Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общее расслабление.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем...




Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?






Развитие мелкой моторики. «Снежок».

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начи- ная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, сжима- ют ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Массаж лица.

По общим правилам

5. Развитие мимических мышц,

Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улыбаться Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться».

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

—для челюсти: улыбнулись;

—для языка: почистили нижние зубки;

—для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули
снежинки со своего стола.


Работа по развитию дыхания и голоса.

Если по свежему снегу гулять Нужно воздухом дышать Выдох - пффф -> Возврат дыхания -> Пффф -> Пауза -> Возврат дыхания -> С-с-с-с -> пауза -> возврат дыхания -> пффф -> Возврат дыхания->
Расслабление мышц брюшного пресса.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Проверьте, как у вас работают губы и язык:

- губы улыбаются;

- кончик языка находится за нижними зубами;

- боковые края языка плотно прижимаются к

верхним коренным зубам;

—передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;

—по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

—горлышко молчит. Звук «С» — согласный, твердый, глухой, свистящий.


Развитие фонематического слуха.

Перед детьми выставляется изображение березы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.

4. Соотношение звука с буквой.

«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.




Общее расслабление (см. занятие 21).

Развитие общей моторики (см. занятие 21).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 21).

Массаж лица (см. занятие 21).

Развитие мимических мышц (см. занятие 21).

Развитие артикуляционной моторики.

7. Упражнения:

—для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов;

—для губ: «трубочка» — улыбка (5 раз);

—для языка: «почистить» нижние зубки; язык
упирается в нижние зубы; произносить СЬ-СЬ-
СЬ; дуть на слегка высунутый широкий язык
(следить, чтобы язык не был зажат зубами).

8. Работа по развитию дыхания и голоса.

— «Насос». Исходная позиция: встать прямо, ноги
вместе, руки вдоль туловища. Выполнить вдох
и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с, руки скользят вдоль туловища (5 раз), голосовые упражнения: произносить на одном выдохе

         вдох |      оуи---

оуи--------

выдох          оуи------------

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.






Объявление темы.

Какой звук общий в словах: селедка, василек, гусь?
(Сь.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.


Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука изолированно, с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука Сь.

Звук Сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий, обозначается зеленым цветом.

Развитие фонематического слуха.

Выбрать из предложенных картинок только те, в которых заданный звук находится в начале слова.

Соотношение звука с буквой.

Дети находят букву С в разрезных азбуках. Выкладывают ее из пуговиц.

Фонетические игры.

—Подобрать слова, в которых звук 3 находится
в середине слова. Подобрать слова, в которых
звук С находится в конце слова.

—Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком С —
хлопаем, со звуком 3 — топаем.

—Звуковой анализ слов сани, зонт с выкладыванием схемы из цветных фишек.

—Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-
за-зо-зы...





Общее расслабление

Как на горке — снег, снег, Руки поднимают вверх.
И под горкой — снег, снег, Приседают, опускают руки.
И на елке — снег, снег, Встают и поднимают руки.
И под елкой — снег, снег. Приседают, опускают руки.
А под снегом спит медведь Тише, тише... Не шуметь! (И. Токмакова) Садятся на свои места и изображают спящего мед- ведя.

Развитие общей моторики

Снежок порхает, кружится, На улице бело. Дети взмахивают руками и кружатся.
И превратились лужицы В прозрачное стекло. Приседают, встают (2 раза).
Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! Руки поднимают вверх.
Как розовые яблоки, Кольцо из рук над головой —«яблоки».
На ветках снегири! Руки вверху, пальцы растопырены пырены — «ветки».

Развитие мелкой моторики.

.Птички полетели Большой палец отогнуть в гори- зонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые пря- мые остальные пальцы
Крыльями махали, Взмахи ладонями с широко рас- крытыми пальцами.
На деревья сели, Руки вверх, все пальцы широко расправить.
Вместе отдыхали. То же, что и на первую строку.

Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима — Сердито лицо.
Хочет заморозить маленького снегиря! Злость.
Но снегирю все нипочем! Удивление.
Повесим для него и других птичек кормушки! Улыбка.
А птички с радостью будут к ним прилететь. Радость.

б. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

- для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы- худышки»;

- для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);

- для языка: самомассаж - покусать язык (тя - тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

- упражнение по развитию дыхания:

Вы устали? Отдохнем, Больше воздуха вдохнем.
Выдох: - пффф (через рот). -> Пауза. -> Возврат
дыхания (вдох через нос): -> Пффф.    Пауза. ->
Возврат дыхания: -> Пффф. -> Пауза. -> Воврат
дыхания.

