Продолжается работа по изучению процесса возникновения неравенства, эксплуатации и классов (см. пособие, схема 1). Начинается формирование понятия рабовладельческий строй на основе более частных понятий: эксплуатация, класс, раб, рабовладелец, крестьянин-общинник. Эти понятия, кроме по-следнего, новы для учащихся. Дается представление о порабощении военнопленных как источнике рабства в древности.
Варианты начала урока: I. Б 1; А 1-2. II. Б 1-5. Вопросы и задания:
А. 1. Вообразите, кайим был бы Египет, если бы Нил никогда не разливался. Учитель пытается разбудить фантазию учащихся: «Представьте себе, что вы оказались в таком Египте, Что вы увидите? (Как выглядят почвы, растительность? Много ли людей встретится? Чем они заняты?)» Учащиеся рисуют бедственную картину: посредине песчаной пустыни течет Нил, растительность есть лишь около самых берегов, почва вся в трещинах, сухая и твердая как камень, полей и пастбищ нет; Египет не превратился в земледельческую страну, да и сама жизнь людей вряд ли в нем возможна.
2. В древности говорили: «Египет - дар Нила». Что здесь правильно и что нет? Докажите. Первая часть задания не затрудняет учащихся: они припоминают, что им известно о разливах Нила и их роли в жизни древних египтян. Вторая часть сложнее, поэтому возможна помощь учителя: «Египет в древности был покрыт полями, фруктовыми садами и виноградниками,-говорит он. - Можно ли считать, что цветущая земледельческая страна была подарком Нила?» Учащиеся указывают на основное: долина Нила преобразована трудом многих поколений. «Вспомните, - предлагает учитель, - как египтяне боролись с болотами и зарослями тростников. Какие работы по орошению проводили? Сделайте вывод по всему заданию в целом».
Б. 1. Покажите на стенной карте древний Египет и определите его местоположение. (В случае необходимости даются сначала частные задания: «Покажите на карте дельту Нила, первый нильский порог».) 2. Расскажите о разливах Нила. 3. Какие природные условия древнего Египта способствовали развитию земледелия и какие затрудняли его? 4. Как людям удалось сделать долину Нила пригодной для жизни и земледелия? 5. Как египтяне выращивали хлеб?
План изучения:
1. Возникновение эксплуатации.
2. Формирование классового (рабовладельческого) строя в Египте.
1. Примерно 5 тыс. лет назад в Египте появилась возможность эксплуатировать людей. Высказав эту мысль, учитель объясняет слова «эксплуатировать», «эксплуатация» (стр.38). Затем он обращает внимание учащихся на то, что эксплуатировать людей можно было не во все времена. Почему? В чем причина этого явления? Вопрос риторический. Приступая к его раскрытию, учитель предлагает учащимся вспомнить то время, когда египтяне жили первобытнообщинным строем:
- Представьте себе, что вы оказались в долине Нила, когда земледелие и скотоводство еще не стали главными занятиями людей. Вы знакомитесь с египтянином, который рассказывает: «Наше племя живет охотой и рыболовством - вот занятия, достойные мужчин! А женщины мотыжат землю. Издавна мы обрабатывали прекрасный, без зарослей участок земли. Вовремя разлива земля получала воды ровно столько, сколько нужно растениям: не слишком много, когда ячмень гниет, не слишком мало, когда он засыхает на корню. Это готовое поле обрабатывали еще при наших дедах. И вдруг соседнее племя захотело захватить его. Началась война. Мы победили и взяли в плен десять человек». «Как вы поступили с пленниками?» - спросим мы египтянина. Предположите, что ответит нам этот человек.
Учащиеся не имеют материала для обоснованного ответа (обычно они говорят,.что пленников превратили в рабов). Учитель либо предлагает найти правильный ответ в учебнике (стр. 38, первый абзац), либо объясняет, что в древнейшем Египте у людей не оставалось излишков, поэтому было невыгодно заставлять пленников работать. Чаще всего их убивали, принося в жертву богам. Поэтому захваченных в плен людей называли в древнейшие времена «убитыми». Последнюю мысль учитель поясняет словесной картиной:
«Вот идут по поселку под охраной пленники со связанными руками. Из хижин выбегают дети и кричат; «Убитых ведут!
Убитых ведут!» Пленники еще живы, но все знают, что они будут принесены в жертву богам».
Земледелие и скотоводство стали главными занятиями в Египте более 5 тыс, Лет назад. В то же самое время пленных стали обращать в рабство. Связано ли одно с другим? Обоснуйте ваш ответ. В ходе выполнения задания учащиеся подводятся к выводу: когда земледелие и скотоводство превратились в главные занятия, труд людей стал производительнее, в хозяйстве оставались излишки.
