Деятельность пророка Елисея.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На Синае пророк Илия получил повеление помазать «вместо себя» пророка Елисея. Имя Елисей (Элиша) означает «Мой Бог – спасение». Он был крестьянином из Галилеи, однако его семья была богатой, так как обычные крестьяне имели одну пару волов, а Елисей – 12 пар. Илия призвал его, когда Елисей был занят пахотой на своем поле. Вместо помазания Илия прибегнул к символическому жесту – накинул на Елисея свою пастушескую милоть. Это означало, что отныне крестьянский сын становится продолжателем дела Илии. Вначале ученик просто служит наставнику; и лишь после того, как Елисей удостоился узреть таинственное взятие Илии на огненной колеснице, он начинает действовать со властью и силой Фесвитянина. И если Илию можно сравнивать с Моисеем, то Елисея – с Иисусом Навином.

Служение пророка Елисея падает на 2-ю половину IХ века. В отличие от Илии, он пользуется уважением и признанием во всем Израиле и за его пределами. Библия рисует его человеком суровым и резким, но не лишенным милосердия. Он не тяготеет к пустыне, а постоянно находится в многолюдстве городов. Мы видим его в Самарии в дни осады, при войске Израиля, причем в критические моменты именно Елисей, а не Иорам становится вождем народа (4 Цар. VI – VII). Также автор подчеркивает, что благодаря Елисею Израиль вышел победителем в войнах с Сирией. Характерно активное вмешательство пророка в политические дела, Елисей общается с царями, которые считаются с его мнением. Как говорит Иисус, сын Сирахов, Елисей «во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (XLIII, 13).

С самого начала своей деятельности Елисей признается вождем Сынов Пророческих (4 Цар II, 9-15), которые становятся его учениками. Они жили вместе одной общиной под руководством Елисея (VI, 1 дословно: «место, где мы живем при тебе»). По-видимому, такие общины про­роков были в Вефиле, Иерихоне и Галгале (4 Цар. II, IV). Хотя пророки жили в одной местности и даже принимали пищу вместе, все же нельзя считать их общинами монашес­кими, поскольку пророки женились и имели семьи (IV, 1).

Пророк Елисей и иноплеменники. Как и другие израильтяне, Елисей настроен патриотически: он радуется военным победам израильских царей (4 Цар 3, 17-19) и скорбит о поражениях Израиля (8, 13). Но в то же время ему свойственна открытость к иноплеменникам:

1) он проявляет великодушие к сирийским пленным (6,11-23);

2) идет по велению Божию в Дамаск и предсказывает Хазаэлю, что он будет царем сирийским (8,7-15);

Исцеляет сирийского военачальника Неемана, при этом сурово наказывая своего слугу Гиезия за то, что он взял с Неемана плату (4 Цар 5).

В этих поступках Елисея предваряется не только учение великих пророков, но и проповедь апостолов всем народам.

Чудеса Елисея.

Священный автор много внимания уделяет чудесам Елисея, который представлен человеком, обладающим сверхъестественной властью и силой, которой не имели другие члены общины пророков. Елисей обладал этой силой бла­годаря своему особому статусу человека Божьего, и все истории имеют одну об­щую цель – подчеркнуть смысл и значе­ние этой фразы. Человек Божий – это не просто благочестивый человек, который служит Богу, но тот, который имеет особые отношения с Богом.

Оздоровление источника в Иери­хоне ( II, 19-22). Иерихон был одним из старейших городов мира, и своей известностью город был обязан богатому источнику, который обеспечивал влагой всю близлежащую область, делая ее пло­дородной. Однако вследствие того проклятия, которое возложил на го­род Иисус Навин (Нав. 6:25), вода в ис­точнике стала плохой. Елисей использует соль, конечно же, в символическом смыс­ле, ибо, брошенная в проточную воду, она никак не могла повлиять на источник под землей. Истинным очистителем стало Бо­жье слово, сказанное через Елисея. В этом случае мы видим также, что последствия того проклятия, которое возложил на го­род Иисус Навин (Нав. 6:25), были сняты словом Елисея, нового Иисуса Навина. Это было первое чудо Елисея.

