Урок может быть начат с изучения нового материала. Другой вариант: Б 1-4. Вопросы и задания:
Б. 1. Покажите на карте Индию, горы на ее границе, главные реки. Определите словами, где они расположены. 2. Расскажите о древнейших городах Индии, 3. Когда и почему стало возможным освоение долины Ганга? 4. Каких успехов в хозяйстве добились индийцы?
План изучения:
1. Религиозные верования древних индийцев. Учение брахманов о разделении людей на касты.
2. Письменность и научные знания.
3. Искусство древней Индии.
1. Подобно остальным народам древности, индийцы обожествляли силы природы. Высказав эту-мысль, учитель может для связи с пройденным предложить учащимся вспомнить, какие явления природы отразились в религиозных верованиях египтян. Выслушав ответ, он говорит:
«Древние индийцы также зависели от природы: боялись наводнений огромных рек, боялись ливневых дождей в долине Ганга и засухи в долине Инда. Им казалось, что природой управляют бог грома и молний, бог солнца и другие боги. В индийском сказании говорится, что бог солнца утром выезжает на небо на золотой колеснице, запряженной огненно-рыжими конями. Он разгоняет ночной мрак и несет людям свет и тепло».
Задание: Вспомните, как объясняли смену дня и ночи египтяне. Предположите, почему в египетском сказании бог солнца плывет на лодке, а не едет на колеснице. (Ученики обычно отмечают роль Нила в жизни египтян и лодок как средства передвижения. Наиболее сообразительные вспоминают, что поклонение солнцу и сказание о Ра возникли задолго до появления лошадей и колесных повозок в Египте.)
Индийцы представляли себе богов в облике знатных людей. Боги живут в небесных дворцах, носят роскошные одежды, сражаются и ездят на колесницах. Как у знати на земле, у них множество слуг.
В жертву богам приносили коней, коров, баранов, а также рисовые лепешки и творог. Приношения частично сжигались, остальное съедали люди (им казалось, что они приняли участие в совместной еде с богом). Индийцы верили, что, получив жертву, боги пошлют им здоровье и богатство.
Знакомя учащихся с кастами в Индии, можно использовать учебник. Один ученик читает материал (§ 19, п. 1 до конца
82-й страницы), учитель несколько раз прерывает его чтение, чтобы прикрепить к доске самодельную аппликацию «бог Брахма», сделать надписи (см. пособие, рис. 17) и сообщить ученикам дополнительные сведения о каждой касте.
Рис. 17. Учение бахрамов о сотворении людей. Аппликация и надписи мелом
1. Брахманы требовали к себе особого уважения, утверждая, что только они могут,узнать волю богов и воздействовать на них в нужную для людей сторону. Только брахманы обладали правом совершать важнейшие жертвоприношения, получая за это щедрую плату. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека. 2. Во вторую касту входили цари, военачальники, царские дружинники, сражавшиеся на колесницах, слонах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. 3. Крестьяне-общинники входили в самую многочисленную, третью касту. Они служили в царской пехоте, платили налоги, но участия в управлении не принимали. 4. Шудры (значение слова не выяснено) не рабы, но сравнительно с тремя высшими кастами были неполноправны: долгое время шудрам не позволяли заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Поэтому они часто нанимались слугами, носильщиками, погонщиками скота, нередко занимались ремеслом.
Вопросы: 1. Как брахманы объясняли разделение людей на касты? Что называется кастой? 2. Могли ли касты образоваться при первобытнообщинном строе? Если нет, то почему? Дополняя ответы, учитель может рассказать о происхождении каст.
Когда в Индии возникло неравенство между людьми, появилась знать. Родовые старейшины издавна, по обычаю, приносили жертвы богам и считали обязанности жрецов наследственными в своих семьях. Потомки старейшин и образовали касту брахманов. Военными предводителями племен были вожди. У них появились отряды дружинников. Потомки вождей и их дружинников составили касту воинов. Все же остальные общинники - земледельцы и скотоводы - оказались в третьей касте. Так образовались три главные касты в Индии. Позже возникла четвертая: в нее вошли те, кто потерял по разным причинам связь со своим племенем и лишился защиты и помощи родичей. К этим людям относились как к чужакам, и их потомки стали шудрами. Подумайте, почему знатные индийцы не искали истинных причин происхождения каст (См.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1969, гл. V).
Учитель объясняет, что деление людей на касты существовало одновременно с делением на рабов и свободных. Рабами могли стать члены любой касты (царские дружинники, попав-шие в плен; крестьяне, не сумевшие вернуть долг, и т. д.). Индийцы, временно или навсегда ставшие рабами, по-прежнему принадлежали к той касте, в которой родились.
