УРОК 6. РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В египетской религии ярко выражено обожествление сил природы, влиявших на жизнь земледельцев (поклонение солнцу, Нилу, богу Осирису).

Возникновение в Египте неравенства привело к появлению новых верований (загробное воздаяние, главный и второстепенные боги, обожествление фараона).

Впервые учащиеся получают представление о жречестве как важнейшей опоре эксплуататорского строя. Благодаря многочисленным пожертвованиям, поддержке фараонов жрецы превратились в богатейших людей Египта. С помощью религии жрецы оправдывали и освящали существовавшее неравенство.

Варианты начала урока: I. А 1, 3; Б 3. II. А 2-3; Б 3, 4, III. А 1; Б 1-4. IV. А 2; Б 1-4. Вопросы и задания:

А. 1. Сколько лет прошло от образования единого Египетского государства до войн Тутмоса III? 2. Сколько приблизительно тысяч лет прошло от войн Тутмоса III до нашего времени? Учитель просит начертить на доске «линию времени», отметить на ней начало нашей эры, нынешний год и даты по истории Египта. 3. Составьте рассказ о египетском войске и его походе в чужую страну. Учитель помогает выполнить задание. Он пишет на доске и советует учащимся использовать в рассказе опорные предложения (Смотр войска. Штурм крепости, Захват добычи). Объясняет, что рассказ может быть построен от автора или от имени египтянина (лучника, колесничего). Рассказчик должен самостоятельно назвать «чужую страну», насытить рассказ историческими деталями (описанием родов войск и т. п.).

По ходу рассказа учитель побуждает использовать рисунки учебника: так, на основе рис. 2 (стр. 49) учащиеся с развитым воображением создают яркую картину штурма, описывают осадные лестницы, меткую стрельбу, звон оружия,, крики сражающихся.

Б. 1. Что представляло собой египетское войско во II тыся-челетии до н. э.? Каким целям служило? 2. Расскажите о завоеваниях Тутмоса III и фараонов, царствовавших после него. 3, Покажите на карте владения Египетского царства в середине II тысячелетия до н. э. 4. Чем было вызвано ослабление Египетского царства? В чем оно выразилось?

 

План изучения:

1. Первобытные верования и их пережитки в Египте.

2. Земледельческие культы.

3. Отражение в религии социального неравенства.

4. Роль жрецов в Египте.

 

1. Религия зародилась в Египте в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: египтяне поклонялись зверям, птицам, рыбам, змеям, насекомым; наделяли сверхъестественными свойствами цветы и деревья. Эти верования сохранялись на протяжении всей истории древнего Египта.

В более позднее время у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. Львицеголовую богиню войны учащиеся рассмотрят на рис. 1 (стр. 54). Фараонов изображали рядом с богами и одинакового с ними роста, чтобы подчеркнуть могущество царей.

Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы - «жилища богов» - строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина рассыпалась. Позже храмы стали строиться из камня, они напоминали дворцы. Развалины этих храмов можно видеть и в наши дни.

2. Подумайте, почему в III тысячелетии до н. э. бог солнца стал одним из главных богов египтян. Какие перемены в хозяйстве способствовали этому? Дополняя, учитель говорит, что, занимаясь охотой и собирательством, египтяне rie интересовались действием солнечного света и тепла на растительность. Но вот земледелие стало их главным занятием.

Представьте себе два обрабатываемых египтянами'участка земли: один - хорошо освещенный солнцем, другой - затененный. Оба участка имеют черноземную почву и получают одинаковое количество воды при поливке. Однако первый участок дает хлеба и овощей намного больше, чем второй. В чем дело? Египтяне стали задумываться над причинами подобного различия, они поняли, что обильные урожаи невозможны без солнечных лучей. Поэтому египтяне стали искать ответы на вопросы; что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что солнце - раскаленное небесное тело, египтяне решили, что - это бог.

Учитель называет имя бога Ра и рассказывает миф о восходе и заходе солнца (§ 11, п. 1 и рис. 3, стр. 51). Египтяне представляли себе небо в виде изогнутой над землей женской фигуры-легкой и воздушной: кончиками пальцев богиня неба опирается о землю. «Ладья бога солнца изображена на рисунке дважды - при восходе и закате.

Подумайте, почему египтяне стали поклоняться Нилу. Какое объяснение разливам Нила они давали? Почему не могли найти действительных причин разливов? Обобщая, учитель напоминает, что от разливов зависела жизнь всего населения Египта. Не зная причин этого явления природы, египтяне думали: «Если бог Нила рассердится и выльет из кувшинов воды меньше, чем обычно, то вся наша страна превратится в пустьи ню». В честь бога Нила пели хвалебные песни (стр. 53)

Культ Осириса желательно охарактеризовать подробнее, поскольку он оказал влияние на христианские мифы (о воскресении Христа, о «страшном суде» и загробном воздаянии). Знакомясь с христианством (§ 56), учащиеся вспомнят сказания об Осирисе, это поможет им. понять пути формирования мифа о Христе и христианского вероучения.

Учитель предлагает выслушать рассказ еще об одном явлении природы, которое получило отражение в верованиях египтян:

- Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер,,несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зеленые листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание.

Некогда фараоном в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама черная и плодородная земля. Осирис научил людей пахать и реять, поливать поля нильской водой, разводить виноградники и сады.

Был у Осириса брат Сет - злобный, завистливый и уродливый. У него было красное лицо, узкие воспаленные глазки, враждебно смотревшие на мир. Казалось, он дышал злобой горячей, как зной пустыни, цвет его кожи напоминал раскаленный бесплодный песок. Замыслил Сет погубить Осириса и захватить власть над всей страной.