Происшествие в Вефиле ( II, 23-25). Когда Елисей проходил мимо Вефиля, группа подростков начала оскорблять его. В ответ Елисей проклял их, и вскоре вышли из леса медведицы и разорвали детей. Эта история может показаться дикой, однако нужно учесть, что оскорбление «плешивый» было унижением пророческого статуса Елисея. Возможно, дети, сравнивая Елисея с Илией, который был косматым, подчеркивали, что Елисей недостоин быть преемником Илии. Другое толкование: представители пророческой общины, в том числе и Елисей, брили голову, что было отличительным знаком членов общины. В любом случае важно отметить, что подростки оскорбили Елисея не как человека, но как пророка, и потому понесли наказание. Также толкователи обращают внимание на то, что дети эти выросли уже в период язычества, были носителями языческой культуры, и потому так отнеслись к пророку.

Случаем наказания детей за оскорбление и насмешку над Елисеем как человеком Божиим Священное Писание подчеркивает, что оскорбление служащих Богу и ходящих пред Ним Господь не оставляет ненаказанным. «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2 Фес. I, 6). Следует отметить, что наказаны были дети, которым не простилось их незнание или неверие из-за малости возраста. Также скорбь понесли и родители, потому что была их вина в том, что они не воспитали в детях своих хотя бы почтительного отношения к взрослым, не говоря уже о страхе Божием.

Некоторые экзегеты в этом наказании видят предостережение для всех израильтян: как две медведицы растерзали детей, которые проявили непочтение к человеку Божию, так и «две медведицы» (Ассирия и Вавилон) за нечестие растерзают весь израильский и иудейский народ.

Умножение запасов масла ( IV, 1-7). В Израиле был обычай отдавать одного из членов семьи в рабство тому человеку, долг которому семья не могла выплатить иным способом (Лев. XXV, 39-41). В таком положении оказалась вдова одного из про­роков, и двум ее сыновьям угрожало раб­ство. Ситуация была серьезной, ибо в этом случае на земле самой вдовы некому было бы работать. Если бы Елисей не помог, ей предстоял бы новый круг долгов. Оливковое масло, удивительным обра­зом не кончавшееся в сосуде, напоминает чудесное снабжение маслом и мукой той вдовы, которая приютила Илию (3 Цар. XVII, 13-16), но здесь вдова продала масло, чтобы расплатиться с долгами.

Сын женщины из Сонама ( IV, 8-37). Сонам находился где-то недалеко от Изрееля (Нав. XIX, 18). Сонамитянка (12), женщина, проживавшая в Сонаме, всегда оказывала Елисею гостеприимство. Ее имя в пове­ствовании не приводится. Обещание сына сонамитянке сходно с обетованием о сыне, которое Бог дал Ав­рааму и Сарре, а скептичес­кая реакция сонамитянки напоминает от­вет Сарры в подобных же обстоятельствах. Но слово пророка оказалось верным. Затем говорится о смерти и возвращении к жизни сына со­намитянки. В этой истории много аналогий с воскрешением Илией сына вдовы из Сарепты (3 Цар. XVII). В обоих случаях ис­целение произошло на постели пророка в верхней горнице, действия пророков так­же очень похожи. Но эта история расска­зывается с большими подробностями и напряженностью. То, что женщина положила ребенка на постель пророка и отправилась на его по­иски, показывает, что она верила в его способность воскресить сына. Священный автор подчеркивает, что ребенок действительно умер, и Елисею прищлось приложить много усилий, чтобы воскресить ребенка. Через человека Божьего Бог еще раз продемонстрировал Свою власть над жиз­нью и смертью.

Отравленная похлебка ( IV, 38-41). Этот случай произошел во время голода (38), возможно, того самого, о котором расска­зывается в VIII, 1 и который продлился семь лет. Здесь действие происходит в одной из пророческих общин, которая находилась в Галгале. Поскольку продуктов уже не было, один из пророков собрал какие-то дикие плоды, которые оказались ядовиты­ми. Добавление Елисеем в похлебку муки носило символический характер. Оздоровление похлебки стало возможно только потому, что это сделал человек Божий.