На морозе расслабляться, Очень, очень нам приятно.
— голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

вдох А                  ауо----

I_ ^                 ауо--------

выдох          ауо------------

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.







Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, Сь.

Связь звуков и букв.

Рассматривание буквы С, подбор предметов, на которые она похожа. Буква С - домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

Массаж лица.

Лоб — гладим легкими движениями от середины лба к вискам. Глаза - нарисуем очки. Щеки - гладим от носа к ушам. Подбородок - движения вверх
по щекам к вискам. Шея — «согреем шейку» (поглаживание).


Развитие мимических мышц.

У логопеда набор картинок, изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.

Собрался заяц на огород. Оглянулся, нет   врагов, обрадовался. Радость.
Пришел. Видит — а на огороде вся морковка выкопана. Удивление.
Только в конце грядки видно несколько морковок. Улыбка.
Видно, кто-то не смог забрать всю морковку. Сердитое выражение.
Вдруг услышал заяц чей-то крик; испугался и удрал. Испуг.

Объявление темы.

Сегодня на занятии мы вместе с вами побываем на заячьем празднике под зимней березой и будем постоянно следить за правильным произношением
звука

 Чтение текста. Какой звук чаще встречается?

Задумал заяц познакомить зверей со своей заячьей семьей: зайчихой и маленькими зайчатами. Забрался зайка на березовый пенек и зовет: «Звери, звери! Завтра под березой заячий праздник. Узнаете, как живут зайцы зимой, чем занимаются. Зайчиха загадает вам забавные загадки. Не
забудьте, заходите!»

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

—Губы в улыбке, зубы сближены.

—Кончик языка упирается в нижние зубы.

—По середине языка идет сильная, холодная, плавная, воздушная струя.

—Голосовые складки работают.

Звук 3 — согласный, твердый, звонкий.



Соотношение звука с буквой.

«3» — завиток -~ на завиток
«3» — закрывается замок.


Общее расслабление

Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Дети приподнимают носки, пятки в этот момент при- жаты к полу.
Ты носочки опускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай, Нет пружинок, отдыхай! Выполнение действий по тексту.

Развитие общей моторики.

Большая желтая луна Бледнеет и заходит. Изображают «большую луну» руками над головой. Погасли звезды, и видна Руки в стороны. Заря. И солнце всходит. Руки вверх. Я встану, а луне — в кровать! «Луна» над головой. До вечера ей надо спать! (И. Лопухина) Изображают «спящую» луну.

Массаж.

По общим правилам.

Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика (применяется набор картин с различными выражениями лица).

Объявление темы.

Игра «Чего не стало?»
Проводится с девятью картинками со звуком 3.

Логопед убирает картинки: зебра, зефир. Просит выделить первый звук в этих словах.


Соотношение звука с буквой.

Так же как и звук 3, звук Зь живет в домике под названием буква 3. Дети находят букву в разрезных азбуках.

Объявление темы.

К нам в гости пришли куклы. Назовите их так, чтобы имя одной куклы начиналось со звука 3, а другой со звука Зь.

Связь звуков и букв.

Демонстрация буквы 3. Дети печатают букву на листочках (контроль за написанием буквы в левом верхнем углу листа.)

Общее расслабление.

Тише, тише, Зоя спит. А вот злой комар летит. Дети сидят и изображают спящею ребенка.
Зою будет он кусать, И не даст он Зое спать. Произносят: зь, зь, зь.
Мы прогоним комара, Энергично машут руками.
Потому что спать пора. Снова «засыпают».

2. Развитие общей моторики. «Чайник».

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Дети стоят, изогнув одну руки, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают.
— Эй люди, я с вами почайпить хочу! (Американская песенка) Призывные движения пра- вой рукой.

Массаж лица.

Все движения выполняются по массажным линиям

Перед тем как поесть кашу из большой миски, надо умываться. Умыва- емся водичкой: Поглаживающие движения.
намыливаем лицо, Растирающие движения.
смываем водичкой. Поглаживающие движения.

Развитие мимических мышц.

—легко сомкнуть веки;

—плотно сомкнуть веки;

—закрыть правый глаз, затем левый;

—подмигнуть.

Связь звуков и букв.

