Учебно-научный институт «Экономическая кибернетика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебно-научный институт «Экономическая кибернетика»

 

 

ОДОБРЕНО Учебно-методической комиссией института «Экономическая кибернетика» Протокол № _____«____» _________ 20___г. УТВЕРЖДЕНО: на заседании кафедры ___________________________________ Протокол № _____«____» _________ 20___г.
Председатель УМК _________________   _________________         (подпись)                      (Ф.И.О.) Зав. кафедрой _________________   _________________         (подпись)                      (Ф.И.О.)

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И МАРКЕТИНГЕ»

для студентов направлений подготовки

Бизнес-информатика

Экономика (профиль: математические методы в экономике)

Инноватика

 

Квалификация (степень)

Академический бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Разработчики:

______________ проф. Овечко Г.С.

    (подпись)                   

Донецк, 2017



ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Концепции стратегического управления разрабатывались многими исследователями в области стратегического менеджмента практически с момента возникновения пауки управления в начале XX в. В работах российского ученого Н. К. Кондратьева развивалась концепция индикативного планирования, предполагающая плановое развитие экономики. Концепция стратегического управления, базирующаяся на использовании законов экономики, развивалась в странах Европы и США, в частности

Й. Шумпетером. В его работах особое значение придавалось активизации капитана и развитию инноватики для преодоления кризисных явлений в экономике.

Созданию современных концепций стратегического управления предшествовали концепции долгосрочного технико-экономического планирования и экономического программирования. В первом случае план считался обязательным условием функционирования бизнес-организации, во втором случае разрабатываемые прогнозы и планы носили рекомендательный характер. Уже в них мы встречаем прообразы "жестких" и "мягких" моделей управления.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в работах американских исследователей И. Ансоффа и А. Чандлера была сформулирована концепция стилей организационного поведения. В частности, было отмечено определяющее влияние стратегии на формирование организационной структуры и выделены приростной (от достигнутого) и предпринимательский (стремление к изменениям исходя из открывающихся возможностей и возникающих угроз) стили организационного поведения.

В ходе развития концепций стратегического управления большее внимание уделяется оценке положения, которое организация займет в будущем в результате реализации стратегии, стратегичности и системности принимаемых управленческих решений, их гибкости и соответствию управленческой ситуации. Остановимся на трех наиболее характерных концепциях стратегического управления.

ТЕМА 4. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Характеристика экономики, как объекта моделирования.

Социально-экономические системы не относятся к классу кибернетических, то есть управляемых, систем. Под социально-экономической системой имеют в виду сложную вероятностную динамическую систему, которая охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ.

Экономика состоит из элементов – хозяйственных единиц. Подсистема экономики – природа и общество, две ее главных системы – производственная и финансовая. Экономика считается сложной, но стабильной динамической системой.

Основными методами, которые используются в моделировании экономики – методы системного анализа. В силу детерминированности социально-экономических процессов – синергетический метод здесь неприменим.

Метод логарифмирования

Кроме этого метода, в анализе находит применение также метод (способ) логарифмирования. Он используется при проведении факторного анализа, когда решаются мультипликативные модели. Сущность рассматриваемого метода заключается в том, что при его использовании имеет место логарифмически пропорциональное распределение величины совместного действия факторов между последними, то есть эта величина распределяется между факторами пропорционально доле влияния каждого отдельного фактора на сумму обобщающего показателя. При интегральном же методе упомянутая величина распределяется между факторами в одинаковой мере. Поэтому метод логарифмирования делает расчеты влияния факторов более обоснованными по сравнению с интегральным методом.

В процессе логарифмирования находят применение не абсолютные величины прироста экономических показателей, как это имеет место при интегральном методе, а относительные, то есть индексы изменения этих показателей. К примеру, обобщающий экономический показатель определяется в виде произведения трех факторов — сомножителей f = x y z.

Найдем влияние каждого из этих факторов на обобщающий экономический показатель. Так, влияние первого фактора может быть определено по следующей формуле:

Δfx = Δf · lg(x1 / x0) / lg(f1 / f0)

Каким же было влияние следующего фактора? Для нахождения его влияния воспользуемся следующей формулой:

Δfy = Δf · lg(y1 / y0) / lg(f1 / f0)

Наконец, для того, чтобы исчислить влияние третьего фактора, применим формулу:

Δfz = Δf ·lg(z1 / z0)/ lg(f1 / f0)

Таким образом, общая сумма изменения обобщающего показателя расчленяется между отдельными факторами в соответствии с пропорциями отношений логарифмов отдельных факторных индексов к логарифму обобщающего показателя.

При применении рассматриваемого метода могут быть использованы любые виды логарифмов — как натуральные, так и десятичные.

