Очевидно, что книга Паралипоменон охватывает тот же период истории, что и книги Царств. Однако в книге Паралипоменон содержатся ценные исторические сведения, которые отсутствуют в книгах Царств. Это объясняется тем, что автор Паралипоменон использовал другие источники. Также подход автора Паралипоменон к изложению истории существенно отличается от автора книги Царств.
1) В книгах Паралипоменон гораздо больше внимания уделяется Храму и богослужению, так что эти книги некоторые исследователи называют «церковной» историей Израиля (в отличие от Царств, где большее внимание уделяется государственной истории). Полагают, что таким образом послепленный автор хотел побудить своих современников участвовать в жизни Иерусалимского Храма.
2) Значительно подробнее, чем в книгах Царств, описывается деятельность пророков.
3) Описывая правление Давида и Соломона, автор Паралипоменон отмечает только достоинства этих царей и светлые стороны их правления. Эти два царя представлены идеальными. В то же время вся негативная информация об их жизни опускается.
4) Описывая период после разделения монархии в 931 г., автор подробно останавливает внимание на деятельности иудейских царей и почти игнорирует историю Израильского царства; об израильских царях говорится только в контексте их отношений с иудейскими. Это объясняется тем, что автор признает легитимной только династию Давида, цари-узурпаторы его не интересуют. Истинный Израиль для автора – те евреи, которые признают только Иерусалимский храм, священство потомков Аарона и династию Давида.
5) Автор Паралипоменон постоянно подчеркивает мысль о возмездии за грехи уже в этой, земной жизни (конечно, этим не отвергается идея о посмертном воздаянии). Так, он говорит о заключении Манассии в темницу, что стало для этого царя наказанием за нечестие. В то же время в книгах Царств об этом не говорится, но наказанием за нечестие Манассии является вавилонский плен. Также в книге Царств война Амасии с Иоасом и поражение представлено как следствие неоправданной самоуверенности Амасии, тогда как автор Паралипоменон сообщает, что поражение в этой войне было наказанием за идолопоклонство.
КНИГИ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ.
Название и место в каноне.
Книги Ездры и Неемии первоначально составляли единое целое, и в еврейской Библии книга Эзры находилась в разделе «Кетувим» перед книгами Паралипоменон. Единство двух книг выразилось также в том, что в МТ пометка о количестве стихов в книге стоит только в конце книги Неемии, при этом срединным стихом назван Неем. 3, 32. В еврейскую Библию разделение было введено только в середине XV века под влиянием христианства. В LХХ обе вместе названы «Ездра Б», в отличие от неканонической «Ездра А» (в православной Библии – “Вторая книга Ездры”). В христианской церкви постепенно стали различать две книги, о чём впервые сообщает Ориген. Блаженный Иероним признавал это деление и осуществил его в Вульгате, где книга Ездры получила название “1-я Ездры”, а книга Неемии – “2-я Ездры”. В современном богословии обе книги, как неразрывно взаимосвязанные, нередко рассматриваются совместно под общим названием "Ездра-Неемия".
Источники.
Книга "Ездры-Неемии" составлена на основе разнообразных письменных источников, большая часть из которых легко выделяется. По содержанию их можно классифицировать следующим образом:
I. Личные воспоминания (или "мемуары"):
1) Воспоминания Ездры (Ездр.7.27-8.34; 9.1-15).
2) Воспоминания Неемии (Неем.1.1-7.5; 12.(27 или)31-43; 13.4-31).
II. Иудейские списки:
1) Инвентарные списки (Ездр.1.9-11; 8.24-34)
2) Списки возвратившихся из плена с Зоровавелем (Ездр.2.1-70 = Неем.7.6-73) и Ездрой (Ездр.8.1-14).
3) Перечень взявших жён язычниц (Ездр.10.2-44).
4) Имена поставивших печати под заветом (Неем.10.1-27).
5) Перепись новых жителей Иерусалима (Неем.11.1-19) и др. городов и селений (Неем.11.20-36).
6) Священники и левиты (Неем.12.1-20).
III. Имперские указы и корреспонденция:
1) Рескрипт Кира (Ездр.1.2-4; 6.2-5).
2) Письмо Артаксеркса (Ездр.7.12-26).
3) Переписка местных властей с царём (Ездр.4.7-22; 5.7-6.12).
Содержание.
Тематически книга делится на 3 части:
I. История Шешбацара и (или) Зоровавеля (Езд. 1, 1-6, 22, за исключением экскурса 4, 6-23). Этот материал покрывает 538-516 гг. до Р.Х.: от издания указа Кира до освящения Второго храма.
II. История Ездры (Ездр.7.1-10.44; Неем.7.73б-10.39). Главным образом, это воспоминания самого Ездры.
III. История Неемии (Неем.1.1-7.73а; 11.1-13.31). В основном, это личные воспоминания Неемии.
Немедленно привлекает к себе внимание любопытное переплетение второго и третьего тематических блоков: вторая часть блока II (Неем.7.73-10.39) расположена в обрамлении блока III.
Язык. Два отрывка (Ездр.4.8-6.18; 7.12-26) написаны на арамейском, вся остальная часть – на древнееврейском языке.
Автор и время написания.
Вопрос об авторстве книги "Ездра–Неемия" проблематичен. Как одно произведение, принадлежащее перу Ездры и написанное в середине V века, они рассматриваются в Талмуде, Иосифом Флавием, Мелитоном епископом Сардийским. Однако многие современные исследователи считают, что данная книга была написана в конце V или в IV веке неизвестным автором (вероятно, в 1-й половине IV века). Во-первых, компилятивный характер книги говорит о том, что окончательная редакция была сделана намного позже описанных в ней событий (обратим внимание на Неем. 12). Во-вторых, в данной книге не используется имя Божие Яхве, что указывает на поздний послепленный период, когда вводится запрет на произнесение и употребление Имени Божия. С другой стороны, отсутствие греческих слов позволяет сделать вывод, что книга написана ранее завоеваний Александра Македонского.
Кроме того, многие исследователи поддерживают мнение, что книги Ездры-Неемии и 1-2 Паралипоменон написаны одним и тем же автором, т. н. "Летописцем" или "Хронистом". Как мы уже указывали, в пользу данной точки зрения приводятся аргументы, однако они не бесспорны.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.