Историчность книги Иисуса Навина.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Читая книгу Иисуса Навина, создается впечатление о мощном вторжении израильтян в Ханаан, в результате которого почти вся земля перешла под контроль евреев, а населявшие Палестину язычники были изгнаны или уничтожены. Но в то же время, читая книгу Судей (особенно I и III главы), мы видим совершенно иную картину. Израильтяне лишь медленно и с трудом просачиваются в некоторые области. Они продолжают жить бок о бок с хананеями, заключают с ними браки и союзы – откуда и постоянная угроза языческого влияния (Суд 3,5-6). Связь между коленами лишена прочности. Большинство из них действует на свой страх и риск. Потому возникает законный вопрос: насколько реальны были те события, которые описаны в книге Иисуса Навина и что произошло в действительности? С одной стороны, современные археологические данные свидетельствуют о том, что война, подобная той, которая описана в данной книге, действительно имела место, так как многие города Палестины в XIII веке до Р. Х. были разрушены. С другой стороны, это скорее идеальная картина, отражающая основную богословскую идею автора – показать далеким потокам завоевателей, что Бог был с ними, пока они строго блюли свою веру и не вступали в связь с язычниками. В действительности же переселение в Ханаан происходило постепенно и не имело характера единой кампании. Иисус покорил несколько областей и городов, но распределение территории осуществлялось уже не им. В целом же Ханаан остался страной со смешанным израильско-ханаанским населением. Достаточно сказать, что Иерусалим находился в руках хананеев до времен Давида. Кроме того, частые отпадения израильтян в идолопоклонство вряд ли были бы возможны, если бы они являлись единственными жителями Палестины. А отпадения эти происходили до самого плена.

Также ученые полагают, что некоторая часть израильтян возвратилась в Ханаан еще до Моисея. Эти люди принадлежали к колену Ефрема, что косвенно подтверждается следующим: Иисус Навин занял область ефремлян без борьбы и сделал Сихем в центральной Палестине своей резиденцией. Объяснение этого обстоятельства состоит в том, что Сихем в ту пору контролировался евреями, которые вышли из Египта раньше. Египетский жрец Манефон утверждал, что евреи ушли из страны фараонов вместе с отступавшими гиксосами (см. И. Флавий. Против Апиона, 1,14,15), т. е. около 1550 года до Р. Х.. В военных анналах Тутмоса III (ок. 1500 г.) упомянут палестинский город (или местность) Иосифэль. Не исключено, что он связан с ефремлянами-переселенцами. По мнению большинства библеистов, наличие двух потоков переселенцев (пришедших с Моисеем и до него) положило начало двум культурным традициям Израиля (северной и южной), противоборство которых проходит через всю св. историю.

Содержание книги Иисуса Навина.

Книга Иисуса Навина делится на три части:

– первая (I – XII) посвящена завоеванию святой земли;

– вторая (XIII – XXI) говорит о разделе св. земли между коленами;

– третья (XXII – XXIV) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина.

Библейские сведения об Иисусе Навине. Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея (Втор. XXXI, 23). Впервые с Иисусом Навином мы встречаемся в Исх. XVII, 8-14, где Моисей назначает его командовать армией во время битвы с амаликитянами. Затем мы видим его рядом с Моисеем на Синае (Исх. XXIV, 13; XXXII, 17) и среди 12-ти соглядатаев (Чис. XIII, 9). После этого происходит перемена имени, которая для древнего человека означала решительный поворот в жизни, поставление на особое служение: вместо имени Осия («Господь спас его») Моисей нарекает своему сподвижнику имя «Иошуа», что означает «Яхве – спасение» (Чис. XIII, 17). Это означает, что уже тогда Господь готовил Иисуса к будущей миссии – войти во главе народа в землю обетованную. Наконец, перед всем народом Моисей посвящает Иисуса себе в преемники (Чис. XXVII, 18-20), так что на Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле.

Вступление в землю обетованную ( I – IV).  Сколько времени ушло на захват и раздел Ханаана, не­известно, так как об этом не говорится. Если Ии­сус Навин и Халев были приблизительно одного возраста, то события в книге Иисуса Навина развивались в течение 25-30 лет[3].

Принимая руководство Израилем, Иисус Навин получил за­верение в полной поддержке военных сил колен Рувима, Га­да и колена Манассии, которые поселились на восточной стороне Иордана в уделе, назначенном им еще при жизни Моисея. Вполне разумно заключить, что обещание поддерж­ки в Нав. I, 16-18 было откликом всего народа израиль­ского, когда Иисус Навин давал приказы приготовиться к переходу через Иордан. Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон – первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) – представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Яхве. Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина – одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф. 1,5).