Насыщение ста ( IV, 42-44). Сто человек были, скорее всего, из той же общины про­роков. Двадцать хлебцев были, должно быть, маленькими плоскими лепешками, и потому их было явно недостаточно для стольких людей. Но Елисей получил обетование Божье, что этого количества хлеба будет вполне достаточно, и даже часть останется. Так оно и оказалось. Это чудо предвосхищает чудо умножения хлебов, совершенное Христом.

Исцеление Неемана ( V). Войны Из­раиля с Сирией сменялись периодами мира между этими двумя государствами (напр.: 3 Цар. 22:1). История с Нееманом произошла в один из таких мирных перио­дов. Через всю эту историю красной ни­тью проходит одна тема: Бог Израиля – это Бог всех людей. Он единственный Бог, Его власть не ограничена ни­чем, но простирается на весь мир.

Нееман был сирийским военачальником, причем он был успешным полководцем, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. Болезнь Неемана, скорее всего, не была проказой, так как соответствующее еврейское слово означает множество кожных заболеваний. Более того, до IV века до Р. Х. проказа в современном значении этого термина не была известна на Ближнем Востоке. Так что болезнь Неемана была незаразной. Но в то же время все кожные болезни считались в древности наказанием богов, так что только Бог мог исцелить человека от этой болезни. Тем более что кожа больного была внешне похожа на разлагающуюся кожу трупа, так что кожные болезни ассоциировались со смертью.

Слава Елисея как исцелителя достиг­ла слуха Неемана через девочку-израиль­тянку, служанку его жены. Несмотря на то, что Нееман нанес поражение ее род­ному народу и захватил ее в плен, она про­являет искреннюю заботу о его здоровье. Ее простая вера, что Елисей может изле­чить болезнь Неемана, резко контрасти­рует с реакцией царя Израиля. В соответствии с нормами того времени Нееман обращается к царю Иораму, но того охватывает пани­ческий страх, когда он слышит просьбу Неемана об исцелении. Он расценил это как повод к началу новой войны, и ему и в голову не пришло послать Неемана к че­ ловеку Божьему, к Елисею, через которого Бог уже не раз являл Свою милость.

Елисей велит Нееману омыться семь раз в во­дах Иордана (10-12), которого охватывает гнев, когда он получил это повеление. Однако слуги его благоразумно замети­ли, что он готов был выполнить и более сложные требования пророка, так почему бы не выполнить столь легкие? Повино­вавшись повелениям Елисея, Нееман по­лучил исцеление.

Реакция Неемана на исцеление гово­рит о его смирении и благодарности. Что бы он ни думал об израильском Боге рань­ше, теперь он провозгласил Его единствен­ным Богом (15). С этих пор он намерен поклоняться только Господу (17). Просьба Неемана об израильской земле не означа­ла, что, по его мнению Бог ограничен толь­ко израильской территорией. Скорее, она отразила его веру, что Божья земля была святой, а потому именно эта земля нужна для святого места поклонения Господу в Сирии. Просьба Неемана в стихе 18 со­всем не означает, что он намеревался по­клоняться Риммону (название арамейско­го бога Адада или Адду) наряду с поклоне­нием Господу. Это бы противоречило его заявлению в стихах 15 и 17. Его проблема заключалась в том, что в качестве члена царского двора он обязан был присутст­вовать при всех церемониях поклонения Риммону несмотря на то, что теперь он был верен только Господу. Благословение Ели­сея сообщило ему уверенность, что он по­лучил то прощение, о котором просил. Этот отрывок дает представление о тех трудно­стях, с которыми сталкиваются люди, жи­вущие и служащие Богу среди иноверцев.

Попытка Гиезия обмануть (10-27) за­канчивает эту историю печальной и нази­дательной нотой. Как высокопоставлен­ный чиновник, Нееман привез с собой очень ценные подарки, но Елисей отка­зался от них. Искушение заполучить хотя бы некоторые из них было непосильным для Гиезия, и он решил воспользоваться благодарностью и щедростью Неемана. Елисей, узнав об этом от Бога, обличил Гиезия, который в наказание был поражен еще более лютой болезнью, чем та, которой болел Нееман.

