Сын Езекии Манассия – один из самых нечестивых среди всех иудейских царей. По духу своей политики он уподобился своему деду Ахазу, так как Манассия свел на нет все реформы и достижения своего отца и вернул Иудею на путь идолопоклонства.
Правление Манассии, сына Езекии, пришлось на 1-ю половину VII века. В это время Ассирия достигла вершины могущества при царях Асархаддоне и Ашшурбанапале, так что был подчинен даже далекий Египет. При Асархаддоне в 673 году был захвачен Мемфис, а в 663 году Ашшурбанапал разрушил Фивы и расширил владения Ассирии в Египте. В те годы многим в Иудее, вероятно, казалось, что власти Ассирии не будет конца, что нет ни на небе, ни на земле той силы, что могла бы ее обуздать и смирить. Неудивительно поэтому, что на политику царя решающее влияние оказывала проассирийская партия. Только подлинная верность великой державе должна была отныне определять путь Иудеи.
Но Манассия и его окружение пошли гораздо дальше этих политических выводов. Вассальную зависимость Иерусалима от Ниневии они распространили и на религиозную жизнь, хотя цари Ассирии не требовали от зависимых от них правителей принятия ассирийской религии.
В итоге при Манассии большое распространение получил культ астральных богов, звезд, или «Воинства небесного». В Ассирии и в Вавилоне, светила считались богами, властителями человеческих судеб. Все события земной истории проходили для восточного человека под знаком созвездий. Сражения и перевороты, престолонаследия и набеги определялись движением небесных тел. Ассирийские цари ничего не предпринимали, не справившись с оккультными книгами и не посоветовавшись с астрологами.
В Иудеи «Воинство небесное» превратилось, по примеру Ассирии, в объект поклонения. Во дворе храма воздвигли два жертвенника в честь дневных и ночных светил. В особом зале при храме поместили богато украшенную колесницу, предназначенную для процессий в честь солнца. В Иерусалиме появились всякого рода заклинатели мертвых, маги и знахари.
Также Манассия приказал поставить в храме статую Астарты, учредил при ней культ и жреческий штат. Скоро по распоряжению Менаше восстановили все старые жертвенники, священные камни и рощи. Прежние суеверия, против которых боролся Езекия, с удвоенной энергией вырвались наружу.
Но самым страшным был возврат к культу Молоха. В долине Генном (Геенне) у юго-западной стены Иерусалима были поставлены жертвенники, на которых приносили в жертвы людей, главным образом детей.
Библия содержит несколько кратких, но весьма красноречивых свидетельств о трагических событиях, разыгравшихся в Иерусалиме в результате политики Манассии. Из этих свидетельств явствует, что ученики Исаии открыто выступили на защиту религии Яхве. Один из пророков выразил чувства всех ее поборников в гневной речи против царя (4 Цар 21, 11-14). Видимо, эта или подобная ей угрожающая речь послужила для властей сигналом к началу систематических гонений. Манассия, опираясь на ассирийцев, чувствовал себя на престоле прочно и решил беспощадно расправляться со всеми недовольными. По словам Иеремии, который в детстве еще застал эти репрессии, «меч пожирал пророков, как лев», а автор Книги Царств говорит, что «Менаше пролил столько невинной крови, что наполнил ею Иерусалим от края до края» (Иер 2,30; 4 Цар 21,16). И хотя никаких подробностей об этом темном сорокалетнем периоде до нас не дошло, приведенные слова ясно доказывают, что в Иерусалиме шла ожесточенная борьба. Да и в самом деле трудно представить себе, чтобы люди, слышавшие проповеди Исаии и Михея, могли сразу и целиком принять сторону Менаше. К тому же священники, пророки и «бедняки Господни», не привыкшие склонять головы перед царями, несомненно, побуждали народ оказывать властям сопротивление.
Но и власти, в свою очередь, не останавливались перед самыми суровыми мерами. Самые страстные обличители и непримиримые борцы были либо казнены, либо рассеялись по городам Иудеи. Библия ничего не говорит о деятельности самого Исаии в этот мрачный период. Возможно, он не дожил до этих дней отступничества. Правда, есть иудейское предание, которое утверждает, что он был убит по приказу Манассии. Однако достоверность этого предания сомнительна.
В 652 г. в Ассирии возникла гражданская война вследствие восстания Шамашшумукина, родного брата Ашшурбанапала, назначенного на должность правителя (то есть вассального царя) Вавилона. Он пытался отложиться от Ассирии. В кульминационный момент этого восстания в 648 году вспыхнули восстания в Сирии и Палестине. Возможно, к Едому и Моаву, которые упоминаются в ассирийских надписях в связи с этими восстаниями, присоединилась и Иудея. После подавления этих восстаний иудейский царь Манассия был взят в плен. В плену он покаялся и теперь признавал Господа, даже составил Ему молитву (2 Пар. 33:10-13).
