Характеризуются важнейшие достижения культуры Передней Азии в древности (ассирийская скульптура, клинопись, финикийский алфавит, успехи астрономии). Вводится понятие культура.
1 Дарий был родственником царей Кира и Камбиса. Он происходил из того же, что и они, царского рода Ахеменидов. Столицей собственно Персии был Персеполь, кроме того, столицами считались главные города покоренных персами царств: Сузы (Элам), Экбатаны (Мидия) и Вавилон.
Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты начала урока: I. А 1. II. Б 1-3; А 2. Вопросы и задания:
А. 1. Почему с началом обработки железа образовались новые государства в Передней Азии? Учитель помогает расчленить вопрос на части: 1) Почему с открытием железа труд людей стал производительнее? Подтвердите свою мысль примерами. 2) Почему с повышением производительности труда стали возникать классы? (При каких условиях стало возможным обращать людей в рабов? Как возникло неравенство между свободными общинниками? Вспомните, почему и как произошел распад родовых общин.) 3) Почему с образованием классов возникли государства?
2. В каком веке персы завоевали Вавилон и Египет? Какое из завоеваний было раньше? На сколько лет? Начертите на доске «линию времени», отметьте на ней начало нашей эры, нынешний год и требуемые даты по древней истории.
Б. 1. В чем значение открытия железа? 2. Что вы знаете о финикийских ремесленниках и мореплавателях? 3. Что представляло собой Персидское царство в начале V в. до н. э.?
Назвав тему урока, учитель объясняет слово «культура» (это «письменность, научные знания и искусство»-учебник, стр. 77); затем он приступает к изложению нового материала.
План изучения:
1. Искусство древнего Междуречья.
2. Письменность народов Передней Азии. Писцовые школы.
3. Научные знания народов Междуречья.
1. Наиболее культурной областью Передней Азии было Междуречье. Многие произведения искусства Междуречья найдены при археологических раскопках. Интересные находки сделаны в древней Ассирии.
Ассирия лишь упомянута в учебнике, поэтому учитель сообщает факты, необходимые для понимания ассирийского искусства.
Примерно за 150-200 Лет до персидских завоеваний существовало в Северном Междуречье сильное и воинственное государство - Ассирия. Его столица - Ниневия - была расположена на Тигре. Цари Ассирии создали конное и пешее войско. Одними из первых ассирийцы стали изготовлять железное оружие. С помощью стенобитных машин они разрушали стены крепостей.
Ассирийцы хотели запугать соседние народы. Они вели войны с неслыханной жестокостью: тысячи пленников сажали на колья, с живых людей сдирали кожу. Ассирийские цари подчинили себе многие страны,
Рассматривается картина Г. Савинова «Возвращение ассирийского войска из похода» (или цвета, рис. 8). Обращается внимание на высокие стены дворца, ассирийского владыку, окруженного знатью и телохранителями, двух вельмож (слева).
(В книге-источнике отсутствуют страницы: 155-156.)
Учитель рисует на доске древнейшие в Междуречье знаки для письма, приводит их значение («орошаемый сад», «ходить») и предлагает объяснить, что изображает каждый рисунок (см. пособие, рис. 15).
Рис. 15. Древнейшие в Междуречье знаки для письма ('орошаемый сад', 'ходить')
Постепенно знаки-рисунки превратились в клинописные знаки (рассматривается рис. 4, стр. 77). Объясняется, что подобная форма была связана с использованием глины как материала для письма (§ 17, п. 3). Для овладения клинописью нужно было выучить около тысячи знаков: каждый обозначал либо слово, либо слог (например, «ти», «ан», «кур»).
Глиняные таблички были круглые, квадратные, прямоугольные. Наиболее распространен был формат, позволявший писцу держать табличку на ладони, служившей опорой при письме (рис. 3, стр. 77). Встречались таблички меньше современной почтовой марки, самая крупная из известных нам табличек имеет размер 30X46 см (в два раза больше, чем раскрытый учебник истории) (См.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья, с. 76).
При раскопках царской библиотеки в Ниневии были найдены десятки тысяч табличек, в том числе и те, на которых записаны мифы о потопе и сотворении мира.
