Концепция Томпсона — Стрикленда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд сформулировали концепцию стратегического менеджмента в виде пяти взаимосвязанных между собой ключевых задач.

1. Определение сферы деятельности организации и формулирование стратегических установок (долгосрочные перспективы развития).

2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения.

3. Формулирование стратегии для достижения намеченных целей, результатов деятельности и желаемых показателей.

4. Реализация стратегического плана.   

5. Оценка результатов деятельности, внесение корректив. Первая задача — определить, "что компания собирается делать и чем она хочет стать, что в общем смысле является предназначением (миссией) компании", что сопровождается разработкой концепции долгосрочного развития бизнес-организации. Тем самым определяется сфера деятельности бизнес-организации и перспективы ее будущего на достаточно продолжительный промежуток времени. Причем продолжительность периода, который охватывает концепция, может быть различным в зависимости от характера деятельности бизнес-организации. Он может иметь продолжительность три—пять лет и более. В некоторых случаях, как, скажем, при стратегическом управлении бизнесе П-технологий или в банковском секторе при быстро и значительно изменяющихся ситуациях, эти сроки могут быть значительно короче; по их истечении концепция может потребовать изменения, прежде всего в части значений конкретных показателей, которых предполагалось достичь.

В то же время следует отметить, что миссия и основанная на пей концепция представляют собой наиболее долговременные управленческие конструкции в бизнес-организации, консервативные составляющие ее управленческого проекта, менее всего подверженные изменениям.

Согласно А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду цель — это управленческая конструкция, позволяющая осуществить переход от миссии бизнес-организации к конкретным планам работ, в которых миссия бизнес-организации будет реализована. Исходя из стратегических целей организации, происходит их детализация и привязка к конкретным участкам производства, где указанная цель будет реализовываться. Па основании конкретизированных целей ставятся задачи перед исполнителями. Задание должно быть четким и понятным исполнителю. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными, но приоритет должен отдаваться долгосрочным целям. Именно так сформулирован один из принципов эффективного управления "Тойоты", приведенный выше.

Если цели, по мнению А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, — результаты деятельности бизнес-организации, то стратегия показывает, как эти цели могут быть достигнуты: "Стратегия компании состоит из действий и подходов управленческого персонала к достижению заданных показателей деятельности".

Поскольку цели разбиты ими на две группы: финансовые и стратегические, — то стратегия рассматривается как инструмент управленца, позволяющий за счет достижения стратегических целей, обеспечивающих конкурентоспособность продукции или услуг, добиться достижения финансовых целей.

Так как стратегическое управление осуществляется в условиях существенных изменений условий функционирования организации, эти ученые полагают, что стратегия бизнес-организации состоит из двух частей: целенаправленных действий и реакции "на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу". Поэтому разработка стратегии предусматривает разработку стратегического плана и его корректировку, адекватную наступившим изменениям. По их мнению, хороший разработчик стратегии больше ориентирован на изменения внешней среды, чем на изучение внутренних проблем организации. Стратегии, не учитывающие изменения конкурентной ситуации, обречены на провал. В то же время необходима точная оценка произошедших изменений и тенденций их развития, поскольку их поверхностное понимание не менее опасно.

Корректировка стратегии может быть вызвана как необходимостью привести стратегию в соответствие произошедшим или прогнозируемым изменениям, так и возможностью повышения ее эффективности.

Реализация стратегии — наиболее сложная и трудоемкая составляющая стратегического менеджмента. В ее состав входят:

• создание организационного обеспечения для выполнения стратегических планов;

• управление бюджетом с целью рационального размещения средств;

• определение политики бизнес-организации, способной обеспечить реализацию стратегии;

• обеспечение внутреннего руководства реализацией стратегии и контроля за реализацией стратегического плана;

• организация работы и мотивацию персонала и т.д.

Для реализации стратегии в условиях постоянных изменений необходимы разработка и использование инструментария оценки изменений и выработки адекватных происходящим изменениям мер с последующей корректировкой стратегических решений, принятых организацией.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3. Выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения.

Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей.

Цель разработки стратегии - определение основных приоритетных направлений и пропорций развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей компании и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы 1 Маркетинговая стратегия может быть: Краткосрочной - разрабатывается на срок не более года и предполагает разработку «бизнес-планов» и сопряженных с ними бюджетов; Среднесрочной - разрабатывается на срок не более 2-5 лет; Долгосрочной - разрабатывается на 5-7 лет.

В условиях нестабильности экономической системы, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров на фоне вероятностного характера рыночной среды проблема моделирования антикризисной политики предприятия является актуальной. Антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной политики предприятия и заключается в разработке системы методов диагностики платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, в реализации механизмов оздоровления предприятия.

Концепция антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния и оценка бизнеса предприятия.

2. Разработка маркетинговой стратегии.

3. Применение инновационной стратегии.

4. Управление персоналом.

5. Финансовый менеджмент.

6. Антикризисное бизнес-планирование.

7. Организация процедуры банкротства предприятия.

Концепция антикризисного управления включает в себя прежде всего стратегические и тактические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответствующей стратегии. На каждом этапе ЖЦТ существуют свои проблемы в освоении рынка, поэтому соответствующими стратегиями можно учитывать специфику отдельных фаз ЖЦТ. Следует отметить, что могут быть различные конфигурации жизненных циклов в зависимости от типов товаров. Концепция ЖЦТ заставляет руководителей анализировать деятельность предприятия с точки зрения настоящего и с позиций его развития в будущем, т.е. ставить их перед необходимостью постоянной работы по планированию и освоению новой продукции.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.