Варианты начала урока: I. Б 1-4; А. II. Б 1-5; А. III. Б 1-6. IV. Б 1, 4, 6. Вопросы и задания:
А. Какие факты доказывают возникновение государства в Афинах в VII в. до н. э.? Учащиеся работают по предложенному учителем плану: 1. Что называется государством? (В чем различие между словами «страна» и «государство»?) 2. В каких условиях появляется необходимость в государстве? 3. Опишите схему на стр. 120. Что свидетельствует о зарождении государства? Чьи интересы оно защищало?
Б. 1. Покажите на карте территорию Афинского государства. Определите словами ее местоположение. 2. Расскажите о развитии оливководства в Аттике. Используйте при ответе рисунки на стр. 118. (Как выглядит оливковое дерево? Опишите сбор оливок.) 3. Расскажите о развитии ремесел в Афинах. Опишите кузнечную и сапожную мастерские по рисункам на вазах (стр. 119). 4. Почему крестьяне Аттики бедствовали? Как они теряли землю и свободу? 5. Кого называют аристократами? Как появилось это название? 6. Расскажите о господстве знати в Афинах.
План изучения :
1. Состав населения Аттики в VII в. до н. э.
2. Требования демоса.
3. Борьба демоса со знатью.
4. Реформы Солона.
1. Разобраться в этом вопросе учащимся поможет либо схема на стр. 120 учебника, либо таблица, которую учитель составляет на доске (см. пособие, схема 2). Написав заголовок, он говорит: «Все население Аттики в VII в. до н. э. может быть разделено на свободных и рабов (делается запись). Какими путями рабы потеряли свободу? (Запись: должники, чужеземцы.) Назовите небольшую группу населения Аттики, которой принадлежали лучшие земли и власть. (Запись: аристократы.) Остальное свободное население называлось демос. Слово «демос» в переводе на русский язык означает «народ», но мы не будем употреблять это русское слово, потому что не весь народ Аттики назывался демосом. Какая часть населения не входила в состав демоса? Из кого состоял афинский демос?»
Схема 2. Состав населения Аттики в эпоху Солона
2. Указав, что большую часть демоса составляли бедняки, учитель раскрывает на одном-двух примерах, как немногие представители демоса разбогатели.
1) Представьте себе поденщика, который за пищу и одежду работает в хозяйстве аристократа. Сынишка этого поденщика с детства любил рисовать. Отец отдал его в ученики к гончару- владельцу мастерской в Керамике, Мальчик научился расписывать глиняные вазы, изображая на них Геракла, разрывающего пасть льву, бой Ахилла с Гектором и другие сцены из мифов. Став опытным рисовальщиком, юноша накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для черной работы. Он стал знаменитым художником, разбогател, но по-прежнему принадлежал к демосу. Почему?
2) Богатый ремесленник занялся морской торговлей. Снарядил корабль и стал вывозить из Аттики вино и оливковое масло, а привозить зерно и рабов. Морская торговля была делом опасным: морские разбойники охотились за кораблями, захватывали товары, а людей обращали в рабство. Но, предположим, афинскому торговцу повезло, поездки за море принесли ему большую прибыль, он стал богачом и рабовладельцем. Почему этот богач не мог причислить себя к знати?
Указывается, что демос был недоволен властью аристократов.
Различия в правах между богатым, но незнатным человеком и аристократом и требования верхушки демоса могут быть раскрыты с помощью следующей сценки.
В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.
«Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! - раздраженно продолжает он. - Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями».
Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:
«Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды - все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! - добавил аристократ с чувством превосходства. - Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя».
Вопросы: Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»? Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?
Подчеркивается, что как богатые, так и бедные люди из демоса стремились участвовать в управлении страной. «Подумайте, чем еще были недовольны бедняки? - спрашивает учитель. - Чего еще требовали крестьяне (отмены долгового рабства, передела земли)?»
3. Бедняки восстали против знати. Они вооружились дубинами, кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Тогда аристократы поняли, что нужно пойти на уступки демосу. Созвали народное собрание. Решено было избрать правителем Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить тех и других.
Солон пользовался славой честного, умного и бесстрашного человека. Он происходил из знатного рода, но большого богатства не имел. В молодости Солон занимался морской торговлей, побывал в разных странах и познакомился с жизнью многих народов.
В Афинах Солона прославил его мужественный поступок. Жители соседнего города захватили у афинян остров Саламин (Желательно, чтобы учащиеся запомнили остров Саламин, поскольку около него позже произошла знаменитая битва (§ 32, п. 4)), расположенный близ самых берегов Аттики. Попытки отвоевать остров привели к гибели многих афинян и оказались безрезультатными. Тогда в Афинах приняли закон, запрещающий под страхом смерти призывать к возобновлению войны. Чтобы обойти этот закон и призвать народ к войне за Саламин, Солон притворился сумасшедшим.
Однажды на площади, где было много народа, появился странный человек. Он взобрался на большой камень и стал читать сочиненные им стихи, в которых горячо убеждал афинян продолжить борьбу за Саламин. Это был Солон. Воодушевившись, афиняне напали на остров и завладели им.
4. Учитель называет дату проведения реформ Солона, объясняет слово реформа (§ 29, п. 7) и переходит к описанию реформ, которые можно разделить на две части: 1) отмена долгов и долгового рабства; 2) изменения в управлении государством.
В результате первых реформ крестьяне получили назад заложенные участки, за долги больше не грозило рабство, рабы-должники были выкуплены на деньги афинской казны. Как изменился состав населения Аттики при Солоне? Какие изменения нужно внести в таблицу? Полезно прочитать стихи Солона (стр. 121). По ходу чтения возможны вопросы: «О каких позорных столбах идет речь? Какие люди, проданные на чужбину, были выкуплены по приказу Солона?»
Важно подчеркнуть, что реформа Солона не означала отмены рабства вообще, она запрещала обращать в рабство за долги только свободное население Аттики. Какое еще требование выдвигали крестьяне? Почему Солон не отобрал землю у аристократов и не разделил ее между бедняками? Обобщая, учитель говорит, что отмена долгов и освобождение рабов-должников привели в ярость аристократов. Солон понимал, что знать не отдаст земли и снова начнется вооруженная борьба. Поэтому он отказался наделить бедняков землей, чем вызвал их недовольство.
Переходя к реформам в управлении, учитель объясняет слово граждане (§ 29, п. 9). Знатные люди перестали пользоваться преимуществами по управлению государством. Правителей стали избирать из богатых граждан, судьями же становились все граждане независимо от их имущества (Эта работа при отсутствии времени может быть проведена при изучении афинской рабовладельческой демократии (§ 35)). Большинство суровых законов Дракона было отменено. Вновь регулярно стало созываться народное собрание.
Созыв народных собраний не означал возврата к первобытнообщинному строю. В состав народного собрания входила только часть взрослого мужского населения Аттики (граждане). Это собрание было органом государственной власти, укреплявшим господство граждан над рабами-чужеземцами. (Позже учащиеся узнают о переселенцах, постоянно живших в Афинах, но также лишенных прав по управлению государством - § 34, 35.)
Возможно чтение вслух учебника (§ 29, п. 10).
В заключение полезно познакомить учащихся с выводом учебника (стр. 123).
Домашнее задание: § 29. Вопросы 4-5 к § 29. Рассмотреть рисунок на стр. 123 и выполнить задание к нему.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 265.