Демонстрация букв 3, С. Дети указывают, в
каком домике живет звук Сь, а в каком звук Зь.


Объявление темы.

Замените звуки Сь, Зь на твердые. Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звуков С, 3.

Связь звуков и букв.

Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.

Общее расслабление.

Шел по лесу Дед Мороз, Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. Энергично шагают.
Шел и притомился, Спокойно садятся на свои места.
К елочке зеленой прислонился. Прислоняются к спинке стула.

Развитие общей моторики.

С новым годом! С новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! Дети стоят лицом в круг, кланяются.
Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. Идут по кругу, изобра- жают, как несут елку на плече.
На верхушке выше веток Поднимают руки вверх.
Загорелась как всегда, Опускают руки.
Самим ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. (Е. Трутнева) Снова поднимают руки и скрещивают их над головой.

Массаж лица.

Принарядимся-ка к праз- днику! Вытрем слезы,

Поглаживающие движения.

Нарумяним щечки.

Кругообразные движения.

Лицо щиплет нам мороз!

Поглаживающие движения.

Развитие мимических мышц.

Приснился Вове волшебный Новый год:

Улыбка.

Много подарков возле елочки!

Радость.

Но вдруг злой волшебник разрушил праз-
дник!

Грусть.

От испуга Вова открыл глаза и увидел,
что в комнате сверкает и сияет настоящая
новогодняя елочка!

 

Восхищение.        


Объявление темы.

Логопед: «К нам в гости пришли Витя и Вова,
потому что в их именах есть звуки Вь и В, с которы-
ми мы сегодня познакомимся».



Связь звуков и букв.

Палочка,

Рядом две ровные дужки —
Вот и готовы

Очки... для лягушки. (Е. Тарлапан)


Фонетические игры.

—Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки В, Вь. Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук,
и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

—Подобрать слова с заданными звуками В, Вь.

—Поделить на слоги слова: вертолет, паровоз, водолаз, ковер и выложить (начертить) схему с ударением.

—Составить предложения со словами предыдущего задания, поделить на слова и выложить (начертить) схему.

—Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

— Игра «Дополни предложение».
Чай пьют (из чего?) из чашки.
Суп едят (из чего?) ....

Хлеб можно взять (из чего?) из хлебницы

Сахар возьмем (из чего?) из сахарницы. И т.д.

В сахарнице хранят (что?) ...

В хлебнице (что?) — ...

В солонке (что?) — ...

В супницу наливают (что?)...

В конфетчицу кладут (что?) — и т.д.

—Составление описательных рассказов о предметах посуды.

—Выразительное чтение наизусть стихов о Новом годе.

 

 

Занятие 30. Звуки Д, Дь. Буква Д

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить давать сравнительную характеристику звуков Д, Дь;

— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:

—учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в слогах, словах, предложениях и тексте;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—развивать внимание и память;

—развивать дыхание и голос;

— учить детей координировать речь и движения;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь и с изображением диких животных жарких стран, дидактическое пособие для
игры «Ромашки», разрезные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, чем мы украшали елочку
на прошлом занятии? (см. занятие 29)

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,

Топ-топ, топ-топ-топ,

Под кроватью серый слон.

Он залез под кровать,

И мешает детям спать.










Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц:

—надуть левую щеку;

—надуть правую щеку;

—надуть обе щеки одновременно;

—втянуть щеки в рот.

Объявление темы.

Выделение четвертого лишнего.

Собака, корова, дикобраз, свинья.
Ромашка, василек, дуб, роза.
Назвать первые звуки в этих словах. Эти звуки, Д и Дь, мы будем учиться сегодня различать.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков детьми. Характеристика звуков.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Звук Дь — согласный, мягкий звонкий, переднеязычный.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Ромашки».
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук Д, либо
звук Дь. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове, и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки. Одна сердцевина зеленая — звук Дь, а другая синяя — звук Д.

4. Связь звуков и букв.

Этот домик — буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка. (В. Степанов)

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Доскажи слово». В начале слова — слог ДЕ, в конце слова — слог ДЫ.

...вочка  ...душка ...рево  ...ти
еле...    са...    пру...   ря...

—Звуковой анализ слов Дима, сады с выкладыванием схем. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги с выделением ударного слога и графической схемой.

—Работа с деформированной фразой.

Дима, в, сад, дерево, посадил.

—Деление восстановленного предложения на слова. Запись графической схемы.

—Игра «Оркестр»

Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем.