Знакомство учащихся с древними школами Междуречья может быть начато с задания: Археологи во время раскопок в Междуречье нашли около 500 глиняных табличек, принадлежавших учащимся разных школ -будущим чиновникам. На табличках обозначены имена учащихся, имена и профессии их отцов. Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей в то время? Обычно возникает необходимость расчленить задание на части: 1) Подсчитаем, сколько среди отцов учащихся было ремесленников, жрецов и т. д. Предположите, что дал бы подобный подсчет, и сделайте вывод. (Почти все ученики были детьми вельмож, чиновников, военачальников и т. п.) 2) Подсчитаем количество мужских и женских имен на табличках. Предположите, каков будет результат подсчета, и сделайте вывод. (Принимались в школы только мальчики, на табличках нет ни одного женского имени. Почему девочек не учили? Кого готовила школа?) 3) В небольшой стране найдено около 500 (!) табличек, принадлежавших школьникам. Сделайте вывод из этого факта. (В городах древнего Междуречья существовало много школ.)
Учитель может рассказать о писцовой школе в Междуречье. В ней нет ни парт, ни классной доски. На полу - соломенные матрацы, а рядом с ними - тазики с водой. Около каждого ученика лежат тростниковые палочки и острый нож, стопки глиняных табличек и кучки глины. Начинается урок. Новичкам дано задание - сделать из глины табличку. Малыши месят и мнут мягкую глину. Ученики постарше смачивают плитку водой: за ночь глина ссохлась и на ней нельзя писать. Они оттачивают тростинки и приступают к работе. Взрослые юноши, которые скоро получат звание писцов, сочиняют письма, зака-занные учителю горожанами. В городах Междуречья мало кто умел писать: в школах за плату писали письма или прошения в суд (См.: Мильчик М. И., Борейко Б. М. Город крылатых быков. М., 1967, с. 28-30).
Отмечается, что народы Передней Азии - вавилоняне, ассирийцы, ура-рты, персы - заимствовали клинопись у жителей Южного Междуречья. Познакомились с клинописью и финикийцы. Знание письма было необходимо финикийским купцам: при покупке и продаже товаров они вели записи, неграмотный не мог добиться успеха в торговле. Но овладеть письмом как клинописным, так и египетским одинаково сложно. Финикийцы стали думать над созданием более простого письма. Они знали, что среди египетских иероглифов было 24 знака, каждый из которых передавал один согласный звук. А нельзя ли создать письмо, в котором все знаки обозначали бы не отдельные слова или части слов, а звуки речи? Около трех тысяч лет назад финикийцы создали подобное письмо - древнейший алфавит. И так как в речи звуков гораздо меньше, чем слов или слогов, в финикийской азбуке было всего 22 знака-буквы. Все эти буквы - согласные (гласные при письме не обозначались). Финикийские буквы имели простую для написания форму. Чтобы легче запомнить алфавит, каждую букву назвали тем предметом, на который она была похожа.
Можно написать на доске две-три финикийские буквы, например соответствующие русским «г», «д», «м» (или предложить рассмотреть рис. 5, стр. 77), и объяснить: буква «г» называлась «гимель» (по-финикийски «верблюд») и напоминала верблюжий горб; буква «д» называлась «далет» (по-финикийски «дверь»), она похожа на вход в шатер; буква «м» называлась «мем» (по-финикийски «вода») и напоминала волны. Сходство русских букв с финикийскими не случайно: на основе финикийского алфавита создан греческий, а на основе греческого русский и многие другие алфавиты.
3. Вопрос может быть изучен путем объяснительного чтения учебника. В его тексте учащиеся встретятся с заданием, посвященным анализу древнейшего задачника (§ 17, п. 5). Это задание целесообразно дать на дом.
В заключение урока могут быть предложены вопросы: «Почему в Междуречье зародились научные знания, сходные со знаниями египтян? Что вы понимаете под словом «культура»?»
На уроке возможна работа с диафильмом «Передняя Азия в древности».
Домашнее задание: § 17.
ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Учащиеся знакомятся с важнейшими страницами из истории древней Индии (существование больших благоустроенных городов, возникших в III тысячелетии до н. э. в долине Инда и погибших по неизвестным причинам вскоре после 1750 г. дон.э.; вторжение в Индию в середине II тысячелетия до н. э. арийских племен; начало обработки железа, постепенное освоение бассейна Ганга и образование классов и государств в этом районе страны; объединение большей части Индии под властью царя Ашоки в III-в. до н. э.).
