Проблемы массового банкротства и стагнации отечественных предприятий свидетельствуют об актуальности применения механизмов антикризисного менеджмента в процессах управления развитием производственно-экономических систем. Кризисные условия экономики предъявляют более жесткие требования к системе антикризисного управления по сравнению с традиционными системами менеджмента. Это обуславливает необходимость разработки концепции моделирования антикризисного управления развитием предприятия на основе комплексного использования методов и средств кибернетики, экономико-математического моделирования, результатов исследований по антикризисному менеджменту и новых информационных технологий. Данная концепция должна выступать в качестве базиса для построения системы моделей поддержки принятия решений по антикризисному управлению предприятием.
Анализ существующих подходов к антикризисному менеджменту и разработанные положения по моделированию системы антикризисного управления позволили сформулировать концепцию антикризисного развития предприятия, основные положения которой состоят в следующем:
1. Моделирование антикризисного управления имеет своей конечной целью создание действенного инструментария по формированию эффективной антикризисной программы развития предприятия. Данный процесс подразумевает построение адаптивных кибернетических моделей управления предприятием как сложной системой. На стадии антикризисного развития предполагается преломление траектории развития объекта управления от состояния стагнации к экономическому процветанию.
2. Основой антикризисного управления предприятием является разработка специальных оздоровительных программ стратегического характера Sti, которые ставят своей целью стабилизацию деятельности и прирост темпов развития предприятия путем формирования действенных антикризисных мероприятий в рамках выбранной стратегии развития и применения эффективных управленческих инструментов для их реализации.
3. Исходя из основных целей антикризисного управления и совокупности принципиальных проблем, подлежащих решению, следует декомпозировать общую проблему антикризисного управления и сформировать структуру соответствующего комплекса задач Zij.
4. Кризисные условия, в которые попадает предприятие, предопределяют требования P’1 к процессу антикризисного управления: оперативность, целенаправленность, приемлемость, корректность, результативность, точность, актуальность, оптимальность.
5. Условия трансформирующейся экономики, глубокий кризис большинства производственно-экономических систем и особенности антикризисного управления в данных условиях подразумевают выделение специфики предметной области S0, объектов моделирования, а следовательно, новых подходов и принципов к моделированию.
6. Структуру предметной области S0 целесообразно представить в виде сетевой модели, состоящей из множества образов объектов Ii предметной области и множества отношений Rn, отображающих различные типы связей между объектами. Под предметной областью антикризисного управления развитием предприятия следует понимать совокупность предметов и событий, составляющих основу необходимой для решения задачи информации.
7. Антикризисное управление предприятием в общем виде представляется как модель адаптивного управления M0, в которой выделены внутренний Wвнут и внешний Wвнеш контуры управления. Каждый из контуров направлен на решение соответствующих ему задач, их аспекты представляются соответствующими комплексами моделей.
8. Структура элементов S1 внутреннего контура управления Wвнут представляется в виде множества локальных моделей Mij и комплекса ин-формационных объектов U.
9. Внутренний контур управления предприятием Wвнут содержит структурно-функциональную модель Mвнут внутрикорпоративного антикризисного управления, которая детализирует M0 и объединяет ее компоненты с отдельными моделями Mij из структуры S1.
10. Структура S1 внешнего контура управления Wвнеш содержит имитационную модель Mвнеш, которая определяет взаимодействие предприятия с внешней средой и характеризуется функциональными особенностями внешней среды и ее влиянием на предприятие.
11. Имитационную модель Mвнеш структуры S2 внешнего контура управления Wвнеш целесообразно представить в виде формализованного варианта действующего Закона "О банкротстве", как механизм, регламентирующий деятельность кризисного предприятия со стороны государства, выступающего в качестве внешней среды.
12. Для решения задач антикризисного управления развитием предприятия целесообразно разработать и использовать соответствующую систему поддержки принятия решений (СППР) как наиболее эффективный инструментарий решения слабоформализованных задач. При проектировании СППР в их основу следует положить структуру указанных моделей.