Ду-ду-ду-ду -

Наша дудочка.

Мы на скрипочке играем.

И детишек забавляем.

Ди-ди-ди-ди -

Наша скрипка.

IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Кого мы видели?»
Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам нужно рассказать кого мы видели.

Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, дикобразов, зебр».

VI.Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам.

Кто живет в жаркой Африке?

VI/. Домашнее задание.

К занятию 30 (альбом 2, с. 13—14).

 

 

Занятие 31. Звуки Т — Д

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Д;

— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:

—учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах, предложениях;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—развивать дыхание и голос;

—развивать память;

—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:
— воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям.

Оборудование: картинки со звуками Т, Д и семьями диких животных, дидактическое пособие к игре «Посели слово», зеркала, наборы для составления схем, карандаши, тетради.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет животных жарких стран.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

















Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы узнаем, чем отличаются друг от друга звуки Т и Д».

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков детьми. Характеристика звуков.

Звук Т — согласный, твердый, глухой, переднеязычный.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Почему звук Т — глухой, а звук Д — звонкий? (с опорой на тактильно-вибрационный контроль).


Связь звуков и букв.

Дети отыскивают буквы Т и Д в разрезных азбуках. На что похожа буква Т, буква Д?

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот».

Та — да  ты — ды  ту — ду

То — до  тэ — дэ

— Дети называют картинки, выставленные на доске. Определяют место звуков Т и Д в словах. Делят слова на слоги и размещают в «дом»
(слова с одним слогом), во «дворец» (слова с двумя слогами), в «избушку» (слова с тремя слогами). Ребенок: «Я поселю слово САД в
дом, потому что в этом слове один слог» и т.д.

Дом, дворец и избушка нарисованы на больших
листах.

— Закончите предложения словом со звуком Д.

Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим ... (дом).

Хорошо танцуют Таня.
И ее братишка ... (Даня).

По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях... (плоды).

— Звонко, громко повтори.

Архитекторы — творцы,
Строят чудные дворцы.

IV.Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Станем в круг!
Станем в круг!
Слева — друг
И справа друг.
Каблуками
Стук да стук!
Заплясал
Веселый круг.

V.Упражнения по развитию лексико-граммати ческой стороны речи. Игра «Назови семью» с опорой на картинки).

Папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок,
детеныши — львята.

Тигр, тигрица, тигренок, тигрята. Слон, слониха, слоненок, слонята. Верблюд, верблюдица, верблюжонок, верблюжата.

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Дайте характеристику зву кам Т, Д. Почему звук Т—

глухой, а Д — звонкий?

У кого мы сегодня побывали в гостях? (У животных жарких стран).

VII.Домашнее задание.

К занятию 31 (альбом 2, с. 15—16).

 

Занятие 32. Звуки Ть — Дь

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды контроля;

— формировать словарь антонимов;
коррекционно-развивающие:

—развивать у детей фонематический слух и восприятие;

—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

—расширять и уточнять словарь;

—развивать звуковой анализ и синтез;

—учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей любовь и уважение к чле- нам своей семьи.

Оборудование: сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Т, Д.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.


















Общее расслабление

Ночь пришла, Темноту привела. Задремал сынок, Запел сверчок. Вышла маменька, Дети сидят на стульчиках в расслабленной позе.
Закрыла ставеньку. Баю, бай, засыпай. Изображают засыпающего ребенка.

Развитие общей моторики.

Брату впору башмаки. Не малы, не велики. Дети топают ногами. Мальчик с толком, с расстановкой, Занимается обновкой. Ноги на ширине плеч. То погладит башмаки, Наклон к правой ноге. То потянет за шнурки. Наклон к левой ноге. Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! (3. Александрова) Энергично шагают на месте.

Массаж лица.

Выполняется по массажным линиям.

Учила мама дочку умываться: — Надо, надо умываться Поглаживающие движе- ния. По утрам и вечерам, Растирающие движения. А детишкам неумытым Пощипывающие движения. Стыд и срам! (К. Чуковский) Поглаживающие движе- ния.

Развитие мимических мышц.

Умылась дочка, посмотрела в зеркало и улыбнулась: какая красивая девочка! Но что это на щечках? Кляксы? Водичка, помогай! Вот теперь все в порядке!   Радость.   Огорчение. Радость.  