Вернувшись в Иерусалим, он начал реформы, повелевая жителям Иудеи служить только Господу, Богу Израиля. Однако вряд ли его реформа была успешной, так как его никто не поддерживал: истинные служители Божьи, жившие во времена Езекии, были давно казнены. Кроме того, даже если Манассия в том же 648 году возвратился в Иерусалим, у него оставалось слишком мало времени, чтобы отменить религиозные обряды, которые он насаждал в течение многих лет. Потому автор книги Царств вовсе не сообщает о перемене, произошедшей в политике Манассии.
Манассию на престоле Иудеи в 642 году сменил его сын Амон. Без колебания он приступил к служению идолам, которое было введено и поддерживалось в продолжение почти всего времени царствования его отца. Если же следовать тексту книги Царств, то создается впечатление, будто Амон просто продолжил нечестивую политику своего отца. Однако проассирийский курс Амона вызвал недовольство знати, и этот царь вскоре был убит.
Молитва Манассии. В 2 Пар. XXXIII, 18-19 говорится о том, что в плену Манассия составил молитву и текст этой молитвы сохранился до времени писателя Паралипоменон, однако он не поместил ее в книгу. В то же время в переводе LXX и других древних переводах присутствует молитва, надписание которой связывает ее с иудейским царем Манассией. Однако на самом деле эта молитва не имеет никакого отношения к Манассии. Полагают, что она была написана палестинским иудеем на греческом языке, хотя трудно говорить однозначно о языке оригинала, так как произведение слишком краткое. Судя по тексту, молитва относится к периоду с 250 г. до Р. X. по 50 г. по Р. X. В синодальном переводе она делится на 12 стихов и помещена в конце 2 Паралипоменон. Эта молитва употребляется за православным богослужением и читается во 2-й части великого повечерия.
Однако все исследователи однозначно признают неканоничность этой молитвы. В пользу этого говорит отсутствие ее в еврейской Библии. Кроме того, некоторые ее положения контрастируют с христианским учением. Так, в молитве Авраам, Исаак и Иаков представлены как праведники, которые не грешили и не нуждались в покаянии. Это свидетельствует об иудейском мышлении, предшествующем проповеди христианства.
Правление Иосии (4 Цар. XXII – XXIII;
2 Пар. XXXIV – XXXV).
Последний благочестивый царь Иудеи, правивший с 640 по 609 гг., наряду с Езекией удостоился от священного автора наивысшей похвалы. Про Иосию сказано, что он «делал угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4 Цар. XXII, 2). Это выражение («ни направо, ни налево») встречается в книге Второзаконие (Втор. V, 32), а в исторических книгах прилагается только к Иисусу Навину (Нав. I, 7). Таким образом, Иосия из всех иудейских царей в наибольшей степени приблизился к тому идеалу царя, который был начертан Второзаконием. Также обратим внимание на похвальное слово в честь Иосии в Сир. XLIX, 1-4.
Когда был убит царь Аммон, Иосии было лишь 8 лет. В 4 Цар. XXI, 24 говорится, что активное участие в возведении Иосии на престол принял «народ земли». Видимо, это были простые иудеи, сохранившие верность дому Давида, тогда как знать хотела, возможно, основать другую династию.
Не исключено, что первые 10 лет правления Иосии, когда он был еще отроком, иудеи продолжали поклоняться языческим богам и творить те мерзости, которые процветали при Манассии и Аммоне. Но в 632 г. Иосия начал обращаться к Господу, а к 628 г., когда царю было 20 лет, он уже утвердился в вере и начал религиозную реформу. Иудея вступила в фазу своего последнего духовного обновления.
В центре всей религиозной политики Иосии стоит обретение в 622 г. книги Закона. Во время проведения ремонтных работ в храме была найдена некоторая книга, которая, возможно, находилась в фундаменте храма или в храмовом архиве. Возможно, что во времена гонений на истинную религию при Манассии некий благочестивый иудей спрятал эту книгу. Однако известен также факт, что на Ближнем Востоке в фундаменте храмов закладывали важные рукописи.