Содержательный аспект положений концепции состоит в следующем.
Положение 1. Процесс антикризисного управления предприятием предполагает решение слабоформализованных задач анализа, диагностики, прогнозирования и формирования управленческих решений. Это обуславливает целесообразность разработки механизма антикризисного управления предприятием, основываясь на использовании инструментария экономико-математического моделирования.
Идея антикризисного менеджмента на основе моделирования процессов управления заключается в том, что его этапы (оценка, анализ, прогнозирование, выработка управленческих решений) осуществляются в соответствии с определенной схемой. Данная схема характеризуется как некоторый преобразователь внешних воздействий, условий конкурентной среда и внутренних характеристик предприятия в конечные результаты в соответствии со свойствами данной схемы (модели).
Применение средств экономико-математического моделирования в процессах антикризисного управления производственными системами обусловлено необходимостью предварительного проектирования оптимальной траектории развития предприятия на основе адаптивных кибернетических моделей. Это позволит вывести предприятие из критической ситуации посредством реализации конечного числа целенаправленных, заранее обусловленных шагов, с возможностью моделирования каждого последующего шага, учитывая оперативно изменяющуюся информацию о состоянии предприятия и свойствах внешней среды в конкретный момент времени. В конечном счете модель процесса антикризисного развития предприятия представляется в виде механизма по созданию эффективных антикризисных программ. Применение такой программы позволит предприятию выйти из кризисного состояния за конечное число итераций, базируясь на возможности применения ограниченных материальных, финансовых, технологических, интеллектуальных средств и ресурсов.
Положение 2. Разработка стратегических программ Sti является наиболее эффективным методом реализации принципов антикризисного управления. Они заключаются в постоянном отслеживании состояния предприятия; в определении целей, задач и приоритетов; реальной оценке перспектив развития; в реализации целенаправленных антикризисных программ и мероприятий; привлечении высокопрофессиональных и компетентных специалистов. Стратегическое антикризисное управление предприятием рассматривается как комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных стратегий Sti, практическая реализация которых обеспечит выход предприятия из кризиса.
Разработка стратегии осуществляется исходя из поставленного множества конкретных стратегических целей предприятия (С), достижение которых возможно путем определения совокупности задач (Z) . Решение данных задач осуществляется через реализацию множества альтернативных мероприятий (А). Как ограничения на данный процесс накладываются возможности предприятия (Q1) и условия среды (Q2) показателей (К) .
Антикризисную стратегию следует рассматривать как сложную многомерную систему, поэтому с учетом принятых допущений и обозначений, представим ее в виде следующего кортежа:
S=<C, Z,A, Q1 Q2,K>r
где S - антикризисная стратегия развития предприятия; С={С i } - множество стратегических целей предприятия; Z= { Zi } - множество задач развития предприятия в рамках данной стратегии; А={ Ai } - множество альтернативных мероприятий по достижению намеченных стратегических целей и решению задач антикризисного развития предприятия; Q1={Q1 i} - множество возможностей (обобщенных ресурсов) предприятия для реализации данной стратегии, накладываемых как ограничения вследствие кризисной ситуации; Q2={Q2 i} - множество параметров, характеризующих степень приемлемости внешней средой реализуемой стратегии, которые накладываются как ограничения вследствие кризисной ситуации; K ={ Ki } - множество показателей, характеризующих результат (эффективность) реализации стратегии.
Характеристики и условия формирования стратегии можно представить как взаимодействие совокупности ее параметров посредством реализации множества процессов (рис. 2.1).
На рис. 2.1 приняты следующие условные обозначения процессов: P1 - определение множества альтернативных мероприятий для нейтрализации внутренних кризисообразующих факторов; P2 – определение параметров среда как условий реализации стратегии; Р3 - определение характера стратегии; Р4 - адаптация стратегических целей развития предприятия к условиям среды; Р5 - решение поставленных задач через реализацию конкретных мероприятий; Р6 - реализация антикризисных мероприятий посредством постановки и решения задач; Р7 - содержательное наполнение стратегии мероприятиями; Р8 - определение требований к предприятию по ресурсам для реализации стратегии; Р9 - сопоставление возможностей предприятия с требованиями для реализации стратегии.