 

6. Работа по развитию дыхания и голоса.
- «Вырасти большой». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох через нос. Опускаясь
на всю ступню — руки вниз, выдох с произнесением «ух-х-х-х» (5 раз).
— Голосовые упражнения: работа по развитию силы голоса на согласныхзвуках. Произнесение:
«Т-Т-Т-Т-Т, Т-Т-Т-Т-Т».





Объявление темы.

Выделение начальных звуков в словах: тетя, дедушка. (Ть, Дь.) Эти два звука мы будем учиться различать.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное произнесение звуков. Сравнительная характеристика звуков.

Звук Ть — согласный, мягкий, глухой, передн язычный.

Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный. Почему звуки Ть, Дь — согласные?

IV. Физкультминутка.

Вышел Тим погулять. Хочет с нами поплясать. Дети, дети, выходите. Вместе с Тимой попляшите. (Е. Пожиленко Дети изображают различные танцевальные действия.

Фонетические игры.

— Игра «Разложи по рядам». Две команды соревнуются и раскладывают по рядам сначала картинки со звуками Д и Дь в названии, а затем — Д
и Т.

—Игра «Кто больше». Детям предлагается сюжетная картина, на которой нужно отыскать предметы со звуками Д, Дь, Т, Ть. За каждое правильно названное слово на картине дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются и подводится итог игры.

—Звуковой анализ слов Дима, дыня, вата.

—Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Д, Дь, Т, Ть.


Занятие 33. Звук Г. Буква Г

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Г;

—формировать адъективный словарь;
коррекционно-развивающие:

—развивать у детей дыхание и голос;

—развивать мимические мышцы;

—автоматизировать звук Г в слогах, словах и предложениях;

—развивать звукобуквенный анализ и синтез;

— развивать внимание и память;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей уважение к окружающим людям.

Оборудование: картина «Семья», картинки со звуком Г в начале, середине и конце слова, графические схемы, разрезные азбуки, дидактическое
пособие к игре «Домик», тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.




Соотношение звука с буквой.

—Игра «Домик». Определение места звука в словах.

—Работа над деформированной фразой.

Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.

—Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.

—Громко, звонко повтори!

—Га-га-га, — гогочет гусь. —

—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят

Все гляжу не нагляжусь.

Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля

На одной ноге. (Е. Тарлапан)






Фонетические игры.

—Звуковой анализ слов типа гусь, Дина, тина.

—Определение места звуков Ть, Дь, Г в словах и
обозначение их на схеме.

—Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

—Составление предложений со словами мастерок, дерево, игла. Анализ и схема.

—Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

—Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Например: О ком можно сказать:
добрый, радостный, строгий — добрая, радостная, строгая — добрые, радостные, строгие?

—Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
Например: Это чья юбка? — Мамина. Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино. Это брюки папы. Чьи это брюки? Ит.д.

—Образование существительных множественно-
го числа именительного и родительного падежей. Например: сестра — сестры — сестер, брат — ..., бабушка — ..., сын — ..., дочь —....

—Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: папа — папочка и т.д.

—Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Мама добрее, чем.... Папа
сильнее, чем.... Брат меньше, чем ....

 

 

Занятие 34. Звуки Г, Гь. Буква Г

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Г, Гь;

—формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:

—расширять и уточнять словарь детей;

— учить дифференцировать звуки Г, Гь в слогах, словах, предложениях и тексте;

—учить выполнять расслабляющие упражнения;

—развивать звуковой анализ и синтез;

—развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей уважительное отношение к
труду окружающих людей.

Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, Гь, предметные картинки с раз- личными инструментами, синие и зеленые флажки, графические схемы, дидактическое пособие к игре «Посели слово», карандаши, тетради, наборы для составления схем.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки и назовет слова со звуком Г.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.

Дышится легко, ровно, глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...












Артикуляционная гимнастика.

—для челюсти: движение челюстью вправо—влево;

—для губ: улыбка (удержать под счет до десяти);

—для языка: самомассаж языка;

—для мышц мягкого неба: позевывание, покашливание.

Объявление темы.

Сегодня мы будем учиться различать два звука — Г и Гь.

Связь звуков и букв.

Отыскивание буквы Г в разрезных азбуках (без демонстрации образца).

Фонетические игры.

—Подобрать слова, которые начинаются со звуков Г, Гь, К.

—Игра «Лото». Детям раздают цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки Г, Гь, К. Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

—Игра «Дом, замок, избушка» — поделить слова на слоги и «поселить» в зависимости от количества слогов (слова со звуками Г, Гь, К).

