Концепция конкурентного маркетинга предполагает, что достижение компанией своих стратегических целей зависит от более полного удовлетворения (по сравнению с компаниями-конкурентами) запросов потребителей. Компания сохраняет твердую жизнеспособную позицию в условиях изменяющихся ценностей и ориентиров потребителей, ускорения процессов глобализации рынков, обострения экономических, политических и социальных взаимодействий. В конкурентных условиях смогут преуспеть только те компании, которые стратегически ориентированы на изменяющиеся рынки и используют повседневно все инструменты маркетинга для предоставления клиентам высшей потребительской ценности.
Сегодня успешная деятельность компании определяется тем, в какой степени ей удается адаптироваться к стремительно изменяющейся внешней среде. Конкурентная маркетинговая стратегия выражает всеобщий план компании по использованию ресурсов для создания конкурентного преимущества на избранных рынках. Потенциал некоторых рынков уменьшается и компания вынуждена оставить их. Другие, напротив, предлагают большие возможности и требуют увеличения инвестиций, инноваторских стратегий и новых технологий. По привлекательности рынков наряду с новыми быстрорастущими рынками (производство программных продуктов, мобильные телекоммуникации и др.) сохраняют свой рейтинг и многие из старых отраслей с высокой трудо- и материалоемкостью (металлургическое производство, химическая промышленность, текстильная промышленность, нефтепереработка и др.)
Концепция отображает миссию и стратегические ориентиры, обеспечивающие жизнеспособную позицию в конкурентной среде. Четыре блока концепции характеризуют основные ее составляющие: эволюционную динамику конкуренции, конкурентный потенциал предприятия, выбор конкурентной и портфельной стратегии, инвестиционные приоритеты.
Центральной проблемой современного бизнеса является определение направлений развития быстро изменяющихся рынков и адаптация к ним. Сюда относятся глобализация, появление новых конкурентов, повышение ожиданий покупателей, воздействие информационных технологий. Именно маркетинговые навыки в сочетании с производственными являются ключом к успеху, к созданию конкурентных преимуществ. Маркетинг является основным источником увеличения стоимости капитала компании.
Возможности компании по генерированию денежных потоков определяются ее способностями к созданию конкурентных преимуществ, что позволяет привлечь и удержать покупателей, готовых платить запрашиваемую цену. Не используя своевременно потенциал маркетинга, компании опаздывают с идентификацией новых рыночных возможностей и угроз, утрачивают возможность во время предпринять адекватные действия. Концептуальная основа конкурентного маркетинга должна занять активную жизненную позицию.
Компания не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые определяют то, к чему она стремится в своей деятельности. Ключевой задачей конкурентного маркетинга на предприятии является установление его миссии. В углубленном понимании роль миссии состоит в том, что она устанавливает равнодействующую целевых ориентиров и интересов всех внутренних и внешних составляющих элементов. Миссия придает целенаправленность и осмысленность действиям.
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые компания намеревается осуществить, и то, какого типа компанией она намеревается быть. Философия компании редко меняется. Предназначение же может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в компании и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия — это утверждение относительно того, для чего существует компания, а также раскрывающее смысл ее существования, в котором проявляется отличие данной компании от ей подобных. Правильно определенная миссия обязательно несет в себе уникальные черты компании.
Предназначение компании определяется следующими группами людей, чьи интересы оказывают влияние на ее деятельность:
• собственники компании, создающие ее и приводящие в действие, а также развивающие компанию с целью решения своих жизненных проблем;
• сотрудники компании, которые своим трудом непосредственно обеспечивают ее деятельность, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов, а также получающие от компании за свой труд компенсацию и решающие также с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
• покупатели продукта компании, отдающие ей свои ресурсы в обмен на продукт и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
• деловые партнеры компании, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие компании коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих услуг или же аналогичные услуги со стороны компании;
• местное сообщество, находящееся с компанией во взаимодействии и во многом формирующее социальную и экологическую среду обитания компании;
• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с компанией в политической, правовой, экономической и других сферах деятельности, получающее от компании часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития.
