ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные идеи, лежащие в основе повторения, изложены во введении к разделу. Определяя конкретное содержание работы на уроке, учитель обращает внимание на те вопросы, которые хуже всего усвоены учащимися.

Варианты проведения урока: I. В 1-2; А 1-3; Б 3. II. Б 1-3; А 4. III. Б 1-5. Вопросы и задания:

А. 1. Придумайте небольшие рассказы, из которых была бы ясна роль плотов и лодок в жизни первобытных людей. Учитель может помочь учащимся, предложив им сюжет рассказа (например, «Рыбная ловля») или его начало. Например:

«Поселок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Казалось, спасения не было...»

«Вокруг поселка не осталось зверей..Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них?»

2. Крупнейшим открытием людей явилось земледелие и скотоводство. Придумайте рассказ, подтверждающий эту мысль. Вот его начало: «Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается охотой и собирательством, другое - наряду с этими занятиями - также земледелием и скотоводством...» Продолжите рассказ и покажите, какое из племен жило в более благоприятных условиях.

При выполнении заданий, развивающих историческое воображение (А 1, 2), учитель требует от учащихся образной реконструкции прошлого, словесных картин; а не пересказа учебника.

3. Сравните родовую и соседскую общины.

1) Какие были различия между родовой и соседской общинами? Учащимся поможет план ответа (памятка), написанный учителем на доске до урока.

Различия: 1. Кто входил в общины?.

2. Как трудились?

3. Имущество.

4. Было ли равенство?

Задание сложно для многих пятиклассников. По-прежнему они подменяют сравнение объектов (нахождение черт различия) их описанием: последовательным рассказом о родовой общине, а затем о соседской. В таком случае учитель прерывает ответ: «Не рассказывай подряд все, что знаешь. Находи различия в указанном на доске направлении: кто входил в родовую общину, кто в соседскую? Чем объяснить различия в названиях общин?» и т. д. После получения ответов полезно предложить еще одному ученику повторить (уже без помощи учителя), в чем состояло различие между соседской и родовой общинами.

2) Что было сходного между родовой и соседской общинами? Учитель видоизменяет запись на доске:

Сходство: 1. Как трудились?

2. Имущество.

Возможно руководство ответом с помощью вопросов: 1.Как трудились люди в родовой общине? Какие виды работ в соседской общине соседи выполняли сообща? (Расчистка леса под пашню, осушение болота и т. п.) 2. Кому принадлежало имущество в родовой общине? Что в соседской общине принадлежало всем общинникам? (Лес, пастбище, река и т. п.)

4. Подумайте, какие признаки первобытнообщинного строя сохранились в соседской общине и какие исчезли.

Учитель. Вспомним, что называется первобытнообщинным строем. Это порядок жизни древних людей. Его важнейшие признаки (перечисляет). Выясним, сохранился ли в соседской общине 1-й признак - «люди трудились сообща».

Ученик. Признак сохранился частично... (обосновывает).

Учитель. Сохранился ли 2-й признак - «люди имели общее имущество»?

Ученик. И этот признак сохранился частично... (обосновывает). Учитель. Сохранился ли 3-й признак - «люди были равны между собой»?

Ученик. Нет, не сохранился... (обосновывает).

Учитель может предложить другому ученику повторить от начала до конца ответ на вопрос задания.

Б. 1. Подсчитайте, как долго жили на Земле первобытные люди.

«Люди очень долго жили первобытнообщинным строем, - подчеркивает учитель. - А сколько именно?» Для этого необходимо выяснить, что считать началом изучаемого времени (Когда появились на Земле древнейшие люди? В каких частях света найдены следы их жизни?) и его концом (Когда произошел распад родовых общин и возникло неравенство между людьми? В каких районах Земли?). Учитель указывает, что люди жили первобытнообщинным строем более 2 млн. лет.

2. Вспомните, какие изобретения и открытия были сделаны первобытными людьми. Учитель предлагает рассказать о каждом изобретении или открытии и о том значении, которое оно имело. (Факты, упоминавшиеся на уроках, систематизированы для справки учителю в таблице 11.)

