(условие работоспособности на изгиб для прямозубых колёс).
С достаточной степенью точности можно считать, что KFb = KHb, а KFV = KHV.
YF (коэффициент формы зуба) находим в зависимости от числа зубьев рассчитываемого колеса z и коэффициента смещения режущего инструмента x (x1 = x2 = 0)
YF1 = 4,07; YF2 = 3,61.
На изгибную выносливость проверяются зубья того колеса, для которого отношение минимально.
Следовательно, на изгибную прочность проверяем зубья колеса.
sF2 = 26 МПа.
sF2 = 26 МПа < [sF]1 = 260 МПа.
Проверяем передачу на прочность зубьев при пиковых (кратковременных) перегрузках.
.
sH =370 МПа, , =1540 МПа
sH max = 550 МПа < [sH]max = 1540 МПа.
Следовательно, контактная пластическая деформация зубьев (бринеллирование) будет отсутствовать.
sF max = 816 < [sF]max = 900 МПа.
Следовательно, объёмная пластическая деформация будет отсутствовать.
Геометрические характеристики зацепления
Определяются только те геометрические характеристики, которые необходимы при вычерчивании зубчатого зацепления передачи и рабочих чертежей зубчатых колёс.
Расчёт геометрических размеров передачи внешнего зацепления производится по ГОСТ 16532-70.
Некоторые размеры и параметры передачи уже определены.
mn = 4 мм; aw = 160 мм; b1 = 60 мм; b2 = 55 мм; d1 = 72 мм; d2 = 252 мм; u = 3,5.
Диаметры окружностей выступов
da1 = d1+2·(h +x1)· mn; da2 = d2+2·(h +x2)· mn.
h = 1 (коэффициент высоты головки зуба исходного контура).
x1 = x2 = 0 (коэффициенты смещения режущего инструмента).
da1 = 72+2·(1+0)·2 = 76 мм;
da1 = 252+2·(1+0)·2 = 256 мм.
Диаметры окружностей впадин зубьев
df1 = d1-2·(h +c*-x1)· mn; df2 = d2-2·(h +c*-x2)· mn.
c* = 0,25 (коэффициент радиального зазора исходного контура).
df1 = 72-2·(1+0,25-0)·2 = 67 мм;
df2 = 252-2·(1+0,25-0)·2 = 247 мм.
Ориентировочная оценка КПД редуктора
Для одноступенчатого редуктора hред = hпер = 1-yз-(yn+yr).
yз = 2,3·f· (коэффициент, учитывающий потери в зацеплении; по данной зависимости определяется при x1 = x2 = 0).
f = (0,06…0,1) (коэффициент трения в зубчатом зацеплении).
Принимаем f = 0,07.
yз = 2,3·0,07· = 0,0115.
yn – коэффициент, учитывающий потери в подшипниках.
yr – коэффициент, учитывающий потери на разбрызгивание и перемещение масла (гидравлические потери).
(yn+yr) = 0,15…0,03.
Так как передача имеет невысокую окружную скорость (V = 2,8 м/с), принимаем (yn+yr) = 0,03. hред = 1-0,01-0,03 = 0,96.
Теоретическое определение потерь крайне затруднено, поэтому на практике КПД редукторов определяют на натуральных объектах, пользуясь специальными испытательными установками.
Определение усилий, действующих в зацеплении
Окружная сила Ft = 1300 Н.
Осевая сила Fa = Ft·tgb = 0, так как b = 0°.
Радиальная сила Fr = 473 Н.
Расчёт ремённой передачи
1. Размер сечения выбираем по рекомендации [1, с. 152] в зависимости от Tэд и nэд.
Tэд = 26,7 Н·м.
Принимаем клиновой ремень нормального сечения типа А.
2. Назначаем расчётный диаметр малого шкива dр1 min. По рекомендации [1, с. 151] для ремня сечения А имеем dр1 min = 90 мм.
Следует применять шкивы с большим, чем dр min диаметром. По ГОСТ 20889-75 – ГОСТ 20897-75 принимаем
dр1 = 100 мм.