Как видимое подтверждение Своего обетования быть с Иисусом Навином, как Он был с Моисеем, и как дополни­тельное заверение в победе в Палестине Бог чудесным обра­зом перевел израильтян через Иордан. Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море.  Это давало разумное основание для веры в Бога каждому израильтянину (Нав. III, 7-13). Свидетели такого же чуда при бегстве Израиля из Египта уже умерли (кроме Иисуса Навина и Халева), и для нового поколения видимая помощь Бога была, несомненно, большим духовным ободрением. Священники вошли в воду первыми, неся ковчег завета, и, пока они стояли посредине Иордана, народ переходил реку посуху.[4]

Израильтяне должны были запомнить этот переход, и это тоже было предусмотрено. Для этой цели было воз­двигнуто два памятника. Под руководством Иисуса Нави­на были поставлены двенадцать камней на том месте, где священники стояли с ковчегом завета посреди Иордана, пока народ переходил через реку (IV, 3, 8, 20). Также две­надцать мужей, представлявших двенадцать колен Израилевых, несли каждый по камню до Галгала для сооруже­ния этого памятника, который напоминал последующим поколениям о чудесном промысле Божьем и Его заботе при переходе через Иордан. Таким образом, великие Бо­жьи дела должны были сохраниться в памяти народа на все грядущие годы.

Завоевание Иерихона и Гая ( V – VIII). Расположившись станом у Галгала, Израиль как Богом из­бранный народ уже всерьез начал готовиться к жизни в Ха­наане. В течение сорока лет, пока неверное поколение не умерло в пустыне, обрезание как знак завета с Господом (Быт. 17:1-27) не совершалось. Посредством этого обряда новое поколение получило ощутимое напоминание о завете и обетовании, в котором Бог обещал привести их в землю, где «течет молоко и мед». Вход в страну обетования был от­мечен также празднованием Пасхи; кроме того, перестала появляться манна. Отныне и впредь избавленный народ бу­дет питаться плодами земли.

Сам Иисус Навин был подготовлен к захвату так же, как некогда и Моисей, когда Бог призвал его (Исх. III). В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Есть толкование, что этим «вождем воинства Господня» был Архистратиг Михаил, но более верным является толкование, что это был Сам Господь в виде Ангела. Своим яв­лением (теофанией) Бог дал понять Иисусу Навину, что успех захвата не зависит полностью от него, но его назначение при­шло свыше, и он будет наделен для этого силой. И хотя Иисус Навин возглавлял Израиль, он был только служителем и под­чиненным вождя воинства Господня (Иис. Н. 5:13-15)

Иерихон – город греха – должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Потому Изра­иль не нападал на город, следуя обычной военной стратегии, но просто следовал указаниям Господним. Раз в день в тече­ние шести дней израильтяне обходили вокруг города. На седьмой день, когда они обошли его семь раз и стены города рухнули, они смогли войти в город и овладеть им. Но изра­ильтянам не разрешалось ничего брать себе в качестве добы­чи. То, что не было уничтожено, как, например, предметы из металла, было положено в сокровищницу Господню.

Чудесный захват Иерихона убедительно говорил изра­ильтянам, что их враги могут быть поражены. Следующей целью на пути захвата был Гай (VIII). Следуя совету соглядатаев, Иисус Навин послал войско из трех тысяч человек, но оно потерпело жестокое поражение. С помощью жребия Иисус и старейшины обнаружили, что Ахан согрешил при захвате Иерихона, присвоив себе дорогую одеж­ду, а также серебро и золото. За этот дерзкий поступок, нару­шивший повеление не брать себе ничего, но всю добычу по­святить Господу, Ахан и его семья были побиты камнями.

Получив заверение в успехе, Иисус Навин обновил пла­ны захвата Гая, и в отличие от прошлого раза на этот раз бы­ло позволено брать себе скот и другое движимое имущество. Враг был завлечен на открытое место, и тридцать тысяч из­раильтян, засевших за городом, ночью смогли с тыла напасть на Гай и поджечь его. Защитники города подверглись полно­му истреблению, их царь был повешен, а город превратился в развалины.

Город Гай неизвестен по другим источникам, а само слово «гай» означает развалины. В то же время рядом с Гаем находился Вефиль, который был процветающим городом в те времена, и, согласно Олбрайту, который производил там раскопки в 1934 году, он был разрушен в XIII веке до Р. X. Поскольку об этом разру­шении ничего не говорится в книге Иисуса Навина, предлагается два возможных объяснения: 1) жите­ли Вефиля пользовались Гаем как военной крепостью; 2) священный автор, описывая взятие Гая, передает ис­торию захвата Вефиля (т. е. Гай = Вефиль; теория Олбрайта).