Изучение каст в Индии занимает важное место в формировании представления о сословном делении, существовавшем во всех обществах древнего мира. Учащиеся подводятся к пониманию того, что положение человека в древних обществах определялось не только его классовой принадлежностью, но и происхождением.
Индийская цивилизация характеризуется как одна из великих цивилизаций древности. Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета, получившей распространение в большинстве стран мира.
Сахар и хлопчатобумажные ткани были впервые выработаны индийцами
УРОК 1. ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА В ИНДИИ
Урок может быть начат с изучения нового материала.
Другой вариант начала урока - работа над заданием, посвященным анализу школьного задачника, найденного в Междуречье (§ 17, п. 5). Учащиеся подводятся к следующим выводам: 1. В Междуречье было развито земледелие; строились оросительные сооружения. 2. Существовало неравенство (неравные земельные участки, неравный раздел наследства, ростовщики и должники). 3. Были развиты математические знания.
План изучения:
1. Местоположение и природа Индии.
2. Древнейшие города. 3. Индия в I тысячелетии до н. э. (население и его занятия, образование классов и государства).
«Вы приступаете к знакомству с древней Индией, - говорит учитель. - Предположите, с чего начнем мы это знакомство. Почему? Приведите примеры того, как природа знакомой вам древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования». Вспомнив план изучения предшествующих тем, учащиеся дают правильные ответы и приводят примеры из истории Египта и Междуречья.
1. Учитель показывает Индию на карте «Древние государства мира» и в соответствии с учебником определяет ее местоположение, затем предлагает задания: 1) Покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. 2) Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться из Междуречья, чтобы попасть в Индию. 3) Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Выслушав ответы, учитель обращает внимание учеников на то, что Индия -огромная страна и ее природные условия необычайно разнообразны.
На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы - Гималаи. Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина - Джомолунгма, ее высота 8848 м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. (Позже учащиеся узнают о сходных религиозных представлениях древних греков.) В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара.
В стране есть безводные раскаленные пустыни и могучие реки - Инд и Ганг. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь так же жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли- непроходимые заросли деревьев и кустарников.
Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда было темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В долине Ганга водились слоны, тигры, пантеры, множество птиц и змей.
В ходе изложения желательно работать с меловой картосхемой (пособие, рис. 16; контур Индии можно вычертить на доске до урока). Учитель по ходу рассказа обозначает цветными мелками Гималаи, Инд, Ганг и одновременно спрашивает: «Как называются эти горы? Реки?» Учащиеся сопоставляют картосхему с картой № 3 и дают ответы.
Рис. 16. Древняя Индия. Меловой рисунок
Вопросы и задания: Покажите на карте горы и главные реки Индии. Какому занятикх благоприятствовали природные условия долин Инда и Ганга в древности? Предположите, какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами. Почему? (Долина Инда сравнительно с долиной Ганга, покрытой джунглями, была более благоприятна для жизни в древнейшие времена.)
2. Пятьдесят лет назад в долине Инда были обнаружены и раскопаны развалины двух больших городов, о которых не упоминалось ни в одном письменном источнике. Ученые установили, что расцвет этих городов произошел на несколько сот лет раньше расцвета Вавилона при царе Хаммурапи.
Учитель отмечает крестиками на картосхеме местоположение древнейших городов Индии. Он говорит, что в наши дни раскопаны уже десятки поселений, относящихся к тому же времени.
Древнейшие города были построены по заранее разработанным планам: широкие улицы пересекались под прямым углом, прочные дома в несколько этажей были сложены из обожженного кирпича. В городах обнаружены большие склады для хранения зерна, по которым можно судить, что в те времена в долине Инда было развито земледелие. Жилые дома имели ванные и уборные. В городах была оборудована канализация - система труб из обожженного кирпича. Даже в современной Индии многие города лишены тех удобств, которые существовали в глубокой древности.
Особенно обрадовались археологи, найдя надписи на четырехугольных печатках, медных пластинках и других предметах. Но вот досада! Все попытки расшифровать эти надписи ни к чему не привели: неизвестно, какой народ жил здесь и на каком языке он говорил; к тому же найденных надписей совсем немного.