 Утонувший топор ( VI, 1-7). Здесь необходимо учитывать, что топор, сделанный из железа, стоил дорого, и бедные члены общины не имели своего топора, но взяли топор на временное пользование. Хотя действия Елисея похожи на магические (один предмет «притягивает» другой), все же топор всплыл потому, что именно Елисей хотел этого.

Смерть Елисея и последнее чудо ( XIII, 20-21). В отличие от Илии, Елисей прошел обычный путь: смерть, погребение и разложение. Описываемый случай про­изошел, по меньшей мере, года через два после его смерти, поскольку сохранились только его кости. Это чудо, случившееся после смерти человека, не имеет аналогов в Библии. Автор, видимо, хотел этим чу­дом еще раз подчеркнуть уникальную силу и власть Елисея, показывая, что даже кро­хи той силы, что осталась в его костях, было достаточно, чтобы возвратить умер­шего человека к жизни. И, что более важ­но, случившееся символически указыва­ет на то, что деяния Елисея дали Израилю новую жизнь.

Переворот Ииуя (4 Цар. IX – X).

Елисей, как уже было сказано, активно участвовал в политической жизни Израиля. Одним из таких вмешательств в государственные дела стало помазание в 841 г до Р. Х. на царство Ииуя, совершенное учеником Елисея. Тем самым Елисей исполнил повеление, данное еще пророку Илии. Кроме того, он надеялся на позитивные изменения в религиозной политике Северного царства, которые могли произойти после свержения нечестивой династии Ахава.

Священный автор подробно описывает события, сопровождавшие приход к власти Ииуя. Можно полагать, что подобным образом происходили все государственные перевороты в Израиле и уничтожение всех родственников бывшего царя было обычаем (вспомним Ваасу и Замврия), однако Ииуй превзошел всех предшественников в жестокости и коварстве. Кроме того, автор намеренно подробно цитирует летопись, показывая тем самым как были наказаны потомки нечестивого Ахава и как исполнилось пророчество Илии об уничтожении династии Ахава.

Итак, шел 841 г. до Р. Х. и израильский царь Иорам вел очередную войну с Сирией за Рамоф Галаадский. Прот. А. Мень полагает, что Иорам осаждал Рамоф, захваченный сирийцами, однако в IX, 1, 4 говорится, что израильские войска уже находились в Рамофе и потому более вероятным выглядит заключение, что Иорам ранее взял этот город и теперь оборонял его от сирийцев. Вместе с Иорамом в войне участвовал его племянник и союзник Охозия, царь Иудеи. Во время перестрелок Иорам был ранен и уехал вместе с Охозией в город Изреель залечивать рану.

Командование войском принял Ииуй (Иегу), старый военачальник, служивший еще при Ахаве. Когда цари покинули стан, к Ииую явился неизвестный юноша, оказавшийся учеником Елисея, и наедине помазал Ииуя царем над Израилем. Тотчас об этом стало известно военачальникам и они поспешили поддержать Ииуя. Вскоре вся армия перешла на сторону узурпатора. Видимо, причиной недовольства были долгие и изматывающие войны с Сирией, которые привели к падению авторитета правящей династии.

Трудно сказать, почему Господь и пророк Елисей помазали именно Ииуя. Скорее всего, как глава армии он был единственным в стране человеком, обладавшим реальной силой.

Подобного рода военные бунты часто имели место на Древнем Востоке, и в подобных случаях узурпаторы нередко уничтожали не только самого царя-предшественника, но и всех его близких и дальних родственников. Ииуй не только не стал исключением, но взялся за уничтожение родственников Ахава с особой жестокостью. Он последовательно убил самого Иорама, затем Охозию Иудейского (Охозия по матери был внуком Ахава), мать царя Иезавель, 70 детей Ахава от разных жен и всех его вельмож и родственников (X, 11) и 42 брата Охозии. После этого он обманом собрал всех пророков, жрецов и служителей Ваала и истребил их. Также Ииуй разрушил храм Ваала в Самарии, а то место, на котором находился храм, превратил в «место нечистот». Это должно было предотвратить возможность восстановления капища, так как обычно храмы строили вновь на тех местах, где они находились. Посредством таких мер Ииуй уничтожил культ Ваала в Северном царстве и Господь обещал, что его потомки будут править Израилем до 4-го рода.