3. Определяем расчётный диаметр большего шкива
dр2 = (1-e)·dр1·uрем.
e = 0,02 (коэффициент скольжения).
dр2 = (1-0,02)·100·2 = 196 мм.
Полученный диаметр округляем до стандартного ближайшего значения по ГОСТ 20897-75
dр2 = 200 мм.
Уточняем передаточное число
uрем = 2,04.
4. Определяем межосевое расстояние.
Минимальное межосевое расстояние
amin = 0,55·(dр1+dр2)+h.
h = 8 мм (высота профиля ремня для сечения А).
amin = 0,55·(100+200)+8 = 173 мм.
amax =2·(100+200) = 600 мм.
Для увеличения долговечности ремней принимают a > amin. Причём a назначается в зависимости от передаточного числа uрем и расчётного диаметра dр2. По рекомендации [1, с. 153] при uрем = 2 имеем 1,2.
a = 1,2·dр2 = 1,2·200 = 240 мм. Учитывая компоновку привода, принимаем окончательное межосевое расстояние a = 430 мм.
5. Определим длину ремня
.
V1 – скорость ремня, равная окружной скорости малого шкива.
V1 = 7,5 м/с.
Lmin = (375…250) мм.
L = 2·200+0,5·3,14·(100+200)+ = 884 мм.
L > Lmin, следовательно ремень будет иметь достаточную долговечность.
Полученную длину L округляют до стандартного ближайшего значения по ГОСТ 1284.3-80.
Принимаем L = 900 мм, что находится в рекомендуемом стандартном диапазоне для ремня типа А.Учитывая изменение межосевого расстояния (a=430 мм), полученное при компоновке общего вида привода к горизонтальному валу, получим окончательную длину ремня L = 1250 мм.
6. Уточняем межосевое расстояние передачи
a = 0,25·[L-D1+ ], где
D1 = 0,5·p·(dр1+dh2) = 0,5·3,14·(100+200) = 471 мм,
D2 = 0,25·(dр1-dр2)2 = 0,25·(200-100)2 = 2500 мм2.
a = 0,25·[1250-471+ ] = 390 мм.
Округляем полученное значение до ближайшего из стандартного ряда чисел a = 430 мм.
Принимаем угол обхвата на малом шкиве
.
a1 = 152° > [a1] = 120°.
Следовательно, угол обхвата на малом шкиве имеет достаточную величину.
7. Допускаемая мощность, которую передаёт ремень в заданных условиях эксплуатации
[P] = (P0·Ca·CL+10-4·DTи·n1) ·Cр.
Определим P0 – номинальную мощность, которую передаёт ремень в определённых условиях (a1 = 180°, u = 1, V = 10 м/с, длина ремня L0, спокойная нагрузка)
P0 = 1,3.
Значения коэффициентов Ca, CL, DTи, Cр, Cz
Ca = 0,95 (коэффициент, учитывающий влияние на тяговую способность угла обхвата).
CL = 0,95 (коэффициент, учитывающий реальную длину ремня).
DTи = 1,1 (поправка к моменту на быстроходном валу).
Cр = 0,95 (коэффициент, учитывающий режим работы передачи, в данном случаи для односменной работы).
[P] = (1,3·0,95·0,95+10-4·1,1·1430) ·0,95 = 1,19 кВт.
8. Необходимое количество ремней с учётом неравномерности нагрузки на ремни
.
Cz = 0,9 (коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между одновременно работающими ремнями).
z = 3,7.
Принимаем z = 4, что меньше zmax = 6. Следовательно, передача будет иметь допустимое число ремней.
9. Сила предварительного натяжения одного ремня
.
qm = 0,105 кг/м (масса одного метра длины ремня).
F0 = 121 Н.
10. Нагрузка на валы передачи
Fрем = 940 Н.
Угол между силой и линией центров передачи
Q = 10°.
Если Q 20°, то с достаточной степенью точности можно принимать, что Fрем направлена по линии центров передачи.
11. Проверяем частоту пробегов ремней на шкивах
nn = [nn] = 10 с-1.
nn = =8,3 с-1 < [nn].
12. Размеры шкивов клиноремённых передач регламентированы ГОСТ 20889-80 – ГОСТ20897-80, размеры профиля канавок регламентированы ГОСТ 20898-80.
