УРОК 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты: I. А 1. II. А 1; Б 3. III. А 2; Б 1-3. IV. Б 1-3; А 3.

 Вопросы и задания:

А. 1. Составьте рассказ о жизни крестьянина, обращенного в раба и участвовавшего в восстании «желтых повязок». При желании используйте картину «Восстание «желтых повязок».

Например, в древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все люди). Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов? (Кошку почитали земледельческие народы. Если собака была спутником охотника, то кошка сторожем зерна, а в некотором роде и здоровья человека - мыши разносят чуму и другие болезни (См.: Матюшин Г. Н. У колыбели истории. М., 1972, с. 199-201).) 2) Почему земледелие стало главным занятием в странах древнего Востока в те времена, когда остальное население земного шара добывало пищу охотой и собирательством? 3) Какими преимуществами перед собирательством и охотой обладают земледелие и скотоводство? 4) Правильно ли называть страны древнего Востока «дарами рек»: например, Египет - даром Нила, Южное Междуречье - даром Тигра и Евфрата? (См. пособие, стр. 106.) 5) Почему в странах древнего Востока земледельцы жили общинами? Нарисуйте словесную картину из жизни древневосточных земледельцев, подтверждающую вашу мысль. Почему в странах древнего Востока необходимо было искусственное орошение?

3. 1) Почему рабство возникло в странах древнего Востока? Почему у народов, добывающих пищу охотой и собирательством, не было эксплуатации? 2) Как возникло неравенство среди свободных? Как распались родовые общины? 3) Какие классы образовались в странах древнего Востока? 4) Чем отличалось положение крестьян-общинников от положения рабов? В чем состояло сходство между ними? 5) Как в странах древнего Востока эксплуатировали основную массу тружеников - свободных земледельцев?

4. 1) Почему возникло государство? Почему оно не могло возникнуть при первобытнообщинном строе? В чем различие между словами «страна» и «государство»? 2) Чем отличалась власть царей и чиновников от власти старейшин и племенных вождей? Почему старейшины и вожди управляли без применения силы, а цари и чиновники нуждались в войске, стражниках, судьях?

Обычно учащиеся говорят, что старейшины и вожди были самые опытные и мудрые люди, они давали своим сородичам полезные советы, поэтому их распоряжения всеми выполнялись. (Здесь отсутствует мысль о том, что при первобытнообщинном строе существовало равенство между людьми, старейшины и вожди правили, исходя из общих интересов, и поэтому не нуждались в органах принуждения.) Получив подобный ответ, учитель дает задание: «Предположите, что одной из древневосточных стран правят мудрый царь и опытные чиновники. Сумеют ли они обойтись без воинов и стражников, управляя своим народом?»

Учитель подчеркивает, что в странах древнего Востока, где существовали враждебные друг другу классы, интересы угнетенных и угнетателей были противоположны. Поэтому установленные царем законы, приказы, отданные чиновникам, не могли быть одинаково выгодными всему населению страны. Они защищали жизнь и имущество рабовладельцев, чиновников, жрецов и были направлены против рабов, крестьян, ремесленников, укрепляли порядок жизни, выгодный одним людям и невыгодный другим. В стране, где существует неравенство и эксплуатация, государство действует в интересах класса угнетателей и защищает эти интересы с помощью силы.

5. Вспомните важнейшие достижения культуры народов древнего Востока (знакомые учащимся факты систематизированы в табл. 13): а) Кем был создан первый алфавит? Сравните финикийский алфавит с египетским письмом и клинописью.

Таблица 13. Важнейшие достижения культуры народов Востока
 
Письменность Возникновение письма в IV тысячелетии до н. э.: иероглифического в Египте и клинописи в Южном Междуречье. Возникновение китайского иероглифического письма (II тысячелетие до н. э.). Создание финикийцами буквенно-звукового алфавита (конец II тысячелетия до н. э.). Изобретение материалов для письма: папируса в Египте (конец IV тысячелетия до н. э.), бумаги в Китае (I - II вв. н. э.)
Научные знания Возникновение математических, астрономических и медицинских знаний. Определение египтянами длины года и создание солнечного календаря. Изобретение китайцами компаса. Создание индийцами десятерично-позиционной системы
Искусство Создание литературных произведений, принадлежащих к различным жанрам (гимны, мифы, поэмы, повести). Возникновение монументальной каменной архитектуры в Египте (позже в других странах). Появление образа человека в скульптуре и живописи. Высокое художественное достоинство произведений искусства (египетский портрет, ассирийские рельефы и др.)