Однажды пригласил Сет Осириса на пир. Ничего не подозревавший Осирис явился. Во время пира 50 слуг Сета (их было столько, сколько дней ежегодно дул ветер из пустыни) принесли большой и красивый гроб. Сет сказал: «Я подарю гроб тому, кому он будет впору». (В древнем Египте гроб считался хорошим подарком, ибо люди верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней.) Гости ложились в гроб, но никому он не приходился впору. Дошла очередь до Осириса, но едва он лег в гроб, как слуги Сета захлопнули крышку и бросили гроб в воды Нила. Осирис умер.

Спустя годы сын Осириса бог Гор (его изображали с головой сокола) победил Сета на поединке и вернул жизнь своему отцу. Осирис ожил, воскрес. И вот каждый год, как верили египтяне, Осирис будто бы умирает и воскресает вновь (См.: Рубинштейн Р. И. Древний Восток. Книга для чтения.М., 1974).

Вопрос: Какое ежегодно повторяющееся явление природы отражено в сказании об Осирисе?

3. Воскресший Осирис не остался на земле, он стал царем и судьей в царстве, где живут души умерших людей.

Задание: Египтяне надеялись после смерти попасть в царство Осириса. Они верили, что в «стране мертвых» ни в чем не будет недостатка: там сколько угодно воды, пшеница выше человеческого роста, и вся жизнь счастливее земной. Как вы помните, у первобытных людей не было представления о том, что жизнь человеческой «души» после смерти будет счастливее земной. Подумайте, чем объяснить появление в Египте новых верований.

Учащиеся иногда пытаются объяснить одни верования с помощью других («Осирис был добрый бог, поэтому египтяне верили, что жизнь в «царстве мертвых» будет счастливой»). Учитель подсказывает направление поисков решения:

- Ищите объяснение в условиях жизни людей.

- Жизнь египтян была трудной, они страдали от суховея, от наводнений.

- Правильно. Но в первобытные времена тоже дули суховеи и происходили наводнения. Природа мало изменилась с тех пор. Перемены произошли в самой жизни людей. Какие именно? Как эти перемены привели к появлению новых верований?

Учащиеся понимают, что разгадка в изменившемся порядке жизни:

- Первобытные люди жили в равенстве, они все трудились одинаково. Они считали, что никакой лучшей жизни быть не может. А в Египте крестьян и рабов эксплуатировали. Бедняки видели жизнь богачей: вот они и придумали сказание о счастливой жизни в царстве Осириса.

Обобщая ответы, учитель говорит, что трудящиеся в древнем Египте остро сознавали несправедливость того, что одни живут в роскоши, а другие нуждаются в самом необходимом. Они не знали, как улучшить жизнь на Земле, и им оставалось лишь надеяться, что, подобно тому, как воскрес Осирис, оживут и они для лучшей жизни в «царстве мёртвых».

Рассматривается изображение суда Осириса (стр. 52 учебника). Справа на троне сидит сам царь и судья в царстве мертвых. На голове Осириса корона фараона. Крайний слева - умерший. Его привел сюда и крепко держит за руку бог мертвых - Анубис с головой шакала. Умерший боится, он не знает, продолжится ли его жизнь в царстве Осириса или сожрет его страшное чудовище - лев с головой крокодила. Умерший должен оправдаться на суде. «Я всегда почитал богов, - скажет он. - Я приносил в храмы много подарков. Я не восставал против царя, не говорил про него дурное, был послушен царской воле...» Слова умершего записывает бог Тот с головой птицы ибиса. (Тот почитался как изобретатель письменности и как бог справедливого суда.) Показания умершего проверяют: на одну чашку весов кладут его сердце, на другую - фигурку богини Правды. Если сердце и правда весят одинаково, умерший остается в царстве Осириса. Однако право на счастливую жизнь в «царстве мертвых» имеют лишь те, кто на Земле был терпелив и послушен своей судьбе.

Особенности изображения: древний художник хотел рассказать, что было сначала на суде Осириса, что потом и т. д. Поэтому изображение делится на части: слева умершего ведет на суд Анубис, в центре тот же бог взвешивает сердце умершего. Справа Гор подводит к трону Осириса того же умершего, который, как следует из рисунка, получил оправдание.

О мумификации надо сказать кратко, указав на ее причины: египтяне верили, что душа человека сможет жить в царстве Осириса, если сохранить тело умершего, куда душа возвращается время от времени. Материал может быть изучен также путем чтения учебника (§ 11, п. 3, абзац «По верованиям египтян...»).

Об обожествлении фараонов можно сказать в объеме учебника (§ 11, п. 5).

4. Формируя понятие жрец, учитель рассказывает, что при храмах находились жрецы, или «служители богов», как они себя называли. «Только нам, - говорили жрецы, - боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам - несите в храм жертвы!»

О жертвоприношениях и росте богатств жречества говорится в объеме учебника. Желательно использовать картину К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте».

- Посмотрите, как узка долина Нила: слева горы подступили к самому берегу. И на другом берегу видны горы, за которыми расположена необитаемая пустыня. Возле реки сооружен каменный храм. Вокруг него плодородные земли. Жрецы распоряжаются этими землями, быками, рабами, орудиями труда. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой.

По Нилу плывут корабли. Возможно, они везут новые подарки фараона жрецам. Почему фараоны жертвовали храмам золото, рабов, скот, плодородные земли?

Основные выводы желательно прочитать по учебнику (стр. 53, курсив).

При изучении материала можно использовать диафильм «Религиозные верования, искусство и наука в древнем Египте» (кадры 3-22, 24-27).

Домашнее задание: §11. Вопрос 1 к § 11.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.