Представьте себе, что вы беседуете с египетским крестьянином. «Наша семья, - говорит он, - собрала урожай пшеницы. Я подсчитал, сколько корзин зерна понадобится для пропитания семьи, сколько корзин - для прокорма быков, сколько нужно оставить на семена, чтобы вновь засеять поле после разлива. Весь этот запас мы спрятали в амбар, а сверх того осталось еще пять корзин пшеницы». Эти пять корзин, - говорит учитель, - и будут излишками в хозяйстве крестьянина».
Учащиеся иногда неверно воспринимают связь между излишками и порабощением пленных («пленников стали кормить излишками»). Поэтому учитель подчеркивает: «Египтяне стали рассуждать так: «Когда мы обрабатываем землю, остаются излишки хлеба и овощей. Если заставить работать на поле пленника, то и он вырастит хлеба и овощей больше, чем нужно ему, чтобы не умереть с голоду. Излишки от его труда можно будет забрать себе».
При рассмотрении рис. 1-2 (стр. 39) в ходе повторения объясняется выражение «живые убитые»: «Как поступали с пленниками в глубокой древности? Почему их называли «убитые»? В связи с чем в Египте появилась возможность эксплуатировать людей?»
Указывается, что рабовладельцами становились знатные люди:
- Представьте себе, что одну из дамб (плотин) размыло во время высокого разлива Нила. Как только спала вода, крестьяне из соседних поселков приступили к восстановлению дамбы. Но знатные люди не идут на строительство. Они послали своих рабов. Тяжелой и мучительной была эта работа. Застоявшаяся вода превратила местность в болото. Изо дня в день рабы бок о бок с крестьянами роют землю, стоя в гниющей воде. Над головой нещадно палит солнце, от долгого стояния в воде болят ноги. Гниющая вода издает отвратительный запах, вокруг вьются тучи жалящих насекомых.
Нужно подчеркнуть, что рабов сначала было немного. Основную массу трудящихся Египта составляли крестьяне. Это они выращивали зерно, овощи и виноград, ухаживали за скотом. Главные работы по орошению также выполняли крестьяне.
Задание: «Сравните положение крестьян и рабов. В чем было различие между ними?»
Учитель называет линии сравнения: «Были ли свободны?» «Что имели?» В ходе беседы устанавливается, что крестьяне были свободными людьми, а рабы невольниками («Что это означает?»); крестьяне владели имуществом («Каким?») и вели самостоятельное хозяйство, рабы же сами являлись имуществом рабовладельца.
Учитель рассказывает, как знать отбирала у общинников излишки:
«С давних времен существовал обычай делать подарки знатным семьям. Крестьяне по нескольку раз в год дарили знати зерно, гусей, домашний скот, холст. Постепенно эти дары перестают быть добровольными, знатные люди уже не ждут подарков, а требуют их. Таким образом, в положении крестьян и рабов появляется нечто общее. Что именно? (Тех и других эксплуатировали.) Чье положение было хуже? Чем хуже?»
Обобщая, учитель отмечает, что излишки, оставшиеся в хозяйстве крестьян, приходилось почти целиком отдавать знати (По мнению ряда исследователей, государственные налоги (о которых учащиеся узнают на следующем уроке) восходят к «дарам» земледельцев знати).
2. Прежнего равенства в Египте уже не было, появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей - классы. Высказав эту мысль, учитель привлекает внимание учащихся к названию урока.
Рассматривается таблица учебника (стр. 40). В ее левой колонке перечислены классы в древнем Египте. Учитель предлагает назвать их. Путем чтения вслух школьники знакомятся с содержанием таблицы.
Конкретизируя представление о рабах и рабовладельцах в древнем Египте, учитель может прочитать следующий отрывок.
Знатные египтяне жили в просторных домах, построенных из сырцового кирпича (этот кирпич делался из ила, смешанного с песком и соломой, в печах не обжигался, а сушился на солнце). Рядом с домом находился фруктовый сад с водоемом, где было много прохладных и тенистых уголков для отдыха.
Множество рабов обслуживало господина. Рано утром они приносили кувшин с водой, таз и полотенце для умывания. Раб-парикмахер надевал на коротко остриженную по тогдашней моде голову господина красивый парик. Другой раб аккуратно подстригал господину ногти на руках и ногах. Еще один раб помогал ему одеться.