Рисунок 2.1. Схема взаимозависимости параметров стратегии
Сформированные стратегии антикризисного управления развитием предприятия представляются в виде кортежей, для которых целесообразно построить классификатор по следующим лингвистическим переменным: класс (стратегии менеджмента, маркетинговые, инновационные, инвестиционные), тип стратегии (оборонительная, наступательная), вид стратегии (по продуктам, процессам). Данная классификация позволит включать различные режимы имитационного моделирования для выбора множества альтернативных мероприятий по выводу предприятия из кризиса.
Положение 3. Задачи антикризисного управления развитием предприятия Z ijсгруппированы в восемь информационно совместимых комплексов, которые осуществляют взаимодействие с помощью информационных потоков и предполагают дальнейшую формализацию проблем: Z1 j - задачи анализа финансово-производственного потенциала предприятия; Z2 j - задачи стратегического менеджмента; Z 3 j - задачи стратегического маркетинга; Z 4 j - задачи инновационного развития; Z 5 j - задачи формирования инвестиционной стратегии; Z 6 j - задачи эффективного управления персоналом; Z 7 j - задачи антикризисного контроллинга; Z 8 j - задачи мониторинга внешней и внутренней среды предприятия (предназначены для контроля ключевых параметров, несущих определенную информационную нагрузку, которые должны находиться в заданных границах) .
Основная идея подхода к решению слабоформализованных задач - аппроксимация их хорошо поставленными обобщенными задачами принятия решений по управлению развитием предприятия.
Положение 4. При формировании стратегий развития антикризисное управление должно охватывать весь спектр эволюционирующей информации, объективно ориентироваться на уровень системы управления, учитывать потенциальные возможности предприятия и внешней среды при реализации данной стратегии. Для того чтобы разработанная стратегия была действенной приметите ль но к конкретному предприятию, она должна удовлетворять ряду характеристик Р'1.
Оперативность (Р'1) подразумевает своевременную реакцию на возникающие кризисные ситуации; целенаправленность (Р'2) - адресность разработки и применения функциональных мероприятий по отношению к конкретной ситуации; приемлемость (Р'3) - возможность применения разработанных мероприятий на конкретном предприятии при определенном состоянии внутренней и внешней среды; корректность (Р'4) - экономическая и управленческая грамотность разработки и реализации мероприятий; результативность (Р'5) ~ достижение поставленных целей путем реализации разработанных мероприятий; точность (Р'б) - удовлетворение требованию результативности с заданной степенью точности; актуальность (Р'7) - соответствие антикризисного управления общей метастратегии развития предприятия; оптимальность (Р'8) - способность обеспечивать максимальную полезность при минимальных затратах.
Положения 5 и б. Для слабоформализованных задач антикризисного управления развитием предприятия не установлены четкие границы в проблемной среде, порождаемой предметной областью, а следовательно, и границы по отношению к самой предметной области. Вследствие этого для слабоформализованных задач отсутствует информационное замыкание, а поэтому количество и содержание требуемой для их решения информации зависят от контекста их решения и ситуаций в проблемной среде.
Выбор границ предметной области моделирования процессов антикризисного управления предприятием S 0 определяется исходя из концепции системного анализа развивающихся систем. В соответствии с этой концепцией в сферу моделирования включаются элементы производственно-экономической системы и внешней среды, которые обеспечивают формирование процессов антикризисного развития и их характеристики, а также лицо, принимающее решение (ЛПР) .
Согласно положениям о моделировании механизмов управления развитием предприятий предметная область объединяет все предметы и события, составляющие основу общего понимания необходимой для решения задачи информации. Этапы начальных фаз постановки задачи требуют описания предметной области, которую для систем моделирования наиболее целесообразно представить с помощью сетевых моделей.