Способ долевого участия

В условиях решения аддитивных, а также кратно-аддитивных моделей для исчисления влияния отдельных факторов на изменение обобщающего показателя используется также способ долевого участия. Его сущность состоит в том, что вначале определяется доля каждого фактора в общей сумме их изменений. Затем эта доля умножается на общую величину изменения обобщающего показателя.

Предположим, что мы определяем влияние трех факторов — а,b и с на обобщающий показатель y. Тогда для фактора, а определение его доли и умножение ее на общую величину изменения обобщающего показателя можно осуществить по следующей формуле:

Δya = Δa/Δa + Δb + Δc*Δy

Для фактора в рассматриваемая формула будет иметь следующий вид:

Δyb =Δb/Δa + Δb +Δc*Δy

Наконец, для фактора с имеем:

Δyc =Δc/Δa +Δb +Δc*Δy

Такова сущность способа долевого участия, используемого для целей факторного анализа.

Теория игр

Находит применение также теория игр. Так же, как и теория массового обслуживания, теория игр представляет собой один из разделов прикладной математики. Теория игр изучает оптимальные варианты решений, возможные в ситуациях игрового характера. Сюда относятся такие ситуации, которые связаны с выбором оптимальных управленческих решений, с выбором наиболее целесообразных вариантов взаимоотношений с другими организациями, и т.п.

Для решения подобных задач в теории игр используются алгебраические методы, которые базируются на системе линейных уравнений и неравенств, итерационные методы, а также методы сведения данной задачи к определенной системе дифференциальных уравнений.

Одним из экономико-математических методов, применяемых в анализе хозяйственной деятельности организаций, является так называемый анализ чувствительности. Данный метод зачастую применяется в процессе анализа инвестиционных проектов, а также в целях прогнозирования суммы прибыли, остающейся в распоряжении данной организации.

В целях оптимального планирования и прогнозирования деятельности организации необходимо заранее предусматривать те изменения, которые в будущем могут произойти с анализируемыми экономическими показателями.

Например, следует заранее прогнозировать изменение величин тех факторов, которые влияют на размер прибыли: уровень покупных цен на приобретаемые материальные ресурсы, уровень продажных цен на продукцию данной организации, изменение спроса покупателей на эту продукцию.

Анализ чувствительности состоит в определении будущего значения обобщающего экономического показателя при условии, что величина одного или нескольких факторов, оказывающих влияние на этот показатель, изменится.

Так, например, устанавливают, на какую величину изменится прибыль в перспективе при условии изменения количества продаваемой продукции на единицу. Этим самым мы анализируем чувствительность чистой прибыли к изменению одного из факторов, влияющих на нее, то есть в данном случае фактора объема продаж. Остальные же факторы, влияющие на величину прибыли, являются при этом неизменными. Можно определить величину прибыли также и при одновременном изменении в будущем влияния нескольких факторов. Таким образом анализ чувствительности дает возможность установить силу реагирования обобщающего экономического показателя на изменение отдельных факторов, оказывающих влияние на этот показатель.

Матричный метод

Наряду с вышеизложенными экономико-математическими методами в анализе хозяйственной деятельности находят применение также матричные методы. Эти методы базируются на линейной и векторно-матричной алгебре.

Метод сетевого планирования

Экстраполяционный анализ

Кроме рассмотренных методов, используется также экстраполяционный анализ. Он включает в себя рассмотрение изменений состояния анализируемой системы и экстраполяцию, то есть продление имеющихся характеристик этой системы на будущие периоды. В процессе осуществления этого вида анализа можно выделить такие основные этапы: первичная обработка и преобразование исходного ряда имеющихся данных; выбор типа эмпирических функций; определение основных параметров этих функций; экстраполяция; установление степени достоверности проведенного анализа.

В экономическом анализе используется также метод главных компонент. Они применяется в целях сравнительного анализа отдельных составных частей, то есть параметров проведенного анализа деятельности организации. Главные компоненты представляют собой важнейшие характеристики линейных комбинаций составных частей, то есть параметров проведенного анализа, которые имеют самые значительные величины дисперсии, а именно, наибольшие абсолютные отклонения от средних величин.

 



Учебно-научный институт «Экономическая кибернетика»

 

 

ОДОБРЕНО Учебно-методической комиссией института «Экономическая кибернетика» Протокол № _____«____» _________ 20___г. УТВЕРЖДЕНО: на заседании кафедры ___________________________________ Протокол № _____«____» _________ 20___г.
Председатель УМК _________________   _________________         (подпись)                      (Ф.И.О.) Зав. кафедрой _________________   _________________         (подпись)                      (Ф.И.О.)

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И МАРКЕТИНГЕ»

для студентов направлений подготовки

Бизнес-информатика

Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.