Миссия компании должна в большей или меньшей степени отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от размера компании, вида бизнеса, расположения и т. п. Наиболее устойчивое и сильное влияние на миссию компании оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия компании в своей формулировке должна сочетать интересы указанных групп.
Миссия компании вырабатывается с учетом следующих факторов:
• история компании, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались портфель и стиль деятельности, место на рынке;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние макросреды компании;
• ресурсы, которыми располагает компания для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми располагает компания.
Для того, чтобы отразить отличительные особенности компании миссия должна также содержать следующие факторы:
• целевые ориентиры компании, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность компании, и то, к чему она стремится в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности компании, отражающая то, какой продукт она предлагает покупателям, и то, на каком рынке компания осуществляет реализацию своего продукта;
• философия компании, проявляющаяся в ценностях, принятых в ней;
• возможности и способы осуществления деятельности компании, отражающие сильные и слабые стороны, возможности для выживания в долгосрочной перспективе, технологию работы, имеющиеся ноу-хау и передовая техника.
Формулировка миссии компании преследует следующие цели. Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о компании, ее стремлениях, средствах и философии деятельности. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа компании. Во-вторых, миссия способствует единению компании и созданию корпоративного духа, что проявляется следующим образом:
• миссия делает прозрачными для компании общую цель и ее предназначение. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;
• миссия способствует более легкой идентификации сотрудников с компанией. Для сотрудников компании она выступает отправной точкой в их деятельности;
• миссия способствует установлению благоприятного климата в компании, так как через нее доводятся философия компании, ценности и принципы, лежащие в основе осуществления деятельности.
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления компанией за счет следующих факторов:
• миссия является базой для установления целей компании, обеспечивает непротиворечивость набора целей, помогает в выработке стратегии компании, устанавливая направленность вектора целей и допустимые границы функционирования компании;
• миссия дает общий подход к распределению ресурсов компании и создает базу для оценки их использования;
• миссия расширяет для сотрудников смысл и содержание их деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивации.
Миссия задает основные направления развития компании, отношение к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Миссия должна исключать возможность неоднозначного толкования ее положений, а также оставлять простор для творческого и гибкого развития и экономического роста компании.
Основные блоки концепции конкурентного маркетинга предприятия отражают следующие направления:
эволюционная динамика конкуренции: жизнеспособная стратегическая позиция; синтетическая парадигма эволюции; архитектура и стратегии эволюционного моделирования; динамическая адаптация стратегии конкуренции;
конкурентный потенциал предприятия: концепция потенциала в конкурентном маркетинге; маркетинговый потенциал предприятия; конкурентные преимущества; коммуникационно-распределительный потенциал;
выбор конкурентной и портфельной стратегий', оценка критической массы и выбор конкурентной позиции; гибкий конкурентоспособный портфель; ассоциационные правила в выборе торговых стратегий; инструменты создания потребительской ценности;
инвестиционные приоритеты: программные инвестиционные решения; формализация приоритетов в конкурентном маркетинге; инвестиционный портфель; интеллектуализация процессов.
Возрастание динамизма экономических изменений, усиление конкуренции, увеличение угроз и производственных возможностей, глобализация и интернационализация экономических процессов и ряд других факторов обусловили переход многих предприятий к стратегии конкурентного маркетинга. Динамика изменений опирается на прошлый опыт, эволюцию процессов в системе. Идеи ортодоксальной макроэкономической теории затушевывают существенные характеристики экономических изменений. С эволюционных позиций трактуется стратегия конкурентного маркетинга и его составляющих звеньев: конкурентный потенциал Предприятия, конкурентная и портфельные стратегии.
Стратегия конкурентного маркетинга, эффективные инвестиции и экономический рост компании тесно взаимосвязаны. Инвестиции в конкурентном маркетинге порождают рост производственного потенциала и возможностей удовлетворения потребителя. Концепция повышения потребительской ценности становится основой конструирования маркетинговых решений на всех этапах жизненного цикла товаров и услуг.
Конкурентный маркетинг является фундаментом достижения на рынке желаемой потребительской ценности и потребительских предпочтений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.