УРОК 3. СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

В результате дорийских завоеваний в Южном Пелопоннесе сложилось общество, основанное на жесточайшей эксплуатации, в котором возникли острые противоречия между победителями-спартанцами и порабощенным ими населением Лаконики и Мессении (илотами). Спартанцы составляли меньшинство среди ненавидящей их массы илотов. Сохранить господство над ними можно было лишь при условии сплоченности господствующего класса и беспощадного террора по отношению к побежденным.

Варианты начала урока: I. А 1-3. II. Б 1-5; А 3. III. Б 2-4. IV. А 1; Б 4. Вопросы и задания:

А. 1. Учитель привлекает внимание к названию § 29 учебника - «Победа демоса и укрепление государства в Афинах». Он предлагает развернуто ответить на два вопроса:

1) В чем выразилась победа демоса? Вспомогательные вопросы: а) Из кого состоял демос? Богатыми или бедными были люди из демоса? б) Каким было положение демоса-до реформ Солона? (От чего страдали крестьяне? За что боролись? За что боролся весь демос в целом? Чем он был недоволен?) в) Каким стало положение демоса после реформ? Чего добился демос в результате реформ?

2) В чем заключалось укрепление государства в Афинах? Учитель расчленяет задание на более частные: а) Как зарождалось государство в Афинах? (Используйте схему на стр. 120.) Чьи интересы оно защищало? От кого? Что ослабляло государство в то время? (Борьба демоса со знатью.) б) Чьи интересы стало защищать государство после реформ Солона? От кого? в) Почему государство усилилось? (Государство стало защищать интересы всех граждан, как демоса, так и знати, и укреплять их господство над рабами-чужеземцами.)

2. Солон своими реформами хотел угодить всем афинянам, но вызвал ненависть большинства граждан. Поэтому он вынужден был уехать из Афин. Чем была вызвана неприязнь к Солону знати и демоса? Учащиеся указывают на причины недовольства демоса и знати. (Солон не решился на передел земли для демоса, а знать лишил даровых рабочих рук и преимуществ в управлении государством.) Учитель подчеркивает, что в целом реформы Солона были выгодны демосу и способствовали его победе над знатью.

3. В каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона? Начертите «линию времени», отметьте на ней начало нашей эры, год реформ Солона и требуемую дату. -Возможны и другие вопросы по хронологии (см. задание 5 к § 29).

Б. 1. Покажите на карте Грецию, территорию Афинского государства, главный город Аттики. Определите словами их местоположение. 2. Из кого состоял демос? Почему были проведены реформы Солона? 3. Расскажите о реформах Солона. Чего добился демос в результате их? 4. Какие права и какие обязанности были у граждан в Афинах? Кто и какую военную службу нес в Афинах? (Используйте схему на стр. 123.) 5. Какой части населения реформы не коснулись?

План изучения:

1. Местоположение и природные условия Лаконики и Мессении.

2. Образование города Спарты. Спартанцы и илоты.

3. Спартанское государство.

4. Воспитание мальчиков в Спарте.

 

Учитель напоминает, что в Греции возникло много государств. Древние греки, подчеркивая значение двух наиболее крупных из них, образно говорили: вся Греция стоит на двух ногах - одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство.

1. Отрабатывается представление учащихся о Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелоп-са». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. При наличии времени рассказывается миф о происхождении названия «Пелопоннес».

Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал, спасаясь от врагов, из своего родного, города. Он нашел приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая - прекрасную Гипподамию и полюбил ее. Но царь не желал отдавать дочь замуж; ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.

Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьем. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.

Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять чеки (Чека - небольшой стержень, гвоздь, с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони. И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем... Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.

Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннесом (На фронтоне храма Зевса в Олимпии находилась группа статуй, изображавших сцену перед состязанием Пелопса и Эномая (о храме Зевса см. учебник, стр. 116, 148 и пособие, стр. 203)).

