахарная кукуруза), хлебные злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес).

Плодово-ягодный сад

Для сада следует выбирать участки, защищенные от ветра, использовать возвышенные участки, чтобы избежать избыточного увлажнения почвы. Для посадки необходимо отобрать наиболее неприхотливые плодово-ягодные растения, хорошо развивающиеся в данной местности: плодовые культуры (яблоня, груша, вишня), ягодные культуры

(земляника садовая, смородина (черная, красная, белая), не колючие сорта малины, ежевики).

Теоретические основы отбора содержания знаний о природе                      для детей дошкольного возраста

Одна из основных задач обучения – формирование у подрастающего поколения системы знаний, умений.

Значение систематизации знаний заключается в том, что именно системность знаний обеспечивает их быструю мобилизацию при решении практических и познавательных задач. С процессом формирования системных знаний современная педагогика и

психология связывает и овладение рациональными способами познания, способствует формированию умственных способностей и системности мышления, обеспечивает более быстрое и осознаваемое усвоение новых знаний. Все эти перечисленные преимущества системных знаний заставляют и педагогов дошкольного образования обратиться к вопросам о том, в какой степени возможно решать задачи формирования системы знаний у детей дошкольного возраста.

Во многих работах педагогов и психологов (Давыдов, Подъяков, Люблинская и др.) говорится о том, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать хотя и небольшие, но элементарные системы знаний.

Обратимся к понятиям «систематизация» и «система знаний».

Систематизация – это  объединение предмета или знаний о них путем установления существенных связей; установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.

Систематизация знаний о предметах и явлениях действительности возможна в силу существования связей между предметами и явлениями в самой действительности. Это отображение объективной зависимости, связывающей в одно целое, как предметы различных областей действительности, так и мир в целом.

Исходя из определения сущности систематизации как логической, умственные операции можно определить признаки системности знаний. Знания могут быть определены как система, если они включают: знания о самих предметах, объектах или явлениях действительности (их структуре, свойствах, качествах и т.д.) и знания о существенных связях между ними.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний представлено в форме представлений (образов ранее воспринятых предметов и явлений) и на более высоком - теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности.

Система знаний у человека о тех или других областях действительности не остается неизменной. Она все время углубляется, расширяется в процессе обучения или по мере накопления жизненного опыта. Это обстоятельство учитывал К.Д. Ушинский, выдвигая положения о том, что «…истинная педагогика… дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее материал, тем выше становится система и, наконец, достигает отвлеченности логических и философских положений».

Основными направлениями систематизации знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста являются:

а) Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерным ландшафтом, почвой, влажностью и т.д. (лес, луг, водоем, поле, сад, огород и т.д.). Растения и животные в этих совокупностях объединены сложными зависимостями, в основе которых лежит приспособление к использованию природных ресурсов. Внешне эти связи имеют достаточно наглядное выражение: пространственная близость - общность занимаемого пространства, определенный подбор растений и животных, ярусное расположение растений и т.д.

б) Обобщение и разделение (классификация) растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой: классификация живого на растения и животных, растений – на травы, кустарники и деревья (с последующим выделением более мелких групп, например, лиственные и хвойные деревья или группировка растений по месту обитания); группировка животных по основным особенностям внешнего вида, среды обитания, приближающаяся к

основным единицам систематики животных (классам). Дети легко определяют особенности таких групп животных, как звери, птицы, рыбы, насекомые, правильно соотносят те или иные виды животных к указанным группам. Внутри больших групп возможно выделение более мелких группировок (например, по способу питания, по способу перезимовки и т.д.).

в) Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы.

Формирование знаний детей о сезонных изменениях природы для детей младшего дошкольного возраста - от выделения наиболее ярких единичных признаков сезона к выделению основных характерных признаков сезона.

С детьми среднего возраста и формированию знаний о последовательности сезонных изменений, их закономерной повторяемости и связях между явлениями природы.

У детей старшего дошкольного возраста основные знания о сезонах включают: неживая природа, состояние растений, изменения в жизни животных, в труде взрослых, в быту и деятельности детей.

Обобщение и систематизация накопленных знаний проходит ряд этапов:

На первом этапе задачи систематизации знаний включаются в ход обобщающих наблюдений на прогулке, экскурсии, занятиях. Систематизация в этом случаи опирается на непосредственное восприятие природных объектов или явлений, что дает возможность оживать уже имеющийся опыт детей.

На втором этапе систематизации проводится обобщающая беседа о том или другом сезоне с использованием календарей природы, гербариев, поделок. Обобщение в этом случае идет на словесно-логическом уровне, но с некоторой опорой на наглядный материал. В ходе такой беседы используются приемы сравнения: явления данного сезона сравниваются с явлениями предыдущего сезона.

Третий этап – сравнение всех четырех времен года. Как и на предыдущем этапе, систематизация знаний строится на основе установления временных и причинно-следственных связях между состояниями неживой природы и состоянием растений, изменения образа жизни животных, трудом и бытом людей. Поэтому сезоны сравниваются последовательно по: продолжительности дня и ночи, характеру температуры, типичным осадкам; состоянию покрова земли; по наиболее важным и ярким фазам развития растений или их состоянию (по сезонам); по типичным изменениям в жизни животных (насекомых, земноводных птиц, птиц, зверей); труду взрослых в природе; сезонные изменения в жизни детей (в том содержании, которое зависит от сезона, - одежда, игры и развлечения).

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 431.