Характеризуются занятия и общество греков в XI-IX вв. до н. э. Последнее явилось переходным от первобытнообщинного к классовому строю, от родовой организации к государству.
Успех этого сложного урока зависит от степени усвоения учащимися материала о первобытнообщинном строе, классах, эксплуатации, государстве, а также о мифах и гомеровских поэмах.
В начале урока можно напомнить учащимся, что они познакомились с двумя знаменитыми греческими поэмами - «Илиадой» и «Одиссеей».
«Почему мы изучаем поэмы Гомера на уроках истории?» - спрашивает учитель. Получив ответы, он продолжает: «Вы знаете, что в «Илиаде» и «Одиссее» много вымысла. Приведите два-три примера. (Учащиеся без труда вспоминают циклопов, сирен и т. д.) Но, может быть, все в поэмах вымышлено? Где доказательство того, что Троя существовала на самом деле?» Выслушав ответы, учитель говорит, что поэмы Гомера - важнейший источник по истории Греции. Если бы у современных ученых не было в руках «Илиады» и «Одиссеи», они почти ничего бы не знали о жизни греков три тысячи лет назад (Вряд ли следует вводить в курс понятие «гомеровское время», так как поэмы «Илиада» и «Одиссея» не отражают какой-либо один конкретный исторический период. В основе их сюжета лежат ахейские предания о Троянской войне, которую вел союз ахейских государств во главе с Микенами около 1200 г. до н. э., но созданы поэмы были уже после дорийского завоевания, на рубеже IX-VIII вв. до н. э). «Давайте и мы выясним, как жили греки в то время», - говорит учитель.
План изучения:
1. Хозяйство Греции в XI-IX вв. до н. э.
2. Греческое общество в изображении мифов и гомеровских поэм.
1. Изучение начинается с общей характеристики хозяйства греков. Вопросы к классу: «Каковы были занятия греков? В каких мифах и где в поэмах говорится о земледелии, скотоводстве, ремеслах, мореплавании?»
Более обстоятельно учитель рассказывает о распределении земли и ее обработке.
1 Вряд ли следует вводить в курс понятие «гомеровское время», так как поэмы «Илиада» и «Одиссея» не отражают какой-либо один конкретный исторический период. В основе их сюжета лежат ахейские предания о Троянской войне, которую вел союз ахейских государств во главе с Микенами около 1200 г. до н. э., но созданы поэмы были уже после дорийского завоевания, на рубеже IX-VIII вв. до н. э.
Основным занятием населения было сельское хозяйство. Поля, необходимые для земледелия, и пастбища, на которых пасся скот, считались собственностью рода. Поля делились на участки, каждая семья вела самостоятельное хозяйство на отдельном участке. Знатные семьи захватили в пользование лучшие земли в долине возле ручья или речки. Простые родичи часто не имели ни виноградника, ни сада, их пахотные участки располагались на склонах гор. Там нередки камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их, крестьянин со своим взрослым сыном работают целый день. Но вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный, а земля твердая, пахать придется три-четыре раза. Хорошо, что в хозяйстве есть бык!.. После пахоты крестьянин мотыгой разобьет жесткие комья земли.
Почву на горных участках выдувало ветрами, уносило потоками дождевой воды. Тогда крестьянин брал кожаный мешок, лопату и шел в долину. Накопает хорошей земли и на себе принесет ее в горы. Вывалит на участке, пойдет второй раз, десятый... Пот льет с него в три ручья. Много раз спустится крестьянин вниз и опять поднимается в горы.
Большой труд вкладывали земледельцы в обработку поля. А урожай все равно был невелик.
Понимание причин низких урожаев зерновых закрепляется в ходе выполнения задания: «Сравните условия земледелия в Греции и в странах древнего Востока (в Египте, в Междуречье)»- Материал для ориентирования учителя систематизирован в таблице 15.
Таблица 15. Сравнение условий для развития земледелия в Греции и в странах древнего Востока | ||||
- | Египет и Междуречье | Греция | ||
СХОДСТВО | Земли для обработки | Качество | Плодородные, мягкие | Преобладают неплодородные, твердые |
Площадь | Земель много | Земель мало | ||
Влага | Реки | Большие, полноводные | Горные, пересыхающие | |
РАЗЛИЧИЕ | Дожди | В сезон созревания хлебов редки | ||
Солнечный свет и тепло | Изобилие света и тепла |
В случае необходимости учитель предлагает более частные задания:
1) Сравните почвы и оцените их пригодность для земледелия.
