Единство всего Израиля и единство святилища.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор стремится дать представление о единстве двенадцати колен, часто используя выражения «весь народ», «все сыны Израилевы» (III, 1, 7, 17; XVIII, 1 XXII, 14). Все колена принимают участие в войне и воины из восточных колен не могли считать свое дело законченным до тех пор, пока не помогли своим братьям завершить завоевание всей земли (I, 14-15; XXII, 1-9). Двенадцать человек, по одному от каждого колена, взяли по камню из Иордана, чтобы соорудить «для сынов Израилевых памятник на век» (IV, 1-9), и все колена обновили завет в Сихеме (VIII, 33-34).

Тема единства святилища раскрывается в 22 главе, где повествуется о сооружении восточными коленами за Иорданом подобия жертвенника, что израильтяне расценили как нарушение заповеди Второзакония о поклонении Богу только в центральном святилище (Втор. XII, 4-14).

Иисус Навин как преемник Моисея.

На протяжении всего повествования автор проводит параллель между Моисеем и Иисусом Навином. Например, Бог обещал Иисусу быть с ним, как был с Моисеем (I, 5). Оба они проводят народ Израиля через водные преграды, которые чудесным образом расступаются перед ними, и таким образом приобретают авторитет в глазах народа (III, 7). Они снимают обувь в присутствии Господа (V, 13-15), оба ходатайствуют за народ, когда тот согрешает (VII, 7), оба овладевают землей и распределяют ее между коленами (XII, 7-8; XIV, 1-5), оба благословляют народ (XXII, 6) и являются связующим звеном с заветом Авраама с Богом (XXIV). Израильтяне при этих двух вождях во время исхода и завоевания земли стали свидетелями удивительных чудес, которые творил Господь (XXIV, 7, 17) и вошли в завет с Ним.

Богослужебное употребление в Православной Церкви.

За богослужением Православной Церкви книга Иисуса Навина употребляется только 2 раза в году, причем читается один и тот же эпизод: явление Ангела Яхве Иисусу Навину. В Великую Субботу (5-я паремия) читается более пространный вариант: V, 10-15, а в праздник Архистратига Михаила (8 ноября) – часть этого отрывка, а именно V, 13-15.

КНИГА СУДЕЙ.

Еврейское название – «сефер шофетим». Корень «шафат», от которого происходит существительное «шофет», в древних семитских языках значил не только «отправлять правосудие», но и «управлять». Потому в широком смысле термин «шофет» обозначало лицо, которое поддерживало справедливость в интересах израильских колен. А так как справедливость такого рода достигалась посредством защиты от иноземных угнетателей, то судьями названы не только правители, но также и герои, которые избраны Богом для определенной спасительной миссии.

Из всех судей вершила правосудие и разбирала судебные тяжбы только Девора. Все остальные были в основном правителями Израиля. При этом власть судьи распространялась не на весь Израиль, а зачастую ограничивалась территорией одного колена. Также судьи отличались от правителей тем, что их власть не передавалась по наследству, а вступление в должность не сопровождалось официальной церемонией. Они не опирались на государственный аппарат, не располагали регулярной армией и не взимали налоги. Фактически, судья исполнял функции царя, но не пользовался привилегиями царя. Очень важной прерогативой судьи была возможность собирать ополчение. А так как до установления монархии ни один представитель какого-нибудь колена не мог распоряжаться другими коленами, то если судье удавалось собрать ополчение из нескольких колен, то считалось, что через этого судью действует Господь (Суд. VI, 34 – 35).

Есть основания полагать, что в книгу Судей включены деяния далеко не всех судей. Уверенность в этом возрастает, если учесть, что каждое колено жило обособленно и, скорее всего, имело собственных судей.

Те судьи, которые представлены в книге, условно делятся экзегетами на «великих» и «малых». К «великим» судьям относятся Гофониил, Аод, Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон. «Малые» – Самегар, Фола, Иаир, Есевон, Елон, Авдон. Отметим, что общее количество судей – 12 человек, т. е. это символическое число, обозначающее весь Израиль. В связи с этим становится понятным, почему в число судей включена такая эксцентричная личность как Самсон, который не собирал ополчение, не имел полномочий правителя, но действовал в одиночку. Также отметим, что к судьям причислен и Самегар, который вообще не был израильтянином.[5]

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.