Отмечается, что «неприкасаемые» не входили ни в одну из основных каст (§ 19, п. 1).
В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях большинство крестьян не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони; курильщики не берут сигарету в рот, а сосут дым через кулак (вдруг чашку или сигарету держал в руках человек, стоящий ниже их по кастовому положению!).
2. Учитель напоминает ученикам значение слова «культура» (стр. 77). Он начинает изложение со знакомого учащимся факта: жители городов в долине Инда еще в III тысячелетии до н. э. владели письмом, которое впоследствии было забыто. Значительно позже индийцы создали письмо заново, при этом они использовали культурные достижения соседних народов.
При наличии времени проводится повторение по вопросам: «Где был создан древнейший алфавит? Что он собой представлял? Каковы его преимущества перед древнейшими системами письма? В чем недостатки?»
Выслушав ответы, учитель отметит, что индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита.
Индийцы писали на листьях пальмы. Срезанные листья они сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через них шнур и связывали листы в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.
Крупнейшим научным достижением древней Индии было создание цифр и системы счета, которыми ныне пользуются в большинстве стран мира. Желательно объяснить преимущества индийской позиционной системы счета сравнительно, например, с римской системой.
Учитель пишет на доске одно и то же число индийскими и римскими цифрами «1808» и «MDCCCVIII». Он напоминает учащимся значение римских цифр и предлагает определить, какой способ записи более совершенен. Чем? Учащиеся способны отметить, что запись индийскими цифрами занимает меньше места. Учитель объясняет, что в индийской системе счета значение цифры зависит от того места, которое она занимает в числе. Так, например, в числе 1808 дважды встречается цифра 8. Сколько единиц в крайней справа цифре 8? (Восемь.) Сколько единиц в той же цифре, стоящей на третьем месте справа? (Восемьсот.) Созданный в Индии счет очень удобен, так как, пользуясь индийскими цифрами, гораздо легче производить арифметические действия.
3. При знакомстве с древнеиндийской литературой учитель может прибегнуть к объяснительному чтению учебника (§ 19, п. 3). При наличии времени читается также краткое содержание поэмы «Махабхарата» (стр. 81).
В учебнике упомянуты три типа архитектурных сооружений Индии: 1) пещерные храмы; 2) ступы, предназначенные для хранения религиозных реликвий (в учебнике дается описание ворот ступы); 3) колонны высотой около 12 м, обычно возведенные на открытом месте и не связанные непосредственно с какими-либо постройками. Учитель может* сам рассказать о пещерном храме или поручить одному из учеников прочитать о нем вслух (§ 19, п. 4); остальные учащиеся рассматривают рис. 1 на стр. 84. Затем учитель характеризует ступы:
- Индийцы, подобно другим народам, считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга или прядь волос, будто бы принадлежавшая богу). Для хранения этих предметов строились ступы. Первоначально это были небольшие земляные холмы, напоминающие по форме половину шара. Позднее такие холмы стали покрывать каменной или кирпичной кладкой. Ступа обносилась оградой с четырьмя воротами - на север, юг, восток, запад. Рассмотрите ворота ступы на рисунке учебника (стр. 85). Вы видите два столба значительно выше человеческого роста, перекрытые тремя поперечными брусьями, по форме напоминающими коромысло. На этом месте когда-то стояли резные деревянные ворота, но они обветшали и были заменены каменными. Искусные мастера повторили в камне форму деревянных ворот, украсили их скульптурой. Здесь изображены герои мифов, джунгли и слоны, пехота и колесницы, осада крепости.
Учитель напоминает, что в III в. до н. э. было создано огромное Индийское царство, объединившее почти всю страну. По приказу царя Ашоки в разных местах Индии воздвигались каменные столбы-колонны с высеченными на них законами и царскими указами. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчаника светло-серого цвета. Учащимся предлагается рассмотреть верхнюю часть колонны (стр. 85, рис. 2).
Она изображает цветок лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повернуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом Республики Индии.
Домашнее задание: § 19. Вопросы 2, 4 к § 19.
ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
В Китае древнейшее классовое общество и государство возникли во II тысячелетии до н. э. в долине р. Хуанхэ, где природные условия благоприятствовали развитию земледелия. Позже государства возникли в бассейне р. Янцзы. В III в. до н. э. при Цинь Ши-хуанди произошло объединение Китая в одном государстве.
Учитель продолжает формировать представление о функциях эксплуататорского государства (сбор налогов, подавление народных движений, организация захватнических походов).
Внимание учащихся обращается на важнейшие достижения хозяйства и культуры древнего Китая - производство шелка, изобретение бумаги и компаса.
