Автор книги Царств очень мало внимания уделяет этому царю (всего 7 стихов), тогда как Азария (Озия) царствовал 52 года, т. е. дольше всех других царей. Двойное имя объясняется так: Азария – личное имя, тогда как Озия – тронное имя, принятое при коронации. Автор книги Царств сообщает о том, что Озия «делал угодное в очах Господних», но не отменил высоты. Также здесь говорится, что Господь поразил Озию кожной болезнью, но причины этого не указаны.
Гораздо более полная картина представлена в книге Паралипоменон. Здесь мы видим, что, подобно своим отцу и деду, Озия в начале своего правления был благочестивым, однако в конце его преступил закон Господень.
Итак, молодой Озия был энергичным и талантливым правителем, и он искал Бога. Его наставником был некто Захария, который учил царя страху Божию. Кто был этот Захария, неясно. Есть мнение, что так звали первосвященника, но может это был пророк, человек Божий. Вследствие этого почтения к закону Господню Бог благословил все начинания Озии. Он провел реорганизацию и перевооружение армии, восстановил укрепления Иерусалима. Он построил ряд крепостей, чтобы обезопасить торговые пути от набегов кочевников. На стенах крепостей Озия соорудил машины, которые были подобны катапультам и метали камни на врагов в случае осады крепости. Озия также покровительствовал развитию земледелия и восстановил предприятия по переработке меди, которые были заброшены после смерти Соломона. Наконец, он возобновил торговлю через Красное море. Вместе с царем Израиля Иеровоамом II Озия контролировал важнейшие торговые пути.
Увеличение числа и боеспособности армии благоприятствовало ведению успешных войн. Озия подчинил филистимлян, разрушил их важные города Азот и Геф, вместо них построил ряд новых крепостей, вследствие чего получил выход к Средиземному морю. Также он нанес поражения окрестным народам (арабам, аммонитянам) и расширил границы Иудеи так, что вместе Иудея и Израиль превосходили территорию Израиля при Соломоне, а имя Озии стало известным в Египте. Но необходимо отметить, что в иудейском обществе имели место те же отрицательные явления, которые были присущи Израилю: социальные противоречия и религиозный формализм, что видно из содержания книг пророков Исаии и Михея.
Однако вследствие своих достижений Озия возгордился и решил присвоить себе обязанности священника. В принципе, многие цари древнего мира исполняли функции жрецов. Но религия Израиля запрещала делать нечто подобное своему царю. Озия, который не оставлял Бога, был все же наказан за проявление чрезмерной гордыни. Преступление Озии состояло в том, что он не только взял на себя функции священника, но и вошел в храм (так как кадильный жертвенник находился в храме), куда разрешалось входить только священникам, потомкам Аарона (даже левитам запрещалось). Первосвященник Азария упрекнул царя за то, что тот нарушает закон, но царь разгневался, услышав этот упрек, и потому немедленно был наказан Богом.
Царь не мог оправдать свой поступок молодостью или неопытностью, так как он находился уже в зрелом возрасте. Потому он понес всю тяготу Божественной кары. Его болезнь не была проказой в современном понимании (эта болезнь на Ближнем востоке появилась при Александре Македонском), но это была одна из кожных болезней, которые лишали человека права на участие в общественной жизни. Потому Озия остаток жизни провел в полной изоляции, а государством в это время управлял его сын Иоафам.
В год смерти Озии был призван пророк Исаия и для иудейского народа начался период испытаний. Таким образом, вместе в Озией отошел в прошлое и золотой век Иудеи.
Израиль и Иудея во 2-й половине VIII века.
Новый подъем Ассирии.
В это время существенное влияние на жизнь обоих израильских царств оказывает Ассирия, которая становится сверхдержавой на Ближнем Востоке, и потому необходимо сказать несколько слов о политике этого государства. Вот имена и годы правления шести царей, с которыми связан период наивысшего могущества Ассирии.
Тиглатпаласар III (745 – 727) Салманасар V (727 – 722)
Саргон II (722 – 705) Синаххериб (705 – 681)
Асархаддон (681 – 669) Ашшурбанапал (669 – 631 или 629)
Ассирийская армия, уставшая от постоянной чехарды на престоле, воцаряет в 745 г. военачальника Тиглатпаласара. Именно с его царствования начинаются новые порядки:
1) Была реорганизована армия: теперь она состояла не из ополчения, а из профессиональных воинов, которые жили за счет награбленной добычи. Увеличилась боеспособность армии, тем более что ассирийцы первыми стали использовать стальное оружие. Вместо колесниц появилась кавалерия, которая позволяла наносить стремительные удары. Для осады крепостей использовали стенобитные орудия. Была налажена служба разведки, во главе которой стоял наследник престола.
2) Большие области разделены на множество мелких, во главе которых стояли евнухи. Так что царь мог не опасаться новых династий и претендентов.
3) Новый царь начал активную завоевательную политику, причем у Тиглатпаласара был даже план покорения ближневосточных государств одного за другим. При этом сначала на 1-м этапе Ассирия довольствовалась признанием своего верховенства и взиманием дани. Затем в случае бунта после его подавления большая часть территории присоединялась к Ассирии, а население переселялось на разоренные территории империи, причем как можно дальше от родной земли. Для управления остатком страны назначался новый царь, лояльный по отношению к Ассирии. Если же далее проявлялись элементы непокорности, то государство превращалось в ассирийскую провинцию, а почти все его население выселялось. Все указанные три этапа четко можно выделить в истории завоевания Ассирией Северного царства.
В более древние времена также практиковалось переселение покоренных народов, но не в таких масштабах. Тиглатпаласар III в целом переселил сотни тысяч людей. Ему удалось завоевать Вавилон, где он короновался в качестве вавилонского царя под именем Фул (4 Цар. XV, 19). Его преемники продолжили активную завоевательную политику, и при царе Асархаддоне был завоеван даже Египет.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.