Структуру предметной области моделирования поддержки процессов антикризисного управления предприятием S 0 в значительной мере определяют современные условия трансформирующейся экономики. В соответствии с этими условиями и следует проектировать сетевую модель предметной области. Модель должна содержать множество объектов 1 i , которые участвуют в процессе антикризисного управления развитием предприятия, и множество отношений Rn , отображающих различные типы связей между объектами.
В качестве ключевых элементов 1 i , предметной области S 0 необходимо использовать следующие категории: "предприятие", "миссия", "цели", "задачи", "ресурсы", "технологии", "конкурентная среда", "партнеры", "потребители", "рынок", "мониторинг", "контроллинг", "инновации", "инвестиции", "антикризисные стратегии", "антикризисные мероприятия", "риски". Этот перечень обусловлен тем, что принимаемые ЛПР управленческие решения должны охватывать всю информацию по спектру взаимодействующих с предприятием объектов и все аспекты их функционирования. Связи Rn данной сетевой модели могут быть следующих типов: причинная связь, отношение структуризации, корреляционная связь, квазипричинные ограничивающие и определяющие отношения.
Положение 7. Детализация модели адаптивного антикризисного управления M 0 позволяет выделить внутренний W внут, и внешний W внеш контуры управления, каждый из которых имеет свою специфику и направлен на решение комплекса соответствующих задач.
При традиционных подходах к управлению развитием предприятие само является одновременно и объектом, и субъектом управления, поэтому процесс реализации управленческих воздействий осуществляется в рамках внутреннего контура управления W внут. В условиях антикризисного управления, ряд принципов которого основывается на законодательной базе, возникают специальные воздействия со стороны других субъектов на основе правил, предписываемых Законом Украины "О банкротстве".
Эти процессы целесообразно выделить как контур внешнего управления предприятием
Укрупненная схема механизма антикризисного управления предприятием с указанием места в ней внешнего контура управления представлена на рис. 2.2.
Рисунок. 2.2. Схема механизма антикризисного управления предприятием
На рис. 2.2 приняты следующие условные обозначения: контур внутреннего управления; - - контур внешнего управления; - контур имитационного моделирования внешнего управления, определяемого Законом "О банкротстве"; W ij - процессы взаимодействия предприятия с внешней средой; L ij - воздействие внешней среда на контур внешнего управления; - I ij процессы деятельности, управления и координации взаимодействия структурных подразделений предприятия, которые обусловлены целевым характером и порождающими причинами; K ij - потребности предприятия в управленческих воздействиях, применительно к конкретным процессам, технологиям, мероприятиям; Vij – управляющие воздействия контура внутреннего управления; С i - множество целей предприятия; - общая система моделей антикризисного управления предприятием, характеризуемая множеством моделей и информационных потоков; S Z ij - взаимодействие традиционной системы управления с системой антикризисного менеджмента посредством информационных потоков и управляющих воздействий; U ij - управляющие воздействия контура внешнего управления, характеризуемые параметрами управления Peij и правилами формирования управляющих воздействий P * ij; G i - предполагаемые воздействия предприятия на модель внешнего управления; H ij - информация о возможных изменениях в Законе "О банкротстве".
Детерминированное моделирование внешнего контура управления заключается в подборе оптимальных воздействий предприятия G i на модель внешнего управления с целью получения наиболее благоприятного пакета управляющих воздействий Q ( U ij ( G i )). Целесообразно сопоставлять воздействия G i с управляющими воздействиями, направленными на достижение множества целей предприятия С i . Таким образом, вырабатывая традиционные управляющие воздействия, представляется возможным как контролировать процессы самого предприятия, так и обеспечивать благоприятные воздействия на предприятие со стороны контура внешнего управления W енеш. Следовательно, оптимальное сочетание G i позволяет эффективно управлять самим предприятием через контур внутреннего управления и воздействовать на его контур внешнего управления W енеш.
