Урок может быть начат с изучения нового материала.
Другие варианты: I. А 1. II. А 2. III. Б. Задания:
А. 1. Сделайте общий вывод, от чего зависели религиозные верования людей в древности. Задание распадается на три части:
1) Учащиеся обычно указывают на то, что древние люди с помощью религии объясняли явления природы. Они подтверждают эту мысль на примерах, чаще всего из предшествующего урока (грозовые дожди - Зевс, морские бури - Посейдон). Как объясняли явления природы другие народы, например древние египтяне? Что общего в таких разных природных явлениях, как морские бури близ берегов Греции, суховеи в Египте, разливы Нила? Почему из множества явлений природы люди объясняли лишь некоторые? Какие именно? Обобщая ответы, учитель еще раз подчеркивает, что в религиозных верованиях получили отражение главным образом те явления природы, от которых зависела жизнь людей.
2) Покажите, что занятия людей в древности также нашли отражение в религиозных верованиях. Почему египтяне особенно почитали бога солнца Ра и бога Нила? Почему древние греки наряду с богом солнца и Зевсом почитали Диониса, Гефеста, Гермеса?
3) Покажите на примерах, что неравенство между людьми получило отражение в религиозных верованиях. В своих ответах учащиеся обычно используют материал предшествующего урока (жизнь олимпийских богов похожа на жизнь знати, неравенство между богами - рис. 3, стр. 115). Учитель может предложить учащимся для подтверждения высказанной мысли привести также примеры верований народов древнего Востока. (Вспомните религиозное учение брахманов о создании людей. Кем, по религиозным верованиям египтян, считался фараон?)
2. Сделайте общий вывод о роли религии в странах древнего мира. Учащиеся с помощью учителя высказывают и обосновывают следующие мысли: 1) религия мешала развитию научных знаний (например, вера в бога Нила препятствовала поискам причин разливов); 2) вера в богов приводила к бессмысленному уничтожению животных, к насильственной смерти людей (жертвоприношения); 3) религиозные верования отвлекали трудящихся от борьбы против угнетения (например, египетские жрецы требовали повиноваться фараону как богу, запугивали непокорных судом Осириса; индийские брахманы утверждали, что неравенство между людьми создано богом).
Б. Расскажите о поклонении греков силам природы, о богах-покровителях хозяйства и культуры, об отражении в религии неравенства среди греков.
План изучения:
1. Местоположение и природные условия Аттики.
2. Возникновение города Афины.
3. Развитие хозяйства.
4» Разорение крестьян.
5. Господство родовой знати.
В начале изложения учитель знакомит класс с главной идеей темы: «Вы изучаете историю Греции. В этой стране в древности образовалось много рабовладельческих государств. Они возникли в VIII-VI вв. до н. э. почти в каждой горной долине, на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии».
Повторение по вопросам: Где в древности имело место сходное явление т. е. в одной стране образовалось много государств? (Южное Междуречье, Египет, Индия.) В чем различие между словами «страна» и «государство»? При каких условиях возникают государства?
После беседы учитель продолжает: «Одним из государств древней Греции, сыгравшим значительную роль в ее истории, было Афинское государство. На двух уроках пойдет речь о том, как оно образовалось».
1. «Вот та область, где возникло Афинское государство»,- говорит учитель, показывая Аттику на настенной карте.
Он может не называть ее при показе, а предложить классу вопросы и задания: 1, Найдите на карте № 4 эту область. Как она называется? 2 Покажите Аттику на настенной карте. В какой части Греции она расположена? Покажите Среднюю Грецию. В какой части Средней Греции расположена Аттика?
При характеристике природы Аттики целесообразна работа с меловой картосхемой (см. пособие, рис. 21) и одновременно
с врезкой «Аттика (V в. до н. э.)» на карте № 4 учебника. В ходе работы устанавливается, что по природным условиям Аттика делилась на три района: 1) равнина в Юго-Западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия (в особенности для выращивания винограда и оливок - небольших плодов, растущих на деревьях); 2) горный район большой, но малонаселенный (здесь разводили овец, коз и свиней); 3) приморская полоса, где занимались рыболовством. В Аттике были месторождения металлических руд, глины,много строительного камня, в том числе мрамора.
(Рассмотрите карту учебника. Определите, что добывали на юге полуострова.)