—Составить предложения, проанализировать и выложить схему.

—Работа в тетрадях с буквами и словами.

Развитие общей моторики.

Рыбка плавает в водице, Дети стоят в кругу. Рыбке весело играть. Волнообразные движения руками. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Бегут друг за другом. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (М. Клюкова) Далее по тексту.

Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц:

—нахмурить брови;

—подмигнуть;

—втянуть щеки в рот.

6.Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

— для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:

Рассердился язычок, Крепко стиснул кулачок.
Разбежался сильно он, Дверь открыл и вышел вон!

—для губ: губы — «художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы).

—для языка: язык «лопаткой», «иголочкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту

Посмотри направо,

Посмотри налево,

Посмотри на небо — нет ли туч,

Погляди вниз на дорожку — нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.


Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.

Связь звука и буквы.

Это — Э

С открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин)
Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.


Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И и
узнаем в чем его особенность.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука

Й. Характеристика звука. Звук Й — согласный, звонкий, мягкий, среднеязычный.



Связь звука с буквой.

Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. (В. Степанов)
Дети печатают букву Й.



Фонетические игры.

—Подобрать слова, в которых звук Э находится в начале слова (из предложенных картинок).

—Подобрать слова, в которых звук Й находится в конце слова (из предложенных картинок).

—Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком Э — хлопаем, со звуком Й — топаем.

—Звуковой анализ слов типа Эмма, йод с выкладыванием графической схемы.

—Повторение слоговых рядов:

Эй-ай-ой-ый
Эх-ух-ух-ых и т.д.


Развитие общей моторики.

На горах высоких, Руки поднимают вверх.
На степном просторе, Руки разведены в стороны.
Охраняет нашу Родину солдат, Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь.
Он взлетает в небо, Руки вверх.
Он уходит в море, Приседают.
Не страшны защитнику, Дождь и снегопад. «Отдают честь».

 

Знакомство с буквой.

Ева гребнем расчесалась —
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Отыскивание буквы в разрезной азбуке.



Слоги с буквой Е.

Чтение слогов с буквой Е: ПЕ, НЕ, ME, BE и т.д. Правило: буква Е пишется после мягких согласных.

Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов.

—Звуковойанализ слов типа ветка, кепка, с выкладыванием графической схемы. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление
слов на слоги с выделением ударного слога.

—Составление коротких предложений по индивидуальным картинкам. Анализ предложений.
Печатание одного из предложений в тетрадях
(например: Гена наденет кепку.)

—Заучивание стихотворения.

Е на грядке пригодилась —

Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)




IV. Физкультминутка.

Возле детского двора Дети стоят в круге и держатся за руки.
Снега целая гора. Все вместе поднимают руки вверх.
Мы на той горе вчера Были с самого утра. В пограничников играли, Землю нашу охраняли. Идут друг за другом, мар- шируя.

Фонетические игры.

—Работа в тетрадях с буквами и словами.

—Работа по предупреждению дисграфических ошибок: зачеркнуть неправильные буквы, дописать недостающие элементы.

2. Лексико-грамматические игры.

—Закрепить знания детей о комнатных растениях, о их роли в жизни людей и об уходе за ними.

—Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?»
(образование имен существительных с помощью суффиксов -чик-, -ист-). Ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; связист, танкист,
артиллерист.

—Игра«Подбери признак». Защитник Отечества (какой?) — смелый, храбрый, отважный....

—Игра «Сосчитай» (счет различных предметов —
согласование числительных с существительны-
ми): один танк, два танка... пять танков.

 

 

Занятие 39. Буква Я


Цели:                                                 1

коррекционно-образовательные:

—дать детям понятие о букве Я;

—формировать навыки словоизменения глаголов;
коррекционно-развивающие:

—координировать речь с движениями;

—уточнять и расширять словарь детей;

—учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;

—развивать звонкость голоса;

—развивать мимические мышцы;

— развивать фонематический слух;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки ухода за цветами.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатных цветов или живые цветы, картинки с буквой Я, карандаши, тетради, зеркала,
наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет профессии военных.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Утром солнышко встает, И цветам тепло дает.

Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота.

Раз, два, три, четыре, пять Нужно дружно всем вставать

2. Развитие общей моторики.

Наши алые цветки Исходная позиция: стоя, руки сложены на груди.
Распускают лепестки. Руки разводят в стороны.
Ветерок чуть дышит — Лепестки колышет. Плавные движения руками.
Такие настоящие, веселые, живые, Блестящие, красные и нежно-голубые. Кружатся на месте.









