Древнеегипетское искусство - архитектура, скульптура, живопись, литература - обладает высокими художественными достоинствами.
В Египте возникла монументальная каменная архитектура. Строительное искусство древних египтян оказало значительное
влияние на зодчество Греции и Рима. Впервые в истории человечества в Египте возник скульптурный портрет. Во дворцах, храмовых дворах, гробницах стояли статуи фараонов и вельмож, полководцев, верховных жрецов.
Искусство в древнем Египте было тесно связано с религией, служило возвеличиванию фараона, укреплению его власти. В изображении человека мастера следовали сложившимся еще в глубокой древности образцам и правилам (канону), которые ограничивали их .возможности.
Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты начала урока: I. А 1,2. II. А 1-3. III. Б 1-4. Вопросы и задания:
А. 1. По приказу фараона необходимо перевезти товары из города Фивы сначала через пустыню до Красного моря, а затем по морю в другую страну. Какими знаниями должен обладать начальник каравана, какие расчеты ему нужно произвести, чтобы выполнить приказ? Отдельным учащимся удается дать развернутый ответ: потребуется знание математики (подсчет числа верблюдов, питьевой воды, съестных припасов, погонщиков, охраны), астрономии (ориентирование по звездам), медицины (лечение людей и верблюдов от солнечного удара, желудочных заболеваний и т. п.), географии (знание протяженности пустыни, расположения источников воды, знание морских течений, ветров, островов). Вообразите, что произойдет, если начальник каравана не будет обладать какими-то из указанных вами знаний.
2. Египтяне решают засеять ранее пустовавшее поле, находящееся на возвышенности. Подумайте, какие знания и какие расчеты потребовались, чтобы выполнить эту задачу. Учащиеся способны указать на необходимость математических расчетов (определение площади поля, количества семян, воды, числа шадуфов), знания астрономии (календарь) и т. д.
3. Подумайте, почему в Египте было мало грамотных людей:
«Бедняки в школах не учились, у них не было денег», - говорят ученики.
- Почему обучение стоило дорого? - спрашивает учитель.
- Надо было платить учителям, а также за папирус.
- Верно, но дело не только в этом. Сколько продолжалось обучение? Почему так долго? (Почему научиться писать было трудно?)
Б. 1. Как в Египте зародилась математика? 2. Расскажите о зарождении астрономии. 3. Как возникло египетское письмо? Что оно представляло собой? 4. Что вы знаете о школах в Египте?
План изучения:
1. Литература.
2. Живопись и скульптура.
3. Архитектура древних египтян.
Вариант I. Наиболее целесообразно раскрыть тему, использовав цветные диапозитивы «Искусство древних египтян». В данном варианте учитель может отказаться от проверки домашнего задания, а материал о египетской литературе задать на дом без объяснения.
Вариант II. Работа с иллюстрациями учебника.
1. Одним из видов искусства является художественная литература. В ходе объяснительного чтения (§ 13, п. 1) учитель выделяет новое понятие миф и ставит вопросы: «Каково содержание мифов об Осирисе, о боге Ра? Какой гимн, прославляющий бога, вам известен?» (Если прежде не удалось познакомить класс с гимном богу Нила, читается его текст, стр. 53.)
При наличии времени читается вслух «Повесть о Синухете» и «Песня» (стр. 60-61), учащимся предлагается ответить на вопросы к этим документам.
2. Наряду с художественной литературой в Египте развивались и другие виды искусства. Многие произведения искусства найдены в гробницах фараонов и вельмож. Во II тысячелетии до н. э. гробницы, похожие на дома, высекались в скалах. Мумию владельца гробницы клали в дорогой, сделанный из дерева или камня гроб. На салазках, запряженных быками, гроб привозили в гробницу.
Вопросы: Как и с какой целью из тела умершего изготавливали мумию? С какими верованиями это было связано? Учитель напоминает, что, по представлениям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и ее загробная жизнь прекратится. Гробница и должна была стать жилищем для души умершего.
Каменные стены гробницы покрывали гипсовой штукатуркой, создававшей гладкую поверхность. Затем художники, пользуясь минеральными красками, (черной, синей, коричневой, зеленой, красной, белой и желтой), сохранившими и поныне первоначальную яркость, расписывали эти стены картинами.
Содержание произведений настенной живописи учитель раскрывает в соответствии с учебником (стр. 59). Затем школьники рассматривают цвети, фото IV. (Что вы знаете о птицеголовых богах Горе и Тоте? Подумайте, почему фараон и боги взялись за руки. В чем должно было убеждать изображение? Каковы особенности расположения фигур на плоскости?) Учитель подчеркивает, что фараон изображен как равный среди богов, которые охраняют его.