Что это была за книга? Так как суть последующих действий Иосии лучше всего отражает книга Второзаконие, которая говорит о единстве места для поклонения Господу и призывает к борьбе с языческими культами, то многие полагают, что найденной книгой было Второзаконие. Однако есть основания считать, что это было все Пятикнижие. В пользу же Пятикнижия говорит то обстоятельство, что самаряне восприняли у иудеев Пятикнижие в полном его объеме. Но это не могло произойти в атмосфере возникшего сразу после возвращения в Иудею первой группы переселенцев конфликта между иудеями и самарянами, который разрастался и обострялся в течение всего послепленного периода. В то же время трудно допустить, что самаряне могли принять Пятикнижие вскоре после падения Северного Царства, т.е. на раннем этапе своей истории, так как в религиозной жизни самарян конца VIII-VII вв. до Р.Х. почитание Яхве мирно уживалось с их традиционными языческими культами, о чем свидетельствует 4 Цар. XVII, 25-41. После исключения двух указанных периодов остается только один хронологический отрезок, когда могло произойти данное историческое событие. Это – период религиозной реформы иудейского царя Иосии (640 – 609). Последний, пользуясь ослаблением Ассирии, захватил после 622 г. до Р.Х. области, населенные самарянами, и распространил на них свою реформу, которая сопровождалась проповедью Книги Закона. Эти события – единственный исторический фон, когда самаряне реально могли воспринять у иудеев Пятикнижие. Из этого следует, что именно Пятикнижие было той самой книгой, которую первосвященник Хелкия передал царю Иосии в 622 г. до Р.Х.
Из содержания 4 Цар. XXII создается впечатление, что реформы начались только после обретения книги Закона. Однако считать, что Иосия стал реформатором только после 622 г. и только благодаря нахождению книги Закона, было бы ошибкой. Уже сами работы по обновлению храма говорят о том, что какие-то шаги в борьбе с идолопоклонством были сделаны. Потому повествование книги Паралипоменон лучше отражает реальную последовательность событий. Нахождение книги Закона лишь придало новые силы и уверенность Иосии и дало толчок к еще более решительным действиям. Действительно, при чтении книги Иосия был потрясен несоответствием реальной жизни Иудеи и требованиям Моисеева закона. Он даже обратился к пророчице Олдаме за тем, чтобы узнать, что Господь уготовил Израилю.
Суть реформ Иосии. Иосия и его сторонники не только уничтожили все изображения языческих богов, но и разрушили жертвенники по всей территории Иудеи, вырубили священные деревья, а также уничтожили все предметы, использовавшиеся для идолопоклонства. Вместе с тем были запрещены человеческие жертвоприношения. Однако этим Иосия не ограничился, но решил осквернить все места, связанные с идолопоклонством, а также высоты. Для этого все указанные места были засыпаны костями мертвецов; также Иосия приказал выкопать кости языческих жрецов и сжечь их на этих жертвенниках (впоследствии на этот факт сделали ссылку отцы V Вселенского Собора). Такие меры означали осквернение бывших священных мест, так что возобновление богослужения в этих местах было невозможно.
Так как в это время Ассирия не могла влиять на ход дел в Палестине, то Иосия контролировал и некоторые области бывшего Северного царства и на них также боролся с идолопоклонством. Особое внимание уделяется деятельности Иосии в Вефиле, подчеркивается исполнение пророчеств, которые изрек человек Божий во дни Иеровоама I. Здесь также жертвенник был сокрушен, а место святилища засыпано костями мертвецов. При этом могиле человека Божия было оказано почтение.
Также были уничтожены и яхвистские высоты, а левиты, служившие при этих высотах, были переведены в Иерусалим и могли питаться при храме (4 Цар. XXIII, 8-9). В самом Иерусалимском храме также произошли перемены. Те помещения, где женщины ткали покрывала для культа Астарты и предавались культовому блуду, были разрушены. Кони, посвященные солнцу, были удалены, а колесницы сожжены огнем. Также жертвенники во дворе храма, воздвигнутые Манассией, были уничтожены. Сам храм был обновлен и перестроен, и в нем совершилось публичное чтение книги Закона (книг было мало и многие были неграмотными). Затем народ дал обещание верности постановлениям Закона, а вскоре в 621 г. была совершена пасха, причем так, как требовал закон. Подобного торжества не было в Иерусалиме со времен судей (4 Цар. XXIII, 22).
Также Иосия запретил деятельность магов, вызывавших духов предков, а самих таких людей приказал истребить (XXIII, 24).
Успехи и неудачи реформы. С одной стороны, Иудея была полностью очищена от идолопоклонства. Об успехе религиозной реформы Иосии говорит следующий факт. До нас дошли письма одного иудейского офицера, датируемые началом VI века (накануне падения Иерусалима). Среди 22 имен нет ни одного имени, которое включало бы в себя наименование какого-либо языческого бога, а язык писем сходен с книгой Иеремии. Также реформы Иосии способствовали консолидации, единению иудейского народа, что помогло ему не потерять своей самобытности в период плена.
С другой стороны, реформы были внешними, они не проникли в сердца простых людей и потому после смерти Иосии люди вновь легко уклонились от Господа.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.