УРОК 1. ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты: I. А. II. Б 2; А. III. Б 2; А; Б 3. IV. Б 1-3. Вопросы и задания:
А. Почему для борьбы с угнетением была необходима и борьба с религией? Докажите. Учащиеся способны построить доказательство на фактах из истории Египта (обожествление царской власти, запугивание бедняков судом Осириса за непослушание) и Индии (освящение религией неодинакового общественного положения людей, принадлежащих к разным кастам). Возможны вспомогательные задания: «Докажите ту же мысль, используя знания по истории Египта (Индии). Подумайте, почему человеку из касты шудр в борьбе с угнетением приходилось бороться с религией».
Б. 1. Покажите на настенной карте и скажите, где и когда в Индии образовались: а) древнейшие города; б) первое государство в долине Ганга; в) крупнейшее в древности индийское государство. При выполнении заданий разрешается пользоваться картой № 3. 2. Какие касты и какие классы существовали в Индии? (Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? Мог ли он сначала принадлежать к одному классу, а затем к другому? Если да, то объясните, как это могло произойти.) 3. Чем из созданного индийским народом в древности мы пользуемся и сейчас?
План изучения:
1. Местоположение и природа древнего Китая.
2. Хозяйство Китая (II-I тысячелетия до н. э.).
3. Образование классов и государства в долине Хуанхэ. 4. Китайское государство с III в. до н. э. по II в. н. э. (объединение Китая, оборона северных границ, захватнические походы).
1. Учитель показывает Китай на карте «Древние государства мира» и предлагает учащимся задание и вопросы: «Найдите Китай на карте № Г и опишите его .местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии?) С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам?»
Учитель отмечает, что Китай - большая, многонаселенная страна. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной (равнинной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки - Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.
Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат. В этих районах земледелие страдает от недостатка влаги, большой ущерб наносят сильные засухи. Древним земледельцам приходилось работать здесь в очень трудных условиях.
Описание природы древнего Китая дается учителем в объеме учебника (вариант: чтение учебника, § 20, п. 1).
Представление о «реке тысячи бедствий» может быть создано с помощью словесной картины.
Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ. Однажды ночью вы просыпаетесь от крика: «Вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы... Все выбегают на улицу, поспешно садятся в лодки или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро.
А произошло следующее: река незаметно подмыла берег, тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и в считанные минуты прибрежные поселки оказались под угрозой гибели.
Предположите, почему пострадавшие от наводнений люди возвращались к берегам «блуждающей реки».
Рассматривая карту № 1, учащиеся узнают, что древнейшим районом земледелия и скотоводства в Китае была долина Хуанхэ в ее среднем течении (примерно от того места, где река меняет южное направление на восточное).
Если учитель работает с меловой картосхемой Китая, то по ходу изучения материала он обозначает на ней реки Хуанхэ и Янцзы, а также район древнейшего земледелия.
2. Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 20, п. 2-3). Дополнительно можно рассказать о выращивании риса и изготовлении шелка.
Разводить рис - дело хлопотливое, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянным плугом на буйволах. Рассмотрите рис. 1 на стр. 90 - ноги крестьянина в грязи, туловище забрызгано водой, до крайности напряжено тело. После пахоты поле рыхлили тяжелой бороной с короткими зубьями.
Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высевали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20- 25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало, растения засохнут; если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней после посева рис созревал. Его жали серпами, сушили и молотили цепами.
Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Разводя шелковичных червей, надо помнить, что червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой, они быстро погибают.
При хорошем уходе черви начинают вить коконы, которые по форме напоминают яйца небольшой птицы. Кокон свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку (См.: Бахтин Б. и др. Страна Хань. Л., 1959, с. 260-264, 268-270).
3. Задание: На берегах р. Хуанхэ археологи раскопали могилы древних китайцев. Одни могилы неглубокие. В них не обнаружено остатков гробов, тела умерших были завернуты в рогожу и опущены в землю, рядом поставлен глиняный горшок. Рассмотрите на рис. 1 (стр. 87) могилу другого типа. В земле вырыта целая гробница, в которой мог бы уместиться трехэтажный дом. Широкие лестницы со ступенями ведут в зал, расположенный на многометровой глубине. Стены зала, возведенные из бревен и утрамбованной земли, когда-то были раскрашены красками, в центре установлен гроб. Рядом , размещены шлемы и другое оружие, изделия из золота, сосуды из бронзы и резного камня (рис. 2, стр. 87). Неподалеку от гроба найдены скелеты мужчин с отрубленными головами и связанными за спиной руками, а также скелеты женщин, коней и собак. Сделайте выводы о жизни китайцев во II тысячелетии до н. э. на основании находок археологов.
