Типы социологического исследования в классической парадигме
Ключевые понятия : Панельное исследование, фундаментальное исследование, прикладное исследование, квазифундаментальное исследование, проблема, объект, предмет, «дерево* возможных решений, «дерево» принятых решений, разведывательное исследование
Обществоведы делятся не на бездумных наблюдателей и ненаблюдающих мыслителей, различия между обществоведами скорее касаются того, как они мыслят, как наблюдают и как связывают (если вообще связывают) свои мысли и наблюдения.
Ч.Р.Милс. Социологическое воображение
1. Критерии выделения типов социологического исследования
Существует целый ряд критериев, оснований выделения типов социологического исследования: методы сбора информации, нацеленность на изучение предмета в статике или динамике и т.д.
В рамках первого критерия можно говорить об опросном или фокус-групповом исследовании.
Применительно ко второму выделяются точечное, повтор ное исследования, а также панельное как разновидность повторного. Точечное — это исследование, в процессе которого описывается или объясняется социальное явление в момент его изучения. Такое исследование представляет собой «поляроид-ный», статический его срез. Оно не может «схватить* изменения в объекте исследования.
184
Часть II • Исследовательские практики
Тема 1 • Типы в классической парадигме
185
Повторное исследование представляет собой несколько описаний одного и того же объекта, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единым программе и инструменту.
Панельное исследование (от англ. рапе! — список) осуществляется не только с помощью одного и того же инструмента исследования, но и предусматривает повторное изучение одних и тех же людей, составляющих изучаемую социальную группу.
Повторное исследование (включая и панельное) нацелено на «схватывание» динамики изучаемого явления, тенденций его изменения.
2. Цель как критерий выделения типов социологического исследования
Основной критерий, в соответствии с которым производится выделение типов классического социологического ис следования, — это цель исследования. Традиционно в отечественной социологии по этому критерию выделяются два типа:
— теоретико-прикладные исследования;
— прикладные исследования'.
На наш взгляд, эти два типа не покрывают всего многообразия вариантов классического социологического исследования, имеющего место в реальной практике. Название же первого из них — теоретико-прикладной тип — не совсем точно, хотя оно и прочно вошло в сознание социологов. Мы считаем, здесь произошло смешение двух оснований структурирования социологического знания — цели (функции) и формы. Нам кажется убедительной позиция, согласно которой социологическое знание, взятое с точки зрения его функции, может быть разделено на фундаментальное и прикладное, а с точки зрения формы его существования — на теоретиче ское и эмпирическое*.
' Ядов В . А . Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. С. 69.
1 Молевич Е . Ф . Общая социология. С. 9-10.
Мы полагаем, что в зависимости от цели следует выделить следующие типы исследований:
— фундаментальное;
— прикладное;
— квазифундаментальное, или «как будто фундаментальное»;
— разведывательное.
Каждый из этих типов отличается друг от друга не только целью, но и логикой организации, спецификой и последовательностью этапов исследования, что вполне объяснимо; цель любой деятельности (а исследование — это определенный вид познавательной деятельности) во многом определяет и практи ческую логику ее достижения.
3. Фундаментальное исследование
Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.