Развитие мелкой моторики.

Братцы, братцы, где вы были? Ладони прижимают друг к другу.
Вместе по воду ходили. Пальчики расходятся.
Для чего нужна водица? Чтоб цветочку дать напиться. Обратное действие.

4. Массаж лица:

—поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);

—постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);

—поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).

Развитие мимических мышц

Просыпается утром Яна, а на окне распустился цветок! Радость.
А рядом еще несколько нераспустившихся бутончиков. Восхищение.
Но к вечеру цветок поблек и опал. Огорчение.

Объявление темы.

Логопед спрашивает детей: «Какое слово мы чаще всего произносим, когда говорим о себе?» (Я.) — и сообщает, что сегодня они познакомятся с
буквой Я.


Знакомство с буквой.

Всем на свете буква Я Доложить готова:
А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я? —
буква, Слог, И слово! (А. Шибаев)

Отыскивание буквы Я в разрезных азбуках, составление из частей (части буквы у каждого ребенка на столе).

3. Закрепление знаний о букве на материале слогов,
слов, предложений и текстов.

— Игра «Наоборот».

Ба — бя па — пя ва — вя ка — кя Га — гя фа — фя ма — мя за — зя

—Буква Я пишется после мягкх согласных звуков. Какие еще буквы пишутся после них?

—Звуковой анализ слов типа: мясо, дядя. После анализа дети составляют данные слова из букв разрезной азбуки, печатают в тетрадях.

—Печать предложения: «Дядя ест мясо».




IV. Физкультминутка.

Мы фиалочки, фиалки, В горшочке мы растем.   Нас любят не напрасно, Мы красочно цветем. Дети сидят на корточках Медленно поднимаются, руки тянут вверх. Ходят по кругу, взявшись за руки.

V.Упражнения по развитию лексико-грамматческой стороны речи.

—«Угадай что это?» Стебель, лист, цветок, черенок. — Цветок.

—«Четвертый лишний» (по картинкам). Кактус, герань, незабудка, фикус. Почему незабудка лишняя?

—Игра «А вчера?» Ответьте на вопросы по образцу. Катя поливает кактус. А вчера? — Катя поливала кактус.

Ваня подкармливает герань. А вчера? Света пересаживает фикус. А вчера?
Ира рыхлит землю вокруг фиалки. А вчера? Азалия стоит на подоконнике. А вчера? И т.д.

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какой буквой мы сегодня познакомились? После каких согласных пишется буква Я?

Назовите комнатные растения, которые вы знаете.

VII.Домашнее задание.


К занятию 39 (альбом 2, с. 27).

 

Занятие 40. Тема: Звук и буква Ш

Цели:

корекционно-образовательная:

— дать детям понятие о механизме образования звука Ш;

корекционно-развиваюшие:

—автоматизировать у детей звук Ш в словах, слогах и предложениях;

—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

—формировать нижнедиафрагмальное дыхание;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—развивать навыки словоизменения;

—формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

—уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «машина»;

корекиионно-воспитательная:

— воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге.

Оборудование: Цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико-артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Выделение четвертого лишнего: самолет, вертолет, машина, дельтаплан.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Мчатся бешено машины, По шоссе шуршат их шины

В конце дальнего пути Слышен шепот: «Шу-шу-шу». Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу».


Развитие мелкой моторики.

Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофёра, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой.

Развитие мимических мышц.

После массажа любуемся собой: возмутились,
нахмурились, удивились, обрадовались.

 

6.. Развитие артикуляционной моторики:

—округлить губы при сближенных зубах; удержать под счет 1, 2, 3, 4, 5; повторить движения 1-5 раз;

—расслабление языка;

—обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы, поднять к верхним альвеолам;

—удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, во рту (под счет);

—удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи.


Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами прокатимся на машине и посмотрим, что умеет делать машина, но при этом будем постоянно следить за правильным
произнесением звука Ш».


Соотнесение звука с буквой.

Рисование буквы Ш в воздухе, пальчиками на столе, выкладывание из счетных палочек.

IV. Физкультминутка.

Дети сидят на стульчиках и, взяв в руки «руль»,
медленно вращают его, приговаривая:

Завели машину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Накачали шину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Стук в дверь, приносят конверт.

Логопед: «Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе со специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет выполнять машина.

