Обновление Завета в Сихеме ( XXIV гл.).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В период, который начинается чудесным исходом из Египта и заканчивается водворением Израильтян в Обетованной земле, Израиль 4 раза обновлял Завет с Богом:

1) на Синае, после Исхода (Исх. XXIV);

2) на восточном берегу Иордана после завоевания Заиорданья (Втор. XXIX);

3) на горе Гевал после побед при Иерихоне и Гае (Нав. VIII, 30 – 34);

4) в Сихеме после триумфа над коалициями хананейских царей (Нав. XXIV).

Отметим, что первые два обновления Завета были осуществлены через Моисея, а последние два – через Иисуса Навина. Здесь мы еще раз видим, как проводится параллель между Моисеем и Иисусом Навином: оба они – посредники между Богом и народом при заключении Завета. Старейшины Израиля, присутствующие в этих случаях, представляют весь народ.

В древнем мире существовало два типа договоров между государствами: 1) паритетный договор между равными сторонами; 2) договор о патронате, заключаемый между покровителем и вассалом. Именно договоры второго типа представляют собой разительную параллель завету израильтян, так как в них сюзерен, Великий Царь, наделялся теми же полномочиями, что и Бог Израиля. В Нав. XXIV присутствуют все 6 статей, которые были характерны для договоров о патронате.

 

Преамбула. Представление Великого Царя. XXIV, 2а: «так говорит Господь Бог Израилев»
Детальное представление истории взаимоотношений Великого Царя и вассала. Делается акцент на великодушии Царя. XXIV, 2б – 13: история взаимоотношений Яхве и Израиля, начиная от призвания Авраама.
Перечисление условий договора, главное из которых – требование служить только Великому Царю. XXIV, 14:  «Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу».
Благословения и проклятия, связанные с соблюдением договора или нарушениями. XXIV, 19 – 21: Иисус предупреждает, что Яхве есть Бог Ревнитель и Он не потерпит беззаконий народа.
Призвание свидетелей. Часто это были боги договаривающихся сторон. XXIV, 22, 27: в свидетели призывается сам народ, а также камень, который полагается у входа в скинию.
Пункт, в соответствии с которым документ должен читаться в святилище вассального государства через определенный промежуток времени. XXIV, 26: Иисус вписывает в книгу закона «слова сии», т. е. то, о чем говорилось при обновлении Завета. Также есть мнение, что основные пункты Завета были написаны на камне.

Таким образом, после обновления Завета в Израиле единственным Властителем и Царем должен был быть отныне только Господь. Потому становится понятным, почему Иисус Навин не оставил после себя преемника для всего Израиля. В течение всей эпохи судей Яхве непосредственно управлял Израилем, и потому, когда народ потребовал царя, пророку Самуилу было сказано: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. VIII, 7).

Богословие книги Иисуса Навина.

Главная тема книги Иисуса Навина – Обетованная Земля. Сначала говорится об овладении ей (I – XII), затем о ее разделе (XIII – XXI) и о ее защите (XXII – XXIV). С другой стороны, это рассказ об изгнании с этой земли «нечестивых» и о том, как земля, достойная царей, была отдана людям, призванным стать царями.

Непреложность завета.

Поколение Иисуса Навина доказало истинность главной темы этой истории, утверждающей, что Господь сдержал Свое слово, данное патриархам, и дал Израилю землю и покой. Ключевые моменты в книге подтверждают это – в прологе до завоевания (I, 1-9), после завоевания (XI, 23) и после раздела земли (XXI, 43-45). В этой священной истории навечно устанавливается исповедание Израиля – «Бог богов Господь» (XXII, 22) и звучит предупреждение о необходимости сохранять верность завету (XXIII – XXIV). Все повествование направлено на то, чтобы помочь осознать людям непреложный факт: Бог выполняет не только обетованные благословения, но и гневные предостережения по условию завета (XXIII, 15-16; XXIV, 19-24). И Израиль должен исполнить свои обязательства по завету – он должен овладеть, разделить и сохранить землю через послушание в вере Господу, демонстрируя свою веру в Него повиновением Его закону.

Священная война.

Борьба за землю велась по законам священной войны, данным народу во Второзаконии (VII, 1-5, 16, 22-26, XX, 16-18). Господь начинает битву и, если Израиль повинуется Ему всем сердцем, обеспечивает народу победу (I, 2-9 сравни Чис. XVII, 18-21). Иногда Он вмешивается в ход событий самым чудесным образом как, например, в Иерихоне и Гаваоне. Призывая Израиль быть сильным в вере в Него, Бог повергает врагов Израиля в ужас и смятение еще до начала битвы, посеяв в их сердцах страх (II, 9).

Так как победителем является Господь, а вся добыча принадлежит победителю, то все нечестивые хананеи должны быть уничтожены, «закляты», т. е. посвящены Господу (VI, 17). Уничтожение хананеев необходимо для того, чтобы спасти Израиль от соблазнов (Втор. VII, 1). Когда Ахан похитил из заклятого и не посвятил Господу ту добычу, что принадлежала Ему по праву, был уничтожен и Ахан, и все, что ему принадлежало (VII, 15). Иногда Господь сохраняет добычу для Себя, иногда награждает ей воинов. Кроме того, хананеи были уничтожены еще и потому, что того требовал суд Божий, а не потому, что Израиль жаждал крови. В Быт. XV, 16 Господь говорит Аврааму, что только через несколько сотен лет потомки его вступят в Обетованную землю, так как «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась». Перед завоеванием Ханаана Господь говорит, что теперь пришло время суда над языческим населением Палестины (Втор. IX, 4-5). Блудница Раав покаялась и нашла свое место в Израиле (VI, 25). Однако по большей части Бог ожесточал сердца хананеев, созревших для суда (XI, 19-20). Уничтожение хананеев предвосхищает общее уничтожение нечестивых в день последнего суда.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.