Показав на карте Лаконику и Мессению, учитель говорит о природных особенностях этих областей: 1) сравнительно с Аттикой в Лаконике было много плодородных земель. Еще плодороднее были почвы Мессении; 2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).

Желательна работа и с меловой картосхемой Греции. Учащиеся видят, как учитель обозначает цветным мелом реку Эврот, горы, окаймляющие долину, границы областей и т, д., и начинают зрительно представлять себе историческую географию Южного Пелопоннеса.

2. В соответствии с учебником говорится о завоевании дорийцами южных областей Пелопоннеса. Дорийцы поработили жившее там греческое население, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население - илотами (Здесь допущено упрощение: дорийцам пришлось объединиться с жителями одного из ахейских городов Лаконики, оказавшим наиболее упорное сопротивление. Так возникло Спартанское государство, в котором было два царя: по преданию, один происходил из ахейского, а другой из дорийского рода. В VII в. до н. э. спартанцы завоевали Мессению, населенную дорийцами, которых тоже сделали илотами Таким образом, и среди спартанцев, и среди илотов были люди как ахейского, так и дорийского происхождения).

В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки).

Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями-на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по стране, которая некогда принадлежала их предкам.

Вопросы и задания: 1. Покажите на карте Спарту и области, подвластные спартанцам. Определите словами их местоположение. 2. Кто такие спартанцы и илоты? 3. Докажите, что спартанцам необходимо было государство. Последнее задание может быть расчленено на более частные: «Вспомните, что на-зывается государством. При каких условиях оно возникает? Почему спартанцы нуждались в государстве?»

3. Об управлении в Спарте говорится кратко в объеме учебника (либо материал читается вслух - § 30, п. 4). Вычленяется главная задача государства - держать в повиновении илотов. Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном - в военном деле.

Полезно сравнить внешний вид Афин и Спарты V в. до н. э.

Представьте себе эти два города древней Греции. Афины, несмотря на их грязные и узкие улицы, показались бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На афинском рынке, на улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов-государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Спарта сильно уступала по красоте Афинам. Она походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужестранцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских (Ремесленные изделия для спартанцев и под их контролем изготовляло неполноправное население Спартанского государства - периэки (дословно «живущие вокруг»). Это были жители в основном пограничных районов; у них была отобрана земля, но они оставались лично свободными). Вдоль улиц тянулись одноэтажные деревянные дома, похожие друг на друга. В Спарте отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы бы увидели отряды марширующих спартанцев, услышали отрывистые слова команды и военную хоровую песню. Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?

Страх спартанцев перед покоренным населением не был напрасен. Как воры, озирались они в завоеванной стране, ожидая нападения. Илоты часто поднимались на борьбу за освобождение. Для подтверждения этой мысли читается вслух яркий материал учебника об освободительной войне мессенцев (§30, п. 3). После чтения можно отметить, что размах движения и его ожесточенный характер объясняются не только жестоким обращением спартанцев с илотами. Население Мессении было единым по племенному составу, языку и обычаям, поэтому порабощенным мессенцам было легче, чем рабам в других древних государствах, объединиться и вести организованную борьбу с угнетателями.

4. Спартанские мальчики вырастали преданными защитниками своего государства, хотя часто они были невежественными, ограниченными и жестокими людьми.

Варианты изучения материала: 1) чтение отрывков из сочинений Плутарха и Тиртея (стр. 126-127), рассмотрение рис. 1-2 (стр. 127), ответ на вопрос 4 к § 30;2) рассказ учителя.

Во втором варианте, рассказывая о спартанских обычаях, учитель спрашивает: «Почему спартанские старейшины осуждали слабого ребенка на смерть? Ребенок мог вырасти хилым, но искусным в каком-нибудь деле. В каком, например?» Учащиеся говорят: «Из него мог получиться хороший гончар или ученый, поэт или скульптор. Но в древней Спарте ценились только сильные люди - хорошие воины». Можно ввести в изложение дополнительные факты, прибегнув к приему драматизации.