Таблица 11. Важнейшие изобретения и открытия первобытной эпохи

Изобретение или открытие Основное значение для данной и последующих эпох
Овладение огнем Источник тепла и света, давший возможность заселять районы земного шара с холодным климатом; защита от хищников; средство для приготовления пищи, для обработки деревянных орудий. В дальнейшем керамическое производство, металлургия и т.д.
Жилище, одежда Убежище во время сна, защита от зверей, от холода, ветра, солнца и пр.
Плот и лодка Возможность передвижения
Лук и стрелы Оружие дальнего боя, обладающее прицельным качеством и скоростью полета, превышающее скорость других метательных орудий. Произвели переворот в охоте. Играли большую роль в европейских армиях вплоть до XVII в.
Земледелие и скотоводство Переход к производству продуктов питания
Керамика, текстиль Создание материалов, не свойственных самой природе, из которых изготавливались важнейшие ремесленные изделия
Начало обработки металла Огромное влияние на всю хозяйственную жизнь последующих эпох

3. Вспомните, какой порядок жизни существовал в первобытное время. (Найти ответ в учебнике, стр. 18.)

В сознании учащихся закрепляются три главных признака первобытнообщинного строя: 1) совместный труд первобытного коллектива (Приведите примеры совместного труда первобытных людей. Почему они трудились сообща?); 2) совместное имущество (Что представляло собой имущество родовой общины?); 3) равенство людей (В чем оно заключалось? Вспомните, в чем заключалось неравенство между людьми?).

4. Как управлялись первобытные коллективы? (Кто руководил родом и кто племенем? Как руководил? Кто становился старейшиной, вождем? Трудились ли старейшины, вожди? Почему все родичи им подчинялись? Почему все мужчины племени были вооружены? Где им могло понадобиться оружие?)

5. Почему и как возникло неравенство? (Какие перемены в хозяйственной жизни людей привели к возникновению неравенства? Почему привели? В чем выразилось это неравенство? Как появились знатные семьи? Почему родичи вынуждены были подчиняться знати?)

Другие варианты проведения урока:

IV. Учитель предлагает раскрыть учебник (стр. 28-29); либо он сам, либо ученик читает текст на левой стороне страницы и вопрос на правой. Выслушав ответы, учитель ставит дополнительные вопросы, делает обобщение. V. В ходе повторения используется диафильм для повторительно-обобщающих уроков в V классе, ч. 1. VI. Работа с кинофильмом «Что и как мы узнаем о жизни первобытных людей». После просмотра возможна беседа по вопросам: 1. Какие эпизоды фильма вам особенно запомнились? Чем? 2. Сравните жизнь людей, показанную в первой, второй и третьей частях фильма. Почему она изменялась и улучшалась? (Здесь и ниже рекомендации по работе с кинофильмами взяты из кн.; Завадье А. С. Учебное кино на уроках истории в 5-8 классах. М., 1969)

Домашнее задание: повторить важнейшие даты из жизни первобытных людей.

 

УРОК. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

Основная задача урока - подготовить учащихся к пониманию счета лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Формируется представление о том, что древнейшие календари возникли в связи с потребностями земледельческого хозяйства.

В учебном материале урока нет ярких описаний, сведения о возникновении христианской эры (нашей эры) не связаны со знакомыми учащимся фактами, отрывочны; счет лет до нашей эры выглядит как «обратный» и противоречит жизненному опыту детей. Все это требует от учителя особенно тщательной подготовки и собранности на уроке.

 

План изучения:

1. Возникновение счета времени по годам.

2. Происхождение и сущность нашего летосчисления.

 

Вводная часть урока посвящена тому, как важно, изучая историю, уметь назвать год, в который произошло то или иное событие. Учитель проверяет, помнят ли учащиеся даты по истории первобытного общества (в учебнике их не менее шести:

«Когда появились на Земле древнейшие люди? Когда люди стали такими как люди нашего времени?» И т. д.).

Учитель чертит «линию времени»: он проводит мелом линию от одного края доски до другого и стрелку, указывающую направление движения времени (см. пособие, рис. 6).


Рис. 6. 'Линия времени'

«Чем ближе к дверям класса, тем ближе к нашим дням,- говорит он -и откладывает на «линии» текущий, 1977 год. - Слева или справа от этой даты нужно отложить дату Октябрьской революции?» Отметив на «линии» 1917 год, учитель спрашивает: «Скольким годам равен отрезок между двумя зарубками на «линии»?» (60 годам.)

Откладывается еще одна дата (например, первое упоминание в летописи о Москве или год нашествия Наполеона на Россию), после чего работа с «линией» временно прекращается.