Если богач отправлялся на прогулку или для осмотра своих владений, рабы несли его на специальных носилках. Десятки слуг сопровождали господина: они тащили корзины с едой, опахала, мухобойки, чтобы отгонять мух. Иногда тут же на привязи вели любимых животных хозяина. Если рабовладелец шел пешком, рабы тащили следом за ним кресло, переносную кровать с балдахином для отдыха в пути,
А в доме в это время рабы-повара готовили пищу, накрывали на стол, ожидая господина (См.: Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971, с. 108-112).
0 заключение учитель знакомит учащихся с определением понятия «рабовладельческий строй», данным в учебнике (стр.40).
Домашнее задание: § 7. Вопрос б к § 7.
УРОК 3. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Появление государства рассматривается как результат разделения общества на классы. Определение понятия государство даётся описательно (стр. 41). Древнеегипетское государство трактуется на данном уроке как орудие подавления эксплуатируемых, ограбления соседних народов.
Варианты начала урока: I. А. II. Б 1; А. III. Б 1-4. Вопросы и задания:
А. Подумайте, в чем заключаются основные различия между рабовладельческим и первобытнообщинным строем. Задание доступно лишь сильным учащимся.
«В глубокой древности в Египте существовал порядок жизни, который мы называем первобытнообщинным строем,- напоминает учитель. - Позже установился другой порядок жизни-рабовладельческий строй. Сравните оба порядка жизни и найдите различия между ними. Сравнивать нужно в каком-то определенном направлении.. Например, полезно выяснить, была ли при том и другом порядке жизни эксплуатация, равенство, классы».
Учитель записывает столбиком на доске «памятку» - три опорных слова? 1) эксплуатация; 2) равенство; 3) классы. Он предлагает провести сравнение по этим трем направлениям (задание выполняется двумя-тремя учениками по частям).
Нередко учащиеся допускают прежнюю ошибку (см. выше, стр. 89, 92), подменяют сопоставление двух порядков жизни их описаниями (сперва вспоминают все, что знают об одном общественном строе, а затем о другом). Причем оба эти описания мало связаны между собой. Поэтому учитель объясняет способ' выполнения задания: «Сначала найдите различие только по первому пункту и не обращайте внимание на пункты второй,и третий (можно закрыть на мгновение рукой или листом бумаги слова «равенство», «классы» на доске). Затем переходите ко второму пункту... и т. д.». Учащимся можно помочь вспомогательными вопросами: I. Что такое эксплуатация? Была ли она при первобытнообщинном строе, и если нет, то почему? А при рабовладельческом строе? Кто кого эксплуатировал? Как эксплуатировал? 2. В чем состояло неравенство между людьми? В чем заключалось богатство египетских рабовладельцев? 3. Какие классы существовали в Египте? Что имели крестьяне, рабы, рабовладельцы? Кто из них эксплуатировал, кто подвергался эксплуатации?
Получив ответы, учитель может предложить еще одному ученику дать уже без всякой помощи учителя краткий ответ на вопрос задания (т. е. повторить весь ход рассуждений).
Б. 1. Покажите на карте Египет и определите его местоположение. 2. Почему стала возможной эксплуатация одних людей другими? 3. Почему пленников в Египте первоначально убивали, а в IV тысячелетии до н. э. стали оставлять в живых?
4. Расскажите о возникновении классов в Египте. Что вы знаете о каждом классе?
План изучения:
1. Возникновение государств в Египте.
2. Объединение страны под властью одного государства.
3. Первые захватнические походы.
4. Строительство пирамид в III тысячелетии до н. э.
1. «Как только в Египте возникли классы, между ними началась ожесточенная борьба,- говорит учитель. - Предположите, чем была вызвана эта борьба. К чему стремились рабы? Чем были недовольны крестьяне? Против кого боролись крестьяне и рабы? Как угнетатели могли сломить сопротивление угнетенных и заставить их повиноваться?»
Крестьян и рабов в Египте было гораздо больше, чем знати. Поэтому знать могла эксплуатировать их, только опираясь на войско. Знатные семьи объединяются вокруг самого богатого и влиятельного человека - племенного вождя. Когда неравенство еще только возникало, вожди заводили себе охрану, отряды воинов. В IV тысячелетии до н. э. эти отряды увеличивались. Должность вождя окончательно стала наследственной, вожди превратились S полновластных правителей - в царей. Они не занимались трудом, а только руководили, управляли.
Назвав тему урока, учитель приступает к формированию понятия государство. Обращается внимание на различия между словами «государство» и «страна».
- Слово «государство» вам хорошо знакомо. До сих пор вы употребляли его в том же значении, что и слово «страна». В разговоре, в обыденной речи одинаково правильно будет сказать: «советское государство» и «советская страна».