1. Спартанцы с раннего детства приучали своих сыновей заботиться о себе; их плохо кормили, заставляли самостоятельно добывать пищу. Вот, например, двое мальчиков решили забраться в кладовую чужого дома: вдруг она плохо охраняется. Увидели там амфору, открыли пробку, понюхали - вино. Забрали амфору и каравай хлеба впридачу.

Если спартанец узнает о проделках сыновей, он подумает: «Молодцы! Они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности». Но если хозяин дома поймает мальчиков, он выпорет их, не спросив, чьи это сыновья. А мальчики не решатся пожаловаться отцу. Тот узнает - изобьет. За что? «Не за воровство,- догадываются учащиеся, - а за то, что попались».

2. Оттеняя уродливые стороны воспитания в Спарте, учитель показывает, что спортивные состязания часто были опасны; в мальчиках воспитывалось уважение к грубой силе, презрение к слабым.

Представьте себе, что спартанскую школу посетили афинские послы. Они увидят, что на площадке, посыпанной песком, борются два мальчика лет одиннадцати. Вокруг стоят пожилые спартанцы, учитель, товарищи. Окружающие свистят, натравливают одного на другого: «Бейте сильнее! Вы оба трусы, вам не место в Спарте!» Противники озлобляются: у одного от страшного удара в нос кровь заливает лицо, у другого подбит глаз, вывихнут палец. Мальчики кусаются, выворачивают друг другу руки, выцарапывают глаза. Один из афинян, не выдержав этой сцены, обращается к пожилым спартанцам:

- Остановите их, это - драка, она кончится плохо!

- Отойди, чужестранец,- сердито отвечают ему. - Что тебе за дело до спартанских обычаев! Мы хотим знать, храбры ли эти мальчишки, будут ли они беспощадны к илотам, если те взбунтуются.

- Но ведь они изувечат друг друга!

- Пусть! Лучше им погибнуть в юном возрасте, чем вырасти слабыми и хилыми.

Желательно сказать о зверском спартанском обычае - внезапно нападать на безоружных илотов и убивать самых сильных из них.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать изложение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно, ночью, подбирались они к деревушке, где жили илоты, врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Чем вызвана эта страшная жестокость? За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них? Учащимся понятно, что цель здесь устрашение илотов. «Чтобы у илотов даже мысли не появлялось о свободе», - говорят школьники.

Домашнее задание: § 30. Задания 4-5 к § 30.

 

УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ

Продолжается формирование представления о политической раздробленности древней Греции.

Причинами греческой колонизации VIII-VI вв. до н. э. были абсолютное и относительное малоземелье, вызывавшее появление избыточного населения; борьба между знатью и демосом, приводившая к массовой эмиграции; особенности греческой экономики, заставлявшей искать внешние рынки, где можно было приобрести зерно в обмен на ремесленную продукцию, вино и масло.

В результате колонизации виноград и оливки вытесняют в Греции зерновые, расцветают ремесленное производство и морская торговля. Приток дешевого хлеба и рабов повысил уровень жизни греческих крестьян, ремесленников, торговцев, матросов. Возрастает роль городского и сельского демоса в политической жизни городов-государств, складывается национальное самосознание эллинов.

Варианты начала урока: I. А 1; Б 2-3; А 2. II. А 1; Б 2-4; А 2. III. Б 1-4; А 2. IV. Б 2-4; А 2. V. Б 2-5. Вопросы и задания:

А. 1. Составьте заголовки для пунктов § 30. Отвечающему ученику не всегда удается с достаточной полнотой раскрыть в заголовках основное содержание пунктов. Например, он озаглавливает: п. 1 -«Местоположение Лаконики», п, 2 -«Классовая борьба». Другие учащиеся предлагают более правильные заголовки: для п. 1 - «Местоположение и природа Лаконики и Мессении», для п. 2 - «Завоевание дорийцами южного Пелопоннеса. Спартанцы и илоты».