Положение 8. Структуру элементов системы моделирования S 2 внутреннего контура управления (W внут) целесообразно представить в виде множества локальных моделей Mij и комплекса информационных объектов U , которыми обмениваются модели. В качестве элементов S1 ( M ij ) могут выступать как отдельные модели, так и подмножества моделей соответствующего класса. Взаимосвязь моделей M ij в системе моделирования антикризисного управления приведена на рис. 2.3.
В процессе функционирования модели порождают информационные объекты Uj , посредством которых осуществляется взаимодействие между ними как непосредственно, так и опосредованно - через менеджеров по антикризисному управлению.
Состав и содержание основных информационных объектов XJj системы моделирования соответствуют характеристикам объектов предметной области, приведенным на рис. 2.3: U 0 - данные форм финансового учета; U 1 - множество исходных финансово-производственных показателей для оценки параметров конкурентоспособности по различный сценариям развития событий; U 2 - обобщенные и частные показатели конкурентоспособности (прогноз развития, финансовые параметры конкурентоспособности, ценовая политика), интегральные оценки угрозы банкротства; U 3 - оценка затрат в разрезе калькуляционных статей по антикризисным мероприятиям; U 4 - вероятность достижения финансовыми и экономическими показателями определенного уровня дисперсии и вариации значений переменных по разным видам рисков; U 5 - оценка результативности реализации антикризисных мероприятий; U 6 - оценка уровня возможностей предприятия и вероятности их реализации в разрезе различных антикризисных стратегий; U 7 - затратные показатели и показатели результативности мероприятий антикризисной стратегии, жизненных циклов, периодов планирования, статей затрат; U 8 - временные и стоимостные параметры продукции, технологий, персонала, основного и оборотного капитала по рассматриваемым направлениям деятельности.
Рисунок. 2.3. Структура комплекса моделей антикризисного управления
Рисунок. 2.3. Структура комплекса моделей антикризисного управления (продолжение)
Содержательно технология моделирования антикризисного управления представим последовательностью следующих операций:
1. Определение фактических значений показателей финансовопроизводственной деятельности предприятия (M 5 j) .
2. Качественная оценка состояния предприятия, прогнозирование направления развития показателей (M 8 j , M 9 j) .
3. Определение факторов внешней среды, воздействующих на предприятие, анализ интенсивности их влияния и состояния предприятия в конкурентной среде (M 3 j , M 4 j , M 6 j , M 7 j) .
4. Определение уровня конкурентоспособности предприятия и возможной угрозы кризиса (Mij) .
5. Оценка динамики развития ситуации, в которой находится предприятие (M 2 j) .
6. Разработка антикризисной метастратегии и функциональных стратегий, направленных на повышение конкурентных характеристик предприятия, предотвращение либо вывод предприятия из кризиса ( M 10 j, M 11 j ) .
7. Разработка параметров и анализ особенностей системы менеджмента, в рамках которого намечена реализация антикризисной стратегии (M 13 j, M 14 j ) .
8. Формирование антикризисных программ и соответствующих мероприятий по их реализации согласно антикризисной метастратегии развития ( M 12 j , M 15 j , M 16 j ) .
9. Определение риска и затрат при реализации антикризисных мероприятий ( M 17 j , M 18 j ) .
10. Анализ интенсивности и результативности реализации антикризисных мероприятий как характеристики эффективности антикризисной стратегии (M 19 j, M 20 j ) .
Положение 9. В соответствии со структурой элементов системы моделирования S1 внутреннего контура управления (W внут ) множество локальных моделей Mij следует представить в виде структурнофункциональной модели внутрикорпоративного антикризисного управления предприятием (М внут) . Она предназначена для формирования антикризисных стратегий развития предприятия St i на основе множества локальных моделей механизма адаптивного антикризисного управления M 0 .