1. В глубокой древности первобытные охотники и собиратели заметили, что на смену теплому сезону приходят холода, а затем через много дней вновь становится тепло. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона, ибо знали, что в зависимости от времени года меняется количество зверей и плодов в лесах. С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной года. «Как вы думаете, почему?»- может спросить учитель.

Задание: Придумайте фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года. Покажите, к чему это может привести. Задание способны выполнить немногие ученики, обладающие развитым воображением. Приведем пример ответа ученика:

«В одной стране жило племя земледельцев. Они не знали о существовании времен года. Осенью, когда осталось несколько дней до снега, они вспахали и засеяли поле. Всходы замерзли. Среди зимы снег растаял - наступила оттепель, почва стала влажной. Земледельцы решили засеять поле. Так и сделали. Но тут снова стало холодно, и ничего не выросло.

Весной хотели опять посеять, но решили, что снова наступят холода. Дождались жары, посеяли, но все засохло. Многие дети в племени погибли от голода...»

Вопросы: Почему этот рассказ фантастический? Какие знания, которыми обладали древние земледельцы, помешали бы им вести себя подобно героям рассказа?

Древние земледельцы отмечали смену времен года праздниками.

- Ныне стоит сентябрь, - говорит учитель. - Ночи становятся все длиннее, а дни короче. В конце декабря день начнет увеличиваться. Солнце как будто родится заново: оно станет давать больше тепла и света. Это явление природы заметили древние земледельцы. Они праздновали «рождение» солнца, желая ускорить наступление тепла. Какой праздник отмечают в эти же зимние дни верующие в наше время? Почему древние земледельцы обожествляли солнце, а племена охотников и собирателей нет?

Другой праздник в конце зимы, когда природа пробуждается после зимней спячки и словно оживает. Древние славяне праздновали наступление весны. В эту пору куры вновь начинали нестись, коровы - давать молоко. Поэтому ранней весной творог и яйца были любимыми блюдами и подавались ч как лакомство на праздничный стол. Какой весенний праздник, когда природа, как бы воскресает, отмечают верующие в наше время? (Христианские рождество и пасха - это те же древние земледельческие праздники; переосмысленные церковью в соответствии с мифом о рождении и воскресении Иисуса Христа. См.: Алмазов С. X., Питерский П Я. Ираздники православной церкви. М., 1962)

Учитель подчеркивает, что у древних земледельцев возникло представление о годе: они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам: люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Учащиеся, как правило, не знают, как возникло наше летосчисление, и даже не задумываются над тем, что в основе его лежит определенная точка отсчета. Поэтому желательно на примере древнеегипетской и римской эры показать, что в любом летосчислении такая точка отсчета обязательна.

В древнем Египте (Новые историко-географические понятия необходимо выделить («Египет - одна из древнейших стран мира, к изучению которой вы скоро приступите...» - скажет, например, учитель) ) каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй - вторым и т. д. Когда царь умирал, вновь наступал первый год, второй, третий. В чем неудобство подобного счета лет? Учащиеся понимают, что отсутствие непрерывного счета приводило к путанице. Иным было летосчисление, придуманное римлянами: год основания города Рима они считали первым, следующий - вторым и т. д. Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

Вопросы: Какой счет лет существовал в древности у египтян? Какой у римлян? Какой счет лет удобнее? Чем?

2. «От какого события мы ведем счет лет? - ставит учитель вопрос. - Со времени какого события прошло 1977 лет?» Дать ответ учащиеся обычно не могут. Учитель побуждает их осознать, что и в нашем летосчислении существует некая точка отсчета. Предвидя возможную ошибку, он предлагает задание: «Иногда пятиклассники считают, что мы ведем счет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Опровергните это утверждение».

Учитель рассказывает, что счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Христос. Сказания о Христе создавались около 2 тыс. лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась в разных странах. А один из верующих (Создателем христианской эры считается настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый (VI в.). В его время церковники пользовались диоклетиановой. эрой, по которой счет лет велся с момента захвата императорской власти в Риме Диоклетианом. Поскольку этот император преследовал христиан, Дионисий решил заменить диоклетианову эру христианской. На основе евангельских легенд он «установил» год рождения Христа) предложил вести счет лет от рождения Христа. «Пусть год рождения Христа будет первым годом, - говорил он, - следующий - вторым и т. д.» Этот человек «высчитал», будто Христос родился в 753 г. от основания Рима. Такой счет лет постепенно был принят во многих странах (Но далеко не во всех. Другие системы летосчисления применяются, Например, в Турции, Иране, Афганистане, в Индии и Шри Ланке, в арабских странах, Эфиопии, Нигерии и Судане. См.: Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970, с. 188-190, с. 212).