2. «Главный город Аттики - Афины, один из самых древних городов Европы,- рассказывает учитель, - возник в 5-6 км от моря. Жители Аттики не основали город прямо на берегу, так как боялись внезапных нападений пиратов на прибрежные селения (В дальнейшем учащиеся встретятся с аналогичным явлением: Рим был основан не в устье Тибра, а в 25 км от моря (§ 43, п. 2)). Посреди равнины расположен высокий холм с обрывистыми склонами. На его вершине ровная площадка, где и возникло поселение, окруженное мощными каменными стенами, - акрополь (на меловой схеме точкой обозначаются Афины). Место было выбрано удачно. (Вспомните, какие греческие племена вторглись в Грецию около трех тысяч лет назад.) Дорийцы не сумели овладеть афинским акрополем. Позже город разросся, у подножия акрополя появились жилые районы».
При наличии времени учитель может предложить рассмотреть план Афин в V в. до н. э. (карта № 4). «Скажите, как называлась крепость на холме в центре Афин? Найдите к северо-западу от акрополя рыночную площадь - агору, большой городской ралон - Керамик (Керамик - район, где жили гончары; от древнегреческого «кёрамос»- глина; отсюда «керамика»- изделие из обожженной глины)». Учитель говорит, что в Керамике были расположены десятки гончарных мастерских, где делали из глины всевозможные изделия.
Афинские улицы не были замощены и не имели тротуаров. Большинство улиц были узкими, кривыми и пыльными. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками.
Дома обычно строились в один-два этажа, двери комнат открывались во внутренний дворик. Через эти двери дом освещался и проветривался. Окон комнаты первого этажа не имели: это помогало сохранить в доме жарким днем прохладу, но придавало улице несколько мрачный вид (См.: Колобкова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961, с. 103-106).
3. Вопрос может быть раскрыт с помощью задания: «Выслушайте описание рынка в Афинах и ответьте, каковы особенности хозяйства древней Аттики».
Представьте себе афинскую агору в рыночный день. Очень шумно, масса приезжих со всех концов Аттики. Сотни людей заняты покупкой и продажей.
Мы видим множество ремесленных изделий. Вот гончары продают черепицу для крыш и разнообразные сосуды - амфоры с двумя ручками для вина и масла, громадные глиняные бочки для зерна (на две трети их зарывали в землю), кувшины для воды, чаши для вина.
В соседних рядах продаются мотыги и серпы, шерстяные ткани, кожаные сандалии.
Несколько женщин остановились у лавки, где выставлены серебряные браслеты, кольца, серьги.
«Рыба! Рыба! Кому свежая рыба!» - раздается крик рыботорговца. В его корзине шевелится еще живая рыба. Кто-то хочет купить пшеничную муку. «Ты опоздал, - отвечают ему,- вся мука продана ранним утром. В такой засушливый год трудно купить хлеб». Зато на рынке много масла - прозрачного, золотистого. Оно выдавлено из плодов оливкового дерева. Большой ряд занят виноторговцами. «Лучшее вино во всей Греции! - зазывают они. - Попробуйте - и вы обязательно купите его».
Чего только нет на афинском рынке! Лук и чеснок, белый овечий сыр, бараньи кожи, шерсть в тюках. Покупатели расплачиваются монетами - серебряными кружочками, на одной стороне которых изображена сова, на другой - голова богини Афины.
Едва продав свой товар, каждый торговец тут же хочет что-то купить.
Беседа по вопросам: 1. Что в изобилии продавалось на афинском рынке (из продуктов питания, ремесленных изделий)? 2. В каком важнейшем продукте питания нуждалось население Аттики? Почему? 3. Вспомните, что продавали на афинском рынке и предположите: а) из какого района Аттики привезен названный вами товар? (Может быть, он произведен в самом городе?); б) что купит каждый торговец на вырученные деньги?
По ходу беседы учитель делает выводы: в Аттике плохо росли ячмень и пшеница, в неурожайные годы хлеба не хватало - бедняки голодали. Природные условия благоприятствовали выращиванию винограда и оливок. Жители равнины привозили в Афины вино, овощи и масло; горцы - шерсть, шкуры, сыр; рыбаки из прибрежных селений - рыбу. Город Афины превратился в крупный центр ремесла и торговли.
При наличии времени учитель приводит дополнительный материал о появлении монеты (1), оливководстве (2) и виноградарстве (3).
I. В древнем Египте и Междуречье деньгами служили медные прутья, серебряные кольца или брусочки, вес которых при каждой купле-продаже проверялся на весах. Это было неудобно. Кроме того, кольца или брусочки имели относительно большой вес и для мелких покупок не годились.
Вот почему в Греции, где торговля быстро развивалась, стали чеканить монеты. Вес монет не проверяли, их принимали по счету.