Но Шпунтик никак не может разобраться в картинках и просит вас о помощи».

На доску выставляются картинки, где нарисовано:

—машина заезжает в гараж;

—машина выезжает из гаража;

—машина стоит на дороге;

—машина едет по дороге;

—машина подъезжает к дому;

—машина отъезжает от дома;

—машина въезжает в гору;

—машина съезжает с горы.

Дети поочередно называют действия, которые
изображены на картинках.

Логопед: «Внимание! Запоминаем картинки, потому что сейчас начинается игра: «Чего не стало?»

Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки и просит помочь ему справится еще с одним заданием. Задание называется
«Скажи наоборот»: кто-то из вас называет, что делает его машина, а отвечает тот, у кого действие наоборот.




Объявление темы.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком и буквой Ш.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Характеристика звука. Почему звук Ш согласный? Почему глухой? Какой отличительный признак звука Ш? (Всегда твердый.)

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Веселый поезд».

Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом те, в названии
которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.



Соотнесение звука с буквой.

Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша, Потому что из нее
Можно делать Е и Ё. Дети выполняют действия с буквой Ш, вырезан-
ной из плотного картона.



IV. Физкультминутка.

Наивысший пилотаж Нам покажет экипаж. В поднебесье самолет Детям крылышком махнет. Отдохнуло наше тело, Что же, примемся за дело.   Со звуком у-у-у дети выполняют наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками — 5—7 раз в каждую сторону.  

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

— Отгадывание предметов по названиям их частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы. — Грузовик.

Крылья, кабина, хвост, мотор. — Самолет. Палуба, каюта, якорь, корма, нос. — Корабль. Вагоны, купе, электровоз. — Поезд.

— На доске картинки с изображением различных видов транспорта и сюжетные картины с изображением автомагистрали, моря, железной дороги
и неба. Логопед спрашивает у детей: «Какие виды транспорта вы знаете?» Дети соотносят предметные картинки с сюжетными и объясняют:
«Машина движется по дороге — это наземный транспорт. Поезд движется по железной дороге — это железнодорожный транспорт.
Корабль передвигается по воде — это водный транспорт» и т.д. (грузовик, автобус, самосвал, трамвай, лодка, катер, вертолет, аэроплан).

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
О каком звуке мы сегодня говорили? Дайте ему характеристику.

Какие виды транспорта вы знаете?

VII.Домашнее задание.

К занятию 41 (альбом 2, с. 30).

 

 

Занятие 42. Звуки С — Ш

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Ш, С с опорой на раз- личные виды контроля;

— формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:

—автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание;

—дифференцировать звуки Ш — С в слогах, словах, предложениях;

—развивать мыслительную деятельность;

—развивать фонематический слух и восприятие;

— учить координировать речь и движения;
коррекционно-воспитательная:

— формировать у детей навыки правильного поведения на дороге.

Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, С и с изображениями различных видов транспорта, пособие к игре «Слоговой магазин», наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, схема предложения.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет части грузовика, корабля, самолета.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса,








Объявление темы.

Как шумит лес? (Ш-ш-ш-ш.) Как работает насос? (С-с-с-с.)
Эти два звука мы будем учиться сегодня различать.


Связь звуков и букв.

На что похожа буква Ш? А буква С? Дети печатают буквы в тетрадях без демонстрации образцов.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

—Игра «Скажи наоборот».
Ша — со     са — ша
Шо — со     со — шо
Шу — су      су — шу
Ши — сы     сы — ши

—Детям предлагаются карточки, разделенные посередине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, названии которых есть звук С, а нижняя — в названии которых есть звук Ш.

—Звуковой анализ слов: санки, шапка, с выкладыванием графической схемы. Печатанье слов
в тетрадях.

—Деление слов на слоги: игра «Слоговой магазин».

—Составление предложения со словами машина, автобус по схеме:

Игра «Слово заблудилось».

В поле землю я ...пасу,
На лугах коров... пашу!

Сладко спит в берлоге ... миска,
На столе с салатом... мишка!








Фонетические игры.

- Демонстрируются картинки: змея (звук Ш) и вода, вытекающая из крана (звук С). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.

- Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги различной структуры и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, заменяя звук в слоге: со — ша, аса —
аша, ас -аш и т.д.

- Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление их схем.

- Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками С иШ.

- Работа в тетрадях.


Общее расслабление.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем...




Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?






Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.