УРОК 4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И БОРЬБА КЛАССОВ В ЕГИПТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возглавляемый фараоном государственный аппарат состоял из чиновников разного служебного положения. Формируя понятие чиновник, учитель подчеркивает, что все чиновники назначались либо самим фараоном, либо вышестоящим начальником (отсюда полная оторванность всех чиновников от населения страны, безразличие к нуждам простого народа).

Государство было орудием подавления угнетенных (эта мысль рассматривалась на предыдущем уроке) и главным средством эксплуатации. Последняя осуществлялась с помощью чиновников и стражников (при сборе налогов, строительстве дворцов и гробниц и т. п.). Впервые учащиеся узнают также о хозяйственной функции государства (руководство ирригационными работами).

Материал урока подведет учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. Представители этого сословия составляли основную массу класса рабовладельцев.

Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другие варианты начала урока: I. Б 1-2; А 1-2. II. Б. 1-3; А 1-2. III. Б 1-4. Вопросы и задания:

А. 1. Подсчитайте, сколько тысяч лет назад образовалось единое государство в Египте. 2. Подсчитайте, сколько лет назад (примерно) построена пирамида Хеопса. При выполнении заданий учитель требует начертить на доске «линию времени», отметить на ней начало нашей эры, нынешний год и дату по истории Египта.

Б. 1. Почему в Египте образовались государства? Было ли государство при первобытнообщинном строе? Почему в нем не было необходимости? 2. Как возникло единое государство в Египте? Покажите на карте его территорию и столицу. 3. В чем различия между словами «страна» и «государство»? 4. Расскажите о постройке пирамид в Египте.

Важно еще раз подчеркнуть, что государство осуществляет свою власть на определенной территории. Власть государства может распространяться на часть страны (например, царю Северного Египта подчинялось население не всего Египта, а только дельты Нила) или же на всю страну целиком. Поэтому существует выражение «границы государства».

 

План изучения:

1. Управление древнеегипетским государством (фараон и чиновники).

2. Борьба классов в древнем Египте.

 

1. Учитель подчеркивает, что крестьяне, ремесленники и рабы были в Египте бесправны и не принимали никакого участия в управлении. Он предлагает рассмотреть схему «Государство в Египте» (стр. 45): во главе Египетского государства стоял фараон. Он обладал неограниченной властью, слово его было законом для всего населения страны. Даже вельможи - ближайшие помощники царя из самых знатных семей Египта - ни в чем не смели ему перечить, трепетали перед ним как перед богом.

Вернулся, например, с войны полководец фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Этот военачальник - знатный вельможа, богатый рабовладелец, но он не смеет даже стоять в присутствии царя. Он должен распластаться на каменных плитах тронного зала и ждать, когда фараон разрешит ему подняться.

Учитель формирует у учащихся наглядное представление о фараоне и египетском вельможе. Он предлагает рассмотреть рис. 1 (стр. 44).

- Так египтяне изображали своих владык,- говорит учитель. - Фараон представлен во время торжественного приема вельмож или иноземных послов, на которых он смотрит с высоты стоявшего на возвышении трона, сжимая царский жезл (этот знак власти первоначально был обыкновенной палкой, которой можно было ударить за неповиновение).

Рассматривается цветн. фото 1.

- Знатный вельможа по имени Каи, - объясняет учитель, - представлен древним мастером в позе писца (овладеть египетским письмом было трудно, поэтому даже ближайшие помощники фараона гордились своей грамотностью). У писца на коленях развернут свиток папируса, а в его правой руке - кисточка для письма. Мы видим оплывшее тело вельможи, руки с длинными пальцами, лицо с большими ушами и тонкими, плотно сжатыми губами. Перед нами умный и ловкий придворный, готовый исполнить приказание своего владыки. В древнем Египте говорили: Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы! (Учитель может предложить объяснить эти слова.) Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом.

Внимание учащихся вновь привлекается к схеме учебника (стр. 45). Самых знатных вельмож фараон назначал начальниками областей (страна делилась на 40 областей) и военачальниками. Вельможа, получивший важную должность, становился одним из главных чиновников.