На рис. 4 (стр. 118) афинская монета достоинством в четыре драхмы (тетрадрахма). В V в. до н. э. ремесленник, например резчик по камню, зарабатывал в день 1 драхму: этого хватало на дневное питание семьи из 6-8 человек (Самые ранние дошедшие до нас монеты чеканились в Лидии (Малая Азия) и на греческом острове Эгина в первой половине VII в. до н. э. Затем монеты стали выпускать большинство греческих торговых городов. Монеты, подобные той, что изображена на рис. 4 (стр. 118), чеканились с 514 по407г. до н. э. См.: Казаманова Л. Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969, с. 29-36, 41, табл. II).
2. Оливки похожи по виду на небольшие сливы, но вкус у них особый, мякоть маслянистая. Лучшие сорта оливкового масла шли в пищу (масло из коровьего молока в древности не выделывали), худшие сорта употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак, но другого способа освещать дом вечерами греки не знали. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед баней, перед спортивной борьбой (кожа становилась скользкой, противнику труднее было сделать захват).
Рис. 1 (стр. 118) - «Сбор оливок». Оливы - деревья небольшого размера с искривленным стволом и серебристыми листьями. Срывать оливки нужно было руками по одной. При сборе оливок трясти ветви не следовало: упавшие и помятые оливки сохнут и дают меньше масла. Иногда оливки осторожно сбивали палками, тут же собирая. На рис. 3 (стр. 118) изображена сцена на рынке: продавец, сидящий на складном стуле, показывает, что сосуд содержит 8 мер масла. Ото рта покупателя идет надпись: «Сосуд полон, поистине, до краев» и слово «восемь».
Оливковое дерево живет 250 лет и более, а плоды дает только на 16-18-й год. Поэтому войны наносили страшный ущерб разведению оливок. Можно представить себе отчаяние и горе крестьян, когда враги во время военного набега вырубали масличные деревья. (Почему крестьянин горевал по загубленным маслинам гораздо больше, чем, например, по вытоптанному полю ячменя?)
Уместно рассказать миф о том, как богиня Афина стала покровительницей населения Аттики (стр. 158). Миф поможет понять роль оливководства в хозяйстве Греции.
3. На склонах холмов в Аттике, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые гроздья винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и потому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды; постояв некоторое время, он превращался в кисловатое вино. (Иногда сок выдавливали прессом - большим и тяжелым плоским камнем, который приподнимали с помощью рычага.) Греки не пили чистое вино, обычно они разбавляли его холодной или горячей водой (Виноградарство получило развитие и в странах древнего Востока, но в Греции оно играло ведущую роль, поскольку природные условия здесь малопригодны для выращивания зерновых).
Рис. 22. Разорение крестьян в Аттике в VII в. до н. э. Меловой рисунок и аппликации
4. Объяснение желательно сопровождать меловым рисунком и аппликациями: 1) знатный человек; 2) человек с упряжкой быков; 3) человек с киркой; 4) человек с мешком; 5, 6) долговые камни (См.: Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории. М., 1964, с. 301).
Рисуется горный пейзаж, речка (см. пособие, рис. 22). Где здесь лучшие и худшие земли? Какие участки захватила знать?
Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами (прикрепляется аппл. 1). Свои земли знать обрабатывала с помощью чужого труда (2). Кто обрабатывал поле знатного человека? Кто такие поденщики? В какой поэме описана подобная сцена: знатный человек наблюдает за трудом поденщиков?
Учитель рисует участки крестьян и прикрепляет аппл. 3. Расскажите о трудностях обработки горных участков (прикрепляется аппл. 4). Что несет за плечами этот крестьянин? Почему земля не могла прокормить крестьянина и его семью? Крестьяне Аттики часто голодали, у многих не хватало даже семян для нового посева. Хочешь не хочешь, а приходится идти к знатному и богатому соседу.
- Дай мне шесть мешков зерна в долг,- просит крестьянин.
- Возьми,- отвечает богач,- но вернешь двенадцать. А не отдашь в срок, отберу у тебя участок.
На крестьянской земле появился камень (5), он назывался долговым. На нем вырезано имя знатного человека, давшего в долг зерно или серебро, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью кормить надо, и он вынужден снова сделать долг. Как поступят с крестьянином, если он опять не уплатит долга? Учитель укажет на аппл. 2: «Возможно, этот пахарь не поденщик, а раб-должник. Многим крестьянам грозила участь стать рабами (6). Повсюду в Аттике на крестьянских участках лежали долговые камни. Бедняки стали вооружаться и начали борьбу со знатью».
5. Вопрос изучается путем объяснительного чтения (§ 28, п. 5) и рассмотрения схемы на стр. 120.
Домашнее задание: § 28, Вопросы 4-5 к § 28. Разобраться в содержании рисунков и схемы на стр. 118-120.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.