На уроках истории мы будем различать слова «страна» и «государство». Страна - это местность, часть поверхности земного шара. Например, что такое «страна Египет»? Это долина и дельта Нила, сама река, горы, окаймляющие долину. Страна Египет существует в наши дни, когда нет ни рабовладельцев, ни рабов. Страна Египет существовала в те отдаленные времена, когда государства еще не возникали. Что же такое государство? Слово «государство» всегда связано со словом «власть».
Учащиеся могут познакомиться путем объяснительного чтения с текстом учебника, дающим определение государству (стр. 41, полужирный шрифт). После чтения учитель спрашивает:
- Было ли государство при первобытнообщинном строе? А была ли какая-нибудь власть?
Учащиеся отвечают, что при первобытнообщинном строе государства не было, но иногда ошибочно думают, что в ту эпоху отсутствовала вообще какая бы то ни было власть. В этом случае учитель напоминает, что власть в то время была: в племени она принадлежала совету старейшин и вождю.
- Чем же отличается государство от той власти, которая была при первобытнообщинном строе?
Выслушав ответ, учитель выделяет основное: государство - это власть, которая нуждается в применении силы (войска, стражников и т. п.).
- Почему вожди и старейшины не нуждались в применении силы? Почему в Египте возникли государства?
Дополняя ответы, учитель напоминает, что при первобытнообщинном строе существовало равенство и не было эксплуатации. Племенной вождь не нуждался в применении силы, его распоряжения и приказы беспрекословно выполнялись: они были выгодны большинству членов племени. Государство возникло в Египте тогда, когда возникли классы: эксплуататорам необходимо было держать в повиновении крестьян и рабов.
2. Изложение целесообразно сопровождать черчением схемы на доске (см. пособие, рис. 9). Указывается на первоначальное количество государств в долине и дельте Нила (около сорока) и дается представление о том, что каждое государство осуществляло свою власть вга определенной территории. В объеме учебника следует сказать о войнах между египетскими государствами и образовании двух больших царств: Южного и Северного (на схеме мелом проводится примерная граница между ними). При рассказе об объединении Египта методист Д. Н. Никифоров предлагает использовать самодельные аппликадии корон царей Южного, Северного, а потом единого Египетского государства. Учитель сначала прикрепляет к схеме белую корону царя Южного царства, затем красную со страусовым пером корону царя Северного царства (золотая змейка на коронах, по мнению египтян, охраняла царя от всяческих бед).
Рис. 9. Образование единого государства в Египте. Меловой рисунок и аппликация
Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство. Царь-завоеватель захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны (прикрепляется аппл. 3, рядом можно написать примерную дату объединения Египта: 3000 г. до н. э.). Учитель показывает на карте владения Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит о власти фараонов в Египте (более подробно власть фараонов характеризуется на следующем уроке).
Вопросы: Сколько государств образовалось в Египте в IV тысячелетии до н. э.? Почему их количество постепенно уменьшалось? Какие два царства образовались в Египте в результате войн? Когда образовалось единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?
Учащимся можно предложить рассмотреть изображения на древней плитке, рассказывающие о победе Южного царства над Северным (рисунок, стр. 41). Смысл изображения учитель, раскрывает в соответствии с пояснениями учебника к рисунку. При наличии времени дается представление об особенностях расположения человеческой фигуры на плоскости в египетском искусстве.
- Обратите внимание: ноги и голова царя показаны сбоку, а туловище и глаз обращены прямо на зрителя. Ни один человек не может принять такую позу. Это не значит, однако, что египетские художники не умели изображать человека, каким мы его видим в жизни. Они поступали так сознательно, стремясь, чтобы зритель побольше узнал об изображенном - как он выглядит сбоку и как спереди. Благодаря этому приему мы как бы получаем возможность осмотреть человеческую фигуру одновременно с разных сторон.
3. Данный вопрос раскрывается при наличии времени (он может быть задан на дом без объяснения).
Зачем фараонам нужно было войско? В ответах учащиеся в состоянии выделить три основных момента: 1) подавление сопротивления крестьян и рабов; 2) оборона страны от иноземных врагов; 3) завоевание земель и захват добычи. Освещается третий момент: учитель отмечает, что войска фараонов завоевали богатую золотом Нубию - страну, расположенную к югу от порогов.
4. Фараоны приказывали строить для себя гробницы, Эти огромные сооружения возвеличивали царя еще при его жизни, внушали всем египтянам представление о могуществе владыки Египта.
Рассматривается рис. 1 (стр. 43). До наших дней в Египте сохранилось около ста пирамид. На фотографии самые крупные из них. Каждая строилась для одного фараона.