Расчёт муфт
Для соединения отдельных узлов и механизмов в единую кинематическую цепь используются муфты, различные типы которых могут также обеспечить компенсацию смещений соединяемых валов (осевых, радиальных, угловых и комбинированных), улучшение динамических характеристик привода, ограничение передаваемого момента и прочее.
Наиболее распространённые муфты стандартизированы или нормализованы. Выбор муфт проводится в зависимости от диаметра вала и передаваемого крутящего момента.
1. Определяем расчётный момент муфты
Tрм = k·Tм, где Tм – номинальный момент на муфте (Tм = T2 = 163,6 Н·м), k – коэффициент режима работы.
Принимаем, что поломка муфты приводит к аварии машины без человеческих жертв.
k = k1·k2.
k1 = 1,2 (коэффициент безопасности; поломка муфты вызывает аварию машины).
k2 = 1,3 (коэффициент, учитывающий характер нагрузки; нагрузка с умеренными толчками).
k = 1,2·1,3 = 1,56.
Tрм = 1,56·163,6 = 255,2 Н·м.
2. Муфта выбирается по каталогу таким образом, чтобы выполнялось условие Tрм Tтабл.
Из упругих компенсирующих муфт наибольшее применение имеют следующие: муфта упругая втулочно-пальцевая типа МУВП по ГОСТ 21424-75 и муфта с резиновой звёздочкой по ГОСТ 14084-76.
По рекомендации [5, с. 303, с. 304] принимаем муфту упругую втулочно-пальцевую МУВП-40 по ГОСТ 21424-75, так как она обладает большими компенсирующими возможностями и принятая муфта имеет меньшие габариты (тип 2 – на короткие концы валов).
Tрм Tтабл = 400 Н·м.
3. Определяем силу Frм действующую со стороны муфты на вал, вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов.
Frм = (0,2…0,3)·Ftм, где Ftм – окружная сила на муфте, Ftм = .
Для МУВП dр = D1 – диаметр окружности, на которой расположены центры пальцев.
dр = D1 = 242 мм.
Окружная сила на муфте
Ftм = = 1350 Н.
Следовательно, нагрузка от муфты на вал
Frм = (0,2…0,3)·1350 = (270…405) Н.
Принимаем Frм = 338 Н.
4. Проверяем возможность посадки муфты на вал редуктора. Определяем расчётный диаметр вала в месте посадки муфты
В данном случае Mгор = 0; Mверт = 0,5·Frм·f2.
f2 = 10+110 = 120 мм. (расстояние от стенки редуктора до муфты или длина полумуфты).
Mверт = 0,5·338·0,12 = 20,28 Н·м.
Суммарный изгибающий момент
M = 20,28 Н·м.
Эквивалентный момент
Mэкв = 165 Н·м.
Допускаемые напряжения [s] = 55…65 МПа, принимаем [s] = 55 МПа.
Расчётный диаметр вала в месте посадки муфты
dрм = 31,1 мм.
С учётом ослабления вала шпоночной канавкой имеем
dрм = 1,1·dрм = 1,1·31,1 = 34 мм.
Окончательно принимаем dрм =35 мм.
Таким образом, муфта проходит по посадочному диаметру вала и в дальнейших расчётах диаметр вала под муфту принимается dм = 35 мм.
Расчет валов
Исходные данные: крутящий момент на быстроходном (входном) валу редуктора T 1 = 48,19 Н∙м; крутящий момент на тихоходном (выходном) валу редуктора T 2 = 164 Н∙м; окружная сила в зубчатом зацеплении Ft 1 = Ft 2 = 1300 Н; радиальная сила в зубчатом зацеплении Fr 1 = Fr 2 = 473 Н; ширина шестерни b 1 = 60 мм; ширина колеса b 2 = 55 мм; делительный диаметр шестерни d 1 = 72 мм; делительный диаметр колеса d 2 = 252 мм; сила, действующая на вал, от натяжения ремней F рем = 940 Н; дополнительная сила, действующая со стороны муфты, на вал Fr м = 1350 Н.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.