Учащиеся смогут отметить, что в то время у китайцев было развито ремесло (1), они верили в загробную жизнь (2), у них существовало неравенство - были бедняки и богачи, рабы и рабовладельцы (3). Выслушав ответы, учитель спрашивает: «Почему неравенство и классы возникли в долине Хуанхэ раньше, чем в других районах Китая? Почему здесь же образовалось древнейшее в Китае государство?»
Учитель говорит, что позже китайцы заселили и долину Янцзы, где также возникли государства. В середине I тысячелетия до н. э. в Китае существовало уже не одно, а семь враждовавших между собой государств.
4. Царь государства Цинь завоевал почти весь Китай (учащиеся находят на карте № 3 границы государства в III в. до н. э. Учитель обозначает эти границы на меловой картосхеме). Назвав дату объединения Китая и объяснив, почему его владыка называл себя Цинь Ши-хуанди (стр. 88), учитель кратко характеризует правление этого царя.
Он разделил страну на 36 областей, в каждой правил назначенный им чиновник. Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью: множество чиновников - от главных вельмож до мелких сборщиков налогов - полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собственное мнение и не боялся высказывать мысли, неугодные царю. По преданию, среди недовольных правлением Цинь Ши-хуанди было много ученых. Владыка Китая приказал казнить 460 ученых и сжечь их книги.
«Что означают на карте № 3 черные стрелки?» - спрашивает учитель. Получив ответ, он рассказывает о гуннах и строительстве Великой Китайской стены.
Грабеж городов Китая для гуннов был важнейшим «занятием». С детских лет кочевники умели ездить верхом и стрелять из лука. Бороться с многочисленной и подвижной конницей гуннов было трудно. Цари нескольких государств Китая строили стены вдоль северных границ для защиты от гуннов. Но стены стояли далеко друг от друга и не могли помешать кочевникам нападать на Китай. При Цинь Ши-хуанди борьба с кочевниками стала более успешной - единое государство было могущественнее враждовавших между собой царств.
Цинь Ши-хуанди приказал соединить все выстроенные прежде укрепления одной длинной стеной. В короткий срок собрали тысячи рабов, преступников, заключенных в тюрьмы, а также земледельцев и ремесленников и всю эту огромную армию погнали строить крепостную стену.
Началась долгая тяжелая работа. Тысячи землекопов рыли глубокие рвы для фундамента в твердой каменистой почве. Из больших гранитных глыб каменщики складывали фундамент, а затем из камня и кирпича клали стену. Они работали в тяжелейших условиях, пользовались примитивными орудиями. Многие умирали от непосильного труда и недоедания. Их закапывали тут же, около стены. На место погибших сгоняли новых строителей. Десять долгих лет воздвигали стену. И все же при Цинь Ши-хуанди грандиозное сооружение не было завершено (См.: Рубинштейн Р. И. Древний Восток. Книга для чтения. М 1974, с. 160).
Стена стоит до сих пор. Учащиеся рассматривают ее рисунок (стр. 88). Через каждые 100-120 м расположены сторожевые башни, всего их 60 тысяч. Там круглые сутки дежурили дозорные. В случае тревоги они зажигали сигнальные костры, далеко было видно их пламя.
Учитель обозначает стену на меловой схеме (см. пособие, рис. 18) и спрашивает: «Кто в Китае был заинтересован в возведении Великой стены? Почему Цинь Ши-хуанди и чиновники вызвали к себе ненависть, ее строителей?»
Обобщая ответы, учитель укажет на то, что одних людей царь освободил от тяжелой работы, а тысячи других насильно заставил ее выполнять; чиновники не заботились о строителях и нисколько их не щадили.
Учитель подчеркивает, что, подобно правителям других древневосточных государств, цари Китая вели завоевательные войны (§ 20, п. 5). Учащимся предлагается рассмотреть карту № 3, найти на ней обозначения завоеваний Китайского государства ко II в. н. э., определить основное направление походов. Учитель отмечает, что шелковый путь, пересекавший почти всю Азию, использовался как для торговли шелком, так и для захватнических походов китайских царей.
Внимание учащихся обращается на появление и распространение монет в связи с развитием торговли. Они отливались из бронзы и имели форму какого-нибудь предмета: ножа, лопаты, мотыги, ключа, колокольчика. До появления монеты торговля была меновой и названные предметы часто играли роль денег. Это нашло отражение в форме монет. Такова, например, монета-мотыга (стр. 89, рис. 2).
Домашнее задание: § 20. Задания 3, 5.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 302.