Учитель объясняет слова скульптор, скульптура (§ 13, п. 2). Он говорит о причинах появления портретных статуй и предлагает повторно рассмотреть найденный в гробнице портрет писца Каи (цветн. фото I). Затем рассматривается портрет Нефертити (цветн. фото II).
На голове царицы высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой, Лицо имеет естественный красновато-желтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы - темно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с чуть выступающими скулами, нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.
В Египте вместе с царем или вельможей хоронили не рабов (как у некоторых других древних народов), а только их маленькие фигурки. Эти фигурки также представляют собой произведения искусства. Скульпторы изображали слуг в естественных позах: поваров - с вертелом, на котором насажен гусь; носильщиков - с мешками за спиной; ткачих - сидящими у станка. Рассмотрите рис. 2 (стр. 59): в какой позе изображен надсмотрщик?
Желательно обратить внимание учащихся на то, что египетские скульпторы обычно представляли человека лишь в нескольких определенных позах: царь восседал на троне, напоминающем по форме куб (рис. 1, стр. 44); писец сидел со скрещенными ногами (цветн. фото 1). Если человека изображали стоящим, руки его были плотно прижаты к туловищу, левая нога выдвинута вперед (рис. 2, стр. 54). Статуи изображали царей, вельмож и жрецов в торжественных застывших позах.
3. В Египте развивалась архитектура - искусство строить и украшать здания. Первыми в мире египтяне научились возводить огромные и красивые сооружения из камня. (Назовите известные вам постройки египтян.)
Целесообразно предложить работу с картиной П. Луганского «Постройка пирамиды». Внимание обращается на художественные особенности Больших пирамид. Каменная громада пирамиды вечно напоминала о могуществе фараона. Особенно ощущается величина пирамиды, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Стоящему у подножия пирамиды кажется, что каменная стена наклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения. Человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Он испытывает чувство изумления и подавленности (См.: Ривкин Б. Искусство древнего Египта. М., 1967, с. 8-9).
Задание: В древнем Египте фараон и вельможи приказывали строить для себя гробницы из прочного камня. При строительстве дворцов для тех же богачей использовался менее прочный материал - сырцовый кирпич (т. е. не обожженный в печи, а только высушенный на солнце). Чем объяснить это различие? (С какими религиозными верованиями оно связано?) Учитель побуждает учащихся вспомнить о глубокой вере египтян в загробную жизнь, в то, что душа временами возвращается в тело умершего (именно потому гробницы строили на века).
Учитель дает описание египетского храма, который учащиеся могут увидеть на картине К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте».
Величественные храмы производили сильное впечатление на египтян. В праздничные дни торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели застывшие лица каменных сфинксов. В начале и в конце дороги стояло, по два каменных заостренных столба, как бы вонзающихся в небо. Подле столбов высокие мачты, на которых развевались разноцветные флаги.
У входа в храм на пути шествия, как преграда, вставали мощные прямоугольные башни. Они расширялись к основанию и сужались ввысь. Перед храмом нередко стояли статуи фараона намного выше человеческого роста. Узкий, как бы зажатый между башнями, вход вел в «жилище бога». Пройдя через вход, люди оказывались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора - прямо напротив входа в храм - высокие двери вели в крытый колонный зал. После двора, залитого солнечным светом, человек оказывался в полумраке огромного зала.
Рассматривается рис. 1 (стр. 51). Бесконечные ряды колонн поддерживали тяжелые плиты. У некоторых колонн верхушки были похожи на распустившийся цветок папируса. На потолке были нарисованы золотые звезды на фоне синего неба, коршуны, распростершие крылья, изображения богов. Человек в этом зале чувствовал себя маленьким и жалким, он проникался ощущением величия и могущества богов.
За колонным залом были расположены другие помещения храма, в одном из них стояла статуя бога. К статуе могли подойти лишь жрецы и владыка Египта - фараон.
Вопросы: О каких видах искусства шла речь на уроке? Что вам нравится и что не нравится в искусстве Египта? Каковы главные отличия египетского искусства от первобытного? В обобщении подчеркивается, что в египетском искусстве полнее, чем в первобытном, отражена жизнь людей, их труд, появилось правдивое изображение человеческой фигуры, большая точность и выразительность в передаче черт лица отдельных людей (портрет). В египетском искусстве получили отражение неограниченная власть фараона и неравенство людей.
Домашнее задание: § 13. Вопросы 2, 3 к теме «Древний Египет» (стр. 61).
При наличии времени на дополнительном уроке желательно показать кинофильм «О чем рассказывают памятники древнего Египта» (ч. 1 и 2, время демонстрации - 18 мин.).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.