2. Что в воспитании спартанцев вам нравится и что нет? Учитель помогает учащимся дать развернутый ответ. «Мне нравится, что спартанцы вырастали сильными и закаленными», - говорит ученик. «Объясни, - предлагает учитель, - почему они вырастали такими».

Б. 1. Назовите известные вам государства древней Греции. Покажите на карте их территорию, главные города. Определите словами их местоположение. 2. Расскажите о завоевании дорийцами Южного Пелопоннеса. Кто такие спартанцы и илоты? В чем различие между илотами и афинскими рабами? В чем сходство? 3. Расскажите о борьбе между спартанцами и илотами. 4. Что представляло собой Спартанское государство? 5. Как воспитывали спартанских мальчиков?

План изучения:

1. Города-государства древней Греции.

2. Образование городов-государств (колоний) на берегах Средиземного и Черного морей.

 

1. Учитель напоминает учащимся, что в VIII-VI вв. до н. э. почти во всех городах Греции и на многих островах Эгейского моря образовались самостоятельные государства. Он предлагает учащимся подумать над тем, чем это объясняется.

Возможны вопросы: Почему в древних странах возникало государство? Вспомните, почему оно возникло в Спарте, в Афинах.

Учитель подчеркивает, что государство образуется в связи с появлением неравенства и эксплуатации, с разделением общества на классы угнетателей и угнетенных. В каждом греческом городе появились правители, которые управляли, опираясь на войско, устанавливали законы, выгодные одним и невыгодные другим.

Чтобы пересечь нашу страну с запада на восток, надо ехать в поезде много дней. Территория же любого из греческих государств показалась бы нам крошечной. Обычно эта была горная долина, где находился город, а вокруг него пшеничные и ячменные поля, виноградники, оливковые рощи и небольшие поселки. Осмотреть территорию такого государства, пройти по ней вдоль и поперек можно было за несколько часов.

Афинское и Спартанское государства были крупными греческими государствами, но и они значительно уступали по размерам, например, древнему Египту или Вавилонии. Так, Аттику можно пересечь пешком от моря и до моря меньше чем за два дня (Более точно: от моря до Афин 6 км (§ 34, п. 2). От Афин до Марафона 42 км (стр. 136), т. е. от одного побережья Аттики до другого менее 50 км. Протяженность в длину долины Нила в пределах Египта более 700 км (§ 6, п. 1)).

Отмечается, что подобные государства принято называть городами-государствами. «Предположите, между какими группами свободного населения шла ожесточенная борьба в городах-государствах Греции», - говорит учитель. Получив ответ, он конкретизирует высказанную мысль в ходе работы с басней Гесиода (стр. 131). Учитель рассказывает, что Гесиод был знаменитым поэтом, жившим в одном из государств Средней Греции. Гесиод хорошо знал, как живется крестьянской бедноте. Он написал басню о соловье и ястребе - это древнейшая во всей мировой литературе басня, дошедшая до нас.

Прочитав вслух басню, учитель предлагает задания: «Предположите, кого поэт изобразил под видом соловья и кого под видом ястреба. Вспомните, какими путями крестьяне попадали в «когти» к аристократам в Аттике до реформ Солона. Почему крестьяне вынуждены были делать долги?» Обобщая, учитель говорит, что в VIII-VI вв. до н. э. в одних греческих государствах (например, в Афинах) в упорной борьбе побеждал демос, в других удерживали власть аристократы.

2. Возможно создание проблемной,ситуации: «В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что заставляло их бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?»

Не требуя сразу же от учащихся ответа, учитель дает задание: «Выслушайте рассказ о том, как собирались в дальний путь переселенцы, и ответьте на вопрос: «Кто и по каким причинам покидал в VIII-VI вв. до н. э. Грецию?»

Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе - богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

«Я бедный крестьянин, - говорит один. - В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».

«У меня дела похуже твоих, - рассказывает второй. - Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

«Кто вы такие? - спрашивают их. - Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дому».

«Вы угадали,- отвечает один из них. - Мы торговцы и живем здесь в Коринфе. Верные люди рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами, морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас».

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде жившие на одном из островов Эгейского моря.

«Нам пришлось навсегда покинуть родной город, - рассказывают они. - Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле мы бежали».

Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.

«Кто ты? - спросили его. - По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

«Вы не ошиблись, - отвечал этот человек. - Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Учитель требует не пересказа приведенной выше сценки, а точного ответа на вопрос задания. В ходе беседы выделяются следующие группы переселенцев: 1) полуголодный и нищий люд (бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т. д.); 2) люди, вынужденно ставшие изгнанниками: аристократы из тех городов, где к власти пришел демос; вожаки демоса из городов, где победила знать; 3) купцы, богатевшие на заморской торговле.

Понятие греческая колония раскрывается в ходе чтения вслух учебника (стр. 129, два последних абзаца) или его пересказа учителем.

Задание: Рассмотрите рис. 4-5 (стр. 129). Сравните военный и торговый корабли. Подумайте, чего хотели в первую очередь достигнуть их строители. В случае необходимости учитель расчленяет задание на более частные: «В чем различие между кораблями? Сравните их размеры и форму. Предположите, были ли различия в скорости передвижения». Учащиеся способны установить, что торговый корабль, предназначенный для перевозки товаров, вместительнее военного. Зато военный корабль благодаря обтекаемой форме, многочисленности гребцов обладал большей скоростью, подвижностью, способностью к резким поворотам.

Учащиеся могут также найти сходство между кораблями. Для этой цели учитель предлагает сопоставить оба корабля с современными океанскими теплоходами. Анализируя рисунки, учащиеся устанавливают, что оба древних корабля деревянные, похожи на большие лодки, передвигаются под парусом.

Целесообразна работа с картой № 5. «На карте, - говорит учитель, - изображено большое водное пространство. Как оно называется? Каким цветом обозначена Греция, каким - берега, колонизованные греками? Каким условным знаком обозначены греческие колонии?» Получив ответы, учитель продолжает: «Греки на своих кораблях отправились на запад и достигли берегов страны, очертания которой похожи на сапог. Что эта за страна? На берегах Италии переселенцы основали много колоний: здесь были плодородные земли и обширные пастбища. Греки заселили большой остров у берегов Италии, который они прозвали Тринакрия (Тринакрия (по-древнегречески - трехвершинная, треугольная) -из древнейших названий острова Сицилия). Как он теперь называется? В Сицилии была основана одна из самых больших греческих колоний-город Сиракузы».

Учитель знакомит класс с двумя другими направлениями колонизации (южным и северо-восточным]. Он объясняет, что греки осваивали только морское побережье, не проникая далеко в глубь страны. Где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом - эллинами (Слова «Эллада», «эллины» учитель постепенно вводит в свою (наряду с равнозначным «Греция»)), противостоящими невежественным варварам, как презрительно называли они негреческое население, живущее вокруг колоний.

О жизни в греческих колониях учащиеся узнают либо из учебника (§ 31, п. 3, 5), либо из рассказа учителя, либо материал учебника задается на дом. Нужно подчеркнуть, что жители колоний, особенно в Северном Причерноморье, выгодно меняли свои товары на зерно у окружающих племен, а случалось- забирали его в виде дани. Зерно и рабов из этих племен продавали приезжавшим из Греции купцам.

В конце урока целесообразно познакомить учащихся с выводом учебника: «К V в. до н. э. на морских побережьях от

Кавказа до Испании образовались сотни греческих городов-государств» (стр. 131).

Значение образования колоний можно рассмотреть в начале следующего урока.

Домашнее задание: § 31,

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 134.