Жертвенник в Сихеме. Союз с Гаваоном ( VIII, 30 – IX, 27). После падения Иерихона основная масса израильтян сосредоточивается в Заиорданье и центральной, наименее населенной части Палестины. Религиозным центром Иисус Навин делает город Сихем, у гор Гевал и Гаризим. Проникновение в этот район происходит мирным путем. Некоторые историки полагают, что вокруг Сихема уже жили евреи. Именно здесь сооружается общеизраильский жертвенник и сюда из Галгала переносят Ковчег (позднее святыня была перенесена в Силом; см. Ис Нав 18,1).

В Сихеме складывается традиция возобновления Завета, описанная во Второзаконии (27-28). Вероятно, она была связана с необходимостью поддерживать религиозное единство разобщенных колен. Согласно Ис. Нав 8,32, вождь велел начертать уставы Закона на каменных плитах в память о возобновлении Завета.

 Жители соседнего с Сихемом Гаваона, прибегнув к хитрости, сумели заключить с израильтянами союз. Они утаили, что живут в ближней области, и израильтяне, поверив им, нарушили свое правило, поклявшись жить с ними в мире. Позднее, когда обман раскрылся, гаваониты стали вассалами Израиля. Раскопки показали, что Гаваон и после Иисуса Навина сохранял свое положение богатого торгового города.

Два главных похода Иисуса Навина (X – XI). Договор гаваонитов с израильтянами встревожил царей южной Палестины. Пятеро из них составляют коалицию во главе с царем Иерусалима и двигают войска на Гаваон. Гаваониты посылают гонцов к Иисусу и просят помощи. Быстрым ночным маршем Иисус ведет своих воинов к Гаваону и наносит сокрушительный удар армии аморреев.

При описании сражения говорится о каменном граде, побившем аморреев, и остановившемся солнце. Загадочность языка, которым описан долгий день Иисуса Навина, привела ко множеству интерпретаций, среди которых можно выделить три. 1) Если принять этот случай за продление дневного света, тогда это было чудом, при котором солнце, земля и луна останови­лись. Это дало Израилю больше времени на преследование врага. 2) Просьба Иисуса Навина о помощи свыше могла быть просьбой об избавлении от палящего солнечного зноя, приказом, чтобы солнце скрылось, то есть перестало светить. В ответ Бог послал град, который принес как облегчение от солнечного зноя, так и по­разил врага. 3) Если это просто поэтический язык, тогда Иисус Навин просил себе помощи и силы. В результате этого израильтяне настолько окрепли, что дневной труд был завершен за полдня.

Хотя в результате этого похо­да укрепленные города-государства Газер и Иерусалим не были захвачены, они оказались в полной изоляции. В итоге вся южная область от Гаваона до Кадес-Варни и Газы подпала под полный контроль Израиля, когда Иисус Навин со своими закаленными в бит­вах воинами возвратился назад в стан у Галгала.

Вторым ударом израильтяне отразили натиск галилейской коалиции, во главе с царем Асора. Враги были разбиты у озера Мером, к северу от Генисарета, но победа была не столь полная, как рассказывает Кн. Иисуса Навина. Вскоре асорский царь восстановил свое могущество и на некоторое время (при Деворе и Вараке) подчинил себе североизраильские колена.

Раздел земли. Картина раздела Земли Обетованной – условная, схематическая. На деле значительная часть Палестины и после Иисуса Навина оставалась во власти хананеев. Поэтому жребии, по которым распределялись уделы между коленами, означали скорее "раздел сфер влияния" (А. Князев), чем отражение реальной ситуации. Сама жеребьевка была необходима ввиду назревавшего соперничества колен, желавших захватить лучшие земли.

Последние годы жизни Иисуса Навина (XXII – XXIV). Перед смертью Иисус Навин, как и Моисей, вновь потребовал от собрания старейшин Израиля принять решение и окончательно выбрать: склониться ли на сторону богов Ханаана или всецело посвятить себя единому Богу. Собрание выразило свою готовность хранить верность Богу, что и было торжественно засвидетельствовано в Сихеме.

Сказание о походах Иисуса Навина заканчивается словами: "И успокоилась земля от войны" (11, 23). Но, как поясняет апостол, дело Иисуса Навина не было завершено. "Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр 4,8). Этот другой день, день благословенного "покоя", полноты обетования Божия, предрекается в Псалме 94, 11.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.