- Что произошло с точки зрения верующих 1977 лет назад?

- Родился Христос, - отвечают учащиеся.

- А что на самом деле произошло в этот год?

- Шел 753-й год от основания Рима,- объясняет учитель, - ничего существенного в этот год не произошло, но в нашем летосчислении этот год принято считать первым.

Для религиозных людей рождение Христа, в которого они верили, - очень важное событие. Но почему мы до сих пор пользуемся этим счетом лет? Может быть, правильнее было бы вести счет лет от Октябрьской революции? (Какой в таком случае был бы ныне год в нашей стране?) В соответствии с учебником учитель объясняет, почему мы сохранили традиционный счет лет.

Вопросы: Какой счет лет - древнеегипетский или древнеримский - напоминает наш счет? Чем?

Далее учитель говорит, что «время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой» (стр. 31). На «линии времени» отмечается начало нашей эры. В сознании учащихся закрепляется тот факт, что наша эра продолжается немногим менее двух тысяч лет.

Наиболее сложная часть объяснения начинается с задания: «Докажите на фактах, что люди жили и до нашей эры». Учащиеся понимают, что даты, относящиеся к жизни первобытных людей, надо отметить на «линии» слева от начала нашей эры.

«В древности было восстание рабов под предводительством Спартака,- продолжает учитель. - Оно началось за 74 года до нашей эры. Где на «линии» надо поместить эту дату?»

Вызванный ученик определяет место даты. Учитель знакомит класс с ее написанием (74 г. до н. э.) и предлагает задание: «Подсчитайте, сколько лет назад началось это восстание?» После ответа полезно разъяснить, как надо решать задачи подобного типа.

Понимание того, чем вызван «обратный» счет лет для событии, происшедших до нашей эры (почему, скажем, за 74 годом до н. э. следует 73-й, а не 75-й), с трудом Дается не только слабым, но и средним ученикам. Учитель должен быть готов к тому, что часть учеников может не усвоить на данном уроке материал.

Объяснение может быть проведено следующим образом:

- Если какое-нибудь событие произошло за один год до нашей эры, то мы говорим, что оно произошло в 1 году до нашей эры. Учитель отмечает эту дату на «линии времени» и продолжает: «Если другое событие произошло за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2 году до нашей эры» (делается запись на «линии»). Если третье событие произошло за три года до нашей эры, мы говорим, что оно произошло в 3 году до нашей.эры» (делается запись).

Таким образом, учащимся важно понять: если какое-нибудь событие произошло в таком-то году до н. э., это означает, что оно произошло за такое же число лет до н. э. Время на «линии» движется по направлению к нынешнему году. Поэтому за 3 г. до н. э. шел 2 г. до н. э. И т. д.

Сущность счета лет до нашей эры становится ясной лишь при выполнении различных упражнений. Решаются «Дополнительные задачи» (стр. 32).

Учитель помогает вызванным ученикам:

- Прочти условие 1-й задачи. Какие годы в ней упомянуты? (30 г. до н. э. и 30 г. н. э.) Отметь эти годы на «линии времени». Что требуется узнать в задаче?

- Прочти условие 3-й задачи. Отметь на «линии времени» год, в который был поставлен придорожный столб. Отметь год, в который столб перевезли в музей. И т. д.

Следует объяснить: если необходимо высчитать, сколько лет назад произошло событие, надо считать назад от отметки, на «линии» - «1977 г.». Если же необходимо узнать, за сколько лет до нашей эры оно произошло, то надо также считать назад, но уже от отметки «начало н. э.».

Домашнее задание: учебник, стр. 30-32. Задачи учебника (стр. 32). Составить самостоятельно одну задачу по типу задач учебника.

 

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Раздел знакомит с древнейшими классовыми обществами Египта, Передней Азии, Индии и Китая. Эти общества обладали сходными путями хозяйственного и общественного развития (ирригационное, земледелие, община, долговое рабство, деспотическая монархия и управление с помощью чиновников).