В чем достоинство алфавита? В чем главное различие между финикийским алфавитом и русским? б) В какой стране впервые была определена длина года? Какая ошибка при этом была допущена? в) Какое достижение индийских математиков особенно важно? И т. п.

Другие варианты: II. Основным приемом является работа по вопросам учебника (стр. 96). III. Работа с диафильмом для повторительно-обобщающих уроков в V классе, ч. 1.

 

 

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

История Греции изучается со времени существования Микен и других древнейших городов на ее территории (середина II тысячелетия до н. э.) и вплоть до времени подчинения страны Македонией (IV в. до н. э.).

Особенности географической среды Греции - горный рельеф, отсутствие больших рек и невозможность ирригации - препятствовали выращиванию зерновых культур и разведению крупного рогатого скота. Вместе с тем природа Греции благоприятствовала мелкому скотоводству, виноградарству и олив-ководству. Это привело к тому, что в большинстве областей греки отказались от самообеспечения хлебом, значительная часть земель была занята под оливковые сады и виноградники; вино и масло продавались на внешних рынках.

Прекрасная сырьевая база в Греции дала возможность для развития ремесла. Очень рано ремесленная продукция стала сбываться не только внутри страны, но и за ее пределами.

Таким образом, греческая экономика требовала установления торговых связей и с соседними, и с отдаленными странами, богатыми прежде всего хлебом. Близость моря способствовала установлению таких связей.

В истории древней Греции учащиеся встретятся со знакомыми им социальными явлениями: в период разложения родовых отношений знать владеет лучшими землями и многочисленными стадами, она эксплуатирует рабов-чужеземцев и собственных соплеменников. Последние теряют землю, превращаются в батраков, нищих, кабальных рабов. Как и на древнем Востоке, в Греции происходит процесс превращения родоплеменных органов управления в органы государственной власти: гомеровские вожди (басилеи) напоминают царей; советы знати обладают судебной властью, управляют племенами; падает значение народных собраний. Знатные семьи заводят отряды вооруженных слуг, которые охраняют их собственность и привилегии.

Однако дальнейший путь социально-политического развития Греции был иным, чем в странах древнего Востока. В Греции в VIII-VI вв. до н. э. разоряющиеся земледельцы (сельский демос) вели ожесточенную борьбу против родовой знати. Купцы и ремесленники (городской демос) поддерживали и возглавляли эту борьбу. Демос сумел организоваться, выдвинуть экономические и политические требования. После длительной и упорной борьбы власть родовой аристократии была сломлена, долговое рабство уничтожено, свободное население греческих городов объединилось в гражданские коллективы, члены которых обладали равными правами и обязанностями независимо от знатности.

Греческое рабовладение по сравнению с древневосточным обладало рядом особенностей: массовое использование рабов в ремесле, запрещение в большинстве городов-государств (полисов) рабства за долги.

В отличие от древневосточных монархий передовые греческие города-государства были рабовладельческими республиками, где у власти стоял демос (коллектив граждан). Этой форме государства, связанной с преобладанием в экономике мелкой и средней собственности крестьян и ремесленников, были присущи следующие черты: высшая власть принадлежала состоящему из граждан народному собранию; должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от их имущества и были подотчетны народному собранию; суд также был выборным. Наряду с исторической прогрессивностью созданной греками государственной формы следует показать, что греческий цолис защищал интересы привилегированного меньшинства (граждан), охранял власть рабовладельцев над рабами.

Значительное место занимает в разделе рассмотрение эллинской культуры (с культурой микенского периода, мифами и поэмами Гомера учащиеся знакомятся на первых уроках - § 23-25; культурный подъем Греции V-IV вв. до н. э. изучается в § 36-39; характеристика эллинистической культуры III-II вв. до н. э. дается на последнем уроке раздела - §42).

Для знакомства с культурой Греции отводится не менее половины учебного времени, предназначенного на изучение культуры древних народов. Это объясняется тем, что древние греки создали самобытную и яркую культуру, оказавшую большое и непосредственное влияние на культуру современных народов (см. пособие, табл. 17).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.