Для формирования функциональной модели антикризисного внутрикорпоративного управления предприятием целесообразно применить SADT-технологию. Модель антикризисного управления предприятием, разработанная в соответствии с данной технологией, позволяет преобразовать исходную информацию о состоянии предприятия и его внешней среды в антикризисную стратегию с помощью системы управления предприятием в соответствии с поставленными целями.
Декомпозиция укрупненной функциональной модели внутрикорпоративного антикризисного управления предприятием позволяет выделить функциональные подсистемы. В основу каждой функциональной подсистемы положены соответствующие модели из структуры моделей механизма антикризисного управления Mij, которые объединены информационными связями, управляющими воздействиями и квазипричинными ограничивающими отношениями.
Положения 10 и 11. Макроэкономический кризис государства во многом определяет условия функционирования отечественных предприятий. Поэтому выделение внешнего контура управления предприятием является непременный атрибутом эффективного антикризисного управления. В структуру S 2 внешнего контура управления W внеш целесообразно включить имитационную модель M внеш которая определяла бы влияние внешней среды на предприятие и позволяла бы генерировать обратные целенаправленные воздействия.
Имитационную модель M внеш представим в виде структуризированного отображения Закона "О банкротстве". Для этого его необходимо формализовать, сделав переход от лингвистической формы описания к экономико-математической. Структурированный закон в общем виде представляет собой набор правил поведения в определенных рамках и процессы их взаимодействия.
Модель внешнего управления M внеш предназначена для отслеживания воздействий внешней среды (в данном случае государства через Закон "О банкротстве") на предприятие и подбора оптимальных воздействий обратной связи с целью получения наиболее благоприятных управляющих воздействий.
Положение 12. Решение слабоформализованных задач с целью формирования управленческих воздействий целесообразно реализовывать с помощью современных информационных технологий и высокопроизводительной вычислительной техники, способной оперативно учитывать изменяющиеся условия и исходную информацию, моделировать варианты управленческих воздействий, оценивать их и генерировать стратегии развития.
Наиболее эффективным инструментом для решения слабоформализованных и слабоструктурированных задач выступают информационные системы третьего поколения - системы поддержки принятия решений. Специфика данных информационных систем заключается в том, что они имеют средства редактирования и модификации моделей, используемых в расчетах, в зависимости от исходной информации, условий ее обработки и требований к конечному результату. Такие системы ориентированы на предоставление ЛПР помощи в поиске оптимального решения.
Представленная концепция моделирования антикризисного развития производственно-экономической системы является базисом для проектирования целостной системы моделей, которые составляют основу комплекса соответствующих систем поддержки принятия решений по антикризисному управлению предприятием.
2.2.Структура комплекса задач антикризисного управления
Анализ различных подходов и методик антикризисного менеджмента позволил структурировать общую проблему управления на различных стадиях проявления кризиса предприятия. Процесс развития предприятия на этапе выхода из кризиса целесообразно представить множеством подпроцессов, каждый из которых реализуется комплексом задач.
Исходя из основных целей антикризисного управления и совокупности принципиальных проблем, подлежащих решению в процессе его реализации, декомпозиция общей проблемы антикризисного управления позволила выделить структуру соответствующего комплекса задач (рис. 2.4).
Рисунок 2.4. Структура комплекса задач антикризисного управления
Задачи антикризисного управления развитием предприятия сгруппированы в восемь комплексов, имеющих между собою соответствующие информационные связи. В соответствии с выделенными комплексами слабоформализованных задач антикризисного управления предприятием предполагается разработка конкретных функциональных стратегий.
Задачи мониторинга внешней и внутренней среды предприятия. Разработка и реализация задач мониторинга внешней и внутренней среды предприятия необходимы вследствие слабоформализованности задач антикризисного управления. Они предназначены для контроля ключевых параметров, которые несут определенную информационную нагрузку и должны находиться в заданных границах.
