ТЕМА 1. ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ И ПРЕДПРИЯТИЕМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большинство отечественных предприятий, вследствие экономической, политической и финансовой нестабильности, по причине несовершенства рынков товаров и услуг, систем налогообложения и инвестирования, находится в критическом финансово-хозяйственном положении. Возможны два пути разрешения сложившейся ситуации:

•   выход предприятия из кризиса и его оздоровление путем разработки и реализации соответствующей программы;

•   признание предприятия неплатежеспособным и его ликвидация.

Комплекс мероприятий и инструментов, направленных на решение совокупности проблем по выводу предприятия из кризисного состояния, представляет собой систему антикризисного управления.

Менталитет отечественной экономики сформировал устойчивую парадигму относительно того, что антикризисное управление должно внедряться на предприятии, когда относительно него, чаще всего по инициативе кредиторов, открыто дело о банкротстве, парализована любая финансовая, производственная и хозяйственная деятельность и существует реальная угроза его ликвидации.

В работах специалистов по антикризисному управлению даются в целом близкие дефиниции антикризисного управления, имеющие, тем не менее, свои отличия. Так, в работе Э.А. Уткина антикризисное управление определяется как управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, на обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления.

В соответствии с разработками А.П. Градова антикризисное управление представляется как совокупность последовательности укрупненных мероприятий: анализ состояния макро- и микросреды, выбор соответствующей миссии предприятия; изучение экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего выявления слабых сигналов о приближающемся кризисе; стратегический контроллинг деятельности предприятия и разработка стратегии предотвращения его неплатежеспособности; оперативная оценка и анализ финансового положения предприятия, выявление возможности наступления неплатежеспособности (банкротства); разработка преимущественной политики действий в условиях наступившего кризиса и выхода из него предприятия; постоянный учет риска предпринимательской деятельности и разработка мероприятий по его снижению.

Под антикризисным менеджментом понимается такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, используя собственные ресурсы.

С точки зрения некоторых авторов, под антикризисным управлением понимается совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику.

Одним из ключевых условий эффективности антикризисного управления является оперативность реагирования на поступающие сигналы о возможном кризисе. На основании этого сформулируем следующие принципы антикризисного управления:

•   антикризисное управление базируется на планировании и разработке специальных оздоровительных программ стратегического характера, которые ставят себе целью стабилизацию деятельности и прирост темпов развития предприятия путем использования эффективных управленческих инструментов, внедрения постоянных и последовательных инноваций, оперативного реагирования на существенные изменения внутренней и внешней среды при наименьших финансовых и материальных потерях для предприятия;

•   реализация мониторинга внешней и внутренней среды предприятия, активизация состояния постоянного ожидания сигналов о возможном кризисе и немедленная реакция на эти сигналы с целью раннего определения угрозы и ее предотвращения;

•   любое промедление внедрения соответствующих мероприятий на предприятии, находящемся в условиях кризиса, чревато усугублением кризисной ситуации и ее последствий;

•   реализация какого-либо антикризисного мероприятия должна быть строго целенаправленной и обеспечивать возможность достижения заданного уровня эффективности;

• формирование управленческих решений должно осуществляться на основании оперативной и достоверной исходной информации;

•   система менеджмента должна обеспечивать прогнозирование развития событий с заданным уровнем достоверности;

•   необходимо строгое ранжирование приоритетов решения возникающих проблем в силу ограниченности ресурсов и времени вследствие возникшей кризисной ситуации;

•   реализацией антикризисного управления должны заниматься компетентные специалисты согласно требованиям кризисных условий;

•   конечная ориентация на деятельность в условиях послекризисного развития.

Суть антикризисного менеджмента заключается в оперативном реагировании на проявления кризисообразующих факторов путем своевременной разработки и реализации актуальных антикризисных мероприятий и программ.

Современные концепции антикризисного управления определяют стратегический менеджмент как исключительно эффективный управленческий инструмент в силу целого ряда особенностей:

• ориентация предприятия на перспективу;

• использование новых управленческих инструментов и технологий;

• решение любых управленческих задач и сопоставление их с требованиями стратегии развития;

• эффективность управленческой акции определяется взносом в выполнение стратегической программы;

• стимулирование взносов в практическую реализацию стратегических целей;

• реализация мероприятий по развитию предприятия согласно стратегическому плану.

Обеспечение комплексного взаимодействия и согласия задач отдельных подразделений предприятия с глобальными стратегическими программами предприятия в целом - основная задача стратегического менеджмента.

Авторы утверждают, что стратегической целью антикризисного управления является раннее обнаружение сигналов о приближающихся кризисных явлениях. К тактическим целям относят оценку и прогнозирование кризисных явлений, а также разработку управленческих решений по выводу предприятия из состояния кризиса.

Процесс управления кризисным предприятием характеризуется высоким динамизмом изменяющейся ситуации, что влечет за собой необходимость принятия адекватных ситуации управленческих решений, а соответственно и оперативной обработки больших объемов исходной информации в условиях дефицита времени. В данном случае управляющие воздействия носят как целенаправленный, так и комплексный характер. Это проявляется в том, что, с одной стороны, управленческие решения направлены на нейтрализацию локальных кризисных процессов, а с другой - носят характер общекорпоративной антикризисной программы.

Кризисы на предприятии проявляются с определенной цикличностью. В силу разнородности видов кризисов и причин, которые повлекли их за собой, периоды жизненных циклов развития кризисов и интенсивность их проявления бывают различными. Существуют как затяжные кризисные процессы, характеризуемые длительным жизненным циклом и низкой динамикой роста интенсивности проявления, так и неожиданно возникающие кризисы с коротким периодом развития и высокой степенью интенсивности проявления.