Несмотря на то, что Ииуй исполнил волю Божию относительно дома Ахава, все его действия заслуживают решительного осуждения. Да, он был орудием Божьим, но это был, по сути, жестокий и коварный воин, который руководствовался, прежде всего, собственными корыстными интересами. В конце концов, в такой массовой бойне не было необходимости, да и такая жестокость не могла быть угодна Богу. Косвенным свидетельством в пользу этого является отсутствие дальнейших упоминаний о Елисее, который, видимо, разорвал все отношения с Ииуем. Впоследствии пророк Осия, предрекая падение династии Ииуя, возвестит, что это будет наказанием за кровь Изрееля (Ос. I, 4), т. е. за те убийства, которыми Ииуй проложил себе дорогу к трону. В этом контексте можно провести аналогию между Ииуем и Навуходоносором II, который разрушил Иерусалим. Последний также был орудием Господа, однако нес и ответственность за свои действия.

Израиль во 2-й половине IX века до Р. Х.

При царе Ииуе единственным государственным культом стал культ тельцов, введенный еще Иеровоамом I. Однако сам царь «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца» (X, 31), потому священный автор также дает ему отрицательную оценку, как и другим царям Северного царства.

Во внешней политике приходится констатировать ослабление Израиле. Во-первых, Ииуй своей жестокостью и последующими грехами оттолкнул от себя Елисея, в результате чего лишился помощи Божией в борьбе с внешними врагами. Во-вторых, уничтожив Иезавель и ее потомков, он лишился военной поддержки Финикии, а также, учитывая, что в Иудее воцарилась дочь Ахава Гофолия, Ииуй не мог надеяться и на ту небольшую помощь, которую могла оказать Иудея. Таким образом, Израиль лишился всех прежних союзников и оказался один в борьбе с более мощными врагами.

Сразу после воцарения Ииуя в 841 году в Палестине появляется ассирийский царь Салманасар III (859 – 824), который, будучи поражен в 853 г. войсками Ахава, вновь предпринял попытку наступления. Прежняя антиассирийская коалиция вследствие государственного переворота в Израиле распалась, так что сопротивление Ассирии оказал лишь царь Дамаска. Ииуй, не имея возможности противостоять сильному противнику, признает вассальную зависимость от Салманасара и приносит ассирийцу дань, состоящую из золотых слитков, серебра и дорогих пород дерева. В Библии об этом событии не говорится, однако об этом сообщают ассирийские источники, где есть даже изображение Ииуя.

Однако вскоре влияние Ассирии в этом регионе ослабевает и, более того, после 838 г. ассирийцы, занятые войнами на Востоке, не появляются в течение нескольких десятилетий на Западе. Это создает благоприятную обстановку для усиления Сирии, которая становится ведущей державой региона. В результате успешных войн с Ииуем Азаил, царь Сирии (842 – 800), захватывает все заиорданские территории (X, 32-33).

При сыне Ииуя Иоахазе, правление которого описывается в XIII, 1-9, имеет место дальнейшее ослабление Северного царства. Иоахаз не только ходил в грехах Иеровоама (XIII, 2), но при нем возрождается культ Астарты, так как в 6-м стихе говорится о «дубраве», которая была одним из атрибутов культа этой богини. Как следствие, Господь в качестве наказания для Израиля допускает новое нашествие Азаила, которое поставило уже под угрозу существование Израиля как государства. Стих XIII, 5 позволяет говорить, что на некоторое время Израиль попадает в зависимость от Сирии в правление Азаила и Венадада III. В этой кризисной ситуации Иоахаз обратился к Господу, Который послал «избавителя». Личность этого избавителя, вызывает много споров. Одно из наиболее вероятных толкований говорит о том, что здесь имеется в виду ассирийский царь Адад-нерари III (811 – 781), который в 805 г. до н. э. нанес ряд поражений войску Сирии. В результате неудачных войн с Сирией армия Израиля была почти разбита и ее остатки перечислены в стихе 7. Обратим внимание на наличие всего 10 колесниц, тогда как Ахав в 853 г. мог выставить 2000.

Иудея во 2-й половине IX века до Р. Х.

(4 Цар. XI - XII; 2 Пар. XXII – XXIV).