2) Попадала ли влага на поля без вмешательства человека? (Что вам известно о дождях, реках в сравниваемых странах?) В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что хотя влага и попадала естественным путем на поля (в Греции после дождей, в Египте и Междуречье как результат речных разливов), но в недостаточном для злаков количестве. Во всех этих странах хлеб мог засохнуть на корню и погибнуть.
3) Как боролись с засухой в странах древнего Востока? Был ли этот способ возможен в Греции?
Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что в Греции невозможно искусственное орошение; засуха постоянно угрожала греческим земледельцам. Именно поэтому греки сеяли главным образом ячмень, который меньше пшеницы страдает от недостатка влаги ().
Ячмень обычно плохо знаком нашим детям, поэтому полезно сказать, что у нас из ячменя делают, например, перловую и ячневую крупу. Греки же ячмень мололи и варили из муки похлебку или крутую кашу. Иногда приготавливали -ячменные лепешки, но их часто не выпекали, а сушили на солнце.
Переходя к вопросу о распространении орудий из железа, учитель говорит, что примерно три тысячи лет назад греки научились добывать железо из руды.
Задание: Сравните условия обработки земли в Греции и в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Почему открытие железа сыграло особенно большую роль в хозяйстве Греции? Обобщая, учитель указывает, что твердые почвы Греции плохо поддавались обработке деревянными и медными орудиями. С распространением железа увеличилась площадь обрабатываемых земель: в Греции стало больше зерна, больше скота. Развитие земледелия и скотоводства, появление железных орудий ускорили возникновение неравенства и классов в этой стране.
2. Учитель называет очередную задачу урока: «Выясним, какой порядок жизни (общественный строй) был в Греции три тысячи лет назад. На уроках истории древнего мира вы познакомились с 'двумя порядками жизни. Какими?»
При наличии времени с целью повторения основных черт первобытнообщинного и рабовладельческого строя предлагаются задания: 1) Рассмотрите на стр. 26 рисунок (верхний) и опишите родовую общину. 2) Что представляло собой рабовладельческое общество? Дайте ответ с помощью рисунка на стр. 40. Чем различаются классы между собой? 3) С разделением общества на классы возникло государство. Что называется государством?
1 Здесь допущено упрощение: ячмень был главной земледельческой культурой не только в Греции, но также и в древнем Египте и Месопотамии, где, несмотря на орошение, засуха могла погубить урожай.
Что оно представляло собой в Египте? Дайте, ответ с помощью рисунка на стр. 45. Обобщая ответы, учитель напоминает главные признаки доклассового и классового эксплуататорского общества.
Целесообразно использовать доску, на которой должно быть все подготовлено для составления таблицы: заранее, до урока, написаны подзаголовки I, II и 1, 2, 3 (см. пособие, табл. 16). «Чтобы узнать, какой порядок жизни был в Греции три тысячи лет назад, - говорит учитель, - нужно ответить на вопросы: кому у греков принадлежало имущество? Была ли у них эксплуатация? Какое было управление? Если в таблице окажется заполненной колонка I, а колонка II останется пустой, значит, греки жили первобытнообщинным строем. И наоборот, если пустой останется колонка II, значит, установился рабовладельческий строй».
Таблица 16. Какой общественный строй был в Греции в XI-IX вв. до н.э. | ||
- | I. Черты первобытнообщинного строя | II. Черты рабовладельческого строяtr align="center"> |
1) Кому принадлежало имущество 2) Была ли эксплуатация 3) Какое управление было у греков | Поля и пастбища - собственность рода Все родичи трудятся Вожди и старейшины. Народное собрание. Вожди не имеют охраны | Богатство в руках вождей и старейшин Рабы, поденщики Вожди нуждаются в применении силы Власть вождей передается по наследству. Народное собрание созывается редко |
Таблица заполняется в ходе беседы. Учитель читает подзаголовок 1 «Кому принадлежало имущество» и ставит вопросы: «Кому в Греции принадлежали поля и пастбища? В левую или правую часть таблицы записать: поля и пастбища - собственность рода? Почему в левую часть? (Делается запись.) Были ли среди греков бедные и богатые? В чем заключались богатства вождей племен? Подтвердите ваши ответы примерами из поэм». (Делается запись: богатства в руках вождей и старейшин.)