Учитель объясняет, что чиновником называется человек, находящийся на службе по управлению государством (стр. 44). Слово «чиновник» происходит от слова «чин» - место на службе, должность (Здесь упрощение: понятия «чин» (служебный разряд) и «должность» (служебная обязанность) неравнозначны. Число чинов в государственном аппарате и в армии обычно ограничено, должностей же множество). Чем выше должность, тем крупнее чиновник.

Крупный чиновник, начальник области подбирал себе помощников и назначал их на разные должности. Эти чиновники в свою очередь подбирали себе десятки помощников и т. д. «Фараон и чиновники от знатного вельможи до тюремщиков и надсмотрщиков, - говорит учитель, - управляли Египтом. В их распоряжении были отряды воинов и множество стражников».

Что означают слова: «Фараон и чиновники управляли Египтом»? Это риторический вопрос, ответ на который учащиеся узнают из последующего изложения. Учитель рассказывает, кого и за что судили чиновники (либо читается вслух учебник - § 9, п. 1), подробнее останавливается на сборе налогов.

По всей стране чиновники измеряли крестьянскую землю, записывали, сколько у кого фруктовых деревьев и кустов винограда, быков и ослов, овец и гусей. Со всего имущества взимался налог в пользу государства. Размер его определяли не труженики-крестьяне, а чиновники, которым не было дела до жизни простых людей.

Сбор налога, его натуральный характер, бездушие чиновников учитель показывает с помощью цветн. рис. 6:

- Вот подоспело время сбора урожая. В деревне появляются чиновник и стражники. «Отдай налог! - обращается чиновник к одному из крестьян. - По нашим подсчетам, ты должен 25 корзин зерна». Крестьянин падает ему в ноги: «Что ты, господин мой! Ты же сам живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо еще оставить зерно на семена, и для корма быков... Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается». Но чиновник не слушает крестьянина, ему безразлична его судьба. Он помнит одно: начальник приказал собрать налог сполна. Кивнет чиновник стражникам, те силой отбирают зерно, хватают крестьянина, избивают его и, издеваясь, бросают в канал. А соседи разбегаются, боясь, что их постигнет та же участь.

Государственная казна в Египте, где денежное обращение развито не было, носила натуральный характер (слово казна вводится в изложение здесь или позднее - § 16, п. 5). Учитель отмечает, что всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Предположите, как фараон поступал со всей этой массой зерна и других продуктов. Кому в Египте был выгоден сбор налогов? Первый вопрос обычно затрудняет учащихся (фараон продавал за границу, поедал сам). Учитель объясняет: из царских амбаров выдавали жалованье чиновникам, хлебом и дру-гими продуктами кормили воинов и стражников, надсмотрщиков и тюремщиков. Фараон и его вельможи распоряжались налогами, как хотели, не считаясь с земледельцами и не советуясь с ними.

Управление заключалось также в руководстве работами по орошению. Чем были вызваны эти работы? Что собой представляли? Кто в Египте был заинтересован в строительстве каналов и плотин? Нужно отметить, что в исправности каналов и плотин было заинтересовано все население Египта. Один канал снабжал водой сотни полей, среди них были земли, принадлежавшие самому фараону, знати и крестьянам. Но тяжелые работы по орошению были возложены на крестьян и рабов. Чиновники же только руководили этими работами: сгоняли крестьян на строительство, следили за тем, чтобы по всей стране каналы и плотины находились в исправности.

Еще больше общественная несправедливость проявлялась при сооружении дворцов и гробниц для царя и знати.

Идет строительство каналов. По колено в грязи роют его крестьяне. Рядом разгуливают чиновники в белой чистой одежде, они только руководят работой, но сами не возьмут лопату в руки. А хлеб получают в первую очередь] И все же крестьяне понимают: канал нужен всему населению Египта... Совсем иное отношение к труду у тех же крестьян при возведении, например, царского дворца. На его строительстве заняты тысячи людей, а нужен дворец лишь одному человеку. Но отказаться работать крестьяне не могут.