Переворот Ииуя оказал существенное влияние и на положение дел в Иудее, так как Ииуй убил царя Охозию и других взрослых мужчин царского рода. Когда стало известно об этом, Гофолия, мать Охозии и дочь Ахава, которая изображена как жестокая и хит­рая женщина, решила уничтожить всех оставшихся представителей династии Давида, чтобы стать царицей Иудеи. То, что ей почти удалось это, говорит о ее сильном влиянии в Иудее. Интересно, что это единственная женщина в истории обоих царств, которой удалось стать единовластной правительницей.

Если бы ее планы увенчались успехом, то был бы положен конец династии Дави­да. Однако Божьим промыслом совершилось спасение династии. В этой истории мы видим исполнение обетований Бога о сохранении и утверждении династии Давида.

Иосавеф, се­стра покойного Охозии, которая могла быть как дочерью самой Гофолии, так и дочерью другой жены Иорама, решает укрыть ребенка Иоаса. Мы не знаем, поче­му она решила спасти именно Иоаса (которому тогда было около года, как об этом сообщается в XI, 21), а не других сыновей царя, которых должны были умертвить. Возможно, основным мотивом был возраст Иоаса: он был слишком мал, чтобы научиться чему-ни­будь от идолопоклонницы Гофолии.

О шестилетнем царствовании Гофолии (841 – 835) почти не говорится, поскольку автор не признает ее права на престол. Начиная с 4-го стиха, повествуется о событиях, связанных с воцарением Иоаса. На сцену вы­ходит первосвященник Иодай (согласно 2 Пар. XXII, 11 Иосавеф была женой Иодая.), который и организует восстановление династии Давида. Готовность воинов участвовать в заговоре Иодая показывает, что Гофолия их поддержки не получила. Многочисленные подробности говорят о том, как тща­тельно спланировал эту операцию Иодай и насколько высокой была секретность.

В результате успешного восстания семилетний Иоас был признан царем Иудеи, а Гофолия была убита. Восклицания людей, когда Иоас был по­мазан (12), свидетельствуют о популяр­ности в Иудее восстановленной линии Давида.

Иоас, царь Иудейский (835 – 796) воспитывался при священнике Иодае, который стал наставником юного царя. В стихе 2 говорится: И де­ лал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай. Следовательно, верность царя истинной религии в течение 1-й половины правления объясняется влиянием Иодая. Священные авторы не конкретизируют, что же делал Иоас для утверждения истинной религии, но можно полагать, что он боролся с идолопоклонством в духе благочестивых предшественников: уничтожал капища, жертвенники, статуи идолов. Также сообщается  о двух женах и детях Иоаса, чем показывается, что царская семья, в правление Гофолии находившаяся под угрозой полного уничтожения, снова начинает восстанав­ливаться. Кроме того, рождение потомства является Божьей наградой за послушание (2). Автор книги Царств упрекает Иоаса только за то, что он не уничтожил яхвистские высо­ты (XII, 3).

Важным делом Иоаса стал произведенный в его правление ремонт храма (XII, 4-6). Причина, по которой необходимо было ремонтировать храм, в книге Царств не при­водится, однако в 2 Пар. XXIV, 7 говорится о том, что «Гофолия и сыновья разорили дом Божий» и награбленное использовали для покло­нения Ваалу. Для ремонта храма нужны были средства, которые приходили из разных источников, указанных в XII, 4-5. Использование денег на восстановление Храма из всех указанных источников говорит о серьезности по­вреждений. Непонятно значение еврейской фразы, переведенной как от своего знакомого. Более правильный перевод этой фразы – «из своих запасов» – означает, что на осуществление работ по ремонту Храма расходовались также и средства из личных доходов самих священ­ников. Нам не сообщают, в какой год своего правления Иоас начал ремонтные работы в Храме, поэтому мы не знаем, сколько времени прошло с тех пор до двадцать тре­тьего года его царствования (6). Создается впечатление, что ремонт неоправданно затянулся, в результате чего священники лишились пра­ва руководить восстановлением храма и была введена новая система финансиро­вания ремонтных работ. В том, как Иоас распоряжался священниками, видна ре­альная власть над ними, которой к тому времени обладал царь.