С одной стороны, глобальные непредсказуемые изменения окружающей среды могут привести предприятие к краху, что усугубляется условиями трансформации экономики в целом и нестабильным состоянием самого предприятия в частности. С другой - внутреннее состояние хозяйствующего субъекта также может выступать генератором непрогнозируемых импульсов, негативно влияющих на финансово-производственное состояние предприятия.
В этих условиях и повышается актуальность мониторинга как инструмента наблюдения и анализа процессов на предприятии и за его пределами.
Результаты решения задач мониторинга позволят на ранних стадиях выявлять как негативные тенденции в развитии самого предприятия, так и предпосылки пагубного влияния среды. Эта информация будет выступать в качестве базы для принятия упреждающих управленческих решений, а также решений, направленных на перспективное развитие предприятия.
Задачи анализа финансово-производственного потенциала предприятия. Показатели финансового состояния предприятия являются одной из основных характеристик, свидетельствующих об устойчивости и стабильности функционирования предприятия, об уровне его конкурентоспособности и деловой активности. При проведении финансового анализа предприятия следует вести речь о финансовой неустойчивости как о предпосылках финансового кризиса и банкротства.
Задачи анализа финансово-производственного потенциала предприятия предназначены для оперативного отслеживания ключевых показателей, характеризующих текущее финансово-экономическое состояние предприятия. Сопоставление данных показателей за ряд периодов и отслеживание тенденций развития позволят прогнозировать их будущие величины с целью принятия соответствующих управленческих решений, направленных на предотвращение и нейтрализацию угроз или стимулирование положительных предпосылок. В соответствии с этими принципами разработке антикризисных мероприятий на предприятии должно предшествовать проведение регулярного финансового анализа для оценки реальности угрозы банкротства.
Задачи антикризисного менеджмента. Эти задачи нацелены на преломление негативной тенденции развития предприятия, на обеспечение достижения заданного уровня конкурентных преимуществ, максимизацию прибыли через внедрение наиболее рациональных систем управления. Для достижения постоянного, стабильного успеха на рынке необходима переориентация традиционного менеджмента на решение тех вопросов, которые гарантируют стабильное состояние предприятия, его живучесть при любых рыночных коллизиях в условиях динамичной и непредсказуемой внешней среды. В связи с этим следует вести речь о стратегическом менеджменте.
Стратегическое антикризисное управление можно охарактеризовать как совокупность решений и действий, предпринятых прогрессивными менеджерами, обеспечивающих разработку конкретных стратегий, реализация которых позволит предприятию выйти из состояния кризиса в установленные сроки и с заданным уровнем технико-экономических показателей.
Развитие кризисного процесса на предприятии сопряжено с недостаточный уровнем контроля над ситуацией и с ограничениями во времени. Это обуславливает необходимость внедрения стратегического планирования. В рамках стратегического менеджмента формулируются задачи и цели предприятия, производится анализ среды, уровня конкурентоспособности предприятия и его потенциала. Стратегическое планирование при этом является способом прогнозирования возникновения в будущем новых проблем и перспектив развития.
Задачи антикризисного маркетинга. Управление предприятием в условиях кризиса предполагает эффективное планирование маркетинговой деятельности и реализацию маркетинговых стратегий, привлечение потребителей и сохранение покупательских предпочтений в долгосрочном периоде. Решение задач стратегического антикризисного маркетинга обеспечит комплексную, разностороннюю и целенаправленную работу в области производства и рынка, которая выступает как система сопоставления возможностей предприятия и имеющегося спроса, что обеспечивает удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителей.
Антикризисный маркетинг направлен на выявление и сегментацию целевых рынков, изучение потребностей потребителей на этих рынках, разработку и позиционирование товаров, установление цен на них, выбор способов распределения и продвижения. Определение целевых рынков предполагает анализ привлекательности сегментов рынка в соответствии с получаемой прибылью и возможностями роста предприятия.