Какой порядок жизни существовал в древнейших городах? Пока не прочитаны письменные источники, точно ответить на этот вопрос трудно. Можно только предполагать.
Задание: При раскопках древнеиндийского города обнаружены: 1) дома больших размеров, двух- и трехэтажные, со многими комнатами; 2) дома средних размеров; 3) жалкие лачуги. Большие дома расположены близко друг к другу в одном районе города. Кроме жилых комнат, эти дома имеют небольшие помещения (возможно, для слуг и сторожей). В домах средних размеров найдены многие инструменты и остатки мастерских. Лачуги тоже расположены кучкой в другом районе города, канализации там не было. Какие выводы об отношениях между людьми можно сделать на основании этих данных? (Основной вывод, который способны сделать и обосновать школьники, таков: между людьми, жившими в древнеиндийских городах, существовало неравенство.)
В заключение учитель говорит, что ученым неизвестно, почему древнейшие города Индии прекратили свое существование.
3. Можно предложить одному из учеников прочитать вслух материал учебника о проникновении в Индию ариев (§ 18, п. 3, абзац 1 и подстрочные примечания), а остальным следить по тексту.
На картосхему в направлении с северо-запада на юго-восток учитель наносит стрелки. Учащиеся знакомятся с понятиями кочевники, оседлость, раджи.
Переходя к вопросу о возникновении земледельческого хозяйства в долине Ганга, учитель либо предлагает задание: «Приблизительно за 1000 лет до н. э. началось заселение долины Ганга. Предположите, какими успехами в хозяйстве индийцев это было вызвано»; либо сам говорит о начале обработки железа и спрашивает: «Какими преимуществами обладали железные орудия сравнительно с медными? Для освоения какого района Индии особенно необходимы были железные топоры и лопаты? Почему?»
Задание: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
- Индия удивительнейшая страна, - рассказывал он другу. - Там на кустах растет белая шерсть...
- Этого не может быть, ты лжешь!
- Нисколько... Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани... А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.
- Вранье! На свете нет ничего слаще меда!
Подумайте, лгал ли путешественник. О чем он говорил?
(Хлопок. Сахар.)
Можно рассказать ученикам о прирученных индийцами животных. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне. Грудь боевого слона была защищена панцирем, лоб - медным или железным щитом, клыки удлинены железными клинками, кривыми, как сабля. На спине слона была укреплена башенка, где находились стрелки из лука, на шее сидел воин с длинным копьем.
Охарактеризовав хозяйство древних индийцев, учитель может предложить учащимся вопрос: «Каких успехов в хозяйстве добились древние индийцы?»
Материал о классах и государствах в Индии изучается либо путем объяснительного чтения (§ 18, п. 4), либо в ходе беседы. В этом последнем случае учащимся предлагаются вопросы и задания:
1. В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул (помесь осла с лошадью) - эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов? Учащиеся способны высказать две мысли: 1) в древней Индии разводили много домашних животных; 2) существовало рабство. В данной беседе важна вторая из этих мыслей. Развивая ее, учитель говорит, что рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.
Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить. При дележе наследства рабы делились, как и остальное имущество. Некоторые рабы стоили дорого: столько же, сколько 2-3 коровы или 20 овец. За кражу раба полагалось жестокое наказание.
Раб был обязан выполнять любую порученную ему работу. Рабы обрабатывали земли царей и знати; в усадьбах богачей они обмолачивали хлеб, мололи зерно, ухаживали за скотом, доставляли воду, заготавливали топливо. Труд рабов использовался в ремесленных мастерских - гончарных, оружейных, ткацких.
Во дворцах богачей рабы были поварами, банщиками, водоносами, танцорами и певцами. Рабы несли господина на носилках во время прогулок или осмотра владений.
2. Почему в Индии образовались классы? (При каких условиях появляется возможность эксплуатировать людей?) Предположите, какие именно.
3. Предположите, почему в Индии образовались государства. Выслушав ответ, учитель говорит, что первоначально в Индии образовалось много государств. В III в. до н. э. почти вся страна была объединена под властью царя Ашоки в одном государстве (на схеме мелом указываются границы Индийского царства), Ашока управлял с помощью чиновников, которые судили население, собирали налоги, руководили строительством каналов, плотин и дорог.
Домашнее задание: § 18. Вопросы 1-2 к § 18.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 302.