На основании 4 Цар. XII, 13-14 можно сделать вывод, что прежние хра­мовые принадлежности, вероятно, были утеряны, или осквернены, или украдены. Но производство новых предметов для Храма было приостановле­но, потому что все золото и серебро шло на оплату ремонтных работ (еще одно свиде­тельство скудных ресурсов). Означает ли отсутствие этих принадлежностей остановку обычного храмового богослужения, или же службы продолжались с использованием более простых сосудов? Все эти вопросы оста­ются без ответа.

После смерти Иодая резко меняется религиозная политика царя Иоаса. Это описывается в книге Паралипоменон. На сцене появи­лись князья Иудейские, вероятно, старая партия сторонников Гофолии, под влиянием которых возрождается культ Астарты, о чем говорит выражение «служить деревам» (XXIV, 17-18). Сын Иодая Захария произнес обличительную речь, за что был убит по приказанию Иоаса. Вскоре за идолопоклонство и убийство праведного Захарии последовали наказания.

Сирийский царь Азаил, подчинив Северное царство, вторгся далеко на юг до границ Иудеи, поставив под угрозу существование само­го Иерусалима. Похоже, у Иоаса не было достаточно сил, чтобы предотвратить продвижение Азаила. Не имея возможности сопротив­ляться, он откупился от неприятеля драго­ценными предметами, взятыми из Храма и дворцовых сокровищниц (18). Однако вскоре последовало еще одно вторжение сирийцев, которое описывается в книге Паралипоменон. Вследствие этой войны были убиты многие представители иудейской знати и сама Иудея была разграблена.

Тяжелые поражения в войнах с Сирией способствовали падению авторитета Иоаса. Этим, видимо, и объясняется то недоволь­ство, которое привело к убийству царя, и тот факт, что Иоаса похоронили в Иерусалиме, но не в царских гробницах.

Израиль и Иудея в 1-й половине VIII века.

Вслед за упадком, который пережили оба царства в конце IX века, начинается период подъема, в результате которого Израиль и Иудея вместе достигают той политической высоты, на которой Израиль находился при Давиде и Соломоне. Так что 1-я половина VIII в. – период наивысшего расцвета и могущества Северного и Южного царств.

В Израиле начало подъема связано с именем царя Иоаса, 3-го представителя династии Ииуя. Действительно, в начале правления Иоаса политическое положение Израиля было плачевным: Израиль вследствие активных действий сирийского царя Азаила не только потерял ряд пограничных территорий, но и сам стал данником Сирии. Однако в этой тяжелой ситуации Господь, Который управляет ходом истории, дарует Израилю избавление. Причиной возрождения Израиля, как говорится в XIII, 23, стала верность Господа завету, который Он заключил с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом.

И вновь спасение приходит через Елисея. Иоас с особым уважением относился к пророку Елисею и перед кончиной последнего пришел, чтобы оплакать умирающего великого израильского пророка. Он называет Елисея «колесницей и конницей Израиля», и в этих словах можно увидеть тревогу царя о том, что после смерти Елисея Израиль останется совершенно беззащитным. Однако Елисей посредством символических действий (действия со стрелами выполняет сам царь, но Елисей в это время возлагает на него руку) возвещает о будущем избавлении от сирийцев. Однако из-за недостатка веры и решимости, который проявил Иоас при выполнении символических действий, успех Израиля в войнах против Сирии будет ограниченным.

И вот, в это время начинается новое наступление Ассирии, которая наносит сокрушительное поражение сирийскому царю Венададу III. Вследствие этого Израиль на некоторое время становится данником Ассирии (об этом говорится в ассирийских источниках). Однако вскоре ассирийцы отступают, а так как Сирия была разорена ассирийцами, то израильский царь Иоас смог добиться стабильности в своем государстве и затем 3 раза нанес поражение сирийцам во главе с Венададом III. В результате Иоас вернул Израилю те города, которые были утеряны его предшественниками.

Также на короткое время Иоас подчиняет и Южное царство, Иудею. Явившись орудием Господа для наказания Иудеи, Иоас после этого успеха не пытается сохранить свой контроль над Южным царством, но вскоре Израиль и Иудея заключают союз, который стал выгодным для обоих государств.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 284.