Задачи инновационного развития. Стратегическое управление нововведениями предполагает решение задач инновационного развития, что является одним из важнейших принципов антикризисной политики предприятия, соответствие которому во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, а их реализация сможет обеспечить достижение поставленных целей. Характер и особенности развития инновационных процессов определяют общую экономическую ситуацию предприятия и закономерности его развития.
Основой инновационного развития есть стратегия, связанная с периодическими интенсивными преобразованиями, качественно изменяющими технологию, производимую продукцию, способ организации производства. Процесс эффективного использования достижений науки и техники (инноваций) прогрессирует в ходе реализации рыночных реформ. Для многих предприятий, перед которыми возник новый для них вопрос конкуренции, выживаемости в условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главными условиями успеха и эффективности.
Задачи формирования инвестиционной стратегии. Антикризисная инвестиционная политика направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление производства. Она включает разработку инвестиционных проектов как составной части стратегического планирования. Эффективная инвестиционная стратегия должна предусматривать привлечение финансовых ресурсов на условиях, приемлемых для кризисного предприятия, и в объемах, обеспечивающих запланированную динамику его поступательного развития.
Анализ инвестиционной стратегии как совокупности операций, проводимых в логической последовательности для достижения определенного результата, должен обеспечивать ее экономическую безопасность в условиях кризиса. Это осуществляется путем оценки экономического риска инвестиций, определения мер предотвращения негативного влияния кризиса на инвестиционный проект на концептуальной стадии, путем разработки мер по недопущению развития кризиса и обеспечению экономической безопасности кредиторов на инвестиционной стадии, нейтрализации ^ негативного влияния и возможных потерь на стадии эксплуатации.
Задачи эффективного управления персоналом. Без отобранных, соответствующим образом подготовленных и расставленных специалистов ни одно предприятие не сможет достичь поставленных целей и соответственно не сможет существовать в долгосрочном аспекте. Исходя из этого, антикризисное управление персоналом предполагает определение потребности в персонале, его расстановку, использование и перераспределение, исследование, развитие и стимулирование, а также влияние на факторы социально-психологического и нравственного характера работников.
Значительные изменения в трудовых отношениях, кризис в экономической, социальной и политической сферах создают серьезные ограничение для стабильности существования предприятия и профессионального роста каждого человека. Антикризисное управление в этих условиях предполагает решение вопросов адаптации сотрудников к внешним и внутренним условиям функционирования и развития предприятия.
Задачи эффективного управления персоналом направлены на обеспечение финансового благосостояния предприятия благодаря эффективному, творческому, нестандартному использованию имеющегося человеческого потенциала.
Задачи антикризисного контроллинга. Одним из направлений эффективного управления предприятия является контроллинг. Под контроллингом следует понимать совокупность всех форм анализа и оценки деятельности предприятия, разработки и реализации решений для достижения доставленных целей.
В краткосрочном периоде задачи антикризисного контроллинга выступают как система обеспечения выживания предприятия, нацеленная на оптимизацию прибыли, а в долгосрочном - на поддержание реализации разработанных планов с заданным уровнем точности. Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, анализа и контроля на качественно новом этапе развития экономики. Это целостная система, направленная на корректировку оперативного менеджмента в процессе осуществления стратегических целей предприятия.
Таким образом, средства контроллинга позволяют выявлять все основные проблемы, возникающие в процессе реализации антикризисной стратегии предприятия, а также устранять отклонения от стратегической линии путем разработки и выбора альтернативных мероприятий.
Слабоформализованность задач антикризисного управления предприятием обуславливается тем, что в них не полностью или противоречиво определены условия, связи и зависимости, присуща эволюция информации и моделей развития, решение не единственно, не устойчиво к вариациям исходной информации, оценивается по системе несогласованных критериев.
Комплексы задач антикризисного управления развитием предприятия являются информационно совместимыми; они осуществляют взаимодействие с помощью информационных потоков и предполагают дальнейшую формализацию проблем. Основная идея подхода к решению слабоформализованных задач антикризисного развития - аппроксимация их хорошо поставленными обобщенными задачами принятия решений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 335.