Учитель напоминает учащимся второй признак, который поможет определить общественный строй в Греции три тысячи лет назад. (Была ли эксплуатация?) Существование эксплуатации устанавливается в результате беседы (о рабах обычно говорят учащиеся, о поденщиках рассказывает учитель). Высказанные мысли могут быть конкретизированы отрывками из поэм:
1) Читаются вслух первые три строчки из описания дворца в «Одиссее» (стр. 112). Вопросы к классу: «Кого эксплуатировал вождь? Какую работу выполняли невольницы? Где еще в поэмах упоминаются рабы?»
2) Объяснив учащимся, кто такие поденщики (стр. 111), учитель предлагает выслушать отрывок.из «Одиссеи» (XVIII, 357-361). Перед чтением надо сказать, что вернувшегося на Итаку Одиссея никто не узнал. Один знатный юноша предложил ему работу:
...Странник, ты, верно, поденщиком будешь согласен наняться
В службу мою, чтоб работать за плату хорошую в поле,
Рвать для забора терновник, деревья сажать молодые;
Круглый бы год получал от меня ты обильную пищу,
Всякое нужное платье, для ног надлежащую обувь.
Вопросы: Какую плату получали поденщики за свой труд? Какую работу они выполняли?
По ходу беседы учитель делает запись на доске: «рабы», «поденщики».
Затем учащиеся подводятся к пониманию того, что эксплуатация только зарождалась и еще сохранялись многие черты родовых отношений: «Вам известно, что знатные люди не только эксплуатировали рабов и поденщиков, но и сами трудились. Подтвердите это примерами из поэм и мифов». (Ясон и Одиссей пахали. Пенелопа ткала. Навсикая стирала белье.) Обобщая ответы, учитель говорит:'«Все родичи участвовали в труде, включая вождей и старейшин. Чертой первобытнообщинного или рабовладельческого строя является этот факт?» Получив ответ, учитель делает соответствующую запись на доске.
Заполнив в таблице горизонтали 1 и 2, учитель спрашивает: «Какой общественный строй был в Греции три тысячи лет назад? Используйте при ответе таблицу. В каком направлении развивалось общество?» С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что, хотя в греческом обществе еще сохранялись черты первобытнообщинного строя (какие?), постепенно устанавливался рабовладельческий строй (из чего это следует?).
При наличии времени предлагается рассмотреть еще один вопрос (подзаголовок 3). В ходе работы над ним учитель может ограничиться устной беседой. Он спрашивает: «Кто стоял во главе греческих племен?»
Учащиеся. Вожди и старейшины.
Учитель. В какую часть таблицы записать «Вожди и старейшины»?
Учащиеся. В левую (обосновывается ответ).
Учитель. Где греки обсуждали наиболее важные дела?
Учащиеся. В народном собрании.
Учитель. Значит ли это, что интересы вождей и старейшин совпадали с интересами всех родичей? Подтвердите примером из «Илиады», что вожди применяли насильственные меры.
Учащиеся указывают на эпизод с Терситом. Учитель напоминает, что Одиссей, подобно вождям других греческих племен, не имел охраны, с помощью которой мог подчинить себе остальных родичей. Поэтому Одиссей сам избивает Терсита.
Затем учитель рассказывает, что власть вождей становилась наследственной, что народные собрания собирались все реже и реже. Завершив работу, учитель спрашивает: «Как следует ответить на вопрос: возникло ли государство у греков?» Учащиеся способны ответить, что государство зарождалось, и обосновать эту мысль.
Обобщая материал урока, учитель отмечает, что три тысячи лет назад у греков происходил переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В результате развития хозяйства у греков, как и у других народов древности, возникли неравенство и эксплуатация, зарождалось государство.
Домашнее задание: § 26. Задание 2.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.