Задание: Найдите на карте № 2 (левая) Большие пирамиды и определите словами их географическое положение. Пирамиды не случайно строили на западе, на границе с пустыней. Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Поэтому запад они считали страной смерти.
Представление о каменоломнях создаст цветн. рис. 7. Желательно использовать картину П. Луганского «Постройка пирамиды». «Каждая из огромных пирамид носит имя того царя, который в ней похоронен,- говорит учитель. - Пирамиды меньших размеров - это гробницы царских жен и приближенных. Чему посвящена картина? По приказу правящего фараона возводится еще одна гробница, ее строительство только что началось, на работы согнаны тысячи крестьян и рабов» (См.: Андреева М. А. и др. Руководство к картинам по истории древнего мира (любое издание)). Другую часть содержания картины могут раскрыть сами учащиеся (описать условия труда на строительстве пирамиды и дать им оценку). Школьники способны отметить отсутствие машин и механизмов, неимоверную тяжесть каменных плит, выматывающий силы зной. Обобщая ответы, учитель отмечает, что строительство царских гробниц бессмысленно поглощало громадные средства и труд сотен тысяч людей, отвлекало крестьян от сельскохозяйственных работ (поля заболачивались, плотины размывались, каналы засорялись) и разоряло их.
В соответствии с учебником приводится рассказ Геродота о строительстве пирамиды фараона Хеопса (§ 8, п. 4).
Учащиеся интересуются тем, как египтяне поднимали на большую высоту каменные плиты без машин и механизмов. Выложив первые ряды кладки, строители делали у одной из сторон пирамиды пологую насыпь. На нее настилали брев$а, поверх которых клали слой глины. Смоченная водой глина облегчала скольжение саней со строительным материалом. По мере того как пирамида строилась, насыпь поднимали все выше и выше (См.: Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967, с. 89).
Рисуя разрез пирамиды Хеопса, учитель рассказывает, что эта пирамида представляет собой почти сплошную каменную кладку. Узкий коридор спускается глубоко под землю. Он ведет в небольшую комнату, высеченную в скале (см. пособие, рис. 10/1). Комната пуста. Для чего же она была выстроена? Это одна из загадок пирамиды Хеопса.
Рис. 10. Разрез пирамиды Хеопса. Меловой рисунок
От первого коридора чуть выше уровня земли начинается второй коридор. Он очень узок, по нему надо подниматься, согнувшись почти вдвое. Этот коридор приводит в небольшую комнату, тоже совершенно пустую (рис. 10/2). В наши дни ее иногда называют «комната царицы». Однако название неудачно: в Египте никогда не хоронили цариц в одной гробнице с фараоном. Для чего предназначалась вторая комната? Это другая загадка пирамиды Хеопса.
Широкая галерея тянется в центр пирамиды. Галерея ведет в просторную комнату (рис. 10/3). В ней, по-видимому, был похоронен фараон Хеопс. Здесь и сейчас стоит его гроб из красного гранита. Он пуст, даже крышка гроба бесследно исчезла. Куда исчезла гранитная крышка гроба? Такова третья загадка пирамиды.
Конечно, можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую листами золота, дорогие сосуды и оружие, серьги, браслеты, нагрудные украшения. Здесь было чем поживиться! Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки, чтобы воры проваливались туда. И тем не менее большинство гробниц было ограблено- еще во времена фараонов.
Но для чего воры тащили огромную тяжесть через узкие коридоры пирамиды? Ведь каменная крышка не представляла никакой ценности. Некоторые ученые думают, что гроб Хеопса никогда и не имел крышки и сам фараон не был. здесь похоронен.
Археологи еще сорок лет назад открыли, что у некоторых царей Египта было по две или три гробницы: одна - настоящая, остальные - ложные. Ученые так объясняют этот странный факт: когда люди жили родами и племенами, существовал жестокий обычай - убивать племенного вождя, ставшего старым и дряхлым. Верили, что такой вождь угрожал благополучию племени. Но вот в Египте возникло государство. Постарев и одряхлев, фараон, конечно, не желал быть убитым. Он приказывал, чтобы вместо него хоронили статую, а сам фараон как бы рождался заново. Этот обряд совершали через тридцать лет после вступления фараона на престол, а затем повторяли каждые три года. Вот почему фараон мог иметь несколько гробниц.
Была ли пирамида Хеопса ложной или настоящей гробницей, решат дальнейшие изыскания ученых (См.: Рубинштейн Р. Загадки пирамид. М., 1966).
Домашнее задание: § 8. Задание 4 к § 8.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.