Фараон и чиновники были ненавистны трудовому населению Египта.

Повторение по вопросам: Ответьте с помощью схемы учебника (стр. 45), кто управлял древним Египтом. Для чего вельможам и чиновникам нужны были воины и стражники? Кто из египтян не принимал участия в управлении? (Из схемы видно, что государство существовало прежде всего для того, чтобы держать в повиновении крестьян, ремесленников и рабов.) В чем заключались служебные обязанности чиновников? Чем они занимались?

2. В Египте в 1750 г. до н. э. произошло восстание угнетенных. Сообщив об этом факте, учитель при наличии времени побуждает учащихся вспомнить положение угнетенных и угнетателей в Египте.

Поделив доску на две части и написав подзаголовки: Угнетенные и Угнетатели, учитель спрашивает: «Кого следует отнести к угнетателям в древнем Египте?» (После ответа делается запись в правой части таблицы, например: фараон, чиновники, стражники.) Учитель напоминает, что угнетатели владели рабами. Разница между крупными и мелкими рабовладельцами в Египте раскрывается на примерах.

- Представьте себе мелкого чиновника. Он обязан собирать налог с нескольких деревень. По мнению самого чиновника, это нелегкая и неприятная работа. «Крестьяне вечно недовольны, - ворчит чиновник, - вечно жалуются на неурожай,, так и норовят скрыть зерно, недодать налог. А попробуй приди к ним без стражников! В глазах крестьян ненависть и злоба, кажется, дай им волю и они убьют тебя...» По-своему этот чиновник прав, - продолжает учитель. - Нечего ждать благодарности от людей, у которых порой ты отбираешь последнее! Но зато чиновник носит одежду из тонкого полотна, избавлен от работы киркой и мотыгой, в его доме всегда есть свежий хлеб и овощи. На кухне, стряпает старуха негритянка - он купил эту рабыню после удачного похода войска фараона в Нубию. Значит, чиновник - рабовладелец, хотя у него одна рабыня.

Мелкие чиновники остро завидуют главному сборщику налогов области. Вельможа, занимающий эту должность, сам не ходит по деревням, принуждая сдавать налог, не меряет зерно- все это делают его подчиненные. Вельможе принадлежит просторный дом, окруженный садом, десятки, а может быть, и сотни рабов. Этот вельможа - крупный рабовладелец.

Заполнив с помощью учащихся левую часть таблицы (крестьяне, ремесленники, рабы), учитель обращается к классу: «Кто такие крестьяне? Опишите хозяйство крестьян. Почему мы называем крестьян угнетенными? Кто и как их угнетал? В чем отличие раба от крестьянина? Кто из них был более бесправен? Докажите». Нередко учащиеся говорят, что крестьяне - это бедняки. Учитель объясняет, что бедность не основной признак понятия. Среди крестьян были и бедные, и зажиточные.

Один крестьянин имел, например, две пары быков, плуги, несколько овец, десятка три гусей и жил в просторной хижине. Какой же он бедняк? Другой быков не имел, были у него ослик да мотыга. Но оба они были крестьянами - мелкими землевладельцами, ведущими свое небольшое хозяйство.

Угнетение крестьян проявлялось в том, что чиновники и стражники отнимали у них часть урожая, заставляли выполнять тяжелые работы, как полезные всему населению страны (орошение), так и бесполезные (строительство царских гробниц).

Знакомя класс с положением ремесленников, учитель может предложить одному из учеников прочитать вслух текст учебника (§ 9, п. 3).

Восстание целесообразно изучить по источнику («Описание бедствий страны», учебник, стр. 46). Кратко охарактеризовав документ, учитель прочтет его вслух (учащиеся следят по раскрытым книгам). В соответствии с учебником он укажет на то, что в Египте была восстановлена власть фараонов (§ 9, п. 4).

Домашнее задание: § 9. Вопросы к отрывку из «Описания бедствий страны» (стр. 46). Задания 5-6 к § 9.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.