Этапы развития и становления кризиса характеризуются множеством особенностей, которые предопределяют его свойства и отличительные черты. Американские экономисты Винер и Каан выделяют следующие признаки, описывающие кризис:

• кризис - переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;

• кризис образует ситуацию, при которой большое значение имеет оперативность действий;

• кризис угрожает целям и ценностям;

• последствия кризиса носят тяжелый характер для перспектив задействованных в нем участников;

• кризис состоит из событий, которые создают новые условия для достижения успеха;

• кризис вносит неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для его преодоления;

• кризис снижает контроль над событиями и их влиянием;

• кризис снижает время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников;

• в условиях кризиса имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточная;

• кризис вызывает нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени; кризис изменяет отношения между участниками;

• кризис повышает напряжение ситуации.

Антикризисное управление должно обеспечивать стратегическую ориентацию. Долгосрочная стратегия развития предприятия должна подвергаться определенным коррективам в соответствии с условиями среды и особенностями функционирования в ней предприятия. В противном случае на предприятии может возникнуть кризис - как следствие критического несоответствия способа функционирования предприятия и внешних условий.

Предложена модель, описывающая развитие предприятий через последовательность кризисных точек (представлена на рис. 1.1).

В условиях организационного кризиса подобное предприятие может осуществить революционные внутренние изменения, выводящие его на совершенно новый уровень развития. Л. Гейнер выделяет следующее стадии организационного развития, отделяемых одна от другой от друга моментами организационных кризисов:

1.Стадия развития, основанная на творчестве. Это стадия от момента зарождения предприятия до его первого организационного кризиса - кризиса лидерства. Характеристики: предприятие появляется и развивается благодаря своим учредителям; основное внимание направлено на разработку продукта и его маркетинг; организационная структура не формализована; рост предприятия не соответствует уровню знаний и умений, которыми обладают лидеры.

2.Стадия развития, основанная на руководстве. Характеристики: организационный рост после устранения кризиса руководства; четко спланированная организация работ и профессиональный менеджмент; бюрократическая структура управления и жесткая централизация власти ограничивают творчество среднего звена; система управления становится источником противоречия.

Рис.1.1 Процесс развития предприятия через последовательность кризисов

 

3.Стадия развития, основанная на делегировании. Характеристики: структурная перестройка системы управления и децентрализация функций; делегирование полномочий принятия решений; увеличивается потенциал развития предприятия; менеджеры высшего звена начинают терять контроль над предприятием в целом.

4.Стадия развития, основанная на координации. Характеристики: изменение системы координации функционирования подразделений; выделение стратегических подразделений, обладающих высокой степенью самостоятельности; возникновение препятствий между функциональными подразделениями и координирующим центром.

5.Стадия развития, основанная на сотрудничестве. Характеристики: преодоление кризиса границ; объединение коллектива предприятия в команду единомышленников; установление общих интересов и ценностей; зарождение нового импульса к развитию; угроза кризиса психологической усталости, когда коллектив не может работать как единая команда. Данная стадия указывает на логическую завершенность цикла развития предприятия. Далее может следовать реструктуризация и реорганизация предприятия, что в конечном счете возвращает предприятие к первой стадии развития, основанного на творчестве.

С точки зрения содержания мероприятий антикризисное управление подразделяется на несколько видов (табл.1.1).

 

 

Таблица 1.1

Виды антикризисного менеджмента

Вид антикризисного менеджмента Описание
Реактивный Характеризуется четким и конкретным целеполаганием, планированием и внедрением, которые основаны на небольшом количестве мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного, состояния
Превентивный (предупреждающий) или антиципативный (опережающий) Имеет дело с общими целями, сформулированными на более высоком уровне планирования, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Выступает в качестве инструмента реализации долгосрочных задач менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия

 

В соответствии с видами антикризисного менеджмента определены и формы преодоления кризиса (рис.1.2).

Рис. 1.2 Формы преодоления кризиса

 

Процесс вывода предприятия из кризиса должен осуществляться в соответствии с определенной программой, состоящей из последовательности согласованных этапов, обеспечивающих целенаправленное движение предприятия от состояния стагнации к конкурентоспособному уровню.

В условиях массовой стагнации отечественных предприятий, с учетом особенностей их развития, а также в зависимости от состояния объекта управления выделим следующие виды антикризисного управления: упреждающее, кризисное, посткризисное.

В соответствии с различными видами антикризисного управления предполагается реализация различных по своему функциональному назначению и содержанию этапов упреждающего, кризисного и посткризисного управления.

Согласно вышеизложенным положениям, целям, и принципам антикризисного управления будем утверждать, что оно предполагает: мониторинг антикризисных мероприятий на предмет выявления допущенных ошибок с целью оперативной их корректировки; комплексность охвата всего кризисного процесса; обеспечение непрерывной инновационной деятельности и поддержку инициативных начинаний менеджеров; компетентность выполнения функций антикризисного менеджмента; ориентацию на упреждающую деятельность; освобождение от диктата логики возникшего кризиса; полноту, оперативность и достоверность используемой информации; учет более широкого спектра деятельности предприятия, чем затронул кризис; целенаправленную деятельность по профилактике кризисов.

Антикризисное управление можно охарактеризовать как такой вид управления, который придерживается системных принципов целенаправленности, комплексности, полезности, непрерывности, эффективности, гибкости, оперативности, рациональности. Приведенные характеристики являются теми свойствами, которые обеспечивают возможность разработки и реализации актуальной и результативной антикризисной программы.

Кризис может неожиданно появиться во время стабильного развития предприятия, но всегда существуют причины, порождающие его. Факторы, негативные последствия влияния которых могут привести к дестабилизации состояния предприятия и повлечь за собой его кризис, определим как кризисообразующие.

 

 


ТЕМА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.