Хронологические рамки изучаемого периода не едины для стран древнего Востока. Знакомство с Египтом и Передней Азией начинается с образования государств в долине Нила и в Месопотамии (IV тыс. до н. э.) и доводится до завоеваний их персами. Дальнейшая история этих стран рассматривается как часть истории всего Средиземноморья. Ознакомление с историей Индии и Китая также начинается с эпохи древнейших государств в долинах Инда (III тысячелетие до н. э.) и Хуанхэ (II тысячелетие до н. э.) и доводится до первых веков нашей эры.

Учащиеся подводятся к пониманию влияния географической среды на хозяйство древневосточных стран (см. выше, стр. 12, табл. 1). Особые природные условия явились предпосылкой развития земледелия и скотоводства в долинах Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Производящее хозяйство в указанных районах стало господствовать намного раньше, чем в других областях земного шара. Формы преобразования человеком природы на древнем Востоке были сходны: осушение болот, вырубание тростников и т. п. Создание сложной ирригационной системы явилось основой хозяйственного процветания древнейших земледельческих стран. Здесь нельзя было рассчитывать на естественное орошение: в одних районах осадки выпадают редко (долины Нила и Инда), в других в период созревания хлебов стоит засуха (Месопотамия). При разливах рек одни участки долины оказывались перенасыщенными влагой, на других ее было недостаточно. Отсюда постоянная забота земледельцев о строительстве и ремонте оросительных сооружений, водоподъемных устройств.

О более высоком уровне производительных сил на древнем Востоке сравнительно с первобытным обществом свидетельствует широкое использование орудий из металла (сначала из меди, со II тысячелетия до н. э. - из бронзы, с конца II тысячелетия до н. э. - из железа), тягловой силы животных, внедрение упряжных пахотных орудий, создание системы оросительных сооружений.

Расцвет производящего хозяйства в долинах южных рек привел к возникновению неравенства, эксплуатации и классов (см. выше, стр. 32, схема 1). В результате ожесточенной классовой борьбы возникло государство (см. выше, стр. 32, схема 1).

Значительное внимание в разделе уделяется характеристике культуры - письменности, научных знаний, искусства - народов древнего Востока (см. выше, стр. 49 и ниже, табл. 13).

 

ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В теме дается обобщенная характеристика древнеегипетского общества и государства, культуры и религии. Впервые и с наибольшей для школьного курса полнотой раскрываются особенности и закономерности хозяйственного, общественного и культурного развития древневосточных стран.

Рассматриваются причины возникновения рабства как формы эксплуатации. Характеризуются основные классы древневосточного общества (крестьяне, рабы, рабовладельцы).

Основными производителями на древнем Востоке были крестьяне-общинники. Последние в отличие от рабов владели землей, имели хижину, скот, домашнюю птицу, инвентарь. Важно усвоение специфики эксплуатации крестьян, которая осуществлялась государством в целом (сбор налогов, принудительные работы и т. п.). Учащиеся получают представление о главных источниках рабства на древнем Востоке (рабы-пленники, рабы-должники); об использовании рабов в Египте: первоначально главным образом в качестве домашних слуг, затем и в производстве (на строительстве оросительных сооружений, дворцов и гробниц, в рудниках и каменоломнях, в имениях знати); о положении раба (раб лишен свободы действий, является частью имущества своего господина). Подчеркивается роль прямого насилия, внеэкономический характер принуждения эксплуатируемых масс в Египте.

Обращается внимание на то, из каких групп населения формировался класс эксплуататоров-рабовладельцев (цари и знать, чиновники, военачальники, жрецы).

Древнеегипетское государство возникло для защиты интересов господствующего класса. Оно рассматривается как орудие подавления эксплуатируемых, поскольку с его помощью египетская знать держала в повиновении крестьян, ремесленников и рабов, и как средство эксплуатации, поскольку оно само эксплуатировало угнетенных. Государство вело завоевательные войны, обогащавшие верхушку общества.

При изучении религии древних египтян учащиеся знакомятся с верованиями, которые зародились еще в первобытные времена (обожествление сил природы). Ущащиеся получают представление о таких особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе (обожествление царя, вера в главного и второстепенных богов, вера угнетенных в счастливую посмертную жизнь). Учащиеся подводятся к пониманию того, что древнеегипетская цивилизация, просуществовавшая более трех тысячелетий, оказала огромное влияние на культуру и идеологию древнего мира.

(Интересный материал учитель найдет в обобщающем труде советских египтологов «Культура древнего Египта». Отв. ред; И. С. Кацнельсон. М., 1976.)

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 130.